Методическое значение электронного учебного пособия. Дипломная работа: Электронное учебное пособие "Офисное программирование"

Кузюк Ирина Геннадьевна

Туч Валерия Владимировна

студенты 4 курса, кафедры стандартизации, метрологии и управления качеством, Политехнического института Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

E- mail : irish . cuzuk @ yandex . ru

Борисенко Ирина Геннадьевна

научный руководитель, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Политехнического института Сибирского федерального университета, РФ, г. Красноярск

Актуальность данной статьи детерминирована следующими ведущими факторами.

Во-первых, современное российское образование сейчас находиться в критическом положении, что во многом вызвано нехваткой принципиально новых учебных пособий, отвечающим реалиям времени.

Во-вторых, многие кризисные явления современного образования объясняются переходом от одной социокультурной парадигмы к другой, что предполагает принципиально новый подход к учебным пособиям.

В современной России много сил вложено для нового подхода к развитию образовательной системы, в частности, созданы целевые программы по развитию образования. Такая политика является единственно возможной в глобальных условиях, ведь, по словам знаменитого французского писателя Дени Дидро: «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства» . Несмотря на тот факт, что образование является одной из важнейших факторов в жизни современного человека, у многих представителей современного поколения снизился общий интерес к получению знаний, как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Именно потребность в становлении новой системы образования призвана стимулировать студентов к получению профессионального образовании, что подразумевает использование различных форм и методов организации учебного процесса. Одним из перспективных направлений развития современной образовательной системы является использования электронных учебных пособий.

Объективное исследование влияния электронных учебных пособий на образовательный процесс предполагает анализ особенностей современных электронных учебных пособий.

Электронные учебные пособия (ЭУП) - это программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для самостоятельного изучения студентом учебного материала по определенным дисциплинам .

Важно подчеркнуть, что электронное пособие - это не электронный вариант книги, где все информация с печатного варианта переведена в электронный или есть возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида проведения учебного занятия (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом построен для достижения эффекта от использования такого пособия. При грамотном использовании электронного учебного пособия оно может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Электронное пособие используется для достижения наибольшего эффекта, поэтому оно должно быть структурировано по-другому, нежели стандартное печатное пособие. Рассмотрим, какие должны быть отличия: так как размер компьютерных экранных страниц меньше, чем книжные, то соответственно главы должны быть более короткие, далее все последующие разделы, которые соответствуют рубрикациям нижнего уровня, должны быть разделены на наименьшие размеры (фрагменты), в которых должен содержаться необходимый материал касающегося данного вопроса. Лучше чтобы данные фрагменты содержали 1-2 текстового абзаца (нужно учесть, что и абзацы должны быть короче книжного), либо это может быть рисунок и подпись, которая его поясняет .

Таким образом, будет просмотрен непрерывно излагаемый материал (как в книге), а отдельные фрагменты, которые дискретно следуют друг за другом. В чем плюс дискретной последовательности? В том, что данная последовательность экранов находится внутри наименьшей структурной единицы, которая позволяет напрямую переадресовываться между параграфами или подпараграфами.

Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя всю необходимую информацию и содержат в себе несколько частей :

· теоретическую часть, в основе данной части содержится текст, графика (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимация, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок;

· практическая часть, там должно быть представлено пошаговое решение типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с содержанием минимальных пояснений;

· контрольная часть - содержит набор тестов, контрольных вопросов по теоретической части, но так же и решение задач и упражнений по практике;

· справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель, таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств, основные формулы по данному учебному курсу и другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме .

Рассмотрим наглядно (в виде таблицы 1) дидактические принципы, которые должны быть положены в основу электронного учебника.

Таблица 1.

Дидактические принципы

Название принципа

Дидактический (методический) план

наглядности

В электронное учебное пособие входят иллюстрации и различные графические схемы с предоставленной возможностью выбора цветовой гаммы и различное оформление, также входят мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.

доступности

Все материалы, которые входят в ЭУП, вполне доступны студентам при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также снабжение ЭУП различными справочными материалами.

систематичности и

последовательности

Очень точно позволяют электронные формы систематизировать весь материал учебника, а также расположить его в удобной последовательности для дальнейшего изучения.

Принцип связи теории с практикой

Для того чтобы закрепить все знания полученные при изучении теории, нужно плавно связать знания с практикой, а именно перейти в раздел который содержит практические вопросы и задания для закрепления знаний.

Принцип научности

ЭУП должно строится на последних достижениях науки в той или иной сфере.

сознательности и

активности

Делая вывод, что ЭУП предназначен для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Тестовые задания для самопроверки способствуют активности усвоения знаний.

