Краткосрочные олимпиады для школьников по химии. Всероссийская олимпиада по химии (школьный этап)

в 2017-2018 учебном году

Школьный этап

8 класс

Уважаемый участник!

Желаем успеха!

Задание 1. (8 баллов)

ТЕСТ. Выберите один правильный ответ

1. Соединение углерода, играющее основную роль в его природном круговороте:

А) угарный газ; Б) сажа; В) нефть; Г) метан; Д) углекислый газ.

2. Самой чистой водой из перечисленных в списке является:

А) водопроводная; Б) родниковая; В) дождевая;

Г) колодезная; Д) минеральная.

3. Из перечисленных химических и физико-химических процессов выберите такой, для проведения которого не требуется высокая температура:

А) обжиг; Б) прокаливание; В) брожение;

Г) спекание; Д) сплавление.

4. Среди перечисленных металлических материалов, используемых для изготовления призовых медалей, жетонов и монетных знаков, сплавом является

А) золото; Б) серебро; В) бронза; Г) никель; Д) алюминий.

5. Какая из перечисленных операций не используется в химической лаборатории для разделения и очистки веществ?

А) перекристаллизация; Б) переохлаждение; В) перегонка; Г) возгонка; Д) переосаждение.

6. Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (влево или вправо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая клетка может использоваться только один раз.

7. Решите кроссворд, заполняя его русскими названиями химических элементов. Ключевым словом является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения.

1) C, 2) O, 3) Al, 4) N, 5) Zn, 6) I, 7) P, 8) H, 9) Pb

Задание 2. (8 баллов)

1) Закончите фразы: (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси __________ и может быть выражен химическ__ __________; (б) __________ в отличие от __________ кипит при постоянной __________.

2) Какая из двух жидкостей – ацетон и молоко – представляет собой индивидуальное вещество, а какая – смесь?

3) Вам надо доказать, что выбранное Вами вещество (одно из двух в п. 2) – смесь. Кратко опишите Ваши действия.

Задание 3. (8 баллов)

Распространённое вещество «Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок желудка».

1) Определите вещество на основе его описания.

2) Какие названия этого вещества Вам известны?

3) Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники образования этого вещества.

Задание 4. (8 баллов)

В процессе дыхания человек потребляет кислород и выдыхает углекислый газ. Содержание этих газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе приведено в таблице.

O 2 (% по объёму)

CO 2 (% по объёму)

Вдыхаемый

Выдыхаемый

Объём вдоха-выдоха – 0,5 л, частота нормального дыхания – 15 вдохов в мин.

1) Сколько литров кислорода потребляет человек за час и сколько выделяет углекислого газа?

2) В классе объёмом 100 м 3 находятся 20 человек. Окна и двери закрыты. Каким будет объёмное содержание CO 2 в воздухе после урока длительностью 45 минут? (Совершенно безопасное содержание – до 0,1 %).

Задание 5 (10 баллов)

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера .

Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана

Цвет вещества

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка на воздухе

плавает на поверхности воды

начинает тлеть

тонет в воде

не изменяется

плавает на поверхности воды

плавится, горит голубоватым пламенем, при горении образуется бесцветный газ с резким запахом

тёмно-красный

4 тонет в воде

горит ярким белым пламенем, при горении образуется густой дым белого цвета

тонет в воде

постепенно чернеет

1) Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.

2) Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.

3) Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому.

Всероссийская олимпиада школьников по химии

в 2017-2018 учебном году

Школьный этап

9 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (6 баллов)

В какой частице содержится 11 протонов, 10 электронов и 7 нейтронов? Определите её состав, заряд, относительную молекулярную массу. Напишите формулы двух соединений, в состав которых входит эта частица.

Задание 2. (10 баллов)

Даны следующие вещества: сульфат меди(II), хлорид бария, оксид железа(III), оксид углерода(IV), оксид натрия, серебро, железо, карбонат натрия, вода. Какие из этих веществ будут вступать в реакцию друг с другом непосредственно или в водном растворе при комнатной температуре? Приведите уравнения пяти возможных реакций. Для каждой реакции укажите, к какому типу она относится.

Задание 3. (10 баллов)

Кальциевую стружку массой 4,0 г прокалили на воздухе, а затем бросили в воду. При растворении стружки в воде выделилось 560 мл газа (н. у.), который практически не растворяется в воде.

1) Запишите уравнения реакций.

2) Определите, на сколько граммов возросла масса стружки при прокаливании.

3) Рассчитайте состав прокалённой стружки в массовых процентах.

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (8 баллов)

Для растворения 7,8 г металла требуется 40 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,095 г/мл), при этом образуется соль двухвалентного металла. Выделяющейся водород полностью реагирует с 6,4 г оксида трёхвалентного металла. Определите, какие металлы использовались в этих реакциях.

Задание 5. (8 баллов )

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Школьный этап

10 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (10 баллов)

В десяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор, сера, железо, хлорид натрия, сахар, мел, малахит (оснóвный карбонат меди(II)). Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана

Цвет исследуемого вещества

«Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка в ложечке с помощью спиртовки

практически не изменяется

тонет в воде, постепенно растворяется

плавится, темнеет, постепенно обугливается

тонет в воде, не растворяется

практически не изменяется

плавится, горит голубоватым пламенем

тонет в воде, не растворяется

постепенно чернеет

тёмно-красный

тонет в воде, не растворяется

горит ярким белым пламенем

тонет в воде, не растворяется

постепенно чернеет

тёмно-серый

тонет в воде, не растворяется

темнеет, частички в пламени раскаляются

частички плавают на поверхности воды, не растворяются

начинает тлеть

тонет в воде, не растворяется

практически не изменяется

1. Определите, в каком по номеру стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.

2. Какие из выданных веществ реагируют с соляной кислотой с выделением газа? Составьте соответствующие уравнения реакций.

3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 4 и № 9, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.

