Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. Консультация для молодых педагогов консультация на тему в условиях модернизации клубных учреждений

Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП

для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»

Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»

Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников

Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Это вызвано целым радом причин : обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей

Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП ?

Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы : систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников » является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы :

1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.

Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.

В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.

Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств

Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и

приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.

Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств

Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие :

Достаточное количество предметов, используемых на занятии;

Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие) ;

Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

Динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;

Художественное оформление.

Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников .

Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника

Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.

Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями

Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами : сенсорными и интеллектуальными.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.

Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.

Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.

При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений

Коллективные формы :

Математический утренник,

Праздники, развлечения,

Викторина

Встречи с интересными людьми,

Экскурсии;

Индивидуальные формы :

Гувернёрство,

Репетиторство;

Индивидуально-групповые :

Кружковая работа,

Дифференцированное обучение,

Сюжетно-ролевые игры

Оформление выставок и т. д.

Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми

оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;

используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.

В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;

педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;

педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.

Слайд Заключение

Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают , складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Использованные информационные ресурсы

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников . – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , - 2005.-392с.

В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста

http://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2

http://madan.org.il/node/5476 h

ttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ


Фактически утратил силу в связи
с истечением срока действия
______________________________________________________


В целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы

приказываю:

1. Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности согласно приложению N 1.

2. Утвердить состав организационного комитета согласно приложению N 2.

3. Утвердить форму анкеты-заявки согласно приложению N 3.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на первого заместителя председателя Комитета по культуре Н.С.Батенина.

Председатель Комитета
Е.Е.Колчин

Приложение 1 к распоряжению. Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 1
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Цели и задачи смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы, создания необходимых условий для разработки и внедрения инновационных комплексных программ по сохранению и развитию народного творчества, организации разнообразного и полноценного досуга всех слоев населения.

Основными задачами смотра-конкурса являются выявление и поддержка высоко профессиональных творческих кадров, воспитание на их примере молодых специалистов и формирование общественного мнения о престижности работы в культурно-досуговой сфере.

2. Организаторы смотра-конкурса

Смотр-конкурс организуется Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга совместно с межрегиональным отделением "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Петербургским отделением Российского творческого союза работников культуры, которые формируют состав Оргкомитета, осуществляющего координацию деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций.

3. Руководство смотром-конкурсом

Для подготовки и проведения смотра-конкурса создается Оргкомитет.

Оргкомитет:

- готовит и распространяет документацию о проведении смотра-конкурса;

- анализирует заявки и другие материалы, поданные на смотр его участниками;

- организует выезды в учреждения культуры для знакомства с деятельностью номинантов на местах;

- обеспечивает выпуск необходимой полиграфической продукции;

- определяет победителей смотра-конкурса;

- готовит мероприятия по награждению победителей смотра-конкурса;

- осуществляет связь со средствами массовой информации;

- ведет работу по привлечению спонсоров и других заинтересованных организаций.

Примечание: в Оргкомитет не могут входить участники смотра-конкурса.

4. Сроки проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в период с октября 2000 г. по май 2001 г.

Прием конкурсных заявок-анкет, выполненных в установленной форме, - с 1 октября 2000 г. по 25 января 2001 г.

Выезд членов Оргкомитета в культурно-досуговые учреждения для знакомства с работой участников смотра-конкурса на местах - с 25 января по 30 апреля 2001 г. (по мере необходимости).

Подведение итогов и торжественное награждение победителей смотра-конкурса проводится в мае 2001 г.

5. Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе принимают участие руководители и специалисты клубной работы культурно-досуговых учреждений города всех форм собственности.

6. Порядок проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится по следующим номинациям:

- руководитель культурно-досугового учреждения;

- специалист по развитию народного творчества (заместитель директора, художественный руководитель, заведующий отделом народного творчества, методист и другие);

- специалист по культурно-досуговой работе (заместитель директора, заведующий отделом, методист, режиссер и другие);

- руководитель клубного формирования:

театральное искусство;

хореография;

цирк;

хоровое пение;

оркестровый жанр;

малые вокальные формы;

бальный танец;

кино-, фото-, видеообъединение;

изобразительное искусство;

прикладное творчество;

техническое творчество;

руководитель любительского объединения, клуба по интересам;

- лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению (художник по свету, звукорежиссер и другие);

- "Честь и достоинство" (представляются ветераны, проработавшие не менее 40 лет в сфере культуры).

