Сказания о белгородском киселе краткое. Сказание о белгородских колодцах план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему


Сказание о Белгородском Киселе – это памятка древнерусской литературы, которая открыто несет патриотический настрой и силу русского духа. Краткое содержание поможет проанализировать это Сказание и даст возможность написать качественное сочинение.

Здесь показана история Киевской Руси, когда она часто страдала от нападений степных народов. Печенеги подобрались к Белгороду, но быстро этот город взять не могли. Пришлось брать в осаду.

Длилась осада долго, так что люди стали голодать. Паника привела к тому, что люди были готовы сдаться. Они провели собрание и решили, что лучше пустить печенегов. Пусть они даже и убьют многих. Все равно люди умирают от голода.

Посреди собрания встал один старец со своим советом. У него была идея, как обхитрить врага. Он сказал, что нужно приготовить блюдо еды из запасов, которые остались.

Женщины все сделали. Потом русичи пригласили нескольких печенегов и с довольным видом стали доставать еду, как бы на угощение. Враги были поражены. А русичи уверенно говорили, что им все равно что есть осада. Они не голодные и могут долго сидеть в осаде.

Печенеги решили, что сама земля может накормить русичей, поэтому они не смогут победить. Так и ушли враги ни с чем.

Автором Сказания является народ. Эту историю передавала из поколения в поколение. Момент с хитростью является важной частью многих русских сказок. Он показывает, что мудрость всегда может спасти человека даже от самого кровожадного врага.

Обновлено: 2017-08-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов , так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе»

(Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе»

(Свободный пересказ)

Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй - с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Примечания

Печенеги - союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие - скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

«Сказание о белгородском киселе» – рассказ о находчивости русских людей, их любви к родине. Текст дошел до нас благодаря Нестору летописцу, автору «Повести временных лет». Нельзя забывать, что летопись появилась в 1113 г., тогда как описываемые в сказании события датируются 997 г. Таким образом, можно утверждать, что Нестор записал рассказ из уст народа. Определить, что в нем правда, а что вымысел тяжело.

Тема «Сказания о белгородском киселе» – осада Белгорода и спасение русичей. Автор доказывает, что находчивость и хитрость помогает выбраться из любой передряги. Кроме того, он утверждает, что любовь к Родине сильнее физических страданий. Жанр произведения - предание. Не смотря на то, что в нем есть место вымыслу, основой произведения стали о реальные события, кроме того, в нем упоминается деятель истории.

Сюжет предания простой, что характерно для древнерусской литературы. Последовательность сюжетных элементов правильная. Начинается предание с экспозиции: автор рассказывает об условиях, в которых происходили ключевые события. Завязка – облога города печенегами. Развитие событий – рассказ о голоде и решение жителей сдаться, совет мудрого старца. Кульминацией является рассказ о том, как горожане позвали печенег, чтобы показать им колодцы с пищей. Развязка «Сказания…» лаконичная: печенеги поверили обману русичей и отступили.

Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.

Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.

В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.

Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.

«Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.

Народным преданием в летописи является "Сказание о юноше-кожемяке" (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и "не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу". И предложил печенежский князь Владимиру: "выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И послал Владимир глашатаев со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?", но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень "велик и страшен". В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал "тужить" Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. "И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста". Автор рассказывает, как "схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их" 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. "Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане" 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, "чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву".

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. "Повесть временных лет"
    • "Сказание о юноше-кожемяке". "Сказание о белгородском киселе"

Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Бел­городу, но приступом взять не смогли. Окружи­ли они тогда город и взяли в осаду. Долго про­должалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам - кого пусть оставят в жи­вых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда

Встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться вра­гам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по од­ной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтуш­ку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку. На следующий день пригласили в город не­скольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказа­ли: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем. Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творче­ство - художественное воплощение его. В пре­даниях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость. В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает рус­скую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хит­рости, сильного без показного хвастовства соб­ственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего. На этой странице искали:

(7 оценок, среднее: 2.57 из 5)



Сочинения по темам:

  1. У Полярного моря живет тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестер у Киша нет, а его отец...
  2. Из детдома намечалось отправить на Кавказ двоих ребят постарше, но те тут же растворились в пространстве. А двойнята Кузьмины, по-детдомовскому...
  3. К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей...
  4. Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти...