История становления и развития юридической психологии. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии

Юридическая психология

Для успешной сдачи дисциплины необходимо:

Наименование Цена
1) Д о сдачи основного теста, пройти тренировочное тестирование - « Самопроверка ». *
2) П ринять участие в интернет коллоквиуме. 450руб Заказать
3) В период сессии пройти основное тестирование - « Итоговое тестирование » 400руб Заказать

* - не обязательно, но рекомендовано к выполнению

В первые годы своего возникновения юридическая психология оформлялась как психология

криминальная

судебная

пенитенциарная

Для проведения СПЭ обвиненного предоставляется срок - до

20 дней

суток

30 дней

Заполните таблицу, указав в ней недостающие данные:

Темперамент Тип ВНД Уравновешенность нервных процессов Подвижность нервных процессов
Сангвиник сильный уравновешенный 4
1 сильный неуравновешенный подвижный
Флегматик 2 уравновешенный малоподвижный
Меланхолик слабый 3 малоподвижный

Импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, - это

характер

эмоции

темперамент

Проведение СПЭ поручается

судебно-психиатрической комиссии

эксперту-психологу

врачам-психиатрам

Установите соответствие:

превентивная психология Раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.
судебная психология направление юридической психологии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические факторы, обусловливающие социопатогенез, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.
правовая психология психология отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов.
криминальная психология раздел юридической психологии, которая изучает закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном деянии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии (классификации) личности преступников, рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Психотрасология - это

следообразующий психологический фактор

очевидность преступного деяния

выявление версий

Антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом, называется ___________ поведением.

Методом психологического воздействия является метод

заражения

индивидуации

убеждения

Превентивная психология изучает

профилактику девиации

аморальное поведение

природу и механизмы отклоняющегося поведения

Установите соответствие:

возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмирующим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях.
психастенические психопаты отличаются повышенной раздражительностью, постоянной психической напряженностью, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости.
истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания.
паранойяльные психопаты отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям».

Для умышленных преступников характерны реакции

экстрапунитивные

интрапунитивные

простые импульсивные

Судебная психология изучает

психологическую информацию о судопроизводстве

психологические проблемы процессуального законодательства

психологические аспекты судебного разбирательства

Преступные образования, состоящие в своей основе из лиц, объединенных по национальному или земляческому принципу, называют

общинами

СПЭ в гражданском процессе назначается для решения вопроса о

дееспособности/недееспособности

трудоспособности/нетрудоспособности

вменяемости/невменяемости

насильственной госпитализации

Опознание - следственное _____1_____, состоящее в идентификации объекта по ____2______ образу опознающего, который должен быть _____3______ до проведения этого следственного действия для выяснения обстоятельств, при которых он наблюдал соответствующий объект, его особенности и _____4_____ (выбрать 4 термина из 11-ти).

1. мероприятие 2. действие 3. мысленному 4. фактическому 5. действующему 6. допрошен 7. опознан 8. освидетельствован 9. признаки 10. приметы 11. мысли

Установите соответствие:

групповое правосознание сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия.
общественное правосознание сознание, зависящее от интересов каких-то групп, которые зачастую противоречат общественным интересам.
индивидуальное правосознание Определяется правосознанием личности, условиями ее бытового формирования.

Для неосторожных преступников характерны(а)

эйфория

экстрапунитивные реакции

интрапунитивные реакции

В.М. Бехтеров разделил преступников на группы по психологическим признакам:

1. преступники по ________ (порывистые и импульсивные).

2. преступники с недостатками __________сферы, совершающие преступления без моральных критериев, преднамеренно.

3. преступники с недостатками _______.

4. преступники с ослабленной ________ (лень, алкоголизм и др.).

Неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезненного состояния своей психики, неспособность отдавать отчет своим действиям и руководить ими, это _______________.

В профессиональной деятельности следователя выделяется в первую очередь функция

формализованная

познавательно-прогностическая

социально-воспитательная

Негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности в психологии называют ___________.

Установите соответствие:

реконструктивная деятельность сбор следователем информации о событии преступления.
поисковая (познавательная) деятельность текущий и завершающий анализ всей собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие.
удостоверительная деятельность приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т. д.
коммуникативная деятельность получении необходимой информации посредством общения.
организаторская деятельность состоит в волевых действиях, направленных на реализацию и проверку гипотез (версий) и планов.

Показания, изобличающие лицо в совершении преступления, которого оно не совершало (может быть заведомо ложным, а также результатом добросовестного заблуждения), - это _________.

Установите соответствие:

правопослушное поведение потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но\ личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.
законопослушное поведение цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности (податливости).
правоисполнительное поведение потребности личности, цели и средства их достижения совпадают с правовыми требованиями.

Признание своей вины и самоосуждение своего противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание, называется ____________.

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями:

самостоятельность умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения
решительность умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений
целеустремленность сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности
настойчивость умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями

Преступное поведение должностных лиц, использующих свое служебное поведение для личного обогащения, называют __________________.

Преступное ___________ - антисоциальное поведение субъекта, посягающее на общественные отношения, охраняемые правом.

Разновидностью осмотра тела человека для установления следов преступления или особых примет, когда для этого не требуется судебно-медицинской экспертизы, называется ______________.

Правовая психология - это подотрасль психологии

пенитенциарной
возрастной
юридической

Преступное образование, состоящее в своей основе из лиц по национальному или земельческому признаку - это

общины

бандитские формирования

устойчивые преступные группы

Жестами неискренности являются (три правильных ответа)

потирание века
если на протяжении 2/3 времени взгляды беседующих встречаются друг с другом
чрезмерная вежливость
почесывание уха
самоуверенные высказывания
прикосновение к носу

Механизмом психологической защиты является

Первую в истории экспериментальную психологическую лабораторию создал

З. Фрейд
А. Лурия
В. Вундт

У психопата отсутствует

Поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам, называется

фрустрированным

девиантным

экспрессивным

Численность простой организованной группы составляет

2-4 человека

5-10 человек

300-500 человек

Психологические барьеры, препятствующие допросу

лень

установка

фрустрация

Юридическая психология - это

прикладное направление

специальная часть психологической науки

отрасль уголовного процесса

Пенитенциарная психология - это

У.Джемс
К. Леонгард
Р.Бернс
Э.Берн

В России проблемами создания «детектора лжи» занимался

Лурия

Ломброзо

Ю.Ю. Бехтерев

Психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи, - это ___________________.

фрустрация

Установите соответствие:

заражение метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и в целом мировоззрения.
убеждение бессознательная (невольная) подверженность индивида определенным психологическим состояниям, при которых происходит некритическое принятие какой-либо информации и чувств.
подражание способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов.

Особенность личности, характеризующая ее как потенциальную жертву преступления, это

виктимность

девиантность

эмоциональность

Психическим познавательным процессом является (ются)

воля

эмоции

восприятие

Устойчивые вооруженные группировки, состоящие из небольшого числа членов (обычно до десяти человек) и осуществляющие жестокие корыстно-насильственные действия, - это

общины

бандитские формирования

Ч. Ломброзо

Ю. Ю. Бехтерев

А. Ф. Кони

Постпенитенциарная помощь включает (дать 2 ответа)

консультации

психоанализ

трудоустройство

диагностику

Впишите основные следственные действия:
(вписать со строчной буквы) 1. ________ ставка - следственное действие по одновременному допросу двух лиц, допрошенных ранее, с целью устранения противоречий, которые имеются в их показаниях.
2. _________ - самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий: его проведение требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии.
3. осмотр ______ происшествия - процесс собирания информации о происшедшем преступном событии на месте его совершения посредством активного, целенаправленного восприятия, анализа и синтеза полученной информации для раскрытия преступления.
4. _______ - это следственное действие, направленное на принудительное обследование личности, помещений, сооружений, участков местности, находящихся в ведении обыскиваемого лица и членов его семьи или какой-либо организации, для отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для дела, а также обнаружения разыскиваемого лица или трупа.
5. предъявление для __________ - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (определения тождества).
6. __________ эксперимент - это самостоятельное следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.

Установите соответствие:

шизоидный (интравертированный) тип отличается склонностью к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающуюся накипающим раздражением и поиском "козла отпущения", на котором можно сорвать зло.
эпилептоидный (возбудимый) тип отличается замкнутостью, погруженностью в мир далеких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений.
лабильный тип отличается крайней неустойчивостью настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов.
гипертимный тип отличается большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству.

В психологии традиционно выделяют четыре типа темперамента человека. Определите описание какого типа темперамента приведено ниже:
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Ответ ___________ .

Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к 18 веку.

В истории науки можно выделить следующие три этапа:

1. Ранняя история юридической психологии-18 в. и первая половина 19 в.

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки - конец 19 в. и начало 20 в.

3. История юридической психологии в 20 столетии.

Ранняя история юридической психологии

Юридическая психология, как и ноги другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-11790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, и другие вопросы.

Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти 19 в. Это работы И.С. Баршева "Взгляд на науку уголовного законоведения", К.Я. Яновича-Яневского "Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии", А.У. Фрезе "Очерк судебной психологии", Л.Е. Владимирова "Психические особенности преступников по новейшим исследованиям" и некоторые другие.

В указанных работах высказывались мысли о чисто прагматическом использовании психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В "Опытах философии теории вероятностей", изданной во Франции В 1814 году, П.С.Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что данное показание соответствует действительности, слагается:

1. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

2. из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое время не шло дальше этих первых попыток. Во второй половине 19 в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему расширению судебно-психологических исследований.

