Определение плотности урока. Плотность урока и пути повышения ее эффективности

КУЛЬТУРЫ И ЕГО АНАЛИЗ

При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды. Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока. Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока, и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1% (41* 100% / 45" = 91,1).


Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические по преимуществу действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 минут, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29" * 100% / 45" = 64,5%). При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность полноценного урока должна приближаться к 100%.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, в уроках совершенствования техники движений и физических качеств, она может достигать 70-80%. В уроке же с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучение знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа, в конечном счете, должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов" "пассивный отдых" и т. д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следуют одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег, ходьба, упражнения в движении" - все они относятся к физической, по преимуществу, работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но, если после ходьбы ученики слушали объяснение или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушания педагога (это умственная работа) и т. д.

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу (см. образец).

Общая плотность урока =(90.00 - 8.03) : 90.00*100=90%

Моторная плотность урока =(48,5) : 90.00*100=50,4%

Вывод и рекомендации: В целом задачи урока достигнуты, общая плотность урока составила 90% и приближена к максимально возможной для урока заявленного типа. Моторная плотность составила -50.4%, что для урока комбинированного типа (40-60%) является хорошим показателем. Двигательная активность учащихся в ходе урока поддерживалась на хорошем уровне. Тем не менее ряд моментов в действиях преподавателя требует критического осмысления.


В основной части урока, во время проведения отдельных упражнений учащимися наблюдались типичные ошибки, связанные с недостаточно эффективной организацией. Имели место два явно выраженных простоя: один в начале, когда учащиеся по звонку были готовы к исходному построению, а педагог вынужден был ходить за журналом в подсобное помещение, второй - в основной части урока, когда педагог, увлекшись подгруппой в прыжках в длину, перестал контролировать работу другой подгруппы. Воспользовавшись этим, учащиеся прекратили упражнение в метаниях.

Нецелесообразные затраты времени явились следствием недостаточно четкой организации урока. Так, при выполнении упражнений в равновесии можно было обойтись без пауз, если бы педагог индивидуализировал работу, своевременно применил принцип постепенности и прочности. В период ожидания между упражнениями можно было дать задание учащимся самостоятельно выполнить подводящие упражнения.

В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые ученикам упражнения, большинство из которых можно было провести поточным способом, что ускорило бы темп и позволило увеличить общую плотность урока. Вместо этого педагог перед каждым упражнением делал паузы, обязательно описывал и показывал хорошо известные упражнения.

Дозировка упражнений была явно недостаточной (4-5 раз). Уже в этой части урока обнаружились резервы для увеличения не только двигательной, но и общей плотности урока. По ходу выполнения можно было более эффективно давать характеристику, указания и оценочные суждения. Вместо непрерывного подсчета, следовало использовать свисток, задания на самостоятельное удерживание заданного темпа и т. д.

Моторная плотность основной части урока недостаточная. Как свидетельствуют данные протокола, много времени ученики затра

Повторение прыжков

Слушание упр.1

Выполнение упр.1

Слушание упр.2

Выполнение упр.2

Слушание упр.3

Выполнение упр.3

Перестроение в колонну по два

В колонну по одному

Переход к месту занятий

Подготовка снарядов

Разминка в упоре лежа

Выполнение упр.

Слушание упр.1

Выполнение упр.1

Ожидание очереди

Слушание упр.2

Выполнение упр.2

Ожидание очереди

Слушание упр.3

Выполнение упр.3

Ожидание очереди

Смена места занятий

Выполнение упражнений

Слушание замечаний

Играна внимание

Подведение итогов

Сумма затраченного времени по видам работы

Например, построение и рапорт длился 0,22", это время записываем в графу "физическая работа", а оставшееся время после сдачи рапорта, в течение которое учащиеся просто стояли и ждали действия преподавателя, который, к примеру, ходил за журналом (1.31 – 0.22 = 1.09) - записываем в графу – «простой». Слушание задач урока закончилось в 2"34". От этого времени отнимаем предыдущее 1"31", полученные 1.03"записываем в графу "умственная работа".

Плотность урока

Чем рациональнее используется время урока, тем выше его плотность.

Высокая плотность - при выполнении бега, ходьбы, строевых упражне­ний, ОРУ и т.п.

Низкая плотность - при выполнении прыжков, метаний, лазания, упраж­нений на снарядах и т.д.

