Ощущения, виды и пороги ощущений. Абсолютный порог ощущения Верхний абсолютный порог ощущений

Для начала следует определить, что есть что. Во-первых, абсолютные пороги. Их два вида: нижний и верхний. Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Например, звук какой минимальной громкости вы услышите. Верхний - максимально допустимая величина раздражителя, после которой ощущение либо исчезает, либо перерастает в болевое. Высокие громкость может перерастать в шум и болт в ушах.

Во-вторых, относительный порог. Это такая величина раздражителя, на которую нужно изменить силу оказываемого воздействия, чтобы человек это изменение заметил. К примеру, если уменьшать температуру в помещении с 20 до 19,5 градусов, это не будет заметно. Если чуть больше - вероятность заметить возрастает. И вот то количество градусов, на которое изменяется температура, когда эти изменения становятся заметны, и считается относительным порогом.

Существуют два основных метода измерения ощущений: первым из них является прямой метод (метод субъективной оценки), вторым - косвенный метод (метод объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущения). Прямой метод (метод словесных оценок раздражений) состоит в следующем: испытуемому предъявляется соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, свет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Предлагается ответить, когда испытуемый впервые почувствовал соответствующее ощущение.

Для измерения кожной чувствительности применяется специальный прибор, называемый эстезиометром.

Острота слуховой чувствительности измеряется с помощью звукогенератора или аудиометра, позволяющего определять звуки различной интенсивности.

Зрительная чувствительность - прибором, позволяющим наводить на глаз испытуемого, сидящего в темноте, луч света различной интенсивности, начиная с малой, еще не воспринимаемой, и постепенно увеличивающейся.

Существует также косвенный метод. Он заключается в измерении таких показателей, как расширение/сужение зрачка, сосудов, непроизвольное напряжение мышц, изменение частот электрической активности мозга и тд. в моменты предъявления стимулов. Эти показатели и анализируются для определения порогов, в основном абсолютных.

Немецкий психофизиолог Г. Фехнер предположил, что только что отмеченный, едва различимый прирост раздражения следует оценивать как единицу ощущения. В своих дальнейших исследованиях он пришел к выводу, что этот относительный порог может быть выражен в математической формуле, согласно которой величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности действующего раздраженная (Е = с Log r)

Эта формула, получившая название закона Фехнера, была одним из первых точных законов, сформулированных в психологии.

Вот как-то так все это определяют.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение. Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Так, человеческий глаз может различать световой сигнал в 1/1000 свечи на расстоянии километра. Энергия это раздражения настолько мала, что потребовалось бы 60000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1о.

Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения . Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой Е=1/Р.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную , или разностную , чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, но отношение различия к величине сравниваемых объектов. Равным образом и изменения в освещенности комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности, которую мы впервые заметам, должна составлять не менее 1 лк. Если, же освещенность составляет 1000 лк, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Как уже было сказано, разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый — Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя формулой.У = К lg j + С, (где S — интенсивность ощущения; j — сила раздражителя; K и C — константы). Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Явление адаптации

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к. изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре также, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам.

В учебнике под редакцией А. В. Петровского выделяется три разновидности явления адаптации.
  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
  2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
    (Эти два вида адаптации объединяют термином “негативная адаптация”, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
  3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты — это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя их уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .

Исследования, проведенные С. В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая — временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

В другом эксперименте были получены факты, изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый как лимон”. Эти изменения, были аналогичны тем, которые наблюдались — при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности, изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, — сенсибилизировать тот или иной рецептор.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией — возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как “темные”.

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии — известный мнемонист Щ., был подробно изучен А. Р. Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, “желтый и рассыпчатый”. Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как “звонкие” или “глухие”, как “соленые” или “хрустящие”. Подобные, явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции “окрашивать” числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Совершенствование ощущений в процессе упражнений

Мы уже упоминали, что сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнений. К такой сенсибилизации обычно приводит два пути: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная Чувствительность, что они даже могут слышать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорил. У многих слепоглухонемых и у слепых хорошо развита обонятельная чувствительность. Они могут по запаху узнавать знакомых им людей.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Так, установлено, что красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, указывающие на присутствие посторонних примесей. Известно, какой тонкости может достигнуть определение вкусовых нюансов у дегустаторов или способность музыкантов улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

Известно что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб что не вызовет никакого ощущения. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения человек не понимает качество стимула. Выражается величиной раздражителя превышение которой дает ответную реакцию организма прежде всего в форме осознания ощущения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Абсолютные и различительные пороги ощущения

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и различительные пороги ощущений или пороги ощущений и различий.

Известно, что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта нижняя минимальная интенсивность раздражителя называется нижним абсолютным порогом. Наряду с нижним, существует и верхний абсолютный порог, то есть максимальная интенсивность, при которой еще осознается качественная специфичность стимула. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения, человек не понимает качество стимула. Эти пороги различны не только для различных модальностей ощущений, но и в пределах одной и той же модальности могут различаться у разных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он принимает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения или становится значимым показателем его деятельности.

До нижнего абсолютного порога существует субсенсорная зона, где стимул уже воспринимается, но еще не осознается.

Различительный порог (дифференциальный) характеризуется той минимальной разницей между двумя стимулами, при которой они ощущаются как разные (влияние профессий, и т. п.)

Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора. Выделяют абсолютный (верхний и нижний) и различительный пороги.

Абсолютный порог — вид сенсорного порога, описанный Г. Фехнером. Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений, средней ошибки.

Дифференциальный порог — сенсорный порог, характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для наблюдателя.

Нижний абсолютный порог ощущений характеризуется той минимальной величиной стимула, при котором возникает ощущение (минимальная интенсивность раздражителя).

– даёт количественное выражение чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу.

Верхний абсолютный порог ощущения характеризуется том максимальной величиной стимула, при которой ещё возможно ощущение качественной характеристики стимула (максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества).

  1. Фазовая динамика формирования перцептивного образа и методы её исследования.

Одним из первых экспериментальных исследований развертывания параметров перцептивного образа была работа Ланге «Законы перцепции». Эксперименты: измерение дистанции, освещенности, времени экспозиции, изменение положения объекта в поле зрения (из периферии в область наилучшего видения)

По Ланге:

1. min sensible - нечто появилось на фоне

2. min separabile - более четкое выделение, вычленение отдельных элементов

3. min cognoscibile –минимальное узнавание – человек понимает, что это такое.

Динамика перцептогенеза исследовалась в школе Бехтерева, Ананьевым, Александровой и, наконец, Ломовым, который уточнил и дополнил схему:

  1. Различение положения предмета и грубая оценка его общих пропорций
  2. Мерцание формы
  3. Различение резких перепадов кривизны
  4. Глобально-адекватное восприятие, в котором форма представления без деталей
  5. Адекватное отражение формы во всей полноте деталей её контура

Однако данная последовательность этапов была выявлена только в ситуации улучшения внешних условий восприятия и охватывает только зрительную модальность.

Была исследована фазовая динамика становления перцептивного образа при снятии внутренних помех, с помощью улучшения условий процесса симультанионирования (одновременного воспроизведения) образа, методика поэлементного кинопредъявления частей контура при постепенном нарастании скорости проекции, а также в тактильной модальности. Был обнаружен ряд особенностей для каждого случая (отсутствие мерцания формы, стадия разомкнутости контура), но в целом существует общая закономерность стадиальности перцептогенеза.

Веккер соотнес экспериментальный материал и выделил 4 этапа:

  1. аморфная и вариативная структура замкнутого контура, при зрительном восприятии включающая эффект мерцания формы
  2. выделение резких сдвигов кривизны, выраженное, в частности, переходом одной прямой в другую
  3. грубое воспроизведение общей формы при некоторых нарушениях пропорций, углов и смещенных деталей
  4. адекватное воспроизведение формы

Фазовая динамика формирования перцептивного образа и методы её исследования.

Имеет 4 этапа:

1) обнаружение (нечто есть) «этап аморфного пятна»

2) Различение (предмет есть на фоне) «фаза мерцания формы»

3) идентификация (резкие углы) «перепады кривизны»

4)Опознание знакомых объектов (полная информация)

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов):

– от нерасчленного ощущения ("что-то мелькнуло", "что-то коснулось кожной поверхности", "появился какой-то звук", "чем-то пахнет" и т. д.)

– к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления),

– к адекватного оригиналу.

Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса ощущения. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. ощущения. (м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. "пустой взор"). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.В поведении и деятельности человека В. - необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность - основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности ).

Методы: уменьшение времени предъявления стимула, снижение интенсивностных характеристик.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2256. Абсолютные и относительные показатели 21.66 KB
Первичной формой выражения статистических показателей являются абсолютные величины. Абсолютные величины характеризуют численность совокупности и объем размер изучаемого социальноэкономического явления в определенных границах времени и места. Абсолютные величины подразделяются на две группы: абсолютные величины характеризующие объем явления на определенную. абсолютные величины характеризующие объем явления за определенный период времени результат процесса.
10638. Расстройства ощущения и восприятия 38.67 KB
Экстероцептивные рецепторы зрительные слуховые обонятельные тактильные вкусовые дают человеку сведения об окружающем мире Интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений. Гипестезия – ослабление ощущений при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые яркий свет как тусклый сильный звук как слабый резкий запах как слабоощутимый и т. Гиперестезия – усиление ощущений при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления.
3452. Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека 10.77 KB
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко: оболочки 1фиброзная – защитная и формообразующая функции: роговица – передняя часть прозрачная; выпуклая сферичная – оптическая функция и защитная склера – белочная оболочка – соединительнотканная оболочка белесого цвета защитная функция и место прикрепления мышц. Содержимое глазного яблока: 4водянистая влага – заполняет переднюю и заднюю камеру; оптическая среда и участвует в питании роговицы и хрусталика глаукома 5хрусталик – обеспечивает...
3571. Вестибулярные ощущения и их роль в ориентировке тела в пространстве 10.58 KB
Вестибулярные ощущения отражают изменение положения тела относительно плоскости Земли а также перемену ускорения. Статикодинамические ощущения вестибулярные ощущения равновесия – это ощущения которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецептор: вестибулярный аппарат волосковые клетки Функции: отражает информацию о состоянии тела в пространстве его позы его пассивных и активных движений равно как и движений отдельных частей тела...
3700. Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела 17.05 KB
Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. Взаимодействие: тактильные зрительные Собираемая информация: отражение положения частей тела отражение – анализ пассивных движений особенно при статическом напряжении мышц анализ и синтез активных движений. Ощущения движения отдельных частей тела кинестетические ощущения вызываются...
19118. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия 26.63 KB
Классификация нарушений ощущений и восприятия характеристика их проявлений причины возникновения и возможные последствия. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия. Восприятия характеризуется активностью пристрастностью и мотивацией. Особенным отличием восприятия является то что даже при наличии только частичной сенсорной информации в восприятии формируется целостный предметный образ.
3584. Дистантные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира 10.12 KB
К дистантным ощущениям относят зрение слух и обоняние. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света то есть по воззрениям современной физики электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн которые порождаются звучащим телом и представляют собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.
3499. Слуховые и вибрационные ощущения: общность происхождения и специфика отражения реакций 8.36 KB
Так прародителем таких разных видов чувствительности как слух и тактильная чувствительность являются вибрационные ощущения. Вибрационные ощущения возникают при колебаниях окружающей среды в диапазоне низких частот. Ощущения звука возникают при больших частотах.