Оформление юридической психологии как науки.

Конец 19 и начало 20 в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь - уголовного права). Ряд ученых, представляющих эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Ф. Кони и др.)

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

В начале 20 в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.

В изучении психологии расследования преступлений серьёзным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 г. он опубликовал книгу под названием "Внушаемость", в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава.

В1902 году эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку " забывание есть правило, а воспоминание-исключение". Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как её искажение в угоду эгоистическим интересам личности, её индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Доклад Штерна вызвал бурную реакцию у русских юристов. Горячими сторонниками В. Штерна в России стали профессор О.Б. Гольдовский и профессора А.В. Завадский и А.Е. Елистратов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам В.Штерна, и сделали аналогичные выводы.

Однако необходимо отметить, что далеко не все юристы и психологи того периода разделяли негативное отношение к свидетельским показаниям. Среди них прежде всего следует назвать крупнейшего русского юриста А.Ф. Кони. На заседании юридического общества Петербургского университета, А.Ф. Кони выступил с самостоятельным докладом по тому же вопросу, который по существу был ответом на неосновательные утверждения о ненадежности свидетельских показаний.

Развитие наук, в том числе наук о социальных явлениях, порождает стремление разобраться в причинах преступности, дать научное обоснование деятельности социальных институтов, занимающихся её предупреждением. Таким образом, уже в 19 в. начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.

История юридической психологии в 20 столетии.

Конец 19 в. - начало 20 в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, М. Вебер, и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Отличительная особенность современного криминологического знания - это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками. Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно.

Современные биологизаторские криминологические теории объясняют природу преступного поведения, не так наивно, как раньше. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетики, психологии, психоанализа. Так например, одной из сенсаций 1970 г. было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

Теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьёзной обоснованной критике.

В настоящее время в западной криминологии большое место занимают социально-психологические теории преступности. Социальные психологи США, придерживающиеся этих теорий, осуществили целый ряд довольно оригинальных попыток объяснить способы формирования делинквентной субкультуры у несовершеннолетних.

Развитию отечественной юридической психологии в начале советского периода способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течении первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование "разоблачителя лжи" (лай-детектор).

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В.М. Бехтерев и А.Ф.Кони.

Следует особо остановиться на исследованиях А. С. Тагера, немало сделавшего для судебной психологии вообще и для психологии свидетельских показаний в особенности. Он считал, что уголовный процесс - это подлинный исследовательский процесс и что формирование и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.

В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А.С. Тагер возглавил экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления. Тагер искал формы исследований, раскрывающие особенности формирования показаний с учетом психологических навыков свидетелей, зависящих от профессии, возраста, эмоционального состояния.

В работах того периода активно исследовалась личность правонарушителя. Это имело свои положительные стороны, так как позволяло точно и правильно квалифицировать совершенные преступления, учитывая все объективные и субъективные моменты.

Следует отметить, что тогда в психологической практике не было эффективных научно обоснованных методик всестороннего исследования личности, и поэтому экспертная задача не могла быть решена. Уровень практической психологии в тот период еще отставал от юридической практики.

Одной из частных задач судебно-следственного процесса является оценка личности обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. В задачу эксперта-психолога может войти общая психологическая характеристика личности (психологический портрет). Эксперт на основании своих профессиональных знаний выявляет такие свойства и качества человека, которые позволяют сделать вывод о его психологическом облике. Но экспертная деятельность, в отличие от деятельности суда и следствия, не носит социально-оценочного характера, а строится на научно обоснованных положениях психологии.

Например, в Германии, Польше, Чехии общая психологическая характеристика личности является необходимым компонентом любого вида судебно-следственного дела. Значительное место в деятельности экспертов-психологов этих стран занимает несовершеннолетних правонарушителей с целью определения их способности нести уголовную ответственность. Согласно немецкому законодательству, при рассмотрении каждого случая противоправных действий несовершеннолетних должно быть установлено, может ли несовершеннолетний нести уголовную ответственность за свои деяния.

В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:

Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками)

Правосознание и правовая психология

Профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности

Криминальная психология, психология преступника и преступления

Психология предварительного следствия

Психология уголовного судопроизводства

Судебно-психологическая экспертиза

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Исправительно-трудовая психология

Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности

Психологические закономерности возникновения и развития "теневой экономики"

Психология организованной преступности и др.

В чем состоит суть научной методики П.С. Лапласа?

Когда юридическая психология оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

В чем заключается суть использования экспериментальных методов исследования?

Назовите отличительную особенность современного криминологического знания?

Какие основные теории преступности развивались в 20 столетии?

Уголовный процесс по А.С. Тагеру это-…?

Перечислите основные направления исследований в области юридической психологии?

