Английский социализм конца XIX - начала XX века в историографии Великобритании Шнырова, Ольга Вадимовна. Социализм в англии и америке Общие положения марксизма

Политическое мировоззрение Роберта Оуэна складывалось в Англии, в которой промышленное развитие и острота социальных противоречий капитализма достигли в первой половине XIX в. более высокой ступени, чем во Франции. В Англии на базе промышленного переворота конца XVIII в. вэтот период происходит мощное развитие капиталистического производства.

Роберт Оуэн (1771–1858 гг.) родился Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 г. стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компании» в Манчестере, а в 1799 г. вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 г. он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения.

Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства.

Основные произведения : памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813 г.), Книга нового нравственного мира (1836-1844 гг.).

Государство и право. Подобно А. де Сен-Симону и Ш. Фурье, Р. Оуэн отрицает революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму. Он считает, что «необходимо предотвратить насильственное разрушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации». Он призывает имущие классы предупредить революцию трудящихся и неимущих масс путем проведения решительных социальных реформ, направленных на серьезное улучшение материального положения этих масс.

Мыслитель целиком стоит на позициях сотрудничества всех классов общества, одинаково, по его мнению, заинтересованных в победе разума и «здравого смысла», подсказывающего будто бы необходимость мирного преобразования существующего общественного строя, основанного на невежестве и заблуждениях человеческого ума.

Планы Р. Оуэна о практических методах и способах постепенного перехода к новому социальному порядку, в частности путем насаждения и развития рабочей кооперации, создания «обменных банков» и «меновых базаров», вовсе не предполагают коренной ломки старого общества, а лишь мирное внедрение в существующий строй опытов и образцов практического строительства элементов нового, «разумного» строя.

Важнейшими чертами системы утопического социализма Р. Оуэна являются: терпимость к буржуазии, пропаганда смирения и миролюбия, абстрактность принципов и непонимание исторического развития, отрицание классовой борьбы, проповедь филантропии и всеобщей любви.

Утопические идеи Оуэна.

Английский утопический социализм имеет некоторые особенности по сравнению с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба пролетариата были более развиты. Р. Оуэн выступал против всех крупных частных собственников. Он считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов, ибо « частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком», она причиняет «неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам».

Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное производство). При общности владения и общем труде не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

БАРЕТТЕР (англ. barretter), электровакуумный прибор в виде заполненного водородом стеклянного баллона, внутри которого находится тонкая проволока. Ток бареттера в определенном диапазоне значений напряжений практически постоянен. Используют для стабилизации тока.

ХЛОРАТОР, аппарат, используемый для хлорирования органических и неорганических соединений, для дозирования хлора и приготовления его водного раствора.

НАПАЛМ (англ. napalm), зажигательные вязкие смеси. Напалм готовят из жидкого горючего (бензин, керосин и др.) и специального порошка-загустителя (алюминиевые соли органических кислот - нафтеновых, пальмитиновой и др.). Температура пламени до 1600 °С. Появился в США в 1942 и применялся во 2-й мировой войне и позже.

Французские и английские социалистические (коммунистические) учения послужили основой формирования в марксизме социально-политического знания. То есть знания о том, каким в целостном виде должен быть новый, справедливый строй и что конкретно нужно делать для его создания.

Идея социализма (коммунизма) корнями своими изначально уходит в глубокую древность. Она явилась реакцией трудящихся на эксплуатацию, угнетение, утвердившиеся в обществе с возникновением частной собственности и антагонистических классов. Трудящиеся не мирились с несправедливыми порядками, хотели их изменить. И мечтали о жизни, в которой не было бы частной собственности, антагонистических классов, эксплуатации и угнетения. Преемственная нить таких мечтаний пронизывает историю человечества на протяжении тысячелетий. Сами же понятия «социализм» и «коммунизм» образовались в конце ХVIII в. в Западной Европе в связи с событиями Великой Французской буржуазной революции. Они происходят от латинских слов: первое от слова «социалис» – общественный , второе от слова «коммунис» – общий . В широкое употребление оба понятия вошли в 30-40-х гг. ХIХ в. Ими стали обозначать справедливый строй, противопоставлявшийся капитализму. Согласно понятиям, он должен основываться не на частной, а на общественной собственности на средства производства; вследствие этого в нем должны существовать не индивидуалистческие, а коллективистские отношения; должны быть ликвидированы эксплуатация, угнетение, неравенство и созданы условия для достойной жизни всех людей.