Заявки-анкеты на участие в смотре-конкурсе направляются администрацией учреждения культуры в государственное культурно-досуговое учреждение "Дом народного творчества и досуга", справки по телефонам: 311-17-96, 315-63-08.

Заявки на участие в смотре-конкурсе могут быть также поданы в порядке самовыдвижения.

Кроме заявки, на участника смотра представляется творческая характеристика в произвольной форме, согласованная с отделом культуры территориального управления административного района или гуманитарным отделом Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дополнительно могут быть представлены другие документы: авторские методические разработки, сценарии, отзывы о работе участников смотра-конкурса от других организаций и т.д.

Посещение культурно-досуговых учреждений членами Оргкомитета проводится по графику.

Результаты посещений фиксируются протоколами Оргкомитета.

Победители смотра-конкурса награждаются памятными дипломами и призами.

Примечание: руководители культурно-досуговых учреждений для участия в смотре-конкурсе выдвигаются трудовыми коллективами или в порядке самовыдвижения.

7. Критерии оценки деятельности специалистов культурно-досуговой работы

Номинация: "Руководитель культурно-досугового учреждения"

Оценивается:

деятельность директора в вопросах хозяйственного содержания учреждения (внешний вид здания, внутренние интерьеры (оформление театрального, концертного и других залов), наличие оргтехники, планов реконструкции и ремонта здания клуба, оснащенность техническими средствами для проведения мероприятий на современном уровне, новации в вопросах совершенствования организационно-творческой, экономической и административно-хозяйственной деятельности);

финансовая работа (уровень самофинансирования и хозрасчетной деятельности, какую часть в бюджете КДУ занимают платные услуги, наличие социально-творческих заказов и договоров по объемам культурно-досуговой деятельности среди населения, в трудовых коллективах предприятий и организаций);

участие в городских и районных и иных семинарах, смотрах, совещаниях, связанных с организацией досуга населения, хозяйственно-правовым регулированием деятельности учреждения культуры, программами развития инфраструктуры района, микрорайона и т.д.

Номинация "Специалист по развитию народного творчества"

Оценивается:

количество и результаты деятельности коллективов по жанрам, любительских объединений, клубов по интересам и других клубных образований в динамике за 1998-2001 гг.;

наличие "Народных коллективов любительского художественного творчества" и "Образцовых детских коллективов художественного творчества". Участие коллективов народного творчества в районных, городских и других смотрах, фестивалях, конкурсах;

количество коллективов, работающих на бюджетной и самоокупаемой основе (в их числе: бесплатные, платные и коллективы, работающие с частичной оплатой для населения); указать их процентное соотношение по годам за период 1998-2001 гг. Формы и методы работы с населением (концерты, встречи, отчеты и др.), организация учебно-творческого и воспитательного процесса.

Номинация "Специалист по культурно-досуговой работе"

Оценивается:

разнообразие форм культурно-досуговой работы с социально-демографическими группами населения;

организация и внедрение как традиционных, так и нетрадиционных форм работы, накопление и обобщение собственного опыта проведения мероприятий, участие в культурно-досуговых акциях различных уровней;

умение специалиста работать с полиграфической продукцией (своевременность и эффективность ее издания и распространения, современные разработки дизайна, оригинальность содержания и другие показатели), использование современных технических средств и достижений;

работа со зрительской аудиторией, наполняемость мероприятий, их актуальность и востребованность населением, работа с социально незащищенными категориями населения;

наличие постоянных партнеров в работе, спонсорская поддержка, связь с общественными организациями и движениями, средствами массовой информации.

Номинация "Руководитель клубного формирования"

Оценивается:

участие коллектива в концертах, смотрах, фестивалях различных уровней;

проведение творческих отчетов перед населением, участие в культурно-досуговых мероприятиях учреждения, района, города и других;

уровень учебно-творческих планов деятельности коллектива, перспективы его развития, наличие авторских программ, сценариев, других разработок;

выбор репертуара, его соответствие творческому потенциалу участников, наполняемость коллектива;

участие руководителя в творческих мастерских, мастер-классах и других творческих семинарах и программах.

