VI. Перечень скальдов Перечень скальдов датских и шведских конунгов

СПРАВОЧНИК ПО СКАЛЬДАМ

А

АРНОР ТОРДАРСОН СКАЛЬД ЯРЛОВ (XI в.) – исландский скальд, сын скальда Торда Кольбейнссона. Арнор был автором хвалебных песней об оркнейских ярлах Рёгнвальде и Торфинне (откуда его прозвище), норвежских конунгах Магнусе Добром и Харальде Суровом, датском конунге Кнуте и некоторых знатных исландцах. "Хрюнхенда" (от хрюнхент – название ее размера) – это одна из драп Арнора о Магнусе Добром. Сохранилось 18 вис этой очень пышной хвалебной песни. Сохранились также (не полностью) некоторые другие его хвалебные песни.

Б

БЁЛЬВЕРК АРНОРССОН

БРАГИ БОДДАСОН СТАРЫЙ (видимо, I пол. IX в.) – норвежский скальд. Стихи сохранились только в исландской традиции и являются древнейшими сохранившимися скальдическими стихами. Браги упоминается в древнеисландских источниках как предок ряда исландцев, живших в IX-X вв. Известна его "Драпа о Рагнаре". В "Перечне скальдов" говорится, что Браги был автором хвалебных песней о шведских конунгах Эйстейне Бели и Бьёрна с Кургана, но эти песни не сохранились.

БЬЁРН АРНГЕЙРССОН БОГАТЫРЬ С ХИТ-РЕКИ (примерно 989-1024 гг.) – герой "Саги о Бьёрне", одной из "родовых саг". Основной мотив саги – распря между Бьёрном и Тордом сыном Кольбейна, первоначально из-за Оддню, девушки, которая достается в жены Торду, но потом причиной взаимного ожесточения становятся поносные стихи (т. е. нид), которые Бьёрн и Торд сочиняют друг о друге. Столкновения между ними, в конце концов, приводят к тому, что Торд убивает Бьёрна. "Серое брюхо" – это нид, направленный против Торда.

Г

ГИСЛИ СЫН ТОРБЬЁРНА КИСЛОГО (кон. X в.) – герой "Саги о Гисли", самой драматичной из "родовых саг". В саге много отдельных вис, приписываемых Гисли. Но подлинность многих из этих вис ставится исследователями под сомнение.

ГРИМ ЛЫСЫЙ, или СКАЛЛАГРИМ – исландский первопоселенец, сын Квельдульва и отец Эгиля. Известны две его висы.

ГУДМУНД СЫН АСБЬЁРНА (неизв. 1235 г. или 1237 г.) исландец, известный по "Саге о Стурлунгах". В ней сказывается, что он сочинил вису о другом исландце (Торальве сыне Бьёрна, умер в 1240 г.), с которым враждовал.

ГУННЛАУГ ИЛЛУГАСОН ЗМЕИНЫЙ ЯЗЫК (примерно 984-1009 гг. или 987-1012 гг.) – исландский скальд, герой "Саги о Гуннлауге", одной из "родовых саг". Основной мотив саги – соперничество двух скальдов, Гуннлауга и Храфна, из-за Хельги Красавицы, девушки, которая выходит замуж не за того, кого она любит, т. е. не за Гуннлауга, а за Храфна. В конце концов, соперники убивают друг друга на поединке. В саге приводится ряд отдельных вис Гуннлауга. Спорно, сочинены ли все эти висы действительно Гуннлаугом. Однако о том, что существовали скальды Гуннлауг и Храфн, которые сочиняли хвалебные песни в честь ряда иноземных правителей, есть вполне достоверные свидетельства. От хвалебных песней, сочиненных Гуннлаугом, сохранились только фрагменты. Только фрагменты сохранились и от "Драпы об Адальраде", сочиненной, видимо, около 1002 г., и "Драпы о Сигтрюгге Шелковая Борода".

Е

ЁКУЛЬ СЫН БАРДА – исландец, дружинник Хакона Эйрикссона, норвежского ярла. По приказанию норвежского короля Олава Святого должен был быть обезглавлен, но так как Ёкуль отдернул голову, когда услышал над своей головой свист секиры, он был только сильно ранен в голову. Король увидел, что рана смертельна, и велел оставить его в покое. Ёкуль сказал вису, дошедшую до наших дней, а затем умер.

К

КВЕЛЬДУЛЬВ СЫН БЬЯЛЬВИ – норвежский херсир (вождь), отец Грима Лысого, дед Эгиля. Его звали Ульв, что значит "волк", но так как каждый раз, когда вечерело, он избегал людей и становился сердитым, то поговаривали, что он оборотень и его прозвали Квельдульв, что значит "вечерний волк". Известна виса, которую он сочинил, когда после гибели его сына Торольва (его убил Харальд Прекрасноволосый) слег в постель от горя, и другой его сын, Грим Лысый, говорил ему, что надо отомстить за Торольва.

КОРМАК СЫН ЭГМУНДА (~ 930-970 гг.) – исландский скальд, известный по "Саге о Кормаке", одной из "родовых саг". Погиб в битве в Шотландии. В саге о нем много отдельных вис, приписываемых Кормаку. Но о том, какие из них подлинные, нет единства мнений. Сохранилось также несколько вис из драпы Кормака в честь хладирского ярла Сигурда. В этой драпе каждое четверостишие кончается короткой фразой мифологического содержания.

Л

ЛЕЙКНИР БЕРСЕРК (неизв. ок. 983 г.) – берсерк, известный по "Саге о людях с Песчаного Берега". Известна его виса, сказанная, когда он увидел женщину по имени Асдис, обещанную другому берсерку.

О

ОТТАР ЧЕРНЫЙ (XI в.) – исландский скальд. Будучи посажен под замок королем Олавом Святым за то, что он сочинил стихи о дочери шведского короля, которая потом стала женой Олава Святого, Оттар последовал совету своего дяди, скальда Сигхвата, и сочинил в течение трех ночей драпу об Олаве, тем самым "выкупив свою голову". Сохранились также (тоже не полностью) две другие драпы Оттара – о датском короле Кнуте и шведском короле Олаве. Последняя была сочинена около 1018 г.

Р

РЁГНВАЛЬД КАЛИ, или КАЛИ СЫН КОЛЯ (сер. XII в.) – ярл Оркнейских островов. О нем много рассказывается в "Саге об оркнейцах". В этой саге приводится ряд его отдельных вис. Но не ясно, был ли он действительно автором всех этих вис. В его стихах обнаруживают влияние поэзии трубадуров (в 1151-1153 гг. он совершил поездку в Палестину и по дороге надолго останавливался в Южной Франции). Вместе с исландским скальдом Харлем Тораринссоном Рёгнвальд Кали сочинил "Ключ размеров", поэму, состоящую из образцов скальдических размеров и строфических форм, применявшихся скальдами. "Ключ размеров" послужил прообразом для "Перечня размеров" Снорри Стурлусона (стихотворной части "Младшей Эдды").

РЭВ ГЕСТССОН СКАЛЬД РЭВ, или ХОВГАРДА-РЭВ (XI в.) – исландский скальд, сын Стейнунн Женщины Скальд. О его жизни ничего неизвестно. Но его стихи несколько раз цитируются в "Младшей Эдде". Сохранились фрагменты стихов о подаренном ему кем-то щите, о скальде Гицуре Золотые Ресницы, о каком-то Торстейне и о какой-то поездке по морю.

С

СИГХВАТ ТОРДАРСОН (примерно 995-1045 гг.) – исландский скальд. С восемнадцати лет он был скальдом норвежского конунга Олава Святого, а после его смерти – Магнуса Доброго. Его стихотворное наследство очень велико: "Викингские висы" (цикл вис о юношеских походах Олава Святого), "Висы о битве у Несьяра" (цикл вис об этой битве), "Висы о поездке на восток" (цикл вис о поездке Сигхвата в Швецию), "Висы о поездке на запад" (цикл вис о его поездке в Нормандию и Англию), "Флокк об Эрлинге Скьяльгссоне", "Драпа о Кнуте", "Откровенные висы" (цикл вис, в которых Сигхват рассказывает конунгу Магнусу о политическом положении в стране), "Поминальная драпа об Олаве Святом" (последнее произведение Сигхвата), 32 отдельные висы и несколько фрагментов других произведений.

СТЕЙНУНН ЖЕНЩИНА СКАЛЬД (рубеж X-XI вв.) – исландская женщина-скальд, мать Скальда Рэва. Около 1000 г., как рассказывается в "Саге о Ньяле", выступила против Тангбранда, миссионера, приехавшего проповедовать христианство в Исландии. Известные две ее висы.

Т

ТИНД ХАЛЛЬКЕЛЬССОН – исландский скальд. В 987 г. написал поэму, восхваляющую ярла Хакона, в которой повествует о борьбе норвежцев во главе с Хаконом против викингов из Йомсборга.

ТОРАРИН СЛАВОСЛОВ (XI в.) – исландский скальд. Известна его хвалебная песнь в честь датского конунга Кнута Могучего – "Тёгдрапа". Она была сочинена после того, как в 1028 г. Кнут завоевал Норвегию. Название драпа получила от своего размера – тёглаг. По-видимому, Торарин был первым, кто употребил этот размер. Сохранилось 8 вис этой драпы.

ТОРБЬЁРН СЫН БРУНИ – известна отдельная виса.

ТОРБЬЁРН ХОРНКЛОВИ (IX в.) – норвежский скальд норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого. Не полностью сохранились два его больших произведения – "Речи Ворона", или "Песнь о Харальде", и "Глюмдрапа". И то, и другое – хвалебные песни в честь Харальда Прекрасноволосого, но первая – это эддическая хвалебная песнь, а вторая – обычная скальдическая драпа. Хорнклови – это хейти (прозвище) ворона и в то же время скальда Торбьёрна, которое он получил, как предполагается, потому, что был автором "Речей Ворона".

ТОРГИЛЬС РЫБАК – известны отдельные висы.

ТОРД КОЛЬБЕЙНССОН (примерно 974-1024 гг.) – исландский скальд. В "Саге о Бьёрне" приводится ряд отдельных вис Торда, направленных против скальда Бьёрна Богатыря с Хит-реки. Торд был автором также двух драп о норвежском ярле Эйрике и драпы о Гуннлауге Змеиный Язык. Сохранились фрагменты этих драп.

ТОРД СЬЯРЕКССОН (XI в.) – исландский скальд. Сохранилось несколько фрагментов его хвалебных песней.

ТОРИР ЛЕДНИК (неизв. 1238 г.) – исландский скальд. Известна его виса, сказанная им прежде, чем быть казненным после битвы при Эрлюгсстадире (она произошла 21 августа 1238 г.).

ТОРЛЕЙВ РАУДФЕЛЬДАРСОН (т. е. сын Рыжей Шкуры) ЯРЛОВ СКАЛЬД (X в.) – исландский скальд. Автор произведения "Ярлов нид", который он сочинил против ярла Хакона Могучего. Сохранился только фрагмент.

ТОРЛЕЙК КРАСАВЕЦ (нач. XI в.)

ТОРМОД БЕРСАСОН СКАЛЬД ЧЕРНЫХ БРОВЕЙ (неизв. 1030 г.) – один из двух героев "Саги о побратимах", одной из "родовых саг". В Норвегии Тормод стал скальдом Олава Святого и был смертельно ранен в битве при Стикластадире. Тогда же он произнес вису, которая дошла до наших дней.

ТОРМОД СЫН ТРЕВИЛЯ

ТОРХАЛЛЬ ОХОТНИК – участник одной из поездок исландцев из Гренландии в Северную Америку. О нем рассказывается в "Саге об Эйрике Рыжем". Известны отдельные его висы.