4. Известно, что три выданных вещества проводят электрический ток. Какие это вещества? Раствор какого вещества проводит электрический ток?

Задание 2. (7 баллов)

Составьте все изомеры дихлоралкена состава C 3 H 4 Cl 2

Задание 3. (10 баллов)

Органическое соединение А содержит 39,73 % углерода и 7,28 % водорода по массе. Определите молекулярную формулу вещества А и установите его структурную формулу, если известно, что в его состав входит четвертичный атом углерода, а плотность паров по воздуху равна 5,2. Назовите органическое соединение А по систематической номенклатуре. Предложите способ получения А.

Задание 4 (10 баллов)

Восстановите левую часть уравнений:

…. + …. + …. = Na 2 SO 4 + 2Ag↓ + 2HNO 3

…. = Na 2 S + 3Na 2 SO 4

…. + …. + …. = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 ↓ + 2KOH

…. + …. = POCl 3 + SOCl 2

…. +…. +…. →2H 2 SO 4

Задание 5. (10 баллов)

Разбирая реактивы в лаборатории, юный химик нашёл неподписанную банку с белым порошком без запаха. Для исследования его свойств, юный химик аккуратно взвесил 10,00 граммов и разделил их ровно на 5 частей, с каждой из частей он провёл следующие опыты:

Номер опыта

Ход эксперимента

Наблюдения

Хорошо растворим в воде. Раствор окрасился в красный цвет

Бурное выделение газа

Аккуратно внёс часть навески в пламя горелки

Пламя горелки окрасилось в фиолетовый цвет

Выпало 3,43 г белого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах

Пробирка нагрелась. Видимых признаков реакции не наблюдалось

1. Определите состав белого порошка. Ответ подтвердите расчётом.

2. Для опытов 2, 4, 5 приведите соответствующее уравнение реакции.

3. Что произойдёт при нагревании белого порошка? Приведите уравнение реакции удара.

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

11 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (10 баллов)

Два элемента, находящиеся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы (в её коротком варианте), образуют друг с другом единственное стабильное бинарное соединение с массовой долей одного из элементов 25,6%. Это соединение хорошо растворимо в воде, а при пропускании в его раствор газообразного аммиака выпадает белый осадок, постепенно темнеющий на воздухе. Назовите элементы, определите формулу вещества и напишите уравнения реакций.

Задание 2. (10 баллов)

Как из природного известняка получить бензойноэтиловый эфир C 6 H 5 COOC 2 H 5 по следующей схеме:

CaCO 3 → CaC 2 →C 2 H 2 → …→ C 6 H 5 C 2 H 5 → C 6 H 5 COOH→ C 6 H 5 COOC 2 H 5

Напишите уравнения реакций, укажите условия протекания реакций.

Задание 3. (10 баллов)

Белое твердое вещество, саморазлагающееся при комнатной температуре или при механическом воздействии, имеет такой элементный состав: ω(N)=45,16%, ω(О)=51,61%, ω(Н)=3,23%. Вещество хорошо растворяется в воде и является слабой двухосновной кислотой.

А. Установите формулу вещества, назовите его, напишите уравнение диссоциации кислоты.

Б. Изобразите структурную формулу кислоты.

В. Запишите уравнения реакций: а) термического разложения данной кислоты, б) взаимодействия её с кислородом воздуха, в) взаимодействия её со щелочью

Задание 4. (8 баллов)

Юный химик Вася решил исследовать некий сплав, доставшийся ему в наследство от бабушки. Для начала Вася попытался растворить сплав в соляной кислоте, однако обнаружил, что при этом никакого растворения не происходит. Тогда он попробовал растворить его в горячей концентрированной азотной кислоте. При этом сплав разрушился, раствор окрасился в голубой цвет, однако на дне остался окрашенный осадок, который не растворялся даже при длительном нагревании в азотной кислоте. Вася отфильтровал осадок и высушил его. Поместив порошок в тигель и нагрев его до плавления, а потом охладив, Вася сразу понял, какое вещество было нерастворимым осадком.

1. Из каких двух металлов состоит сплав, который исследовал Вася?

2. Как растворить осадок, образующийся при нагревании сплава в азотной кислоте? Приведите уравнение реакции.

3. Как выделить второй компонент сплава из голубого раствора полученного после реакции с азотной кислотой? Приведите необходимые уравнения реакций

Задание 5. (10 баллов)

Ученик 8 класса при проведении практической работы «Получение кислорода и изучение его свойств» собрал прибор для получения кислорода способом вытеснения воды. При этом он нарушил одно из требований инструкции – не поместил кусочек ваты в пробирку около газоотводной трубки. При нагревании перманганата калия вода в кристаллизаторе окрасилась в красно-фиолетовый цвет. При собирании кислорода часть окрашенного раствора попала в склянку с газом. В ней ученик сжёг серу. При этом красно-фиолетовая окраска раствора исчезла, и образовался бесцветный раствор. Решив исследовать полученный раствор, ученик прилил в него часть окрашенного раствора из кристаллизатора. И опять окраска изменилась – выпал тёмно-коричневый осадок неизвестного вещества.

1. Запишите уравнение реакции разложения перманганата калия.

2. Какое вещество попало в кристаллизатор с водой?

3. Почему обесцветился раствор при сжигании серы? Запишите уравнение реакции.

4. Назовите вещество, выпавшее в осадок. Запишите уравнение реакции.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

8 класс (макс. 42 балла)

Задание 1. (8 баллов)

Тест 2,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

6. Правило – Химические реактивы нельзя пробовать на вкус. - 1 балл

7. Кроссворд 4,5 балла (0,5 балла за каждый элемент)

1 - Углерод, 2- кислород, 3-алюминий, 4 –азот, 5-цинк, 6 – йод, 7- фосфор, 8- водород, 9 – свинец.