Поскольку стремления к справедливому строю зародились в глубокой древности, они сначала существовали в виде различных мифов и сказаний. Наиболее распространенным было сказание о будто бы утерянном человечеством «золотом веке», когда все жили в счастье и благополучии. Впоследствии, с развитием общественных отношений, духовным прогрессом человечества, эти фантазии стали приобретать вид более-менее целостных теорий, получивших в конечном счете общее название утопического социализма (коммунизма). Понятие утопический социализм (коммунизм) восходит к слову «Утопия». Так назвал свою книгу о справедливом строе английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478-1535). «Утопия» в переводе с греческого означает место, которого нет , т.е. вымысел, сказка. Этим автор намекал, что изображенные им порядки нигде не существуют. Причем в характеристике порядков он, конечно, исходил не из научных выводов о социальном развитии (их тогда не было), а из своих наивных, ошибочных взглядов. Тем же отличались и все другие представители данного направления общественной мысли. Отсюда подутопическим социализмом (коммунизмом) понимаются такие представления о новом обществе и путях его создания, которые не опираются на выводы науки, знание объективных законов и движущих сил исторического развития, а потому в реальной жизни не могут быть успешно осуществлены.

Своей высшей ступени утопический социализм (коммунизм) достиг в первой половине XIX века. Данный период характеризовался тем, что капитализм в результате буржуазных революций окончательно порвал путы феодализма, перейдя от мануфактурной стадии к машинному производству. Это обострило его противоречия и усилило стремления трудящихся улучшить свою жизнь. Отражением стремлений и было возникновение новых утопических социалистических теорий. Наиболее выдающимися здесь мыслителями являются: французы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанинРоберт Оуэн (1771-1858). Они дали беспощадную, разностороннюю критику буржуазного общества, вскрыли его язвы и пороки, вследствие чего их учения получили название критически-утопического социализма. Они указали на преходящий характер капитализма, выдвинули положение о том, что на смену ему неизбежно должен прийти другой, справедливый строй («золотой век», утверждалось ими, лежит не позади, а впереди человечества), обозначили в виде догадок ряд его черт. Все это и сделало критически-утопический социализм еще одним непосредственным теоретическим источником марксизма. Марксистский социализм, писал Энгельс, никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна – мыслителей, принадлежавших к величайшим умам человечества и предвосхитивших множество важнейших для становления нового общества истин. Утопический социализм, заметил Маркс, носил в себе научные воззрения о социализме в зародыше.

Однако свободному росту этого зародыша препятствовала свойственная утопическому социализму историческая ограниченность . Под нею понимается отмеченная выше ошибочность взглядов, порожденная не личными качествами мыслителей, а неразвитостью того периода, в который они жили, незрелостью существовавших в то время общественных отношений. Утопический социализм складывался, когда капитализм еще далеко не раскрыл своей природы и особенностей. Конфликты, вытекающие из его порядков, только зарождались, и средства их устранения были неясны. Это определило взгляды создателей утопических систем. Незрелому состоянию общественных отношений неизбежно соответствовали незрелые теории. Правильные ответы на актуальные вопросы эпохи еще были скрыты в общественных отношениях, поэтому их приходилось выдумывать из головы, что приводило к ошибкам, конструированию фантастических картин и неосуществимых планов социального переустройства. Для избавления представлений о новом обществе от исторической ограниченности утопических систем надлежало взгляды о социализме поставить на реальную почву, превратить из утопии в науку. То есть требовалось разработать научную теорию возникновения, становления и развития альтернативного капитализму строя.