Литература:

Юридическая психология, В.Л. Васильев (стр. 19-33)

Юридической психологии рассматривают три этапа:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

РАССМОТРИМ 1-ый. ЭТАП

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условнодосрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде-телей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выда-ющегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де-лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб-ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

Из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое вре-мя не шло дальше этих первых попыток. Во второй по-ловине XIX в. не только успешное развитие естествен-ных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к даль-нейшему расширению судебно-психологических иссле-дований.

2-ой ЭТАП - Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи-атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле-ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко-валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси-хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Создаются две школы:

1- антропологческая школа уголовного права;

2- сициальная школа уголовного права;

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче-ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко-торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического со-циализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности со-циальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе про-грессивные для своего времени элементы.

В начале XX в. в юридической психологииначинают использоваться экспери-ментальные методы исследования.

В 1900 г. французский психолог Альфред Бинэ опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы:

1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки;

2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседа-ний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои дан-ные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто-верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение» .

3-ий ЭТАП - Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, приме-нив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяс-нении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося пове-дения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74 XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени-ями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологиче-ская теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего под-тверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Особое внимание последователи биологизаторского под-хода, и в частности представители фрейдистской и неофрей-дистской школ, уделяют объяснению природы такого свой-ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри-чиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейди-стов, в результате того, что по различным причинам не по-лучают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не осознаваемых врожденных влечений

З.Фрейд рассматри-вал — либидо;

А. Адлер — стремление к власти, к превосход-ству над другими;

Э. Фромм — влечение к разрушению .

Введение в юридическую психологию вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом. Возникновение и развитие юридической психологии в России.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 1

Лекция 1. Введение в юридическую психологию

1 вопрос:

2 вопрос:

2.1.

2.2.

3 вопрос:

1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии.

Психология (от греч. «псюхе» – душа, «логос» – учение, наука) – это наука о закономерностях, особенностях развития и функционирования психики как особой формы самоорганизации человека, которая проявляется в его отношениях с самим собой, окружающими его людьми и миром в целом. Этим многообразием отношений человека объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности. Достаточно вспомнить такие бурно развивающиеся прикладные отрасли психологической науки, как детская и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, военная, авиационная, космическая психология, психология спорта. В этот ряд необходимо поставить и юридическую психологию, которую мы с вами будем изучать в течение семестра.

Юридическая психология – прикладная область психологии, изучающая психическую активность человека в сфере правоотношений.

Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология рассматривает закономерности и особенности психической жизни субъектов применительно к сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее понятийный аппарат согласуются с логикой правового регулирования, правовых факторов. Именно поэтому юридическая психология включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения право-применительной деятельности, правотворчества, к правовому сознанию как источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения.

Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов является не частной областью знаний, т.е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступает в роли дополняющей науки.

Основными объектами изучения юридической психологии являются личность и деятельность .

Юридическая психология изучает не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но и исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом и ее отдельными функциями.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Как прикладная отрасль юридическая психология имеет тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками: историей психологии, общей и социальной психологией.

Влияние психологической науки на развитие юридической психологии происходит через использование ее представителями:

Методологии;

Классификационных теоретических схем;

Общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений .

Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами : дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, психологией управления и др.

При принятии во второй половине 90-х годов нового законодательства введено значительное число новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер . Так, в Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1997 года, включены нормы, связанные с уголовной ответственностью лиц:

- с психологическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22);

- с деянием, совершенным по легкомыслию (ст. 26);

- с определением несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28);

- с выявлением устойчивости и сплоченности как признаков преступной группы (ч. 3,4 ст. 35);

- с определением психического принуждения (ст. 40), особой жестокости (п. «д» ст.105, п. «б» ст.111, п. «в» ст. 131), аффекта и длительной психотравмирующей ситуации (ст.107,113), психологических страданий (ч. 1 ст. 117) и т.д.

2 вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии.

2.1. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом.

Интерес к психологическим знаниям в правоведении появляется задолго до того, как под влиянием успехов в естествознании психология становится самостоятельной наукой. Как самостоятельная наука психология существует с 1879 года, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) открыл первую психологическую экспериментальную лабораторию. Однако уже 1792 г. немецким естествоиспытателем К. Эккартсгаузен (1752–1803) написана книга «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений». Тогда же выходит книга И.Х. Шауманна (1768–1821) «Мысли о криминальной психологии», в которой анализируются отдельные уголовно-правовые понятия.

Таким образом, в XVIII – XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний – криминальная, а затем и более широко – судебная психология.

Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору». В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный французский психолог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ в. ввел термин «юридическая психология». Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология» в котором рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии. Г. Гросс познакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии (с учением Густава-Теодора Фехнера о закономерностях ощущений), с особенностями психомоторных реакций человека, с закономерностями мышления, памяти и др. Получает развитие психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), разрабатывает психологическую технику допроса.