Задание 2. (8 баллов)

1) (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси постоянен и может быть выражен химической формулой; (б) индивидуальное вещество в отличие от смеси веществ кипит при постоянной температуре. (4 балла)

2) Ацетон – индивидуальное вещество, молоко – смесь. (2 балла)

3) Поместим капли обеих жидкостей в микроскоп. Молоко под микроскопом будет неоднородно. Это – смесь. Ацетон под микроскопом будет однородным.

Другое возможное решение: ацетон кипит при постоянной температуре. Из молока при кипячении испаряется вода, на поверхности молока образуется плёнка – пенка. Принимаются также другие разумные доказательства. (2 балла)

Задание 3. (8 баллов)

1. Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода(IV)) (2 балла ). Возможный ответ – вода – считать неправильным. Вода не раздражает желудок.

2. Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид (3 балла: по 1 баллу за каждый ответ).

3. Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков, сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков, в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа, древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.). (По одному баллу за пример, но не более 3-х баллов).

Задание 4. (8 баллов)

1) За час человек делает 900 вдохов и через лёгкие проходит 450 л воздуха. (1 балл) Потребляется не весь вдыхаемый кислород, а только 21 % – 16,5 % = 4,5 % от объёма воздуха, т. е. примерно 20 л. (1 балл )

Углекислого газа выделяется столько же, сколько израсходовано кислорода, 20 л. (1 балл)

2) За 45 минут (3/4 часа) 1 человек выделяет 15 л CO2. (1 балл)

20 человек выделяют 300 л CO2. (1 балл)

Изначально в воздухе содержалось 0,03% от 100 м3, 30 л CO2, (1 балл)

после урока стало 330 л. Содержание CO2: 330 л / (100 000 л) · 100% = 0.33 % (2 балла ) Это содержание превышает безопасный порог, поэтому класс необходимо проветривать.

Примечание. Расчёт во втором вопросе использует ответ на первый вопрос. Если в первом вопросе получено неправильное число, но потом с ним выполнены верные действия во втором пункте, за этот пункт ставится максимальный балл, несмотря на неверный ответ.

Задание 5. (10 баллов)

1) В стакане № 1 находится порошок угля. Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.

№ 2 – оксид меди(II); имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.

№ 3 – сера; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.

№ 4 – красный фосфор; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).

№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).

(По 0,5 балла за каждое верное определение и ещё по 0,5 балла за разумное обоснование Всего - 5 баллов)

2) C + O2 = CO 2 S + O2 = SO 2 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5 2Cu + O 2 = 2CuO (По 1 баллу за каждое уравнение Всего – 4 балла)

3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. (1 балл)

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

9 класс (макс. 42 балла)

Задание 1. (6 баллов)

1. Протонов на 1 больше, чем электронов. Следовательно, частица имеет заряд +1. Нейтронов – меньше, чем протонов, следовательно, в состав частицы входят атомы водорода, в которых нейтронов нет вовсе. 11 – 7 = 4 – это минимальное число атомов H. Без водородов останется 7 протонов и 7 нейтронов – это атом азота-14: 14N. Состав частицы: 14NH4 + – ион аммония (2 балла )

Заряд: 11 – 10 = +1 (1 балл)

Относительная молекулярная масса: 11 + 7 = 18 или 14 + 4 = 18 (1 балл)

Формулы: NH4Cl, (NH4)2CO3 или другие соли аммония (2 балла)

Задание 2 (10 баллов)

Возможные реакции:

Na 2 O + H 2 O = 2NaOH соединения

Na 2 O + CO 2 = Na 2 CO 3 соединения

BaCl 2 + CuSO 4 = BaSO 4 + CuCl 2 обмена

2CuSO 4 + 2Na 2 CO 3 + H 2 O = Cu 2 (OH) 2 CO 3 + CO 2 + 2Na 2 SO 4 обмена

Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4 замещения

Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O = 2NaHCO 3 соединения

Na 2 O + H 2 O + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 соединения и обмена

2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O обмена

BaCl 2 + Na 2 CO 3 = BaCO 3 + 2NaCl обмена

За каждое из пяти уравнений – по 2 балла (1 балл за вещества, 0,5 балла за коэффициенты, 0,5 балла за тип реакции).

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Задание 3 (10 баллов)

При прокаливании кальциевой стружки происходит реакция: 2Ca + O 2 = 2CaO (Условие о том, что газ практически не растворяется в воде, исключает реакцию кальция с азотом, которая может привести к нитриду кальция, гидролизующемуся с образованием NH 3 .) Так как кальций плавится при высокой температуре, а продукт реакции также тугоплавкий, окисление металла вначале происходит лишь с поверхности. Прокалённая стружка представляет собой металл, снаружи покрытый слоем оксида. При помещении в воду и металл, и оксид реагируют с ней: CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 ; Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2 .

2) Количество вещества металла, не вступившего в реакцию с кислородом, равно количеству вещества выделившегося газа (водорода): n(Ca) = n(H 2) = 0,56/22,4 = 0,025 моль. Всего в исходной стружке n(Ca) = 4/40 = 0,1 моль. Таким образом, в реакцию с кислородом вступило 0,1 – 0,025 = 0,075 моль кальция, что составляет m(Ca) = 0,075 *40 = 3 г. Увеличение массы стружки связано с присоединением кислорода. Масса кислорода, вступившего в реакцию с кальцием, равна m(O 2) = 32*0,0375 = 1,2 г. Итак, масса стружки после прокаливания возросла на 1,2 г.