Принцип прочности

Прочность знаний заключается с включением в ЭУП различных тестов и заданий по отдельным темам и по основным разделам, а также итоговых заданий. Преимущество в данном принципе в ЭУП, что легко можно вернуться к ранее изученному материалу.

Возможности электронных учебных пособий максимально раскрываются при самостоятельной работе студентов. В частности, даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, тем более что большой объем информации будет сложно усваиваться студентом. Конечно, в этом случаи может помочь Интернет, где много тематических сайтов и порталов различного назначения и можно найти практически любую информацию, сделав пару запросов. Однако и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В подобных ситуациях электронное учебное пособие явно демонстрирует свои преимущества, так как вся необходимая информация для освоения дисциплины собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала в различных источниках. Кроме того, студент может проверить, как он усвоил данный материал, так как учебное пособие, как правило, содержит тестовые задания для проверки знаний. В случаи, если проверка показала плохие результаты, то в результате анализа, можно выявить пробелы в знаниях и изучить плохо усвоенный материал .

Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом для преподавателя . Однако возникает проблема, связанная с тем, что электронное учебное пособие - это новое видение образовательного процесса, которому необходимо научиться, причем не только в разрезе проектирования, но и правильного использования. Дело в том, что в результате смены ценностных ориентиров в отечественном образовании создалась ситуация, когда преподаватели не только не могут, но и не хотят стремиться к нововведениям. Это, в свою очередь, вызывает конфликтные ситуации между студентом и преподавателем, так как преподаватель не выступает в своей традиционной роли основного источника информации, а отправляет студента за той информацией, которая находится в глобальной сети Интернет. Другими словами, преподаватель часто ориентирует студента на самостоятельное изучение, хотя часто сам не знаком с этими источниками, что вызывает отрицательные моменты в процессе обучения. Для выпуска высококвалифицированных специалистов, необходимо чтобы и преподаватели имели желание совершенствовать свои знания, тогда подготовка студентов окажется максимально приближенной к реальным условиям их будущей деятельности. Именно использование информационных технологий позволит преподавателям не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.

Таким образом, подводя итог анализу некоторых сторон такой острой и неоднозначной проблемы, как использование электронных учебных пособий в современном образовательном процессе.

Во-первых, электронное учебное пособие должно полностью соответствовать учебной программе и располагаться на цифровом материальном носителе

Во-вторых, электронное учебное пособие, используемое наряду с традиционным учебником, повышает эффективность образовательного процесса.

В-третьих, для оптимизации учебного процесса немаловажным фактором будет являться открытость учебника, то есть возможность вносить новый материал, что возможно при активном использовании электронного учебного пособия, где потребуется помощь специалиста.

Список литературы:

1.Дени Дидро. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Дени Дидро - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.youfrase.ru/aphorisme.php?author=212&perline=3 (дата обращения 20.11.13 г.).

2.Лунгу Б.Д. Исследование различных подходов в методике построения учебных пособий // квалификационная работа - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2bd68a4c43a88421316d26_0.html (дата обращения 03.10.13 г.).

3.Панкратова О.П. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.moluch.ru/conf/ ped/archive/72/4050/

4.Панкратова О.П. Использование электронных пособий для самостоятельной работы студентов - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Использование эл пособий.doc (дата обращения: 03.10.13 г.).

5.Панкратова О.П. Области применения электронных пособий учебного назначения - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://ise.stavsu.ru/pedlab/public/Области применения эл пос.doc (дата обращения: 03.10.13 г.).

6.Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. М.: Эфесс, 2007. - 496 с.

7.Разработка лабораторных работ по теме «Создание электронных учебных пособий» для курса «НИТ в образовании» // выпускная работа - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00183063_0.html (дата обращения 03.11.13 г.).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ

ФАКУЛЬТЕТ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Информационные ресурсы"

Выполнила:

студентка 45 группы

Юсупова Р.

Специальность: "Библиотечно-информационная деятельность"

Проверил: доцент

Якимчук Р.П.


ВВЕДЕНИЕ

1.3 Подготовка и реализация в электронном виде материала для пособия

ГЛАВА 2. ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

2.1 Библиографические исследования науки

2.2 Информационная диагностика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку "ручные методы" без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся.

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришел второй, современный этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников".

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, в частности, по дисциплине "Информационно-аналитические технологии"

Объект данной исследовательской работы – технология подготовки и реализации электронного учебного пособия. Предметом является фрагмент пособия, построенный в соответствии с основными принципами разработки электронных учебных пособий.

Цель работы – подготовить фрагмент электронного учебного пособия для последующего включения в общую электронную оболочку.