Почти одновременно с Францией возник утопический социализм в Англии. Главным его представителем является Роберт Оуэн (1771 - 1858). Он происходил из мелких ремесленников, но сумел стать состоятельным человеком, совладельцем четырех фабрик. Все свои средства Оуэн тратил на то, чтобы добиться изменения общественного строя, на организацию кооперативных общин, в которых видел ячейку нового общества. Экономические вопросы рассматривались им в работах «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836). Кроме того, Оуэн писал статьи для журнала «Кризис», был автором ряда докладов и предложений, которые представлялись на обсуждение парламенту.

Английский утопический социализм имеет некоторые особенности по сравнению с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба пролетариата были более развиты. Р. Оуэн выступал против всех крупных частных собственников. Он считал, что новый общественный строй может существовать и без капиталистов, ибо «частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком», она причиняет «неисчислимый вред низшим, средним и высшим классам» 25 [Оуэн Р. Избр. соч. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 22].

Оуэн тоже был противником классовой борьбы, обращался с планами переустройства общества к сильным мира сего. Однако он был близок к рабочему классу, чего нельзя сказать о французских социалистах-утопистах. Одно время (в 30-х годах XIX столетия) оуэнизм даже был знаменем рабочего движения. Но затем движение пролетариата пошло по пути классовой борьбы, тогда как Оуэн до конца жизни так и не осознал ее необходимости.

В разработке проектов будущего общественного строя Оуэн был очень скрупулезен. Он тщательно продумывал, какие рационы питания должны быть в будущем обществе, как должны распределяться комнаты для женатых, холостых и т. д. Конечно, в такой тщательной разработке деталей тоже присутствовали элементы фантазии. Но Р. Оуэн выдвинул и целый ряд практических предложений, стал инициатором принятия фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, о запрещении ночного труда женщин и детей, потребовал от государства, чтобы оно активно вмешивалось в экономическую жизнь в интересах трудящихся, сделал попытку на практике осуществить идеи о переустройстве общества. Фантастический элемент в оуэнизме выражен в целом слабее, чем в учении Сен-Симона и Фурье.

В своих произведениях Р. Оуэн выступал как критик капитализма, но в отличие от французских социалистов-утопистов опирался на классическую буржуазную политэкономию, в частности на трудовую теорию стоимости Д. Риккардо. Оуэн был согласен с положением Д. Рикардо, что единственным источником стоимости является труд. Однако в отличие от Рикардо Оуэн считал, что в существующем обществе этот важный закон не действует, ибо если труд является источником богатства, то оно должно принадлежать трудящимся, Р. Оуэн отмечал, что в современном ему обществе продукт труда не полностью попадает к рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и земледельцами, причем рабочим достается только ничтожная доля. Такое распределение продуктов труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы производителю получение полного продукта его труда. В действительности капиталистическое распределение продуктов, так же как и эксплуатация рабочих, не является нарушением закона стоимости. Это доказал К. Маркс. Тем не менее заслуга Р. Оуэна в том, что из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался, опираясь на эту теорию, доказать необходимость радикальных перемен в обществе.

Вместе с тем Р. Оуэн и его последователи не могли научно обосновать переход к новому общественному строю. Так же как и французские социалисты-утописты, Р. Оуэн отвергал капитализм, не видя в нем тех сил, которые могли бы привести к победе нового общества.