На плотность урока влияет организация урока, при которой одновре­менно занимается максимально возможное количество учащихся.

Содержание урока Пока­зания секун­доме­ра Затраченное время (мин; сек) Объ­ясне­ние и показ Вы­пол­нение упр. Вспо-мога-тель-ные дейст­вия Отдых Про­стой
Начало урока Построение Сообщение задач урока 0:00 2:00 120 2:00 120
Ходьба 2:00 30 30
Бег: - гладкий 2:30 1:10 70 1:10 70
- высоким подниманием бедра 3:40 30 30
- приставными шагами (правым, левым боком) 4:10 50 50
Перестроение (для выполнения ОРУ) 5:00 30 30
Выполнение комплекса ОРУ 5:30 7:00 420 7:00 420
Перестроение (к основной части), раздача мячей 12:30 1:00 60 1:00 60
Сообщение основных задач урока. Закрепление верхней передачи и приема мяча в парах: 13:30 20 20
- объяснение 13:50 10 10
- передача мяча от груди 14:00 2:00 120 2:00 120
- объяснение 16:00 10 10
- передача мяча с ударом об пол (кис­тевая) 16:10 1:50 110 1:50 110
- объяснение 18:00 10 10
- выполнение верх­ней передачи над собой с последую­щей передачей парт­неру 18:10 2:30 150 2:30 150
Закрепление нижней передачи мяча в па­рах: - объяснение 20:40 20 20
- имитационные упр. приема-передачи мяча 21:00 3:00 180 3:00 180
- объяснение 24:00 15 15
- выполнение нижней передачи мяча парт­неру 24:15 2:45 165 2:45 165
- объяснение 27:00 30 30
- выполнение верх­ней передачи над 27:30 3:00 180 3:00 180
собой с последую­щей нижней переда­чей мяча партнеру
Сбор мячей 30:30 30 30 30
Перестроение для проведения учебной игры (закрепление материала урока в игре) 31:00 30
Повторение правил игры 31:30 30 30
Учебная игра 32:00 6:25 385 6:25 385
Построение для под­ведения итогов урока 38:25 15 15
Анализ основных ошибок при выпол­нении заданий. 38:40 1:15 1:15 75
Конец урока 39:55
Итоговое время 39:55 2395 34:35 2075 5:20 320 4:10 250 29:00 1740 4:45 - 2:00 120

Затраченное время - время, непосредственно затраченное на данный пункт.



Объяснение и показ - время, затраченное на объяснение задания и его показ (по А.П. Матвееву - объяснение и обдумывание (мыслительный анализ выполнения предстоящего двигательного действия, задания, уп­ражнения).

Выполнение упражнения - время, затраченное непосредственно на выполнение двигательного задания (упражнения) учащимися.

Вспомогательное действие - время, затраченное на раздачу инвента­ря, перестроения, выполнение имитационных упр. (по А.П. Матвееву - за­висит от раздела программы, поставленных задач, выполняемой работы).

Простой - «бессмысленно» потраченное время урока (ожидание для выполнения задания).

Отдых - время, затраченное на восстановления дыхания, переход от одного вида деятельности к другому и т.п.

Общая плотность данного урока (94,98%) является высокой, что объ­ясняется хорошо продуманной организацией и ведением урока.

Моторная плотность во время урока изменяется (подготовительная часть - 26%; основная часть - 46%, урока в целом - 73%), что объясняется методом ведения урока и содержанием используемых упражнений.

Общая и моторная плотность урока

Общая и моторная плотность урока физической культуры
При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.
В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.
Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.
Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

Где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию.
Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы:
- создание предварительного представления об упражнении;
- разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом);
- закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Плотность урока физической культуры и методика ее определения

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

ПЛОТНОСТЬ УРОКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ. ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ УРОКА.

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, т. е. отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и т. д.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и т. д.

Время, затрачиваемое на выполнение упражнений, связано с понятием двигательной плотности, т. е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 45 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 20 мин., то расчет производится по формуле:

20*100

P = 45 = 44,4%

Следовательно, двигательная плотность урока в нашем примере составляет 44,4%.

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же двигательной плотности урока должны достигать:

I - III классах -30-40%

IV - VIII классах - 70%

IX - XI классах - 80%

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

гимнастика

IV - VI классы -45%

VII - X классы -60%

легкая атлетика

IV - V классы -50%

VI - VII классы -60%

VIII - X классы -75%

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий и т. д.