Поставленная нами цель предполагает решение ряда задач:

1. Определить понятие "электронное учебное пособие", изучить его особенности и принципы построения;

2. В соответствии с выделенными принципами отобрать, систематизировать и выразить в электронной форме текстовый материал;

3. Подобрать наглядный и справочный материал и связать с полученным текстом при помощи гиперссылок.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (21 источник) и приложений. В первой главе рассматривается процесс подготовки и составления электронного учебного пособия, во второй приведены непосредственно составленные главы. Приложения включают дополнительный слой учебного материала, связанный в реализованном пособии гиперссылками с основным текстом.


ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

1.1 Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики

Электронное учебное пособие - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.

Электронное учебное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.

Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. К главным таким особенностям можно причислить:

1. возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;

2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;

3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;

4. возможность специального варианта структурирования материала;

5. возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;

6. возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по сравнению с печатным следует отнести:

1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;

2. возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;

3. возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;

4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;

5. полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие имеет ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного типографским способом:

возможность мультимедиа;

обеспечение виртуальной реальности;

высокая степень интерактивности;

возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как "Информационно-аналитическая деятельность".

1.2 Принципы построения электронного учебного пособия

Электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.

Для развития творческой символической деятельности мы взяли за основу следующие типы заданий, в основе которой лежит классификация Д. Толлингеровой : решение проблемных ситуаций; постановка вопросов и формулировка заданий; решение задач на основании собственных размышлений. В данную группу заданий входят такие, которые предполагают самостоятельность при решении. Работа с использованием специальных заданий организовывалась следующим способом. 1этап. На первых уроках изучения темы «Неметаллы», учащимся предлагались задания для домашнего выполнения.

3 этап. На последующих уроках предлагались задания для выполнения в классе, по группам.

4 этап. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам в классе.

Методика была апробирована в курсе химии 9 класса (программа О.С Габриеляна) на базе школы № 48 г. Омска. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном повышении доли обучающихся, справившихся с творческими заданиями, требующими оперирования химической символикой.

Список использованной литературы:

1. Пак М.С. Дидактика химии. - М.: Владос, 2004. - 315 с.

2. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей.

М.: Прага, 1994. - 48 с.

3. Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников//Автореферат: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Санкт- Петербург, 2000. - 19 с.

© Макарова Н.А., 2016

Н.Е. Отекина,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассмотрено использование электронного учебного пособия в дистанционном образовании.

Ключевые слова Электронное учебное издание, дистанционное образование.

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет .

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую . Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время, и место для обучения; во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин; в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии; в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения .

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники . Достоинствами этих учебников являются: их мобильность; доступность связи с развитием компьютерных сетей; адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Практика использования электронных учебников показала, что студенты качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество .

Электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном, оптическом (CD-ROM, DVD и др.), а также опубликовано в сети Интернет.

Учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Учебник должен отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Электронный учебник - основное Учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный и эффективен, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д.

Электронное учебное издание дополнение к традиционным формам обучения. Этот "электронный лектор" призван не только сохранить все достоинства обычной книги (учебного пособия), но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером .

Любое электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты:

Средства изучения теоретических основ дисциплины;

Средства поддержки практических занятий;

Средства контроля знаний;

Средства взаимодействия между учителем и учащимися;

Средства управления процессом изучения дисциплины.

Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информационных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обеспечения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с применением СНИТ. Список использованной литературы:

1. Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2007. - N 3. - С. 85-92.

2. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 389-391.

3. Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.

4. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки ^йр:/МоЛзи.ги^/?ипй=223)

5. Григорьев С.Г. и [др.] Концепция образовательных электронных изданий и ресурсов - шаг на пути к качественному образованию / Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Роберт И.В. // Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»-(http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php)

6. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. - М.: Из-во МЭИ, 2013.

© Отекина Н.Е., 2016

Ю.М. Пахомова, А.А. Полукарова, Н.В.Гилёва ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Курган, Российская федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация

В научной статье исследовалось состояние компонентов просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Определены особенности компонентов просодической речи. Указаны направления коррекционной работы.

В логопедии развитию просодической стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития просодии при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А.

Электронные учебные пособия

Электронный учебник является ключевым моментом заочно-дистанционной формы обучения. Несмотря на то, что термин "Электронный компьютерный учебник" приобретает все большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл.

Зачастую это приводит к тому, что создаются продукты, выдаваемые за электронные учебники, но на самом деле таковыми не являющиеся. Поэтому представляется целесообразным начать изложение с уточнения основных понятий, относящихся к электронным учебным материалам.