3. Прокалённая стружка состоит из кальция (0,025 моль) массой 1 г и оксида кальция (0,075 моль) массой 4,2 г. Состав в массовых процентах: Ca – 19,2%; CaO – 80,8%. Система оценивания:

1. За каждое уравнение реакции по 1 баллу - 3 балла

2. За расчёт количества вещества водорода - 1 балл

За правильный ответ - 3 балла

3. За правильный ответ - 3 балла

Задание 4 (8 баллов)

1) Определяем количество вещества водорода

m (HCl) = w · ρ · v = 0,2 · 1,095 · 40 = 8,76 г

ν (HCl) = m в-ва/ М в-ва = 8,76/36,5 = 0,24 моль (2 балла)

2) Ме + 2HCl = МеCl 2 + H2

а) ν(Ме) = ν(H 2) = 0,5ν (HCl) = 0,5 · 0,24 = 0,12 моль

б) М (Ме) = m в-ва/ ν = 7,8 / 0,12 = 65г/моль (2 балла)

Металл – цинк (1 балл)

3) Ме 2 О 3 + 3 H 2 = 2Ме + H 2 О

а) ν(Ме 2 О 3) = 1/3ν(H 2) = 0,12/3 = 0,04 моль

б) М (Ме 2 О 3) = m в-ва/ ν = 6,4 / 0,04 = 160г/моль

160 = 2Аме + 3 · 16 Аме = 56 (2 балла)

Металл – железо (1 балл)

Задание 5 (8 баллов)

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

10 класс (макс. 47 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

1. В стакане № 1 находится хлорид натрия. Белый цвет, растворяется в воде, практически не изменяется на воздухе при нагревании.

№ 2 – сахар; белый цвет, растворяется в воде, плавится и постепенно обугливается при нагревании.

№ 3 – мел; белый цвет, не растворяется в воде.

№ 4 – сера; жёлтый цвет, характерное горение.

№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании на воздухе за счёт образования оксида меди(II).

№ 6 – красный фосфор; тёмно-красный цвет; характерное горение.

№ 7 – малахит; зелёный цвет; появление чёрной окраски при термическом разложении за счёт образования оксида меди(II).

№ 8 – железо; тёмно-серый цвет; потемнение при нагревании.

№ 9 – древесный уголь; чёрный цвет; тлеет при нагревании на воздухе.

№ 10 – оксид меди(II); чёрный цвет; отсутствие изменений при нагревании.

По 0,5 балла за каждое верное определение и разумное обоснование. Максимум – 5 баллов.

2. Газообразные вещества выделяются при взаимодействии соляной кислоты с мелом, малахитом и железом:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

(CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + 3H 2 O

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

3 балла - по 1 баллу за каждое уравнение

3. В стаканах № 4 и № 9 находятся соответственно порошки серы и древесного угля. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же, поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. 1 балл

4. Электрический ток проводят медь, железо и уголь. Раствор хлорида натрия проводит электрический ток, т. к. NaCl – электролит. 1 балл

Задание 2. (7 баллов)

    Транс-1,2-дихлорпропен

    Цис-1,2-дихлорпропен

    1,1- дихлорпропен

    2,3 – дихлорпропен

    Транс-1,3-дихлорпропен

    Цис-1,3-дихлорпропен

    3,3-дихлорпропен

7 баллов: по 0,5 балла за каждую структуру, по 0,5 балла за каждое название.

Задание 3. (10 баллов)

1) Т.к. сумма массовых долей не равна 100 %, следовательно, в молекуле ещё есть какой-то остаток, содержание которого равно:

100 – 39,73 – 7,28 = 52,99 %.

Молярная масса вещества: M(A) = D возд *M возд = 5,2 * 29 = 151 г/моль.

Число атомов водорода в молекуле A: 151 * 0,0728/1 = 11.

Число атомов углерода в молекуле A: 151 * 0,3973/12 = 5.

Молярная масса остатка равна 151 × 0,5299 = 80 г/моль, что соответствует одному атому брома, следовательно, молекулярная формула вещества А – C 5 H 11 Br.

2) В состав А входит четвертичный атом углерода, поэтому А имеет следующую структуру:

CH 3 - C - CH 2 Br 1-бром-2,2-диметилпропан

3) Способ получения А :

CH 3 -С (CH 3) 2 -CH 3 + Br 2 = CH 3 -С (CH 3) 2 –CH 2 Br + HBr

Система оценивания:

1) Определение количества атомов углерода 1 балл

Определение количества атомов водорода 1 балл

Определение брома 2 балла

Молекулярная формула 1 балл

2) Структура 2 балла

Название 1 балл

3) Уравнение реакции получения 2 балла .

Задание 4. (10 баллов)

Na 2 SO 3 + H 2 O + 2AgNO 3 = Na 2 SO 4 + 2Ag↓ + 2HNO 3

4Na 2 SO 3 = Na 2 S + 3Na 2 SO 4

3Na 2 SO 3 + H 2 O + 2KMnO 4 = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 ↓ + 2KOH

SO 2 + PCl 5 = POCl 3 + SOCl 2

2SO 2 + 2H 2 O + O2 = 2H 2 SO 4

За каждое уравнение – по 2 балла

Задание 5. (10 баллов)

1. Окрашивание пламени горелки в фиолетовый цвет говорит о том, что искомый порошок – соль калия. Выпадение белого осадка с избытком хлорида бария – качественная реакция на сульфат-ион. Но сульфат калия (K 2 SO 4) имеет нейтральную среду (соль образована сильным основанием и сильной кислотой), а согласно опыту № 1 лакмус окрашивает раствор соли в красный цвет, что говорит о кислой реакции. Следовательно, искомая соль – гидросульфат калия, KHSO 4 . Проверим это расчётом: KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl

т. к. исходную навеску в 10,00 г юный химик разделил на пять равных частей, значит в реакцию вступило 2,00 г соли:

n(KHSO 4) = n(BaSO 4) = 2г/ 136г/моль =0,0147моль;

m (BaSO 4) = 0,0147моль *233г/моль =3,43г.

Полученная масса сульфата бария совпадает с результатами эксперимента, следовательно белый порошок – действительно KHSO 4 .

2. Уравнения реакций:

2KHSO 4 + K 2 CO 3 → 2K 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O

KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl

KHSO 4 + KOH → K 2 SO 4 + H 2 O

3. Уравнение реакции разложения: 2KHSO 4 = K 2 S 2 O 7 + H 2 O

Система оценивания :

1) Вывод о присутствии ионов калия - 1 балл

Вывод о присутствии сульфат-ионов - 1 балл

Расчёт - 2 балла

Формула соли - 1 балл

2) 3 уравнения по 1 баллу - 3 балла

3) Уравнение реакции разложения - 2 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

11 класс (макс. 48 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

Поскольку элементы находятся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы, один из них находится в главной подгруппе, а другой – в побочной, т. е. является d-металлом. Судя по растворимости в воде, вещество является галогенидом, а значит, металл находится в побочной подгруппе седьмой группы периодической системы. Судя по свойствам, это марганец, и вещество представляет собой MnBr 2 .

Действительно, массовая доля марганца в нем равна 55: 215 ≈ 0,256 = 25,6%. Элементы – Mn и Br, вещество – MnBr 2 (6 баллов: по 2 балла за каждый элемент, 2 балла за вещество).

Уравнения реакций:

MnBr 2 + 2NH 3 + 2H 2 O = Mn(OH) 2 ↓ + 2NH 4 Br;

2Mn(OH) 2 + O 2 = 2MnO 2 ↓ + 2H 2 O (4 балла: по 2 балла за уравнение).

Задание 2. (10 баллов)

CaCO 3 + 4C = CaC 2 + 3CO (прокаливание);

CaC 2 + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2 ;

3C 2 H 2 = C 6 H 6 (нагревание, катализатор – уголь);

C 2 H 2 + 2H 2 = C 2 H 6 (при нагревании, катализатор – платина);

С 2 H 6 + Cl 2 = C 2 H 5 Cl (при освещении);

С 6 H 6 + C 2 H 5 Cl = C 6 H 5 C 2 H 5 + HCl (катализатор – хлорид алюминия);

C 6 H 5 C 2 H 5 + 2K 2 Cr 2 O 7 + 8H 2 SO 4 = C 6 H 5 COOH + CO 2 + 2K 2 SO 4 + 2Cr 2 (SO 4) 3 + 10H 2 O; C 2 H 5 Cl + NaOH = C 2 H 5 OH + NaCl;

C 6 H 5 COOH + C 2 H 5 OH = C 6 H 5 COOC 2 H 5 + H 2 O (при нагревании, катализатор – H 2 SO 4). Схема оценивания:

за правильный переход от известняка к ацетилену – 3 балла;

за получение бензола из ацетилена – 1 балл;

за получение бензойной кислоты из бензола – 2 балла;

за получение эфира тем или иным способом из бензойной кислоты – 4 балла .

Задание 3. (10 баллов)

А. Установление формулы вещества.

Обозначим формулу H х N y O z - x:y:z = 3,23/1: 45,16/14: 51,61/16 = 1: 1: 1;

простейшая формула HNO, но по условию это двухосновная кислота, поэтому логично предположить, что её формула H 2 N 2 O 2 - азотноватистая кислота. Уравнение диссоциации H 2 N 2 O 2 ↔ H + + HN 2 O 2 - ↔ 2H + + N 2 O 2 -2 (5 баллов)

Б. Структурная формула H-O- N =N – O-H (2 балла)

В. Разложение: H 2 N 2 O 2 → H 2 O + N 2 O

Окисление кислородом воздуха: 2H 2 N 2 O 2 + 3O 2 (возд.) = 2HNO 2 + 2HNO 3 Нейтрализация щелочью: H 2 N 2 O 2 + 2NaOH = Na 2 N 2 O 2 + 2 H 2 O (3 балла)

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Задание 4. (8 баллов)

1. Медь (по цвету раствора) и золото (нерастворимость в азотной кислоте и характерный вид компактного металла) (4 балла: по 2 балла за элемент)

2. Растворение в царской водке (1 балл)

Уравнение реакции:

Au + HNO 3 (конц.) + 4HCl(конц.) = H + NO + 2H 2 O (2 балла) (Подходят также варианты с соляной кислотой и хлором, селеновой кислотой, смесью азотной и плавиковой кислот и т.д. – оценивать полным баллом.)

3. Любой разумный метод, например: Fe + Cu(NO 3) 2 = Cu + Fe(NO 3) 2 (1 балл).

Задание 5 . (10 баллов)

1. 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 (2 балла)

2. В кристаллизатор с током кислорода попали частицы перманганата калия (1 балл) 3. S + O 2 = SO 2 (1 балл )

2KMnO 4 + 5 SO 2 + 2H 2 O = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 2H 2 SO 4 (2 балла )

4. Осадок – диоксид марганца MnO 2 (2 балла)

2KMnO 4 + 3MnSO 4 + 2H 2 O = 5MnO 2 ↓ + K 2 SO 4 + 2H 2 SO 4 (2 балла )

Школьный этап всероссийской олимпиады по химии 2016 год.

9 КЛАСС

ЧАСТЬ 1 (тест)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2)ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 . (1 балл)

2. Трехэлементное вещество - это...

1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция);

3) хлорид железа (III); 4) медный купорос. (1 балл)

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ... (2 балла )

1)10: 2)11; 3)12; 4)9.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V) (2 балла)

1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.

5. Масса (в граммах) навески нитрата алюминия, в которой содержится 3,612∙10 23 атомов азота

1)127,8; 2)42,6; 3)213; 4)14,2. (2 балла)

6. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19,n = 21: 4)р= 21,n=19. (2 балл)

7. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1;2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 . (2балла)

8. При взаимодействии смеси цинка (5,2г) и карбоната цинка (5,0 г) с соляной кислотой выделяются газы объемом (н.у.) (2 балла)

1)0,896 л; 2) 1,792 л; 3)2,688 л: 4) 22,4 л.

9. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5 (2 балла)

10. Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл (н.у.), равна

1)44; 2)28; 3)32; 4)16. (2 балла)

Итого 18 баллов

ЧАСТЬ 2 (цепочки превращений)

    Прочитайте текст.

Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

Составьте цепочку превращений и решите ее. (8 баллов )

(10 баллов)

ЧАСТЬ 3 (задачи)

    Конструкторы первых космических кораблей и подводных лодок столкнулись с проблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, т.е. как избавиться от избытка углекислого газа и возобновить запас кислорода? Решение было найдено изящное - надо превратить СО 2 в О 2 ! Для этого было предложено использовать надпероксид калия (КО 2), который образуется при сгорании калия в кислороде. При взаимодействии надпероксида калия с углекислым газом выделяется кислород в свободном виде (атомы кислорода являются и окислителем, и восстановителем одновременно). Составьте уравнения реакций, о которых идет речь в тексте. Зная, что в сутки человек выделят в среднем 0,51 м 3 углекислого газа, рассчитайте, какое количество надпероксида калия должно быть на борту космической станции, чтобы обеспечить жизнедеятельность экипажа, состоящего из трех человек в течение месяца (30 дней). (24 балла)

    Юный химик получил от учителя четыре склянки без этикеток, содержащие растворы гидроксида калия, хлорида цинка, хлорида бария и сульфида калия. Концентрация веществ в каждом из выданных растворов составляла 0,1 моль/л. Как, не используя дополнительные реактивы и имея в своем распоряжении только фенолфталеиновую бумагу (бумагу, пропитанную спиртовым раствором фенолфталеина), определить содержимое склянок? Предложите последовательность действий юного химика. Запишите уравнения происходящих реакций. (40 баллов )

Школьный этап всероссийской олимпиады по химии ОТВЕТЫ

9 КЛАСС

ЧАСТЬ 1Тест.

Номер задания

Вариант ответа

Количество баллов

Итого 18 баллов

ЧАСТЬ 2 Цепочки превращений.

Задание 11

Количество баллов

Составлена цепочка

C-CO 2 -H 2 CO 3 -CaCO 3

1 уравнение

2 уравнение

CO 2 +H 2 O=H 2 CO 3

3 уравнение

H 2 CO 3 + CaO =CaCO 3 +H 2 O

Итого 8 баллов

Задание 12

записано уравнение реакции 1

CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4

2 балла

записано уравнение реакции 2

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (нагревание)

2 балла

записано уравнение реакции 3

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

2 балла

записано уравнение реакции 4

Cu + HgSO 4 = CuSO 4 + Hg

2балла

записано уравнение реакции 5

CuSO 4 + Ba(NO 3) 2 = BaSO 4 ↓ +Cu(NO 3) 2

2 балла

Итого 10 баллов

ЧАСТЬ 3 Задачи.

Задание 13.

Записано уравнение реакции сгорания калия в кислороде

5 баллов

Записано уравнение реакции взаимодействия надпероксида калия с углекислым газом

4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2

5 баллов

Рассчитано количество надпероксида калия, которое должно быть на борту.

В сутки человек выделяет углекислого газа 0,51 м 3 = 510 л, что составляет 510л: 22,4л/моль = 22,77 моль, чтобы его утилизировать требуется в 2 раза больше надпероксида калия, т.е. 45,54 моль или 3,23 кг.
Для работы в течении 30 дней для троих человек потребуется 3,23кг х 30 дней х 3человек = 290,27кг надпероксида калия.

14 баллов

Итого 24 балла

Задание 14

Фенолфталеин принимает малиновую окраску в щелочной среде. Окраска появляется в растворах гидроксида калия и сульфида калия:
К 2 S + НОН КНS + КОН

Определяем, в какой склянке находятся гидроксид калия и сульфид калия.
Приливаем к пробам растворов, в которых окраска фенолфталеина не изменилась, содержимое одной из склянок. Если выпадает белый осадок, не растворяющийся в избытке раствора реактива – это раствор сульфида калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
К 2 S + ZnCl 2 = ZnS↓ + 2КCl

Если выпадает студенистый осадок, растворимый в избытке реактива, то приливаемый раствор содержит гидроксид калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
2КОН + ZnCl 2 = Zn(ОН) 2 ↓ + 2КСl
Zn(ОН) 2 ↓ + 2КОН = К 2 или
Zn(ОН) 2 ↓ + 2КОН = К 2 ZnО 2 + 2Н 2 О

В склянке, к пробам которой при приливании растворов К 2 S и КОН видимых изменений не происходит, содержится хлорид бария.

Итого 40 баллов

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 8 класс

Задание 1. ТЕСТ Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Сколько элементов, простые вещества которых неметаллы, представлены сегодня в периодической системе химических элементов д.И. Менделеева?
1) 12 2)22 3)44 4)89
3. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур 3. Sе - селен 4. U - уран
3.. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
1. Та - тантал 2. Тh - торий 3. Nb - ниобий 4. Pm - прометий 4.К чистым веществам относится 1) уксус 2) дистиллированная вода 3) воздух 4) молоко 5. Является веществом:1) капля росы;2) медная монета;3) кусочек мела; 4) ртуть. 6.Одинаковую относительную массу имеют вещества,формулы которых: 1)CuSO 4 и CuS 2) CuS и CuO 3) CuO и Cu 2 S 4) CuSO 4 и Cu 2 S 7.Массовая доля серы в серной кислоте H 2 S0 4 равна: 1. 2,04%. 2. 65,31%. 3. 32,65%. 4.3,2%

Задание 2. Вопросы «ЭРУДИЦИОНа»

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.(за каждое название и страну-1б,протоны и нейтроны-1б)- (8баллов )

2 .Вы - пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? (1балла)
Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. - 1 рубль?(2 балла)

3.Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл)
Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)

4. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

5.Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.(6 баллов)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс

Тест. 1. Наибольшую молекулярную массу имеет 1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4 ) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Трехэлементное вещество - это... 1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция); 3) хлорид железа (III); 4) медный купорос.