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.

Учитель физкультуры

МКОУ СОШ с. Карджин О.А.Богазов

Рис. 1 .Графическая запись результатов хронометрирования

Одним из наиболее объективных приемов педагогиче c кого наблюдения является хронометраж. Сведения, получаемые в результате хронометрирования, значительно уточняют и углубляют педагогический анализ урока, так как показывают степень рационального использования времени на различные виды деятельности.

При проведении хронометража урока учитель оформляет следующие материалы хронометрирования:

1) протокол хронометрирования,

2) расчет общей и двигательной плотности урока (в процентах),

3) график хронометрирования,

4) текстовой анализ плотности урока.

Сущность хронометража урока физических упражнений заключается в измерении во времени конкретных действий в уроке для определения его плотности. Запись результатов метража производится различными способами. На распространенные из них - цифровой и графический (в виде круга с секторами, столбиков, кривых и т. п.). Этим самым данные о плотности урока представляются наглядно. (См. рис.1).

Наблюдение и запись времени по секундомеру требуют большого напряжения внимания. Поэтому протокол хронометрирования проводят два человека: один следит за ходом урока и по секундомеру отмечает время, затраченное на определенный вид деятельности, другой записывает данные хронометража со слов первого.

До начала урока учитель должен отметить в протоколе хронометрирования задачи и предполагаемый расчет времени на прохождение различных разделов или частей наблюдаемого урока. Для этого учитель должен составить конспект проводящего урок.

Цифровая запись результатов хронометрирования ведется по предлагаемой ниже таблице.

Последующая обработка данных состоит в том, что суммируются показатели времени, затраченного на отдельные виды деятельности. Наконец, вычисляется общая и моторная плотность урока.

Из приводимой таблицы видно, что на организацию учащихся потребовалось 8 мин. 10 сек; объяснение и показ заняли 12 мин. 50 сек. времени урока. Двигательная плотность урока в нашем примере (при 20-и минутах выполнения движений) достигла 44,4%, а общая плотность (при 4-х минутах неоправданно потерянного времени урока) составила 91,1%.

Оценки заслуживает общая плотность урока в том случае, если все 45 мин. были использованы рационально, без потерь.

Оценка двигательной плотности урока по количественным показателям секундомера представляет известную трудность.

Оптимальная (большая или меньшая) двигательная плотность зависит от ряда факторов (возраст учащихся, задачи урока, материальные условия для занятий физической культурой). Например, на уроке, в котором стояла задача ознакомить учащихся с техникой нового для них движения, целесообразно подробное объяснение способов выполнения движения, показ движения в целом и отдельных его элементов и, возможно, компьютерная демонстрация. Естественно, что на таком уроке двигательная плотность будет ниже, чем на уроках «разучивания» или «совершенствования» движений. Тем не менее целесообразность такого урока бесспорна, и при анализе его плотности все особенности педагогического процесса следует учитывать и отмечать в текстовом анализе плотности данного урока.

Рациональная общая и двигательная плотность урока физической культуры должны рассматриваться в плане соответствия всем поставленным задачам. Так, для решения оздоровительных задач имеет значение общий объем двигательной деятельности учащихся, интенсивность нагрузки, чередование нагрузки и отдыха, время, необходимое для обеспечения вырабатываемости и др. Для решения образовательных задач целесообразно оценить количество повторений упражнений учащимися, обеспечение времени, необходимого для содержательного объяснения сущности двигательных действий и анализа деятельности учащихся.