Как уже было сказано, первая проблема, с которой приходится сталкиваться исследователям, связана с фактом существования нижнего и верхнего абсолютных порогов ощущений. Для установления значения абсолютного порога (который различается для каждой модальности и зависит от свойств анализатора, а также от психологического состояния человека) пользуются следующими экспериментальными приемами.

1. Метод минимального изменения: уменьшение интенсивности стимула до тех пор, пока испытуемый не перестанет испытывать ощущение → регистрация полученного значения → увеличение интенсивности стимула до тех пор, пока испытуемый снова не начнет испытывать ощущение, →

регистрация полученного значения. Замеры производятся несколько раз, и затем вычисляется среднее значение.

2. Метод постоянных раздражителей: испытуемому предъявляют ряд стимулов разной интенсивности → в ответ на каждый стимул испытуемый сообщает о наличии или отсутствии ощущений → для каждого из предъявленных значений интенсивности вычисляется пропорция положительных ответов → абсолютным порогом считается интенсивность стимула, при которой наличие ощущения фиксируется в 50% случаев.

Данные замеров, полученных разными методами, как правило, несколько отличаются, что объясняется явлением адаптации и эффектом ожидания. Так, для слуховой чувствительности нижним абсолютным порогом будет громкость, примерно соответствующая тиканью ручных часов в полной тишине на расстоянии около 6 м, а верхним абсолютным порогом – громкость, соответствующая шуму взлетающего самолета (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Абсолютный нижний порог ощущений

Необходимо отметить, что даже для одного и того же человека величина абсолютного порога носит непостоянный характер: он оказывается то выше, то ниже. Еще И. Мюллер в середине XIX в. отмечал, что по мере накопления опыта (тренировки) величина нижнего абсолютного порога понижается, а по мере утомления – повышается. Одно из объяснений влияния "тренированности" испытуемого на порог чувствительности его сенсорных систем связано с тем, что человек начинает предвосхищать нужные стимулы и поэтому легче находит их: процесс ощущения модулируется механизмами восприятия.

Еще в большей степени неразрывность процессов ощущения и восприятия отражена в теории обнаружения сигнала (ТОС) Д. Грина и Дж. Светса (1966). Действительно, как быть с тем фактом, что стимулы одинаковой интенсивности порой вызывают ощущение, а порой – нет? Грин и Свете предположили, что вероятность обнаружения слабого раздражителя, близкого по своему значению к пороговому, зависит от оценки вероятности наличия или отсутствия стимула в данной ситуации, а также от субъективной "цены" ошибочного или правильного ответа. Авторы разделили ошибки на два типа – "ошибки пропуска" и "ложные тревоги". Первый тип ошибки означает, что слабое ощущение, которое в принципе может быть обнаружено, не осознается субъектом. Второй тип ошибки проявляется в том, что субъект реагирует на стимул, которого объективно не существует. Так, если человек ожидает действия раздражителя, он, скорее, склонен к ошибке по типу "ложной тревоги", а если сигнал, по его оценке, маловероятен, то, скорее, будет допущена "ошибка пропуска". Данная стратегия является адаптивной, поскольку объективно увеличивает количество правильных ответов.

Фактор "цены" ответа учитывает мотивационную составляющую принятия решения о наличии стимула. Представим себе врача-диагноста, который рассматривает рентгенограмму больного и должен определить, свидетельствует ли она о присутствии опухоли. Если врач пропустит тревожный сигнал, расплатой может стать жизнь пациента. А если поднимет ложную тревогу, то пациенту придется всего лишь пройти процедуру повторного обследования. Очевидно, что в такой ситуации врач, по мнению Дж. Лофтуса, скорее, будет "замечать" признаки опухоли в недостаточно определенном изображении, чем игнорировать их (G. Loftus, 2002). Аналогичный пример можно привести из области обоняния. Например, запах какого-то блюда кажется вам немного подозрительным. Если вы заботитесь о своем здоровье, вы не станете есть такое блюдо: лучше остаться голодным (ошибка ложной тревоги), чем отравиться (ошибка пропуска). Обратная тенденция будет наблюдаться, если цена ложной тревоги высока. В качестве примера можно привести поведение влюбленного, который упорно не замечает недостатки предмета своего обожания, очевидные для всех окружающих, ведь в противном случае он рискует потерять прекрасное чувство.