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ...

1)10: 2)11; 3)12;4)9.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

5. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19, n = 21: 4)р = 21,n=19.

6. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ; 3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3 ) 2 .

7 В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задачи

1. При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл. (3 балла)

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция. (2 балла)

3. 50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка. (7 баллов)

Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси.

4. Осуществите цепочку превращений:

S X 1 X 2 X 3 X 4 X 5

(5 баллов )

5. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему?

Ba 2+ ; H + ; CL - ; OH - ; SO 4 2- .

Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений, соответствующих вашим сокращённым ионным уравнениям.

(4 балла)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 10 класс

Тест. К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1)СН 3 С1; 2)СН 2 С1 2 ; 3)СНС1 3 ; 4) СС1 4 .

2. Трехэлементное вещество - это...

1)С 2 Н 5 ОН; 2)С 2 Н 6 ; 3) СН 3 N0 2 ; 4) СН 2 (NН 2 )-СООН.

3. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

C 3 H 8 +O 2 ? CO 2 + H 2 O

1)10: 2)11: 3)12: 4)13.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 2,97 г С 2 Н 4 С1 2

1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.

5. Реакция, в результате которой растворяется осадок

1) Кальций + Вг 2 ; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ; 3) Сu(ОН) 2 + НNО 3 ; 4) С 2 Н 4 + КМn0 4 + Н 2 0

6. В соединении С 2 Н 5 Э массовая доля элемента 55,04%. Неизвестный
элемент - это …

1) фосфор; 2) хлор; 3) азот; 4) бром.

7. Молярная масса газа массой 1,26 г, занимающего объем 0,672 л (н.у.),
равна

1)44; 2)28; 3)32; 4)42.

Задачи

1. При сгорании 28 г смеси метана и этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.).

Определите состав смеси углеводородов в массовых долях. (8 баллов)

2. Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций

KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 (3балла)

3.Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO 2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам номенклатурные названия.(6баллов)

4. Относительная плотность паров органического вещества по метану равна 4,625. Определите молекулярную формулу этого вещества, напишите структурную формулу и дайте ему название, если массовая доля углерода в нём равна 64,86%; водорода – 13,52%; кислорода – 21,62%. 5 баллов 5. В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната калия и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.( 6баллов)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 11 класс

1.В уравнении реакции, схема которой
KMnO 4 + HCl = KCl + MnCl 2 + Cl 2 + H 2 O
коэффициент перед формулой восстановителя равен:
1)5; 2)10; 3)12; 4) 16.

2.Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене:
1) фруктоза; 2) сахароза; 3) крахмал; 4) глюкоза?

3.Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса. 4.Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют :
1) ксантопротеиновую реакцию; 2) биуретовую реакцию;
3) реакцию этерификации; 4) реакцию гидролиза. 5.Озоновые дыры
не возникают в результате воздействия на озон атмосферы 1.Оксидов азота; 2.Соединений фтора; 3.Водяного пара; 4.Соединений хлора 6.Парниковый эффект, то есть результат различной проницаемости разных веществ и материалов для разных видов энергии(световой и тепловой) не наблюдается: 1В русской бане 2.В теплицах 3.В атмосфере Земли 4.В автомобиле с закрытыми стеклами в солнечный день 7.Сколько - связей в молекуле уксусной кислоты. 1.6 2.7 3.5 4.1

Задачи

1. Сколько изомеров у C 5 H 12 . Запишите их структурные формулы и дайте каждому веществу названия по заместительной номенклатуре. Какой из этих изомеров имеет наибольшую температуру кипения. Рассчитайте относительную плотность паров этого соединения по воздуху .

2.Определите молекулярную формулу алкена, если известно, что одно и то же количество его, взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, или 5,23 г хлорпроизводного, или 8,2 г бромпроизводного.

напишите уравнения реакций

CH 4 С 2 Н 2 X 1 CH 3 – С X 2

4.Состав каменного угля одного из месторождений (в массовых долях): C – 82,2%;

H – 4,6%; S – 1%; N – 1,2%; H 2 O – 1%; зола 10 %. Определите объём воздуха (н.у.),

Который потребуется для полного сгорания 1 кг такого угля.

5. В пробирках находятся следующие вещества: фенол, этиловый спирт, глюкоза, глицерин и уксусная кислота. Используя в качестве реагентов сухую соль карбоната натрия, растворы брома, сульфата меди и гидроксида натрия, предложите способ определения содержимого каждой пробирки.


Всероссийская олимпиада школьников по химии проходит в четыре этапа. Школьный и муниципальный чаще всего проводятся для учащихся 7-11 классов, в один, теоретический, тур...

На региональном этапе могут участвовать только 9-11 классы, а также добавляется еще один тур - практический. Заключительный этап проводится для 9-11 классов в три тура: два теоретических и практический.

Олимпиадные задания по химии часто требуют от участников дополнительных знаний из других областей, например, физики, биологии, геологии, географии. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады получают льготы при поступлении в вузы на профильные направления.

Первые химические олимпиады школьников состоялись в Москве и Ленинграде в 1938 году. Первая Всесоюзная олимпиада прошла в 1967 году.