Электронные учебные материалы (ЭУМ) - учебные материалы, представленные в виде файлов на электронном носителе. Могут включать как отдельные текстовые файлы, иллюстрации, аудио и видеофрагменты, так и их упорядоченную совокупность, предназначенную для изучения определенного электронного учебного курса или его фрагмента.

Учебник (У) - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания .

Электронное издание (ЭИ) - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото - и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети .

Учебное электронное издание (УЭИ) должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения .

Электронный учебник (ЭУ) - основное УЭИ, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой .

Гипертекстовая электронная книга - представляет собой систему информационных, методических и программных средств обучения конкретной дисциплине, базирующихся на персональный компьютер .

Учебное пособие (УП) - это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания .

Электронный учебный курс (ЭУК) - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Основное назначение компьютерного учебного курса - формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме, либо при ограниченной по объему методической помощи преподавателя (в частности, сетевых консультациях).

Программно-методический комплекс (ПМК) - это совокупность программ учебного назначения, индивидуальных материалов для учащихся и методических указаний для преподавателя, обеспечивающих систематическое использование элементов компьютерных технологий при освоении всей учебной дисциплины или больших ее блоков.

Электронное учебное пособие (ЭУП) - электронный учебный курс, частично или полностью заменяющий или дополняющий учебник и официально утвержденный в качестве данного вида издания.

Электронное учебное пособие - наиболее удобный способ подачи нового теоретического материала. Максимальная эффективность достигается при широком использовании графических иллюстраций (фотографий, схем, рисунков), снабжённых контекстными пояснениями, а также применение аудио пояснений .

Необходимо сказать о том, что ЭУП не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот “электронный лектор” призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

· представление физических, химических и т.п. процессов в динамике, наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.);

· компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление, аудиокомментарий автора учебника, включение в учебный материал аудио - и видеосюжетов, анимации;

· организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

· быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

· оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Современное электронное учебное пособие - это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения. К числу существенных отличий электронного пособия от традиционного относятся :

· заложенная в содержание пособия специфическая система управления процессом обучения, включающая средства нелинейного структурирования и оптимизации учебного материала, средства диагностики и коррекции знаний, разветвленная сеть обратной связи и т.п.;

· словесные методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы;

· графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий уровень наглядности;

· средства мультимедиа, позволяющие организовать лабораторный практикум.

Опыт разработки и практического использования электронных пособий показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те электронные учебные пособия, учебный материал в которых изложен с учетом принципов, как линейного его структурирования, так и концентрического. ЭУП на первом уровне должно включать: основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям государственного стандарта; системы упражнений и задач, позволяющие выработать соответствующие практические умения и навыки; методы и средства управления процессом обучения; методы и средства итоговой оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень ЭУП составляют - дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; разделы курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные и творческие запросы студента; дидактические средства управления учебным процессом.

Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге? Прежде всего, личностную открытость преподавателя обучаемым. Компьютер может воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальными образами, за которыми могут стоять ассоциации разных уровней. Использование афоризмов, крылатых изречений также повышает эффективность обучения, делая его по-настоящему интересным и жизненным. Овладение предметом при таком подходе происходит в ходе проживания некоторой части жизни .

По сравнению с обычным учебником к ЭУП предъявляется ряд дополнительных требований :

· текст должен быть разбит на странницы, охватывающие законченные смысловые порции;

· должна быть обеспечена возможность вызывать на экран любую страницу в любом порядке;

· текст должен быть красочно иллюстрирован, цветом выделены ключевые слова, основные законы, формулы, графики, иллюстрации, использована мультипликация и т.п.

Технологии разработки электронных учебных пособий

Создание качественного электронного учебного пособия - процесс длительный, очень трудоемкий и требующий солидных капиталовложений.

Сравнительно простым и дешевым решением для построения ЭУП является формат HTML, который позволяет представлять электронное издание в Internet (формат WWW).

Самым распространенным форматом информации сейчас во всем мире, хранящейся на Web-страницах, является HTML.html (Hyper Text Markup Language - Язык разметки гипертекста) позволяет создавать не просто текстовые страницы, а страницы, содержащие различные дизайнерский элементы: от простого задания цвета текста или фона, до сложных графических и аудиоэлементов. Это значительно повышает насыщенность информации.html документы могут быть созданы как в простых текстовых редакторах, так и в специализированных программных продуктах, поддерживающих технологию разметки HTML.

Одним из основных камней преткновения технологической стороны создания такого электронного пособия является то, что пока самое оптимальное качество HTML-файла можно получить только при его создании в ручном режиме. Это требует очень высокой квалификации и наличия большого опыта.

Самый простой путь для упрощения процедуры создания качественных электронных пособий - это использование одного из имеющихся в настоящее время HTML-редакторов. Желательно, чтобы это был редактор, реализующий технологию WYSIWYG - What You See Is What You Get (что ты видишь, то и получаешь ) Например, MS FrontPage, Dream Weaver и др.

Создания электронных учебных пособий в формате HTML позволяет работать с ними независимо от используемой компьютерной архитектуры и установленной операционной системы (при условии, что для данной операционной системы существуют браузеры Web). Кроме того, документы HTML могут содержать графические изображения, звук, видео, а также средства организации диалога с пользователем, что имеет немаловажное значение для создания по-настоящему эффективного обучающего средства.

Локальные технологии, интегрированные в HTML, содержат достаточно возможностей для создания простейших схем обратной связи человек-программа, необходимых для самообучения.

Рассмотрим общую схему создания электронных учебников указанного типа :

Подготовительный этап. Определение методистом цели и задач создания электронных учебников и отбор Web-дизайнером средств конструирования электронных учебников и форм представления информации.

Этап создания оболочки. Оболочка, создаваемая Web-дизайнером, имеет определенное оформление и схему навигации. Для электронных учебников актуальной является именно нелинейная схема навигации. Наличие таких систем, как: внутренний справочник, поиск по ключевым словам, глоссарий, поиск по так называемой "модели знаний" (семантическому графу) и прочее - зависят от особенностей конкретной оболочки.

Этап информационного наполнения электронных учебников. Создание Web-дизайнером Web-страниц, демонстрационных примеров и моделей, схем обратной связи, тренажеров, систем контроля и самоконтроля.

Этап объединения элементов электронных учебников. Web-дизайнер, руководствуясь некоторым алгоритмом, прописывает каждую Web-страницу в оболочке: расставляет ссылки и подгоняет страницы под общий стиль, прописывает прочие подключаемые модули.

Этап администрирования. Web-дизайнером, со временем, вносятся изменения и дополнения в электронный учебник. При этом производится частичный повтор этапов 3 и 4.

Из этой схемы видно, что Web-дизайнер (обычно программист) - специалист в области Web-технологий - занят на всех этапах создания электронного учебника. На первый взгляд кажется, что нужно собрать группу специалистов по Web-технологиям для создания разделения труда и повышения эффективности разработки электронных учебников, но это не так.

Конечно, этапы проектирования электронного учебника и создания оболочки не сможет качественно выполнить никто, кроме соответствующих специалистов, но с другими этапами дело обстоит иначе. Для большинства электронных учебных пособий от участия Web-дизайнера на этапе информационного наполнения пособия можно было бы отказаться по следующим причинам:

· Web-страницы с текстом, рисунками, таблицами и прочими стандартными элементами могут создавать пользователи, не владеющие специальными навыками создания сайтов.

· Для создания демонстрационных примеров необходимо разбираться в компьютерной графике, а не Web-дизайне.

· Демонстрационные модели, программы-тренажеры, модули контроля и самоконтроля смогут создать специалисты, владеющие навыками программирования на выбранных в зависимости от конкретной задачи языках.

В таком случае, камнем преткновения являются этапы объединения элементов электронных учебников и администрирования. Действительно, чтобы заниматься внесением изменений в оболочку, нужно знать, как она устроена. Здесь не идет речь о простейших линейных схемах навигации, но даже при иерархической схеме навигации ЭУП, сбор, добавление или удаление Web-страниц без знания HTML представляется весьма сложной задачей. Что уж говорить об оболочках, где прописаны сложные объекты, типа висящих окон, меню, глоссариев и прочее.

Суть нового подхода заключается в том, что следует придумать некоторую промежуточную форму электронных пособий, некий полуфабрикат, создание которого будет доступно Web-дизайнеру и в тоже время общение с ним будет несложным для среднестатистического пользователя. Такой промежуточной формой может быть несложная программа или шаблон.

Закономерен новый этап - 2.1 - этап перевода оболочки в шаблон . Здесь Web-дизайнер должен описать процесс добавления новой Web-страницы в сайт командами специального языка. Такой подход позволяет отказаться от услуг Web-дизайнера уже после этапа 2.1 Это серьезный шаг, т.к. он приводит к разделению труда и позволяет создателям Web-страниц сосредоточиться над содержательной частью работы, а Web-дизайнеру - над созданием качественных оболочек.

Для создания несложных электронных учебников, которых на практике большинство, Web-дизайнер будет совсем не нужен, т.к. со временем число типовых шаблонов, возможно, станет достаточно велико.