Р. Оуэн утверждал, что стоимость товара измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров, и это создает такое положение, когда одни богатеют, а другие разоряются и нищенствуют. «Правильно понятые интересы общества,- писал Оуэн,- требуют, чтобы человек, производящий ценности, получал справедливую и твердо установленную их долю. Это можно сделать, только установив такой порядок, при котором естественное мерило ценности будет применяться практически» 26 [См. там же. С. 208-212]. Таким естественным мерилом он считал труд, полагая, что издержки производства и есть количество труда, заключенное в товаре. Обмен одних предметов на другие должен происходить в соответствии с «издержками их производства», с помощью такого средства, которое будет представлять их ценность, и притом ценность «реальную и неизменную». «Новое мерило,- писал Оуэн,- быстро уничтожит в обществе бедность и невежество... даст возможность постепенно улучшить условия существования всех социальных групп» 27[Там же].

Оуэн предлагал принять соответствующие законодательные акты (отказ от платежей наличными деньгами), найти способы привлечения к труду безработных. Он выступал как ярый противник денег, в которых усматривал корень зла, и предлагал заменить их трудом, создав так называемые рабочие деньги. Они мыслились как квитанции, на которых значится, сколько часов труда затрачено на производство того или иного товара. После того как производитель изготовит товар, он получит такую квитанцию, которую сможет обменять на другой товар, изготовленный с помощью такого же количества труда. Р. Оуэн пытался реализовать эту идею, организовав так называемый базар справедливого обмена 28[См. там же. С. 209, 189, 190, 303]. Но на базар приносили самые неходовые товары, по квитанциям же выбирали то, что потом могло быть выгодно продано на рынке. Неудивительно, что базар очень скоро затоварился и из этой затеи ничего не вышло. Проект «рабочих денег» свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости. Стоимость выступает как общественное отношение товаропроизводителей и потому может выражаться только в отношениях товаров друг к другу. Следовательно, нельзя измерить стоимость непосредственно рабочим временем, ее величина определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимыми. В концепции же Оуэна субстанцией стоимости ошибочно представлен индивидуальный, а не общественно необходимый труд.

Следует отметить, что и другие социалисты-утописты, а также мелкобуржуазные экономисты выдвигали эту идею. Однако в отличие от них Оуэн предлагал реорганизовать не только обмен, но и производство, создав «Союз производства». Для этого он намеревался использовать профессиональные союзы, которые должны были выкупить у хозяев средства производства и организовать собственные кооперативные предприятия. Однако и эта затея потерпела неудачу: у профсоюзов не было средств для покупки фабрик, а у капиталистов отсутствовало желание их продавать.

Одна из заслуг Р. Оуэна в критике капитализма состоит в том, что он указал на ухудшение положения рабочих в связи с введением машин. По этому вопросу он занимал правильную позицию, отмечая, что мир насыщен богатством при наличии огромных возможностей дальнейшего его увеличения. Однако повсюду царит нищета. Поскольку введение машин ухудшает положение рабочих, Р. Оуэн усматривал причину экономических кризисов перепроизводства в недопотреблении трудящихся масс, падении их заработной платы, сокращении внутреннего спроса на предметы потребления. Такую же точку зрения высказывал и мелкобуржуазный экономист Сисмонди. На самом деле неизбежность кризисов вытекает не из недопотребления как такового, а из основного противоречия капитализма. Но в отличие от Сисмонди Оуэн искал выход не в возврате к мелкому производству, а в создании нового общественного строя.

Важной заслугой Оуэна стала критика мальтузианского «закона народонаселения». Опровергая концепцию Мальтуса, Оуэн с цифрами в руках доказывал, что рост производительных сил значительно превосходил рост населения, а причиной нищеты является вовсе не недостаток продуктов питания и рост населения, а неправильное распределение. При справедливом распределении производительные силы Великобритании в состоянии удовлетворить потребности не только населения страны, но и значительно большего числа людей. Оуэн писал, что «при правильном руководстве физическим трудом Великобритания и зависимые от нее страны могут давать средства существования безгранично возрастающему в численности населению, притом с большой выгодой для всех жителей» 29 [Там же. С. 140, 179].