ТЬЁРВИ НАСМЕШНИК (сер. X в.) – исландец, автор отдельной висы. О Тьёрви рассказывается в "Книге о заселении страны".

ТЬОДОЛЬВ АРНОРССОН (XI в.) – исландский скальд сначала Магнуса Доброго, а потом Харальда Сурового. Сохранилось много вис из его хвалебных песней (например, "Драпы о Харальде Сурово", сочиненной около 1065 г.), а также его отдельных вис.

ТЬОДОЛЬВ ИЗ ХВИНИРА (II пол. IX в.) – норвежский скальд. В ряде древнеисландских источников он называется скальдом норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого. Почти целиком сохранились два его больших произведения – щитовая драпа "Хаустлёнг" и "Перечень Инглингов". О самом Тьодольве известно, что он выступил защитником сыновей Харальда (в том числе Гудрёда Блеска) от финки Снэфрид, которая его околдовала и чары которой разрушились только после ее смерти.

Х

ХАЛЛИ ЧЕЛНОК (XI в.) – исландский скальд Харальда Сурового. Прозвище свое Халли получил, видимо, потому, что его находчивость сравнивалась с быстротой, с которой снует ткацкий челнок. Стихи Халли образуют составные части анекдотов, которые о нем рассказываются. Большую роль в его стихах играет еда – тема, видимо, сугубо низкая и комическая. Его звали также Халли Каша.

ХАЛЛЬ ТОРАРИНССОН – исландский скальд. Вместе с ярлом Рёгнвальдом сочинил произведением под названием "Старый ключ размеров". В ней 82 висы и 42 размера. Многое в стихах "Перечня размеров" Снорри Стурлусона заимствовано из "Ключа размеров".

ХАЛЛЬФРЕД ОТТАРССОН ТРУДНЫЙ СКАЛЬД – герой саги, основанной на его отдельных висах. Основное содержание "Саги о Халльфреде" – история любви Халльфреда. В саге рассказывается также о том, что Халльфред был скальдом норвежского короля Олава Трюггвасона, от которого он получил свое, прозвище. Халльфред грозил вернуться к язычеству, если бы король не выслушал драпы, которую Халльфред сочинил о нем. Тогда король согласился выслушать ее, но назвал Халльфреда "трудным скальдом". После гибели Олава Трюггвасона Халльфред сложил поминальную драпу о нем. Халльфред сложил также хвалебные песни о ярле Хаконе Могучем и шведском короле Олаве Эйрикссоне.

ХРАФН СЫН ЭНУНДА – известны отдельные висы.

Э

ЭГИЛЬ, СЫН ГРИМА ЛЫСОГО (~ 910-990 гг.) – самый известный норвежский скальд. О нем много рассказывается в "Саге об Эгиле", одной из лучших исландских "родовых саг". Эгиль, как его образ встает из саги, был не только вдохновенным поэтом, но также воинственным викингом, беспощадным к врагам и жадным на добычу. В саге так описывается его внешность: "У Эгиля было крупное лицо, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, нижняя часть лица широкая и длинная, подбородок и скулы широченные. У него была толстая шея и могучие плечи. Он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был страшен. Он был статен и очень высок ростом. Волосы у него были цветом как у волка, но он рано стал лысеть". Сохранились три больших произведения Эгиля – "Выкуп головы", "Утрата сыновей" и "Песнь об Аринбьёрне", а также фрагменты "Драпы об Адальстейне" и двух щитовых драп и 46 отдельных вис.

ЭЙВИНД ФИННССОН ПОГУБИТЕЛЬ СКАЛЬДОВ (X в.) – последний норвежский скальд, о котором есть сведения в исландской традиции. Он происходил из знатного северно-норвежского рода и был родичем Харальда Прекрасноволосого. Известен в основном как скальд норвежского короля Хакона Доброго, сына Харальда Прекрасноволосого. Но сохранились также отдельные висы Эйвинда, в которых нашло выражение его отрицательное отношение к преемнику Хакона – Харальду Серая Шкура, сыну Эйрика Кровавая Секира. Рассказывается, что Эйвинд сочинил однажды драпу обо всех исландцах (она не сохранилась), которая так понравилась в Исландии, что каждый исландец дал по серебряной деньге и из этого серебра сделали пряжку и послали Эйвинду, а тот велел разрубить ее на части и потратил серебро на покупку скота (тогда был голодный год). Прозвище свое Эйвинд получил, как обычно предполагается, потому, что он многое заимствовал у своих предшественников. Однако у всех скальдов есть заимствования у предшественников, и произведения Эйвинда отнюдь не менее оригинальны, чем произведения других скальдов (скорее, наоборот!). Поэтому вполне возможно, что Эйвинд был назван Погубителем Скальдов в том смысле, что он затмевал своих предшественников. Его авторству принадлежит эддическая хвалебная песнь "Речи Хакона". По-видимому, уже в глубокой старости Эйвинд сочинил "Перечень Халейгов", генеалогическую хвалебную песнь в честь хладирского ярла Хакона Могучего, который правил Норвегией. Кроме того, известны его отдельные висы.

ЭЙНАР СКУЛАСОН (XII в.) – исландский скальд. Провел большую часть жизни в Норвегии и сочинил ряд хвалебных песней о норвежских правителях. Эйнар был священником, и самое значительное его произведение (оно называется "Луч") – драпа об Олаве Святом и чудесах, происшедших после его смерти; это одна из очень немногих драп, сохранившихся полностью (в ней 71 виса). Стихосложение и фразеология в этой драпе традиционно скальдические, и только в ее композиции сказывается влияние церковной гимнической поэзии. Сохранились фрагменты других хвалебных песней Эйнара и ряд отдельных вис.