  • 2.3.1. Кровеносная система
  • 2.3.2. Сердечно-сосудистая система
  • 2.3.3. Дыхательная система
  • 2.3.4. Системы пищеварения и выделения
  • 2.3.5. Нервная система
  • 2.3.6. Эндокринная система
  • Тема 2. Социально-биологические основы
  • 2.4.Организм человека как единая саморазвивающаяся
  • 2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические
  • 2.6. Биологические ритмы и работоспособность
  • 2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное
  • 2.8. Средства физической культуры в совершенствовании
  • 2.8.1. Физиологические механизмы и закономерности
  • 2.9. Двигательная функция и повышение уровня адаптации
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента,
  • 3.1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
  • 3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека
  • 3.3. Влияние образа жизни на здоровье
  • 3.3.1. Факторы риска и здоровье
  • 3.4. Направленность поведения человека на обеспечение
  • 3.4.2. Индивидуально-психологические особенности личности
  • 3.5. Содержательные особенности составляющих
  • 3.5.1. Режим труда и отдыха
  • 3.5.2. Сон и профилактика его нарушений
  • 3.5.3. Личная гигиена и закаливание
  • 3.5.4. Культура сексуального поведения
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного
  • 4.1. Объективные и субъективные факторы обучения
  • 4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов
  • 4.3. Работоспособность и ее общие закономерности
  • 4.4. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления
  • 4.5. Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной
  • 4.6. Особенности рационального использования малых форм
  • 4.7. Средства физической культуры в регулировании
  • 4.7.1. Понятие о релаксации и аутотренинге
  • 4.7.2. Оперативная тонизация
  • 4.8. Роль оздоровительно-спортивного лагеря
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.2. Специальная физическая подготовка
  • 5.2.1. Спортивная подготовка
  • 5.2.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как
  • 5.3. Интенсивность физических нагрузок
  • 5.4. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 5.5. Значение мышечной релаксации (расслабления)
  • 5.6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной
  • 5.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 5.8. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.10. Методические принципы физического воспитания
  • 5.11. Средства и методы физического воспитания
  • 5.11.1. Средства физического воспитания
  • 5.11.2. Методы физического воспитания
  • 5.12. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  • 5.14. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных
  • 6.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность
  • 6.2. Формирование мотивов и организация
  • 6.2.1. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений
  • 6.4. Возрастные особенности самостоятельных занятий для женщин
  • 6.5. Гигиена самостоятельных занятий:
  • 6.6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта
  • 7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
  • 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
  • 7.3. Спортивная классификация
  • 7.4. Национальные виды спорта
  • 7.5. Студенческий спорт
  • 7.6. Специальные зачетные требования и нормативы.
  • 7.7. Спортивные соревнования
  • 7.8. Нетрадиционные виды спорта
  • 7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом
  • 7.10. Характеристика основных групп видов спорта, развивающих
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом
  • 8.1. Краткая историческая справка о видах спорта
  • 8.1.1. Волейбол
  • 8.1.2. Баскетбол
  • 8.1.3. Футбол
  • 8.1.4. Плавание
  • 8.1.5. Лыжный спорт
  • 8.1.6. Легкая атлетика
  • 8.1.7. Борьба
  • 8.1.8. Пауэрлифтинг
  • 8.1.9. Аэробика
  • 8.2. Влияние различных видов спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности
  • 8.3. Определение целей и задач спортивной подготовки.
  • 8.4. Основные пути достижения необходимой структуры
  • 8.5. Специальные зачетные требования и нормативы
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования
  • 9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям
  • 9.2. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле
  • 9.2.2. Метод стандартов
  • 9.2.3. Метод корреляции
  • 9.2.4. Метод монограмм
  • 9.2.5. Метод индексов
  • 9.3. Исследование функционального состояния организма
  • 9.4. Исследование функции дыхания
  • 9.5. Исследование нервной системы
  • 9.6. Объективные и субъективные показатели самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • 10.1. Краткая историческая справка
  • 10.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях
  • 10.3. Понятие ппфп, ее место в системе физического
  • 10.4. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
  • 10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ппфп
  • 10.6. Методика подбора средств ппфп и видов спорта
  • 10.7. Организация, формы и средства ппфп в вузе
  • 10.8. Особенности ппфп студентов на учебных занятиях
  • 10.9. Система контроля ппфп студентов
  • 12 Минутный тест ходьбы и бега (по к. Куперу)
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Физическая культура в производственной
  • 11.1. Производственная физическая культура (пфк)
  • 11.2. Методические основы пфк
  • 11.2.1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм,
  • 11.2.2. Производственная физическая культура в рабочее время
  • 11.2.3. Методика составления комплексов в различных видах
  • 11.2.4. Профилактические комплексы физических упражнений для работников умственного труда и студентов технического вуза
  • 11.3. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время
  • 11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (угг)
  • 11.3.2. Утренние специально направленные занятия физическими
  • 11.3.3. Попутная тренировка
  • 11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха
  • 11.4. Использование дополнительных средств повышения
  • 11.5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • 11.6. Влияние индивидуальных особенностей,
  • 11.7. Роль личности руководителя во внедрении физической
  • Список рекомендуемой литературы
  • Оглавление
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта или системы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования и самоконтроль
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • Тема 11. Физическая культура в производственной деятельности
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия

    Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирова­ния в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

    Общая плотность – отношение педагогически оправданного вре­мени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправдан­ное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физичес­ких упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

    К неоправданным затратам времени относятся задержки начала за­нятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерацио­нальная трата времени из-за нарушения дисциплины.