Однако вплоть до возникновения глубинной психологии в первой половине ХХ века судебная психология оставалась в основном эмпирической, описательной наукой . Преступная личность, ее мотивационная сфера описывались такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму и т. п. социально-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых обследованиях причин преступлений полагались на мнение самих преступников. На очереди стояла проблема психодиагностики личности преступника, психологический анализ лиц, совершивших однородное преступление. Появляется ряд специальных исследований. Так, А. Бьерре на большом эмпирическом материале (заключенных центральной стокгольмской тюрьмы) провел исследование «Психология убийства», проанализировал психически «слабые места» этой категории преступников, особенности их социальной дезадаптации, социальной отчужденности.

Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бромберг и др.). Заключенные обследовались с помощью психодиагностических тестов и других психоаналитических методов (Л. Хаблин –Смит и др.). Психологи и криминологи пришли к выводу, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность формируется, по мнению указанных авторов, в результате неудач в стабилизации своего Эго (Я), вследствие ранней психической травматизации.

В первой половине ХХ века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии . Немецкие криминологи перенесли центр тяжести в своих исследованиях на изучение личности преступника, среды его обитания (Франц фон Лист, Моритц Липман и др.).

В немецкой судебной психологии и криминологии утвердились психопатологическое и биологическое направления. Основные причины преступлений стали усматриваться в психологических и психопатических факторах: аномалии воли, мышления, неустойчивость настроения и т. п. Эрнст Зеелинг и Карл Вайндлер сделали одну из первых попыток классификации типов преступников, полагая, что только на этом пути можно выявить подлинные причины преступности. Они выделили восемь типов преступников: профессиональные, имущественные, сексуальные, случайные, примитивно реагирующие, злостные (убежденные), хулиганствующие, не желающие работать. Личностные особенности этих преступников должны изучаться, по их мнению, комплексом наук – биологией, психологией и психиатрией.

В США юридическая психология традиционно тесно связана с криминалистикой. Эти исследования сосредоточены в университетах, но общее руководство ими осуществляется федеральным министерством юстиции.

В Италии судебная психология традиционно ориентирована на клиническое направление, во Франции – на социально-психологическое и социологическое направление.

В Бельгии и во Франции функционируют центры изучения подростковой преступности. Исследование преступности в Японии ориентировано в основном на психиатрию.

Среди социально-психологических факторов преступности в современных исследованиях выделяются дефекты социального контроля, разрушение социальных связей, условия, содействующие криминальному научению, дефекты социализации. Авторами наиболее крупных работ в области зарубежной юридической психологии являются: Г. Тох (Правовая и криминальная психология. Нью-Йорк, 1961), М. Липманн (Основы психологии для юристов. Лейпциг, 1914), Д. Абрахамсен (Криминальная психология. Нью-Йорк, 1967), бельгийский криминалист и психиатр Р. Луваж (Психология и преступность. Гамбург, 1956), Н. Джонстон (Психология наказания и исправления, Лондон, 1970), Г. Тосб (Психология преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1979) и др. В этих работах широко используются социально-психологические и криминологические идеи французских социологов Габриэля Тарда (1843–1904) и Эмиля Дюркгейма (1858–1917).

2.2. Возникновение и развитие юридической психологии в России.

В России лекции по «Уголовной психологии» в Московском Императорском университете читались с 1806 года , а первая монография по судебной психологии была издана в Казани в 1874 году , автором которой был профессор А.У. Фрезе (1826–1884). Будучи психиатром, автор считал, что предмет судебной психологии – «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни».

В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных характерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями – законами сознательной жизни человека.

В 80-х годах XIX в. начинается деятельность выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией. Тогда же начинают активно работать выдающиеся русские психиатры и психологи – В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков и

В.П. Сербский. В.М. Бехтерев разрабатывал конкретные судебно-психологические проблемы, а С.С. Корсаков и В.П. Сербский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией. В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются и профессиональные психологи – Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский.

На рубеже XIX и ХХ вв. в России остро ставятся проблемы психологического исследования (экспертизы) участников уголовного процесса. В ряде случаев преступность рассматривалась как психопатология. Однако идеи Ч. Ломброзо о врожденной преступности не имели широкого распространения в России и были подвергнуты резкой критике передовыми юристами.

В начале ХХ века в России формируется психологическая школа права, родоначальником которой стал юрист и социолог Л.И. Петражицкий, в 1898 –1918 гг. руководивший кафедрой истории философии права в Петербургском университете. Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических явлений. Однако социальную обусловленность права Петражицкий подменил психологической обусловленностью, утверждая, что реально существуют только психические процессы, а социально-исторические образования – их внешние проекции. Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Психологическая школа права исходила из полной совместимости права и психологии. Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.

В формировании русской школы социологии, социальной психологии и криминологии выдающуюся роль сыграл Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). Будучи высланным из советской России в 1922 году, Питирим Сорокин стал деканом факультета социологии Гарвардского университета и президентом международной социологической ассоциации. Классические работы П.А. Сорокина («Современные социологические теории», «Преступление и кара, подвиг и награда» и др.) широко опубликованы в США и во многих европейских странах. Еще в студенческие годы Сорокин сотрудничал с Бехтеревым, Петражицким, Павловым, Ковалевским, Ростовцевым. Все правила поведения П. Сорокин классифицирует на три группы: дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Динамика стереотипов (шаблонов) поведения зависит от социальной и культурной динамики («Социальная и культурная динамика» в 4-х томах, 1937–1941). В силу неодновременности социальной и культурной динамики возникают межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Групповое единство либо распадается, либо сохраняется принудительно. «Протестанты» приводятся в повиновение посредством положительных санкций – наград и отрицательных санкций – кар (наказаний). Нарушение социального шаблона превращается в преступление, а социальная реакция на него – в наказание. Следует учитывать, отмечает Сорокин, что между «официальным законом» и ментальностью общества всегда существует определенное расхождение. И это расхождение тем больше, чем быстрее развиваются социальные процессы.

В 1902–1903 гг. выходит двухтомное исследование Г.С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновности». Известный юрист М.Н. Гернет в свой учебник «Уголовное право» (1913 г.) включил параграфы «Психология преступника» и «Психология заключенного». Однако во всех работах по судебной психологии до начала ХХ в. психологические положения лишь механически применялись к отдельным правовым явлениям.

В 1907 году по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт. Судебной психологией начали заниматься профессиональные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии наметился круг основных проблем – изучение психики преступников, свидетелей и других участников уголовного процесса, диагностика лжи и др. В разработке судебно-психологических проблем активно участвовал В.М. Бехтерев.

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей. Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний.

Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии под руководством криминалиста С.В. Познышева работала секция криминальной психологии. Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах – Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку и др. – организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления.

В 1925 году в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганизации в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии. Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, С.В, Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступников – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии, а экспериментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии.

В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения человека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе». В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) криминальная психология (психологическое изучение поведения преступника), 2) процессуальная психология (психологическое исследование организации судопроизводства), 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельности). Однако в то время были допущены и крупные биологизаторские ошибки. Резкая критика этих ошибок в начале 30-х годов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических исследований. Были нарушены элементарные основы законности.

Высшая надзорная инстанция Прокуратура СССР в 1935 году своей Директивой официально санкционировала беззаконие: «Дела, по которым нет достаточно документальных данных для расследования в судах, направлять для рассмотрения Особым совещанием при НКВД СССР». Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие «революционная законность» стало зловещим орудием нарушения прав человека. Произошла социально-ценностная дезориентация общества. Политическая власть стала рассматриваться не как инструмент эффективного общесоциального управления, а как средство подавления самопроявления личности. Свобода человека в творчестве, миропонимании, в мышлении стали основными объектами жандармского преследования. Преследовалась по существу животворящая духовность человека, деформировалась его психика. В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как орудия регламентации, контроля и наказания отклоняющегося поведения. Такое забвение социально-правовой и социально-психологической природы законов неизбежно привело к девальвации выраженных в них ценностей и регулятивных возможностей, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего социально-нормативного порядка.

До середины 60-х годов проблемы юридической психологии были преданы забвению. Зародившиеся в 60-х годах тенденции к демократизации общества вызвали развитие общественных наук, активизировались исследования и по юридической психологии.

В 1964 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основе этого Постановления в 1966 году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии. В этой обстановке стали появляться исследования по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. В коллективном труде «Теория доказательств в советском уголовном процессе», увидевшем свет в Москве в 1966 г., в главу «Процесс доказывания» был включен параграф «Психологическая характеристика познавательной деятельности в процессе доказывания», написанный профессором А.Р. Ратиновым. Значительным событием явилась и монография последнего «Судебная психология для следователей», опубликованная в 1967 году.

В 1971 году в Советском Союзе была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психологии. В обществе психологов СССР стала функционировать секция «Судебная психология». В структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности был создан сектор психологии. В ряде юридических вузов создаются кафедры юридической психологии. В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского была создана лаборатория психологии. Однако связь психологии и права осуществлялась лишь в сфере

уголовного судопроизводства.

В 70-х годах рядом ведущих сотрудников Института государства и права (Кудрявцевым В.Н., Нерсесянцем В.С., Яковлевым А.М. и др.) была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке. Существенные изменения в правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х годах, потребовали соответствующих преобразований в подготовке юридических кадров. Преподавание юридической психологии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их компетентности в области «человеческого фактора».