ЭЙНАР ХЕЛЬГАСОН ЗВОН ВЕСОВ (неизв. – ок. 995 г.) – исландский скальд ярла Хакона Могучего. Происходил из знатного западно-исландского рода. В "Саге об Эгиле" рассказывается, что в юности Эйнар часто беседовал на альтинге с Эгилем, перенимая у него искусство скальда. Согласно этой саге, ярл Хакон сначала не хотел выслушать драпу, которую Эйнар сочинил о нем, и согласился только тогда, когда тот пригрозил, что перейдет к другому ярлу, врагу Хакона. В награду за драпу ярл дал Эйнару щит с изображениями сцен из древних сказаний, а Эйнар потом подарил этот щит Эгилю, и тот должен был сочинить щитовую драпу. Но в "Саге о Йомсвикингах" рассказывается, что, когда Эйнар пригрозил, что перейдет к другому ярлу, ярл Хакон подарил ему драгоценные весы с золотыми и серебряными гирьками, которые могли издавать вещий звон. Отсюда прозвище Эйнара. Сохранилось 37 вис драпы Эйнара о ярле Хаконе, которая называется "Недостаток золота". Название это, по-видимому, намек на то, что Эйнар был в бедственном положении, когда сочинял эту драпу.

ЭЙНДРИДИ ЭЙНАРССОН – исландский скальд, сын могущественного магната Эйнара Брюхотряса. Известна его виса-заверение, данное Эйндриди отцу женщины, с которой он заночевал на одном острове.

  Арнор Тордарсон по прозвищу Скальд Ярлов - исландский скальд, родившийся ок. 1012 г. “Хрюнхенда ” - одна из хвалебных песней скальда Арнора, посвященных Магнусу Доброму. Сочинена в 1046 г.

“ДРАПА О МАГНУСЕ (ХРЮНХЕНДА)”

(1046 г.), 4-я и 9-я строфы

  Так говорится в Хрюнхенде, что Магнус Олавссон повел свои корабли с востока из Гардарики, сначала в Восточное море и так в Свитьод; там говорится так: “Ты снял боевые корабли со стапелей и повел их в Восточное море ; скьёльдунг , ты ступил на корабль, обшитый в клинкер гибкими досками, и с гардской оснасткой ; ты не колебался, но мачты дрожали; планширь оторвался и начал погружаться в воду; нос судна устремлялся вперед; и волны, смешанные с инеем, сотрясали украшенные голову и хвост дракона “.

  Теперь нужно сказать о том, что конунг Магнус повел однажды летом свой корабль и войско с севера из Трандхейма; он отправился сначала на юг вдоль берега, как сказал Арнор Скальд Ярлов: “Затем случилось такое, что конунг повел большой флот на юг вдоль берега; тогда получил корабль возможность плыть дальше; Висинд бежал с севера; он повелел людям во французских шлемах сесть у всех отверстий для весел; дубовый корабль казался великолепным из-за гардского оружия ; люди пугались вооруженных воинов”.

(Из “Саги о Магнусе Добром” по “Хульде”.

Перевод
Т.Н. Джаксон по Fms. VI. 23, 47)

Дата публикации: 13.03.2019 г.

КОММЕНТАРИИ


Skj. А. I. 333, 335.


Восточное море (Eystrasalt) - Балтийское море. Виса дает первую в памятниках древнескандинавской письменности фиксацию этого гидронима. Однако еще в продолжении “Франкских королевских анналов” (30-40-е гг. IX в.) Эйнхард отмечает, что датчане называют Балтийское море (“восточный морской залив”) Ostarsalt. Это лишний раз подтверждает тот вывод, что скальдические стихи IX-XII вв. сохранили наиболее раннюю этно-, топо- и гидронимию (см.: Джаксон 1989. С. 130-135).


Скьёльдунг - обращение скальда к Магнусу, который был также и датским конунгом (1042-1047). Скьёльд - легендарный датский конунг, сын Одина.


Гардская, т.е. русская оснастка корабля.


Голова и хвост дракона - символические украшения судов викингов, называемых “дракарами”.


Ценность ремарки о “гардском (т.е. русском) оружии” заключается в том, что вывод о появлении в первой половине XI в. на мировых рынках изделий русских оружейников сделан на основании весьма незначительного числа археологических находок. Лишь судя по надписи на клинке меча из Фощеватой (не позднее первой половины XI в.), исследователи заключают, что “на Руси существовала специализированная оружейная мастерская задолго до того, как об этом сообщают письменные источники” (Древняя Русь 1985. С. 300-303). Виса исландского скальда, сочиненная в 1046 г., фиксирует существование в это время русского оружия, его известность и факт использования его дружинниками норвежского конунга.

СКАЛЬД ЯРЛ

БИТВА ЗА МЕТАЛ

Музыка свободы, или "битва за Метал".

"Some were decided, some were not

A few looked away, but none forgot

Что-то решено, что-то нет

Кто-то смотрит вдаль, но ничего не забывает.

Death - Misantrope"