Номинация "Лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению" (художник по свету, звукорежиссер и другие)

Оценивается:

умение творчески и максимально точно обеспечивать техническое сопровождение культурно-досуговых мероприятий как крупных, так и малых форм;

умение работать с технической документацией на аппаратуре любых модификаций, владение новыми современными технологиями по своему направлению деятельности, знакомство с периодическими изданиями и другой литературой по профессиональным вопросам.

Номинация "Честь и достоинство"

Оценивается:

высокопрофессиональная, многолетняя и добросовестная работа специалиста, имеющего общий стаж трудовой деятельности в учреждениях культуры не менее 40 лет;

участие в общественно-культурной деятельности на уровне района (микрорайона) города, конкретного учреждения культуры;

наличие авторских программ, методических работ и публикаций по культурно-досуговой деятельности.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
межрегионального объединения
"Федерация профсоюзов
Санкт-Петербурга и Ленинградской
области"
Т.Н.Елисеева
2000 г.

Председатель Петербургского
отделения Российского
творческого союза
работников культуры
В.Е.Триодин
2000 г.

Приложение 2 к приказу. Состав организационного комитета смотра-конкурса на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 2
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

Председатель оргкомитета

Колчин Е.Е.,
председатель Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга

Члены оргкомитета:

Батенин Никита Сергеевич,
первый заместитель председателя Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Гаврилов Александр Леонидович,
ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию) Дементьева Татьяна Борисовна,
заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию)
Желдина Зоя Владимировна,
директор ГОУК "Ленинградский областной колледж культуры и искусства"
Меркурьева Марина Петровна,
главный специалист Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Нечаева Лариса Дмитриевна,
заведующая гуманитарным отделом межрегионального отделения "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (по согласованию)
Свенцицкий Эдварт Иванович,
директор ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"
Фаддеев Виталий Борисович,
заместитель директора Дворца культуры им.М.Горького, председатель клубной секции Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры
Фомин Александр Сергеевич,
директор районного центра культуры и досуга "Кировец", председатель совета директоров Дома народного творчества и досуга

Ответственный секретарь оргкомитета

Ванчакова Татьяна Павловна,
заместитель директора ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"

Приложение 3 к приказу. Анкета-заявка на участие в смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности

Приложение N 3
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________________

2. Год рождения ___________________________________________________________________________________________

3. Номинация _____________________________________________________________________________________________

4. Название культурно-досугового учреждения __________________________________________________________________

5. Должность _____________________________________________________________________________________________

6. Образование ___________________________________________________________________________________________

7. Стаж работы в данной отрасли ____________________________________________________________________________

8. Стаж работы в выдвигаемой номинации _____________________________________________________________________

9. Представленные материалы _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

Директор (руководитель)
учреждения культуры

"___"_____________ 2000 г.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.

Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.

Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:

  • 1. Модернизация материально-технической базы сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем. Так как клуб в сельской местности должен быть местной интеллектуальной базой, центром досуга, технически оснащенный современными компьютерно-электронными средствами. Ибо только хорошо технически оборудованный клуб может быть центром культуры;
  • 2. Модернизация досуга молодежи;
  • 3. Повышение квалификации специалистов сельского Дома культуры, руководителей любительских коллективов. В кожууне 19 специалиста сельских клубов имеют только среднее специальное образование, 9 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52%, поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно-досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных. Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений;
  • 4. Активное участие в разработке Грантов Председателя Правительства РТ, социально-творческих заказов, ФЦП.

В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.

Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.

Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.

На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.

Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.

Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.

С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.

Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.

От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.

Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).

В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.

Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.

И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.

В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.

Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.

Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  • - постоянное улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений;
  • - повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;
  • - создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;
  • - создание банка идей и центра молодых инициатив, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста;
  • - создание и организация новых клубов по интересам, гостиных и любительских объединений;
  • - участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности;
  • - создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.

Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.

Заключение

В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный

Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.

Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. Частые ошибки при планировании.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

перегруженность (недогруженность) планов;

Отсутствие дат;

расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра-труд-обучение);

пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

календарные планы представлены в виде перспективных;

нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;

нет сноски на литературу, страницу;

не прописывается индивидуальная работа с детьми.

По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.