В настоящее время отечественная юридическая психология благодаря усилиям многих исследователей (А.В. Дулова, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко) приобрела статус развернутой научной дисциплины. Однако многие ее направления, разделы разработаны еще не достаточно. К их числу относятся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права, психология судьи, адвоката, прокурора, принятых судебных решений, индивидуализации наказания и др. Более глубокого изучения требуют социально-психологические проблемы правотворчества, правовой социализации личности и ресоциализации осужденных. В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость исследования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, а также исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.

3 вопрос: Качественные характеристики личности юриста и требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности. Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограмму правоприменительной деятельности – описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму – профессионально значимые свойства личности юриста – и в конечном счете создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

Профессиональная деятельность юристов, особенно работников органов прокуратуры и суда, представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для разработки профессиограммы труда юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремится получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе. Здесь психологическая профессиография выполняет профориентационную функцию.

Профессиональная деятельность юристов, особенно тех, кто находится на переднем крае борьбы с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Зачастую нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха, что иногда приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций и различных заболеваний, развивающихся на этой почве. Грамотный подход к организации труда, использованию человеческих ресурсов, кадровой расстановке, планированию повышения квалификации сотрудников, организации отдыха и реабилитационных мероприятий тоже немаловажен. Любая организация должна не только найти профессионалов, но и сохранить их.

Таким образом, задачи психологии трудовой деятельности юристов сводятся к следующим основным задачам: профессиографии, профессиональной ориентации и профотбору, организации труда и реабилитации.

Несмотря на разнообразие специальностей правоохранительной и правоприменительной деятельности, выдвигающих несколько различные требования к личным качествам кандидатов, можно выделить общие моменты, присущие и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности . В зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры в какой-то степени меняется, тем не менее основа, костяк психограммы юриста остается неизменным.

Для успешного решения практических задач необходимо определить требования, предъявляемые этой деятельностью к психике, личности юриста, его психофизиологическим качествам, которые должны составить центральное содержание психограммы личности юриста с определением четких критериев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, различных государственно-правовых и других структурах.

Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур разного должностного положения довольно четко регламентирована. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, что свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности. Данное обстоятельство формирует требование к строгому соблюдению правовых норм, которое должно быть органично интегрировано в ценностные структуры личности юриста . Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы – одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на качество работы сотрудников правовых структур.

Стрессогенный характер работы юристов, особенно работников оперативно-следственных отделов, предъявляет высокие требования к качествам человека, способствующим преодолению дестабилизирующих факторов. Претенденты на должность в правоохранительных органах должны отличаться хорошим физическим здоровьем , выносливостью , толерантностью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам , высокой работоспособностью , иметь высокий уровень нервно-психической , эмоциональной устойчивости , что следует рассматривать в качестве важнейших факторов их профессиональной пригодности .

Необходимыми качествами работника правоохранительных органов являются самостоятельность и ответственность . Так, следователь принимает все решения об осуществлении следственных действий самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности, волевых качеств и организаторских способностей.

Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Установление официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов , учет индивидуально-психологических особенностей участников правоотношений , умение поддерживать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе , разрешать конфликтные ситуации требуют от юриста личного высокого уровня коммуникативных навыков и соблюдения правил этики делового общения.

Во многих случаях общение как особый вид профессиональной деятельности приобретает для юриста самостоятельный характер, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации. При этом профессиональное общение в качестве одной из составляющих юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, формальную сторону общения, но и как процесс межличностного взаимодействия – неформальную сторону . Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Сбалансированность перечисленных сторон профессиональной деятельности юристов требует от них высокого уровня профессиональной адаптации , личностной интеграции , социальной зрелости ; нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости ; интеллекта , гибкого творческого мышления ; смелости, решительности , уверенности в себе , способности брать на себя ответственность за принимаемые решения , настойчивости при высоком уровне самокритичности .

К качествам личности , формирующим указанный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания , честность , гражданское мужество , совестливость , принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка , обязательность , добросовестность , исполнительность , дисциплинированность . Свидетельствуют о профессиональной непригодности юриста полярно противоположные качества: безнравственность , нечестность , безответственное отношение к делу , недисциплинированность .

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, соответствия их требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе оптимизации работы сотрудников правоохранительных органов.

Психологии принадлежит существенное место в организации всех видов человеческой деятельности. Закономерности психики индивидума во многом определяют не лишь его способность участвовать в публичном труде, выполняя при этом самые разные функции в зависимости от должностных либо личных устремелений, но и способности осуществлять свою работу в согласовании с избранной профессией. Исследуя закономерности психической деятельности человека в связи с его профессиональной принадлежностью (в силу необходимости либо по призванию), мы выясняем её особенности, которые способствуют, с одной стороны, познанию организационных основ выполняемых индивидумом профессиональных функций, а с другой - совершенствованию организации данной деятельности.