Но, может быть, ощущение малой интенсивности просто не осознается человеком? Воздействие подпорогового стимула (т.е. раздражителя с интенсивностью меньше установленной пороговой величины) на восприятие последующего стимула получило название эффекта предшествования (priming effect). Например, после короткого предъявления картинки, на которой персонаж вручает букет старушке (интенсивность и длительность стимула ниже пороговой, поэтому он не осознается), испытуемые затем были склонны оценивать лицо этого персонажа на фотографии (надпороговый стимул) как симпатичное и доброжелательное. Было также обнаружено, что сигнал подпороговой интенсивности значительно облегчает впоследствии обнаружение сходного сигнала.

Таким образом, обобщая, можно сказать следующее.

  • 1. Статистический абсолютный порог ощущения – это среднее значение ряда замеров интенсивности сигнала, при которых возникает ощущение (нижний порог) или ощущение теряет свою специфичность (верхний порог).
  • 2. Теория обнаружения сигнала (ТОС) вносит поправку в значение статистического абсолютного порога ощущения, учитывая субъективные факторы.
  • 3. Сигналы подпороговой интенсивности могут оказывать влияние на обнаружение сигналов надпороговой интенсивности.

Раздел II. Психические процессы

Тема 2.1. Ощущение и восприятие (2 часа)

Цель: сформировать представления об ощущении и восприятии как психических процессах, обосновать их значимость для развития человека.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Ощущения, виды и пороги ощущений.

2. Закономерности ощущений: чувствительность, адаптация, синестезия, взаимодействие и контрастность. Количественно-качественный переход от ощущений к восприятию.

3. Восприятие, его виды.

4. Особенности восприятия: целостность, константность, содержательность, категориальность (обобщенность).

5. Понятие иллюзии и экстрасенсорного восприятия.

Ощущения, виды и пороги ощущений.

Ощущения – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств их виды:

· по модальностям: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные

Все ощущения классифицируются в соответствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном . Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.

Ощущения разделены на:

экстероцептивные – внешние,

интероцептивные – внутренние,

проприоцептивные – кожно-суставные.

Физиологической основой ощущения является рефлекторное кольцо . Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы.

Анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора как единого целого приводит к формированию первичного психического образа – ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству (модальности) образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и ряд других.



Ощущение возникает только в результате изменений , происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Субъективное «представление» о пространстве возникает уже на уровне ощущений. В пространстве каждого анализатора формируется так называемое сенсорное поле , которое имеет свои собственные пространственные характеристики. Если мы наденем очки с матовыми стеклами, дающими только рассеянный свет, мы получим зрительное сенсорное поле, которое уже обладает определенной структурой: любой объект, попавший в это поле, будет располагаться в нем вверху или внизу, справа или слева, приобретая таким образом некоторые координаты. Все охватываемое слухом пространство образует сенсорное поле слуха, имеющее те же характеристики, к которым, однако, добавляется еще одна – «впереди – сзади».

С переживанием интенсивности воздействий связаны такие характеристики ощущения, как чувствительность и пороги чувствительности .

Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вообще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений.

Под абсолютным нижним порогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорциональная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наоборот.

При пересечении верхнего абсолютного порога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения (гиперестезия ).

Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера. При изменении интенсивности раздражения интенсивность ощущения изменяется не сразу.

Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), называется разностным порогом чувствительности.

Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока. Например, чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что ощущение звука возникает уже при смещении барабанной перепонки на 10 -10 см - это значит, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении все­го 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.