    При проведении учебно-тренировочного занятия следует стре­миться к стопроцентной общей плотности.

    Моторная плотность – отношение времени, затраченного непо­средственно на выполнение физических упражнений, ко всей продол­жительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10–15 до 79–90 %. Рациональная моторная плотность и дозирование учеб­но-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировоч­ных заданий.

    Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стои­мость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физичес­кой нагрузки занимающегося.

    Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка

    В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (часть 2)

    Чтобы понять основные положения общей фи­зической, специальной и спортивной подготовки, необходимо хотя бы кратко познакомиться с принципами и методами физического вос­питания, с основами обучения движениям и развития физических (двигательных) качеств, а также психических качеств, черт и свойств личности, которые могут формироваться в процессе физического воспитания.

    5.10. Методические принципы физического воспитания

    Методические принципы физического воспитания совпа­дают с общедидактическими, и это оправданно, так как физическое воспи­тание – один из видов педагогического процесса и на него распростра­няются общие принципы педагогики:

      сознательность и активность;

      наглядность;

      доступность;

      систематичность;

      динамичность.

    Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня­ются содержанием, отражающим специфику процесса.

    Принцип сознательности и активности

    Этот принцип предусматривает формирова­ние осмысленного отношения и устойчиво­го интереса к занятиям физическими уп­ражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оцен­ку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сфор­мулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнения­ми и развился устойчивый интерес к ним. Студентам следует пояс­нить, что путь к физическому совершенству – большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные упражне­ния и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

    Принцип наглядности

    Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тре­нировочного занятия главное – создать пра­вильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

    Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выраже­ниями.

    В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» вклю­чает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

    Принцип доступности

    Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также инди­видуальные различия в физических и пси­хических способностях занимающихся.

    Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-трениро­вочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, ко­торые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

    Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачеб­ного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотре­но тестирование студентов в основных упражнениях, характеризую­щих их физическую подготовленность: и скоростно-силовых упражне­ниях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп.

    Таким образом, принцип доступности в практике физического вос­питания студентов предусматривает определение посильного упраж­нения, задания, оптимальных методических условий для их реализа­ции.

    В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаше всего всей группе даются задания усредненной сложности, до­ступные «средней части» студентов.

    Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занима­ющегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном заня­тии – 1–8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр).

    В практике работы по физический культуре преподаватель исполь­зует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные до­ступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.

    Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся; что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответ­ствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

    Принцип систематич­ности

    Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

    Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по фи­зической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематич­ности объясняется программное требование по дисциплине «Физи­ческая культура» – регулярное посещение всех занятий, предусмот­ренных учебным расписанием.

    Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последователь­ность в освоении учебного материала.

    Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

    Многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто воз­мещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновле­ния белковых структур создается основа отставленного эффекта вы­полненной работы.

    Данное положение и раскрывает суть совершенст­вования функциональных систем организма (повышение тренирован­ности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправлен­ных учебных занятий-тренировок (рис. 1)

    Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня­тием последует слишком большой перерыв, то указанный аффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформирован­ные умения и навыки сохраняются в течение более длительного вре­мени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важ­ность принципа систематичности и одной из его сторон – непрерыв­ности учебно-тренировочного процесса.

    Рис. 1. Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных

    физичес­ких нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину)

    Повторяемость и вариативность в применении различных упраж­нений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

    Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в боль­шей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфи­ческими закономерностями приобретения и закрепления умений и на­выков, совершенствования форм и функции организма.

    Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снизит психологические перегруз­ки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

    Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности.

    Принцип динамичности

    Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр­но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интен­сивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

    Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к не­изменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к на­грузкам.

    Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляю­щейся в различных формах (рис. 2).

    Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

    Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

    Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годо­вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

    Рис. 2. Основные формы динамики нагрузки (сплошная линия – динамика объе­ма недельной нагрузки, пунктирная – динамика интенсивности).