Для меня метал (именно так, по моему мнению, необходимо правильно называть метал-музыку) олицетворяет свободу. Именно звук метала заставляет человека забыть условности и быть собой. Если ты хочешь увидеть первобытную ярость или грусть в ее первозданном виде, просто приди на концерт метал группы соответствующего направления. И когда я трясу головой под звуки перегруженного дисторшена, или смотрю в зал со сцены между куплетом, я вижу то, ради чего я живу - энергия в чистом виде. Обмен ей между всеми присутствующими. В метале заключена огромная сила, сметающая все на своем пути, оставляя лишь первобытную чистоту. Но не всем нравится видеть молодежь в виде свободных людей. К тому же у разных людей, она по-разному проявляется (например - панки). Наше "справедливое" правительство всеми силами навязывает населению (негласно, разумеется) свободу отношений, равенство полов (не путать с равноправием! Имеется ввиду размывание границ между полами!) и развязанность. И что мы получим в виде идеального гражданина? Посмотрите МТВ и увидите. Для виду они ведут антипропаганду, но всего лишь для того, чтобы вызвать интерес ко всему этому. В принципе, наши депутаты ничем не лучше телегеев - в их понимании заседание думы - очередное побоище... и все, разумеется, "на благо народа". (Зрелище в обмен на налоги?). И сейчас они говорят, что метал развращает детей и является причиной подросткового алкоголизма и раннего секса. По-моему, метал - это единственная причина, по которой в нашей стране еще живут достойные люди. Ведь пока жив Кипелов, пока жива память о Цое, будут все условия для нормального и патриотичного воспитания подростков посредством музыки. А что нам предлагает правительство? Армия - фигня, девушка (единственная) - немодно, надо как минимум три, или вообще парня завести (типо ориентацию сменить), русская природа(?) - какая природа, если можно зависнуть в крутом ночном клубе. Я бы мог и дальше перечислять, но, думаю, и так все ясно. Кто-то может сказать, что я неправ и многие "металисты" пропагандируют тоже самое. Во-первых - это не метал. Это поп-рок. Не знаю, у кого хватило ума так назвать это г*вно, ведь там роком и не пахнет. Никогда настоящий метал не пропагандировал то, что разрушает. Единственное исключение - это группы НСБМ (национал-социалистик блэк метал). Но если дело касается "Россия для русских", то я с этим согласен. Только следует исправить - "Север для арийцев", ибо Россия страна сугубо северная. Во-вторых - чтобы убедиться в моей правоте, достаточно отбросить ослиное упрямство, включить телевизор на любой популярный канал, типа МТВ и посмотреть его хотя бы 10 минут (лично меня на большее не хватает). В принципе поводом для обсера метала в рамках коммунистической идеи становится то, что метал является частью "западной культуры". Но разве американцы придумали хэви метал? Нет. Он зародился в Англии. Да и большинство стилей вообще появились именно в Англии. Чтобы сразу не вызывать вопросов, скажу, что понятие "западная культура" обычно включает в себя культуру США. А то, что мы видим в той же Англии, это всего лишь последствия американизации и вырождения расы (Когда-то потомки ариев (датские викинги) захватили Великобританию). Так что метал - это изначально северно-европейская музыка. Помимо всякого сброда, делающего метал только ради денег, есть много групп, которые необходимо назвать, чтобы вы могли оценить лирику и музыку настоящего метала. Это прежде всего: Ария (Россия), Кипелов (Россия), Кино (Россия), Burzum (Норвегия), Satyricon (Норвегия), Аркона (Россия), Nightwish (Финляндия), Черный Обелиск (Россия), Darkthrone (Норвегия), ДДТ (Россия). Извиняюсь за мешанину, но сами разберетесь, что к чему. Просто назвал тех, кого особо уважаю среди европейских групп. Если кому-то интересен Амбиент Блэк Метал, то советую послушать последние два альбома Burzum и последний альбом моей собственной группы - Mortal Aggression (от редакции: в этом номере будет приведено интервью со Скальдом Ярлом, а в следующем ждите ссылку на альбом и рецензию на него же). Смешно слышать, когда причиной "наезда" на метал становится то, что эта музыка якобы является творением... Дьявола! Еще в средние века, если кто-то написал красивую музыку, то говорили, что она продиктована Демоном. (В принципе на самом деле слово "Демон" означает творческое вдохновение, так что в чем-то они правы:-)).) Христиан развелось больше 900 разных течений. И все "истинные", а остальные "служат Дьяволу". Что же говорить о нас - простых металистах)). Недавно в нашем городе был концерт местной христианской рок-группы. К слову сказать, ребята отлично играют, а если не слушать текст, то в принципе - ничего, в общем. Смешно было только то, что представители Дворца Культуры, рядом с которым был концерт, обозвали эту группу "сатанистами"! Я валяюсь! Христопоклонники, вы хоть определитесь, кто из вас "тру" и объединитесь в одно движение! толку больше будет. В общем, факт в том, что метал унижают все, кто стоит у власти и боится ее потерять (по причине собственной грязи на руках), и защищают (из политиков) те, кто за счет "неразумной" молодежи, обещаниями свободы, хочет влезть на "трон" в кабинете правительства. К сожалению, в наше время деньги затмили разум людей... И результатом стало то, что большинство зарубежных металистов, рано или поздно, продаются. В последнее время к ним присоединяются отечественные исполнители. Стоит группе более-менее засветиться, как она почему-то меняется... куда-то деваются осмысленные тексты... меняется музыка... исчезает душа... Кто-то, боясь непонимания поклонников, намеренно не делает коммерческой продукции и записывает все сугубо для бесплатного прослушивания всех желающих, и никогда не заключает больших контрактов. Как известно, "деньги портят". Я руководствуюсь другим мнением - "Волков бояться, в лес не ходить". Если у меня будет возможность, то я заключу для группы крупный контракт. Но если потребуется ради этого "убить душу музы" и писать то, что требуют, то я откажусь от такого контракта, сколько бы ни предлагали. Очень рад, что многие мои любимые группы, несмотря на большие контракты, не продались и пишут с душой. Таких все меньше, но они есть. И на место старых бойцов музыкального ринга, на войну за метал все время приходят новые гладиаторы. Жаль только, что сброда среди них все больше и больше. Сейчас, чтобы почувствовать философию настоящего метала, надо жить в полнейшей бедноте и выдержать восемнадцать лет жизни среди шпаны и не стать таким, как они. По крайней мере, я познал смысл метала именно так. И именно это дает мне осознание того, что метал - музыка свободы. И сейчас нас лишают этой свободы всеми способами. Скажем им НЕТ! Не дадим им решать за нас нашу жизнь! Ведь именно метал дал мне мечту и смысл всей жизни. Мечту о свободе...

Сага Огня

Внезапной молнией из шторма
Наш дерзкий вынырнул драккар*1.
Как в городские стены волны,
Сошёл на берег наш трувар*2.