Свою критику капитализма и буржуазной политэкономии Р. Оуэн доводил до признания необходимости создания нового общественного строя, в котором не будет нищеты и безработицы. Этот строй он называл социалистическим, а его ячейкой считал кооперативную общину, в которой население будет заниматься как сельскохозяйственным, так и промышленным трудом. Первых работников предполагалось вербовать из добровольцев и безработных. Р. Оуэн считал, что в течение нескольких лет все убедятся в преимуществах такой кооперативной общины, а затем подобные объединения будут создаваться повсеместно.

Немалую роль в процессе организации общин Р. Оуэн отводил государству, которое должно предоставить им в кредит необходимые ресурсы. В кооперативных предприятиях Р. Оуэн видел ячейку социализма 30 [См. там же. С. 235-260], не понимая, что кооперация в условиях капитализма неизбежно приобретает буржуазный характер. Все кооперативные общины, которые организовал Р. Оуэн и его последователи, либо распадались, либо превращались в капиталистические коллективные предприятия. Р. Оуэн был неправ, когда рассматривал профсоюзы как основное средство перехода к новому общественному строю. При всей их положительной роли профсоюзы сами по себе не могут добиться ликвидации эксплуатации и эксплуататорского общества. Хотя Р. Оуэн сыграл огромную роль в пропаганде коммунистических идей, его теория и практическая деятельность носили противоречивый характер. Ведь Р. Оуэн объективно боролся за интересы рабочего класса, но выступал при этом от имени всего человечества. Он считал, что материальные блага создаются трудящимися, но отводил им пассивную роль в преобразовании общества. Оуэн клеймил буржуазные порядки и в то же время считал, что капиталисты в этом неповинны, так как плохо воспитаны.

В целом, даже с учетом ошибочности многих выводов и неудачи коммунистических экспериментов, великие социалисты-утописты сыграли выдающуюся роль в развитии общественной мысли. Давая общую оценку их идеям, Ф. Энгельс писал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна - трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно» 31[Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 498-499].

В 80-х годах в связи с подъемом рабочего движения возник ряд организаций, называвших себя социалистическими, однако в действительности далеких от подлинного социализма. В 1881 г. была создана Демократическая федерация, переименованная в 1884 г. в Социал-демократическую федерацию. Она была оторвана от рабочих и пропитана духом сектантства. Ее руководитель Гайндман отказывался от работы в тред-юнионах под предлогом их реакционности, отказывался поддержать борьбу рабочих за повышение заработной платы и за 8-часовой рабочий день под тем предлогом, что эта борьба не носит «непосредственно революционно-социалистического характера». Главной целью рабочего движения Гайндман считал борьбу за места в парламенте. Выдавая себя за марксиста, Гайндман на деле извращал учение Маркса и был, по словам В. И. Ленина, лишь «неопределенного цвета демократом» со связями и симпатиями в консервативной партии. Гайндман считал, что надо освободить рабочих из-под влияния либералов, однако сам же он пошел на беспринципную сделку с консерваторами, получив у них денежную субсидию на проведение избирательной кампании. Ф. Энгельс резко критиковал сектантство Социал-демократической федерации и ее неверие в силы рабочего класса. Активные деятели рабочего движения — Элеонора и Эдуард Эвелинги, рабочие Том Манн, Гарри Квелч, писатель Вильям Моррис и другие в знак протеста против оппортунизма федерации вышли из нее и образовали в январе 1885 г. самостоятельную организацию — Социалистическую лигу.

Социалистическая лига выступила против руководства Социал-демократической федерации по вопросу о создании II Интернационала. Они защищали идеи интернационализма в рабочем движении.

Когда английские империалисты начали захватническую войну в Судане, Социалистическая лига опубликовала манифест, в котором говорилось: «Жестокая и несправедливая война ведется сейчас правящими и имущими классами нашей страны с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств цивилизации против плохо вооруженных и полуварварских народов, чьим единственным преступлением является то, что они восстали против иностранного господства».