Исследование психологической деятельности дозволяет выделить мастерски нужные психические характеристики лиц, участвующих в данной работе. Посреди них можно назвать:

Творческое мышление;

Коммуникабельность;

Волевые свойства;

Организаторские способности;

Способность противостоять отрицательным эмоциям.

Сейчас подробнее рассмотрим эти психологические особенности деятельности юриста.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ характеризуется поиском необычных путей установления истины и отдельных событий в условиях, когда информация о каком-то событии отсутствует либо ограничена. Творческое мышление связано с обнаружением доказательств, выявлением их причинного дела к преступлению, выдвижением версий - моделей происшедшего действия. Оно типично для ситуаций, вытекающих из гражданско-правовых споров, где установление отдельных не укладывается в рамки стандартно-логических решений. Творческое мышление приобретается в процессе воплощения всех видов правоохранительной деятельности, где обилие ситуаций, их конфликтный характер, отсутствие достаточной информации стимулируют развитие воображения, обеспечивая тем самым нужную активность следователя, судьи и др. На всех этапах установления истины по делу.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - это способность человека устанавливать психологический контакт при общении с различными возрастными и социальными группами лиц. Установление психологического контакта, по другому именуемого эмоциональным контактом, - принципиальное условие хоть какого общения и тем более такового, целью которого является получение информации, нужной для принятия решений в конкретных ситуациях. Коммуникабельность того либо другого лица может быть природной, обусловленной качествами характера и характера, но почаще всего её необходимо воспитывать и развивать. Юридическая деятельность во всех собственных проявлениях связана с общением с людьми. Причем часто в экстремальных условиях. И функция общения выступает на первый план, преследуя разнообразные цели. Поэтому юристу нужно знать методы установления психологического контакта и употреблять их в собственных целях для получения хороших результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Петруня О.Э . Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 171 с.

Дополнительная:

1. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1997.

2. Коновалова В.Е. Правовая психология. - Харьков: Консум, 1997.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10653. Введение в юридическую психологию 25.9 KB
Введение в юридическую психологию 1 вопрос: Юридическая психология как прикладная отрасль психологии. 2 вопрос: Возникновение и развитие юридической психологии. Возникновение и развитие юридической психологии за рубежом. Возникновение и развитие юридической психологии в России.
10403. Введение в психологию 11.4 KB
Основные разделы психологии как науки. Основные направления современной психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки начинается с XIX века. Основателем научной психологии принято считать немецкого исследователя Вильгельма Вундта открывшего в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.
10310. Введение в социальную психологию 11.87 KB
История социальной психологии. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии а также в антропологии этнографии криминологии языкознании. В развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов...
2003. Введение в VPL 531.3 KB
Введение в VPL Microsoft Visul Progrmming Lnguge VPL является средой разработки приложений основанной на графической модели программирования. Благодаря этому VPL хорошо подходит для программирования различных параллельных или распределённых сценариев. VPL рассчитана на начинающих программистов понимающих такие основы как переменные и логика. Однако VPL предназначена не только для новичков.
6259. Введение в БЖД 12.46 KB
Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственный надзор и контроль за охраной труда. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности различают следующие формы труда. Формы труда требующие значительной мышечной энергии.
6604. ВВЕДЕНИЕ В ООП 24.63 KB
Абстрактных типов данных определенных пользователем; определение всех необходимых операций для каждого класса; обеспечение расширяемости открытости классов с использованием принципа наследования...
7123. ВВЕДЕНИЕ В КОНТРОЛЛИНГ 31.86 KB
В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. В свою очередь это привело к эволюции взглядов на контроллинг: от историческибухгалтерского видения к пониманию контроллинга и его функций как ориентированных на будущие события. В современной экономической литературе приводится много разнообразных определений контроллинга которые в систематизированном виде представлены в таблице 1.
7462. Введение в макроэкономику 85.24 KB
Основные макроэкономические показатели: 1 Валовой продукт ВНП ВВП; 2 Чистый национальный продукт чистый внутренний продукт; 3 Национальный доход; 4 Личный доход; 5 Располагаемый доход. Валовой национальный продукт ВНП – это валовой продукт произведенный гражданами страны с помощью факторов производства принадлежащих данной стране неважно – на территории данной страны или за ее пределами. Если же предприятие носит совместный характер то для подсчета ВВП и ВНП приходится вычленять вклад в создание его продукции различных факторов...
10788. Введение в экономическую теорию 18.97 KB
Предмет экономической теории и основные экономические понятия: экономические блага потребности ресурсы экономический выбор экономические отношения объекты микроэкономики.Экономическая политика и методы экономической теории. Структура экономической науки.Основные этапы развития экономической теории.
10521. Введение в экономику как науку 16.71 KB
Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы. Научно-познавательная функция состоит в том чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики позволяет открыть экономические законы по которым развивается человеческое общество.