Но ждали нас. Враги огромный
Отряд из городских ворот
Послали нам навстречу, словно
В мечах людской водоворот.

Не дрогнул строй наш, но нас мало –
Не продержаться до утра,
Добьёт не меч нас, но усталость
В тяжёлом взмахе топора.

Наш ярл*3 хоть молод, но искусен,
И твёрд в бою, словно базальт.
Что ж, все погибнем, но не струсим.
Но тут запел наш старый скальд*4!

Слагал он кеннинги*5 и сага*6
В такой задорный гимн слилась,
Что в каждом викинге отвага
Стократной силой родилась.

Сам Один*7 слушал эту песню,
Валькирий*8 вторил скальду хор,
Принёс победные нам вести
Мечей кровавый разговор.

И бился старый скальд, и вилась
Песнь, что к победе нас вела.
Мы победили! Но вдруг впилась
В затылок чёрная стрела.

С добычей щедрой мы вернулись
К родным скалистым берегам,
Но юный ярл стоит ссутулясь,
И не идёт веселье к нам.

Лишь скальда слово слышит Один,
Когда на языке богов
Он песнь неспешную заводит,
Чтоб сохранить в глуби веков

Мужей достойные деянья
И гордый подвиг верных жён,
Влюблённых первое слиянье,
И данный предками закон…

Великих ярлов лишь хоронят,
Сжигая в море корабли,
И как в божественной ладони
Горят прощальные огни.

Наш мудрый скальд того достоин –
Он сагой всех от смерти спас.
Ведь скальд – поэт, пророк и воин.
И ярл отдал такой приказ.

И к высшей почести героя
Сквозь тихо замерший трувар,
Тряхнув седою головою,
Вдова восходит на драккар*9.

В руке её не дрогнул факел,
Тверда походка, дышит грудь…
Мечом разрублены канаты,
Двоим в огне в Вальхаллу*10 путь.

Вот затерялся он в просторе,
Но не забудут млад и стар,
Как в бурно-пенистое море
Ушёл пылающий драккар.

И новый скальд, пока – мальчонка,
От горьких мыслей налегке,
Он воспоёт светло и звонко
Рассказ мой в солнечном стихе.

Москва,28.06.06
(из цикла «Жизнь») ®

*1 Драккар – мореходная ладья викингов.
*2 Трувар – дружина викингов.
*3 Ярл – князь, содержавший собственную дружину, подчинялся конунгу (королю), избранному тингом (собранием ярлов).
*4 Скальд – поэт, бард, философ, пророк, воин – всё в одном лице. Скандинавская традиция считала скальдов любимцами богов. Считалось, что боги понимают лишь поэтическую речь и говорят лишь языком поэзии. И только скальд мог рассказать верховному богу Одину о подвигах викингов и даже самих великих ярлов, чтобы Один счёл их достойными занять место в Вальхалле.
*5 Кеннинг – особая поэтическая метафора, свойственная скандинавским сагам. Бывают многоуровневыми и сложными для неподготовленного слушателя. Например: птица моря – драккар, птенец птицы моря – викинг, клюв птенца птицы моря – меч, зеркало клюва птенца птицы моря – щит и т.д.
*6 Сага – скандинавское поэтическое предание, иногда положенное на музыку.
*7 Один – верховный бог скандинавов. Но не создатель этого мира. Он принадлежит к более позднему поколению высших богов (асов). Боги разделялись на высших (асов), низших (ванов – боги плодородия, ремёсел и пр.) и альвов – самых таинственных существ во всей скандинавской мифологии, считавшихся учителями и наставниками самих асов.
8* Валькирии – обитательницы Вальхаллы, красивейшие девы-воительницы. Именно они решали судьбу каждого викинга в бою.
*9 Самосожжение вдов не было традицией, но саги донесли до нас множество примеров тому. Они становились валькириями в чертогах самого Одина. Только так верная и любящая жена могла остаться с мужем, достойным Вальхаллы, НАВСЕГДА.
*10 Вальхалла – рай для избранных. Был ещё «рай общего пользования» - Бразил. В Вальхаллу попадали только викинги, отличившиеся в бою и погибшие с оружием в руках. Самые достойные из них входили в трувар самого Одина. Традиционно старики, чувствовавшие приближение смерти, просили сыновей вложить им в руки меч или боевой топор и убить их мечом. Смерть в своей постели считалась для викинга позором. В Бразил попадали в основном ремесленники и немногочисленные крестьяне (скандинавские страны скалисты и неплодородны, что и породило викингов, промышлявших морским и сухопутным разбоем; викинг дословно – крутящий весло; то есть воин, становившийся на драккаре гребцом при отсутствии ветра и в неизвестных узких реках). Набеги викингов держали в страхе всю Европу три столетия с IX по XII века. Только Париж (крупнейший город в Европе того времени) викинги брали штурмом и разграбили до основания 7 раз! Второй по величине город Кёльн испытал это в ещё большей мере.

Необходимый, думаю, комментарий: автор сам - на 50% викинг (датская и немного шведская крови). Фамилия Андреянов происходит от скандинавского имени Андриен. А не от итальянского Адриано (Челентано), как, почему-то, думают многие. Присмотритесь: в Адриано "н" отсутствует!

Гном Ильвис немного помолчал, а потом указал на Олафа, успевшего оправиться от удара Генриха:

Господин Генрих, ваш товарищ показал себя отличным бойцом, настоящим воином. У него храброе сердце. Не каждый решится биться вслепую. Передайте, пожалуйста, ему благодарность от нашего имени.

Очень жаль, что сам он нас не слышит и не видит.

Генрих кивнул, повернулся к Олафу. Гроза школы, усевшись на землю, с подозрением рассматривал повязку на своей ноге. В метре от него, боязливо переступая с ноги на ногу, топталась молоденькая домовиха с чистой тряпочкой и полным ведерком воды в руках.

Олаф, ты как? - приблизившись к другу, спросил Генрих.