Бурное развитие глобальной компьютерной сети показало перспективность удаленного тестирования студентов с помощью интерактивных Web-тестов, устанавливаемых на серверах, подключенных к локальной компьютерной сети или сети Интернет. Более широкому распространению таких информационных технологий в образовании, позволяющих не только повысить интенсивность и эффективность процесса обучения, но и существенно расширить аудиторию потенциальных слушателей ведущих университетов страны, препятствует трудоемкость процесса разработки тестов, предназначенных для работы в Web-сети.

Для создания интерактивных Web-тестов преподавателю помимо знаний по курсу, для которого предназначен тест, требуются специальные навыки в области применения Интернет-технологий, либо необходима помощь соответствующего специалиста. При использовании для разработки учебных материалов любого из большого количества имеющихся инструментальных средств создания и редактирования HTML-документов, например, таких как Netscape Composer или Microsoft FrontPage, требуются базовые сведения о гипертексте и определенные навыки в области программирования. Кроме того, для придания Web-документам интерактивных свойств, позволяющих оперативно реагировать на информацию, введенную пользователем, автору потребуются еще более глубокие знания Интернет-технологий, связанные с необходимостью написания программ-обработчиков с использованием Java, JavaScript или CGI-приложений. Таким образом, создание учебных материалов для дистанционного обучения в Web-сети предъявляет весьма высокие требования к квалификации преподавателя-разработчика в области практического использования современных информационных технологий. В противном случае необходима совместная работа коллектива специалистов различного профиля. Эти обстоятельства существенно повышают трудоемкость создания учебных Web-пособий и в определенной степени сдерживают процесс развития такой формы дистанционного образования.

Разработка электронных учебных пособий стала актуальной задачей в условиях развития системы дистанционного образования и широкого внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс. В последние годы электронные учебные пособия занимают всё более заметное место среди прочих электронных публикаций . Представляется целесообразным организовать все компоненты дистанционного обучения, включая электронные учебные пособия, в рамках единой информационной среды, созданной с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технических средств.

При таком подходе предпочтительнее создавать страницы не вручную, а специальными инструментами, обеспечивающими сопровождение локальной копии Web-узла и её обновление по мере необходимости. Большинству учебных учреждений необходимы Web-узлы, содержащие страницы с переменным или автоматически обновляемым содержанием. Здесь мы покидаем область простой компоновки документов и очень близко подходим к программированию. Вопросы создания таких Web-узлов лучше задавать профессионалам.

Если говорить кратко, то содержание страницы всегда важнее, чем её оформление, а при оформлении мера и гармония важнее, чем броскость и яркость. Чтобы получить точку отсчёта, обычно стоит посетить в Интернете узлы самой разной тематики, обращая, в первую очередь, внимание на их структуру (удобство навигации в пределах узла) и приёмы, используемые в оформлении.

А как же устроена Web-страница? Web-страница представляет собой текстовый документ. Правда, при её просмотре на экране браузера поверить в это трудно, но это действительно так. Экранное представление Web-страницы формируется с помощью специальных команд языка HTML, интерпретируемых браузером. Этими командами можно обеспечить отображение рисунков, звукозаписей, видеороликов и других объектов в документе. То есть Web-страница, на самом деле, отображается как комбинированный документ.

Соответственно, при создании Web-страницы возможны два основных подхода. Первый состоит в формировании документа вручную с использованием текстового редактора и непосредственно команд HTML. Это наиболее трудоёмкий, но и более универсальный путь. С его помощью можно реализовать всё, что позволяет язык HTML. При создании объёмных или необычных Web-пособий приходиться в той или иной степени прибегать к такому подходу.

Второй способ создания Web-страницы состоит в использовании редакторов WYSIWYG. При работе с таким редактором знать язык HTML необязательно. Приёмы создания документа подобны используемым в текстовом процессоре. Текст размещается на странице, после чего к нему применяются команды форматирования. Это, разумеется, намного упрощает процесс разработки Web-страницы. Не требуется изучать язык HTML, можно использовать уже имеющиеся навыки практической работы с текстовыми редакторами и текстовыми процессорами. При этом редактор автоматически формирует команды HTML, а страница немедленно отображается на экране примерно так, как её будут наблюдать посетители Web-узла в Интернете.

Понятно, качество кода HTML в этом случае обеспечивает не автор страницы, а программа. Некоторые особенности языка HTML приводят к тому, что такое преобразование не всегда корректно.

Тем не менее, мир не стоит на месте, и современные редакторы Web-страниц, действующие по принципу WYSIWYG, выполняют свою работу более ответственно и квалифицированно. При "массовом" создании Web-страниц ручной метод (даже при использовании редактора HTML) уже не может обеспечить необходимую производительность, и профессионалы уже вынуждены использовать такие редакторы. Как уже говорилось, это не исключает возможность последующего редактирования документов вручную или ручного создания некоторых из страниц электронного пособия.