В заключение в манифесте говорится: «Мы просим вас подумать о том, кому приходится воевать в этом и подобном случаях. Приходится ли воевать тем классам, которые охотятся за рынками? Они ли образуют рядовой состав армии? Нет. Воевать приходится сыновьям и братьям трудящихся Англии... Именно они завоевывают для богатых средних и высших классов новые земли для эксплуатации, новые народы для ограбления, как того требуют от них эти классы». Этот манифест был в сущности одной из первых деклараций английских социалистов против колониализма.

Члены Социалистической лиги активно работали в тред-юнионах, они принимали активное участие в стачечной борьбе в конце 80-х годов. Однако лига не превратилась в массовую пролетарскую партию. Она оставалась малочисленной сектантской организацией, в которой длительное время шла борьба между марксистскими и анархистскими элементами. Эта борьба привела Социалистическую лигу в 1890 г. к распаду. Социал-демократическая федерация продолжала существовать, но на протяжении 30 лет своей деятельности оставалась сектантской пропагандистской организацией, так и не сумевшей превратиться в массовую партию английского пролетариата.

В 1884 г. возникло также так называемое Фабианское общество. Его организаторами были Сидней и Беатриса Вебб.

В это общество через некоторое время после его организации вступили молодые тогда английские писатели Бернард Шоу и Герберт Уэллс. Относясь критически к существовавшим в Англии буржуазным порядкам, наблюдая рост социальных контрастов в современном им обществе, наконец, ознакомившись с некоторыми произведениями Маркса, эти писатели восприняли, хотя и не глубоко, некоторые идеи социализма.

Шоу иногда расходился по некоторым вопросам с другими фабианцами. Он, например, признавал потом целесообразность революционного действия, что коренным образом расходилось с основными принципами фабианцев. Энгельс выделял Шоу из среды других фабианцев. Он писал в 1892 г.: «Парадоксальный беллетрист Шоу, как беллетрист очень талантливый и остроумный, но решительно ничего не стоящий как экономист и политик, хотя он и честен и не карьерист» К Эти слова можно отнести и к Уэллсу. Однако не эти писатели определяли лицо фабианского общества.

В это общество вошли представители буржуазной интеллигенции, различного рода «буржуазные социалисты», от прямых карьеристов до сентиментальных социалистов и филантропов.

Уже самое название общества говорило о его сущности: оно было названо так по имени римского полководца Фабия Кунктатора, применявшего в войне с карфагенским полководцем Ганнибалом выжидательную тактику, уклоняясь от решительных сражений. Фабианцы отвергали классовую борьбу и предлагали программу так называемого государственного, или «муниципального социализма», которая должна осуществляться на основе мирного сотрудничества классов. Фабианцы заявляли, что, действуя через органы местного самоуправления, которые, по их мнению, уже являются ростками новых социалистических учреждений, можно путем постепенных реформ создать основу коллективной собственности, а затем на этой базе мирным путем преобразовать все капиталистическое общество в социалистическое.

В. И. Ленин так объяснял сущность фабианских идей: «Буржуазная интеллигенция на Западе, подобно английским фабианцам, возводит муниципальный социализм в особое «направление» именно потому, что она мечтает о социальном мире, о примирении классов и желает перенести общественное внимание с коренных вопросов всего экономического строя и всего государственного устройства на мелкие вопросы местного самоуправления».

Хотя фабианское общество, существующее и поныне, никогда не было многочисленным, но его пропаганда оказывала большое влияние на тред-юнионы и тормозила формирование социалистического сознания рабочих масс Англии.

Характеризуя деятельность фабианского общества, Энгельс писал, что фабианцы — это шайка карьеристов, проникнутая страхом перед пролетарской революцией и готовых на все, чтобы предотвратить эту опасность во имя защиты интересов буржуазии.

В. И. Ленин видел в фабианской идеологии законченное выражение оппортунизма. Фабианство послужило идейной основой правого лейборизма.