Да живой, что со мной может случиться? - ответил тот. - Но если я хоть что-то понимаю во всем этом, можешь смело проломить мне голову! Против кого я дрался? Чудеса, да и только! Ты как-то обронил, что вокруг полно невидимых существ, но я до сих пор не могу этого понять и в это поверить, хотя какой-то черт мне едва ногу не оттяпал… Хм. А потом я вдруг потерял сознание, будто девчонка. Представляешь? Собрался идти, уж не помню куда, как вдруг - бабах! - в глазах потемнело. Еле очухался. Н-да-а… Такого со мной еще не бывало, - Олаф пощупал затылок. - И шишка есть. Чем это меня так долбануло? Камень, что ли, кто-то бросил? Ты ничего такого не заметил?

Нет, камня я не заметил, - ответил Генрих, пряча глаза. - Как я рад, что ты жив…

Угу, - буркнул Олаф. - Я бы этому гаду, что мне голову едва не проломал, руки бы повыдергивал… Они еще здесь?

Да твои друзья, невидимки.

Здесь, - Генрих кивнул. - Они очень благодарны тебе. Говорят, что ты вел себя геройски.

Ерунда, - Олаф махнул рукой.- Передай им, что это они молодцы. И спроси, может, они видели гада, который меня стукнул?… Убитых много?

Генрих энергично покачал головой:

Кажется, никто не погиб. Но много раненых. Карлики, к счастью, интересуются пленными врагами, а не мертвыми.

Как инки, стало быть?

Что, как инки?

Ну, инки ведь тоже сражались для того, чтоб заполучить пленных, - сказал Олаф. - Они приносили их в жертву.

Ну да, - кивнул Генрих. - Что-то в этом роде. Ты, кстати, перестань терзать свою ногу. Возле тебя стоит, не решаясь предложить помощь, лекарь, который больше тебя смыслит в обработке ран.

Шутишь? - вздрогнул Олаф, недоверчиво оглядываясь по сторонам.

Нет, не шучу. Ты ляг, закрой глаза, а она все сделает. И рану промоет, и повязку наложит.

Внезапно со стороны склепа Марты Винкельхофер раздались крики, ругань.

Что за шум? - хватаясь за молот, крикнул Ильвис.

Лазутчика изловили! - донеслись радостные возгласы. - В кустах прятался. Думал, наверное, что не найдем.

Тащите его сюда!

Послышалась короткая возня, раздался и смолк возмущенный вопль, ветви раздвинулись, и гномы вытащили из кустов трепыхающегося старика.

Как смеете вы проявлять столь чудовищную грубость! Да вы знаете, кто я?! Да сам ярл Квельдульв Хромой меня… - возмущался старик на «эхте».

Иди, иди, - оборвал его один из гномов. - Сейчас разберемся, что ты за птица и что высматриваешь!

Судя по одежде, старик и вправду заявился из Малого Мидгарда. Кто же в нашем мире станет носить серые холщовые штаны и просторную рубаху, подпоясанную кожаным ремешком? Плечи пленника покрывал пурпурный шерстяной плащ с жирными и грязевыми пятнами, плащ закалывался костяной булавкой.

Ну, рассказывай, кто такой, что здесь делаешь и почему был вместе с карликами, - начал допрос Иль-вис, но старик оборвал его:

С гномами я говорить не стану! Слишком велика честь!

Тогда говори со мной, - выступил вперед Генрих, умышленно обращаясь к пленнику на немецком языке. - Я не гном.

Старик посмотрел на Генриха сверху вниз так, как будто перед ним стоял разговаривающий кот.

Вы предпочитаете говорить на варварском диалекте? Или вы думаете поразить меня своими познаниями? - ответил старик по-немецки, с едва заметным акцентом. - Оставьте это, - он махнул рукой. - Я свободно разговариваю на пятнадцати языках.

Услышав разговор на родном языке, Олаф Кауфман поднялся с земли, поблагодарил, кланяясь во все стороны, невидимого лекаря и заковылял к Генриху.

Кто это? - спросил он. - Я видел этого старика перед самой дракой - он выбирался из могилы. Тоже разновидность привидений?

Кто разновидность привидений? Я разновидность привидений? - возмутился старик. - Никакое я не привидение. Я - Эйвинд, Скальд Ярлов, из Норддерфера!… Этим именем я горжусь и не намерен скрывать его даже от вас. Я вам скажу больше того - вы можете терзать мое тело, но мой разум вам не подвластен!

Генрих промолчал, с любопытством рассматривая старика. Олаф удивленно хмыкнул и потер затылок.

Почему же вы молчите? - занервничал старик. - Я ведь вам сказал, что никаких военных секретов выдавать не стану.

Почему? - улыбнулся Генрих.

Потому что я, господа, величайший скальд Малого Мидгарда, а не лазутчик.

Позвольте мне, господин Генрих, стукнуть этого скальда молотом по башмакам, - обратился к Генриху Ильвис. - Оттяпаю ему парочку пальцев - мигом вся спесь слетит.

Какая наглость! - возмущенно буркнул старик Эйвинд, но на всякий случай отодвинулся от гнома.

Но хоть что-нибудь вам придется сказать в любом случае, - твердо произнес Генрих. - Вы были на стороне врага, и теперь вы пленник. Не надейтесь, что с вами станут церемониться - гномы и домовые так напуганы скрэбами, что скорей разорвут меня на куски, чем позволят вам молчать…

Вы собираетесь меня пытать? - испугался старик. - Но ведь так нельзя. Я не солдат, и с вами я не сражался. И потом, я - скальд, я слагаю песни о героях. За что ж меня пытать?

Уведите его, - обратился Генрих к гномам. - Перенесем допрос на другое время. Сейчас все мы слишком утомлены для спора.