Рассмотрим автоматизированные инструментальные средства (редакторы HTML), которые вполне можно рекомендовать и "любителям", и "профессионалам".

Arachnophilia

Arachnophilia - программа создания HTML-документов. В эту программу встроен редактор типа WYSIWYG, т.е. соответствие экранного образа готовому документу.

Возможности Arachnophilia:

· функция Instant View (Немедленный просмотр); если она включена, и внутренний браузер, который также имеется в программе, открыт, то все изменения, вносимые в текст HTML, немедленно отражаются на экране;

· автоматизация ввода тегов HTML.

Редактор Star Office

Система создания и редактирования HTML-файлов. В отличие от других WYSIWYG-редакторов, Star Office довольно корректно удаляет ненужные элементы при отмене пользователем каких-либо действий и не вставляет лишних комментариев. При этом он довольно активно использует каскадные таблицы стилей (CSS).

Возможности Star Office:

· возможность отключить режим WYSIWYG и работать с исходным HTML-текстом, в котором все теги и их атрибуты подсвечены красным цветом;

· по своему усмотрению можно редактировать как исходный текст, так и отображаемый результат, переключаясь между режимами.

Homesite

Одним из самых замечательных программных продуктов, предназначенных для разработки Web-страниц, является программа Homesite, созданная компанией Allaire. Множество доступных функций сочетаются здесь с исключительным удобством для пользователя.

Однако необходимо отметить, что использование программы Homesite подразумевает знание пользователем языка HTML (а также, по желанию, Java Script и др.) Программа автоматизирует ввод кода, проверяет ошибки и т.д., но она не в силах помочь, если пользователь не представляет себе, что такое HTML.

Возможности Homesite:

· открытие нескольких файлов одновременно;

· просмотр схемы сайта;

· просмотр тегов;

· просмотр страниц в браузере;

· возможность работы с шаблонами.

Редактор Netsсape Composer

Netsсape Composer - средство для создания и публикации документов в Internet.

Комплект программного обеспечения Netscape Composer включает в себя следующие возможности:

· Netscape Collabra - позволяет участвовать в электронных форумах и создавать их. (Электронные форумы представляют собой нечто вроде конференций Use Net);

· Netsсape Composer - расширенная версия Netsсape Navigator Gold. С помощью Netscape Composer можно создавать документы для корпоративной сети, WWW и для электронной почты;

· Netscape Conference - подобно программе Net Meeting (производства Microsoft) обеспечивает возможность общения пользователей в режиме реального времени посредством совместных документов, грифельной доски и окна, в котором можно вести разговор;

· Netscape Messenger - новый клиент электронной почты, полностью совместимый с открытыми стандартами и тесно связанный с программой Composer, позволяющий создавать документы электронной почты на основе HTML;

· Netsсape Navigator - популярный браузер с гибко настраиваемым интерфейсом и мощной поддержкой Java, Java Script и встраиваемых объектов.

Редактор Adobe GoLive

Профессиональный пакет для создания, редактирования и поддержки Web-сайтов любой сложности. Включает средства для работы с HTML, СУБД, спецэффектами, графикой и анимацией. Возможность интеграции с PhotoShop, Illustrator и Image Ready для обработки и оптимизации графики для Web.

Возможности Adobe GoLive:

· работа со сценариями и стилями;

· динамический редактор позволяет создание интерактивных элементов страниц;

· возможность удобной работы с фреймовыми структурами;

· возможность просмотра страниц в кодовом режиме;

· вкладка Outline (Структура) позволяет имеющиеся на странице теги просмотреть в виде иерархической древовидной структуры;

· возможность просмотра созданной страницы в браузере.

Macromedia Flash

Векторный графический пакет для работы с анимацией. Инструмент для создания мультимедийных, полностью интерактивных материалов, с использованием как обычной растровой, так и векторной графики, а также аудио и видео элементов (компонуя их в единый файл - "Flash-клип"). Flash-клипы могут содержать текст, графику, анимацию, активные области (кнопки), формы и другие контрольные элементы, создаваемые пользователями.

Возможности Flash-технологии:

· средства оригинального и живого оформления Web-сайта;

· возможность создания полноценных видеопрезентаций;

· расширенные возможности использования звука и музыки;

· использование векторного формата и работа с объектами позволяет значительно сократить размер файла клипа, что позволяет ему быстро загружаться и менять свой масштаб в соответствии с размерами монитора конкретного пользователя.

Macromedia DreamWeaver

Dream Weaver - это визуальный редактор гипертекстовых документов. Эта программа обладает всеми необходимыми средствами для генерации Web-страниц любой сложности и масштаба.