Что нового

Как участвовать

  1. Сообщите о вашем намерении участвовать в олимпиаде своему учителю по предмету, классному руководителю, завучу или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в вашей школе, в какие дни и где будет проходить школьный этап.
  3. Приходите на олимпиаду и участвуйте.
  4. Узнайте свои результаты и проходные баллы на следующий этап в своей школе.
  5. Участвуйте в муниципальном этапе. Узнайте у своего учителя, где будет проводиться олимпиада.
  6. Узнайте результаты, внимательно просмотрите свою работу и сравните с критериями, задайте вопросы жюри.
  7. Дождитесь проходных баллов на региональный этап.
  8. Узнайте, где и когда будет проходить соревнование на сайте организатора олимпиады или у ответственного за проведение соревнования в вашем регионе.
  9. Изучите требования к проведению регионального этапа. Уточните, нужно ли взять с собой лабораторный халат, резиновые перчатки или очки на экспериментальный тур.
  10. Участвуйте в региональном этапе.
  11. Дождитесь своих результатов. Посмотрите работы и сравните их с критериями оценивания. Задайте вопросы жюри по проверке, если не согласны с их ответами - идите на апелляцию.
  12. Ждите, когда объявят проходные баллы на заключительный этап.
  13. Организатор олимпиады в регионе должен связаться с вами и сообщить нужную информацию о финале.
  14. Участвуйте в заключительном этапе и соблюдайте технику безопасности в лаборатории!
Участники около 250

Теперь олимпиада проводится в 4 этапа. Проведение Всероссийской олимпиады регламентировано Порядком , утверждённым Минобрнауки России.

География проведения Всероссийских и Всесоюзных олимпиад по химии (1965-2015 гг.)

№ олимпиады Год Город Олимпиада
I Всероссийская
2. 1966 Казань Всероссийская
3. 1967 Днепропетровск Всесоюзная
4. 1968 Вильнюс Всесоюзная
5. 1969 Ростов-на-Дону Всесоюзная
6. 1970 Воронеж Всесоюзная
7. 1971 Минск Всесоюзная
8. 1972 Уфа Всесоюзная
9. 1973 Баку Всесоюзная
10. 1974 Донецк Всесоюзная
11. 1975 Вильнюс Всесоюзная
12. 1976 Киев Всесоюзная
13. 1977 Алма-Ата Всесоюзная
14. 1978 Казань Всесоюзная
15. 1979 Кишинёв Всесоюзная
16. 1980 Ереван Всесоюзная
17. 1981 Фрунзе Всесоюзная
18. 1982 Таллин Всесоюзная
19. 1983 Тбилиси Всесоюзная
20. 1984 Душанбе Всесоюзная
21. 1985 Рига Всесоюзная
22. 1986 Донецк Всесоюзная
23. 1987 Ташкент Всесоюзная
24. 1988 Вильнюс Всесоюзная
25. 1989 Пермь Всесоюзная
26. 1990 Минск Всесоюзная
27. 1991 Иваново Всесоюзная
28. 1992 Самара Всесоюзная
29. 1993 Липецк Всероссийская
30. 1994 Казань Всероссийская
31. 1995 Н.-Новгород Всероссийская
32. 1996 Самара Всероссийская
33. 1997 Казань Всероссийская
34. 1998 Белгород Всероссийская
35. 1999 Рязань Всероссийская
36. 2000 Владимир Всероссийская
37. 2001 Ульяновск Всероссийская
38. 2002 Великий Новгород Всероссийская
39. 2003 Чебоксары Всероссийская
40. 2004 Челябинск Всероссийская
41. 2005 Белгород Всероссийская
42. 2006 Уфа Всероссийская
43. 2007 Уфа Всероссийская
44. 2008 Уфа Всероссийская
45. 2009 Архангельск Всероссийская
46. 2010 Казань Всероссийская
47. 2011 Архангельск Всероссийская
48. 2012 Магнитогорск Всероссийская
49. 2013 Курск Всероссийская
50. 2014 Казань Всероссийская
51. 2015 Новосибирск Всероссийская
52. 2016 Белгород Всероссийская
53 30 марта -5 апреля Всероссийская

В целях координации проведения олимпиад и других интеллектуальных соревнований, направленных на поиск, поддержку и сопровождение в течение периода становления талантливых детей и молодежи, в 2006 году создан Российский совет олимпиад школьников (РСОШ). Работа РСОШ регламентируется Порядком проведения олимпиад школьников . Настоящий Порядок не распространяется на всероссийскую олимпиаду школьников.

Этапы проведения олимпиады

Согласно Порядку проведения всероссийской олимпиады школьников , Всероссийская олимпиада школьников по химии проводится в 4 этапа:

  • Школьный этап олимпиады проводится по разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), для 4-11 классов. Срок окончания школьного этапа олимпиады - не позднее 01 ноября;
  • Муниципальный этап олимпиады проводится по разработанным региональными предметно-методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), для 7-11 классов. Срок окончания муниципального этапа олимпиады - не позднее 25 декабря;
  • Региональный этап олимпиады проводится по разработанным центральными предметно-методическими комиссиями олимпиады заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), для 9-11 классов. Срок окончания регионального этапа олимпиады - не позднее 25 февраля;
  • Заключительный этап олимпиады проводится по разработанным центральными предметно-методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), для 9-11 классов. Срок окончания заключительного этапа олимпиады - не позднее 30 апреля.

Заочные (дистанционные) формы проведения этапов ВсОШ

Школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников иногда проводятся в несколько туров, один из которых заочный. Этот тур позволяет привлечь к участию в олимпиаде как можно большее число школьников и провести эффективный отбор участников для очного тура. Чаще всего заочный тур проводится посредством Интернет.

Организационно и научно-методическая работа

Координацию организации и проведения олимпиады осуществляет Центральный оргкомитет олимпиады под руководством председателя. Организационно-техническое, информационное обеспечение деятельности Центрального оргкомитета олимпиады осуществляет Минобрнауки России. Для научно-методического обеспечения олимпиады создаются центральные предметно-методические комиссии (ЦПМК) олимпиады. Состав ЦПМК по химии формируется по предложению Центрального оргкомитета олимпиады из числа педагогических, научных, научно-педагогических работников и утверждается Минобрнауки России. Основными принципами деятельности Центрального оргкомитета олимпиады, центральных предметно-методических комиссий олимпиады, жюри всех этапов олимпиады являются компетентность, объективность, гласность, а также соблюдение норм профессиональной этики.