Десяток гномов вцепились в одежду Эйвинда из Норддерфера и попытались оттащить его от Генриха, но старик вдруг завопил не своим голосом:

Стойте! Стойте! Не берите греха на душу, господин как вас там. Не позволяйте этим бессердечным созданиям терзать Скальда Ярлов. Их много, а я один на оба Мидгарда… Что вы хотите знать? Я скажу вам все. Клянусь! - Старик принялся ожесточенно отталкивать от себя гномов, царапаться и даже кусать их за руки. Судя по всему, он действительно не был воином.

Ладно, отпустите его, - велел Генрих, присаживаясь на землю и вытягивая раненую ногу. - Что же вы хотите нам рассказать?

Старик поспешно плюхнулся на колени, вцепился двумя руками в прутья железной ограды и с удивлением спросил:

Я хотел рассказать? Нет, это вы пожелали меня расспросить. Так спрашивайте, но учтите - я почти ничего не знаю.

Вы пришли вместе с карликами, и вы были единственным человеком среди них. Это вы их возглавляли? - приступил к допросу Генрих.

Нет, не я. Эти дикари никогда не подчиняются обычным людям. Теперь я могу быть свободен?

Гном Ильвис бухнул молотом по ограде, да так сильно, что земля затряслась.

Если хочешь, так я тебя сейчас освобожу, - вкрадчиво сказал он. - Но будешь ли ты этому рад - вот в чем вопрос. Не многие чувствуют себя счастливыми, когда им сшибают голову…

В каком смысле? - спросил старик.

А в самом прямом, - гном показал пленнику молот. - Как тресну тебя по лбу, так ты вмиг окочуришься, проклятый лазутчик.

Старик испуганно вжал голову в плечи и умоляюще, снизу вверх, глянул на Генриха:

Я их не вел, это они меня привели. Моя задача - слагать хвалебные песни о героях.

Это они-то герои? - с презрением возмутился кто-то. - Подлые трусы они, а не герои. Велика смелость - нападать ночами на спящих!

Врата, которыми вы прошли, единственные открытые или существуют другие? - спросил Генрих.

Пленник покачал головой:

Других не осталось. Да и эти, наверное, уж больше не откроются.

А не врешь? - вмешался в разговор Ильвис.

Клянусь! Можете хоть пытать меня - я говорю правду.

За пыткой дело не станет, - успокаивающе заметил Ильвис. - Об этом ли тебе волноваться?

Эйвинд, Скальд Ярлов, при этих словах вздрогнул, что-то невнятно простонал и неожиданно завалился на бок.

Эй, что с вами? - Генрих испуганно наклонился к старику, но его опередил Мьедвитнир. Он прижался к груди пленника ухом, потрогал его за шею и сказал:

Лишился чувств.

Слава богу! - Генрих с облегчением вздохнул. - А я уж решил, что помер от разрыва сердца. Зачем же вы его так напугали, господин Ильвис?

А что с ним церемониться? - Предводитель древнерожденных засунул молот за пояс. - Пытать бы я его, старика, не стал бы… наверное, а вот припугнуть стоило. Страх многим языки развязывал.

Генрих подумал, что на сегодня допрос окончен. Как скоро старик придет в себя, никому не известно. К тому же неясно, сможет ли он от страха говорить вообще. Генрих не сомневался, что Эйвинд - житель Малого Мидгарда, мира драконов, рыцарей и разбойников - принял слова Ильвиса о пытках за чистую монету.

Ладно. Перенесем разговор на другое время. У вас нет случайно на примете надежного места для тюрьмы? - спросил Генрих Ильвиса.

Для чего? - удивился гном.

Для темницы, - поправился Генрих. - Чтоб арестованного там содержать.

Кого? - растерянно переспросил Ильвис.

Генрих улыбнулся:

Пленника: вот этого старика, Эйвинда из Норддерфера. Сейчас некогда с ним возиться, а завтра или на днях продолжим допрос.

Гном наморщил лоб и принялся вслух размышлять:

Вся загвоздка в том, что старик - человек, а при таком недостатке невидимкой не станешь.»Хм. Куда бы его запихнуть? В подвале или на чердаке его не спрячешь - мало ли, кому-то из людей понадобится заглянуть туда? Вот уж задачку вы мне задали, господин Генрих. Хм. Может, к нам, к гномам, в пещеры? Но это за городом, да и кто согласится держать у себя подлого шпиона? Хм. Может, его… Нет, лучше в подвалы герцогского замка, хотя нет, там тоже беспокойно… А что, если припрятать его в доме графов Ойшенгеров? - оживился вдруг гном. - Дом хоть и взорвался во время сражения с проклятым Каракубасом, а подвалы все же уцелели: дом старый, а раньше на совесть строили, не то что теперь.

Лучшего места и не найти, - кивнул Генрих. - Туда ни один нормальный человек не сунется. Вы, господин Ильвис, проследите, пожалуйста, чтоб охрана была надежная… Ваши люди смогут дотащить старика до темницы или придется ждать, когда он очнется? Скоро рассвет…

Нет, ждать мы не станем. Эй! Альвис! Сундри! Возьмите еще троих парней да тащите старого болвана в подвалы графского замка.

Донесут ли? - усомнился Генрих.

Вместо ответа гном только хмыкнул.

И прошу вас, господин Ильвис, проследите, чтоб ваши люди не издевались над пленным. Старик все-таки…

Гном недовольно поморщился:

Как лазутчиком к нам пробираться, так возраст ему не помеха, а как расплачиваться за грешки, так он уж и старик. Ладно, господин Генрих, ради вас мы не тронем негодяя. У, попался бы ты нам без господина Генриха! - гном погрозил бесчувственному телу Эйвинда кулаком.

Сундри и четверо гномов легко подхватили Эйвинда из Норддерфера на руки и поволокли с кладбища, точно мешок. Иногда гномы умышленно опускали руки пониже, и тогда пленник ударялся спиной о камни или землю. Но с этим Генрих поделать ничего не мог: древнерожденные так ненавидели зеленошкурых карликов, что, естественно, вымещали злобу на любом их союзнике.