Редактор Dream Weaver позволяет создавать Web-публикации профессионального качества. В этом редакторе воплощена современная технология разработки Web-публикаций, начиная от проектирования сайта и заканчивая его загрузкой на Web-сервер. Благодаря этому даже начинающий автор Web-страниц, работая с Dream Weaver, привыкает работать профессионально.

Возможности Macromedia Dream Weaver:

· просмотр и редактирование Web-страницы в визуальном режиме;

· просмотр и редактирование Web-страницы в текстовом режиме;

· интеграция двух встроенных редакторов кода: Code View и Code Inspector;

· разработка интерактивных страниц;

· возможность эффективного создания схемы сайта и определение связей между страницами сайта в специальном окне управления сайтом;

· использование графических разметок страницы, шаблонов, CSS;

· планирование Web-узла;

· отладка сценариев на Java Script;

· интеграция с другими программными средствами Macromedia;

· тестирование страниц.

Microsoft FrontPage

Программа Front Page предназначена для быстрого создания Web-документов. Она обладает великолепным инструментом, генерирующим отчёты о состоянии создаваемого узла. Помимо чисто статистической информации (общее количество страниц, картинок и ссылок), в отчёте будут отражены "висячие" ссылки, ссылки на внешние источники, устаревшие страницы и даже страницы, загружающиеся чересчур медленно.

Front Page - это популярный пакет для создания и поддержки Web-сайтов и редактирования HTML-страниц. Имеет привычный интерфейс MS Office.

Возможности FrontPage:

· с помощью FrontPage Explorer можно настраивать схему Web-сервера и получать разнообразную информацию о сервере;

· FrontPage Editor - редактор типа WYSIWYG. В нем можно выбрать одну из вкладок, позволяющих осуществлять просмотр в различных представлениях - Editor, HTML, Preview (эта вкладка осуществляет отображение реального вида страницы);

· возможность работы с интерактивными средствами и эффектами мультимедиа;

· возможность работы с готовыми шаблонами;

· Microsoft Image Composer. Этот компонент позволяет работать с графикой, включая применение Gif-анимации и инструмента WordArt;

· утилита TCP/IP Test. Если пользователь не уверен в надежности соединения, то эта программа быстро осуществит проверку;

· с помощью FrontPage Web Server можно локально проверить страницу до ее опубликования.

Инструменты и функции программы Front Page позволяют достаточно быстро построить сайт любой сложности и разместить его в сети Internet или в корпоративных локальных сетях intranet.

Работать с Front Page довольно легко. Конечно, некоторые базовые операции всё же освоить придётся. Однако если вы уже умеете пользоваться текстовым процессором Word, то никаких трудностей быть не должно. Ведь редактирование страницы HTML во Front Page сродни редактированию обыкновенного документа: так же меняются стили, шрифты, цвета, добавляются картинки и т.д.

Для современного информационного общества в условиях модернизации образования необходима целенаправленная подготовка современного конкурентоспособного специалиста. В учебном процессе средней профессиональной школы наиболее целесообразно использовать разнообразные формы информационно-коммуникативных технологий для глубокого и всестороннего обучения студентов.

Одним из направлений этой работы преподавателя в настоящее время является создание электронных учебных пособий по дисциплинам, курсам и, в условиях внедрения ФГОС, модулям. Это обусловлено низкой обеспеченностью технических специальностей средних профессиональных учебных заведений специальной литературой, которая бы учитывала последние изменения и достижения производства.

Несмотря на то, что термин электронное учебное пособие приобретает всё большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Попробуем сформулировать понятие.

Электронное учебное пособие - учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке.

Необходимо чётко определить отличительные признаки электронного учебного пособия от его печатного аналога. Они состоят в следующем:

1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определённый уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронное пособие по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещён на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2. Наглядность в электронном учебном пособии значительно выше, чем в печатном. Данное преимущество достигается за мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. В электронном учебном пособии возможно представление физических процессов в динамике, наглядное представление объектов, недоступных для непосредственного наблюдения, а также компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов.

3. Электронный пособие обеспечивает разнообразие проверочных заданий и тестов. Оно позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. Например, при неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.



4. В электронном пособии возможна организация контекстных подсказок, что позволяет, например, организовать самостоятельную работу учащихся (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку с сети Интернет, книгах, идти за справочной литературой в библиотеку и т.п.).

5. Использование гипертекстовых ссылок, позволяющих мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста.

6. Электронные учебные пособия являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации, что особенно важно для творчески работающего преподавателя.

7. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебные пособия могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронное пособие, поддерживающее программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронное учебное пособие без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному курсу. Можно создавать пособия по принципу вертикального изучения учебного материала.