Выборное правление в древнем риме. Развитие формы правления древнего рима

История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка Автор неизвестен

14. РАСЦВЕТ И УПАДОК РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

В VI–IV вв. до н. э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди свободного населения. В 494 г. до н. э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать своих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов). В IV в. до н. э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В I в. до н. э. римское гражданство получили италики (свободные жители итальянских полисов, подчиненных Риму).

Центральные органы гос. власти. 1. Народные собрания были полномочны выносить решения имевшие юридическую силу. Главный вид народных собраний – центуриатные комиции: принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров), обладали судебными полномочиями. 2. Сенат: его члены в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э. – цензорами (специальными магистратами). Формально сенат считался совещательным органом при магистратах: утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору. С сер. V в. до н. э. в состав сената были допущены плебеи. 3. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения Принципы организации и деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом безвозмездность исполнения государственной службы. Виды магистратов: обладающие высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающие такими полномочиями.

Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при этом достаточным количеством имущества. В V в. до н. э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107 г. до н. э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, которую и установил Сулла в 82–79 гг. до н. э.

Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось консулами (позже – также преторами). По закону Валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима).

I в. до н. э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы В 27 г. до н. э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом).

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

11.5. Берестяные грамоты в «Древнем Риме» После всего сказанного совсем другое звучание приобретает тот факт, что БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В ЯКОБЫ ДРЕВНЕМ РИМЕ. Как мы теперь начинаем понимать, «античные» римские берестяные грамоты также писались отнюдь не в

автора Вяземский Юрий Павлович

В Древнем Риме Вопрос 7.1Fides, pietas и virtus римляне считали тремя благородными устоями, тремя добродетелями, которые должны были быть присущи доброму римлянину старого закала.Помогите мне, пожалуйста, перевести эти слова на русский язык.Вопрос 7.2С чего начинались выборы

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В Древнем Риме Ответ 7.1Соответственно «верность», «благочестие» и «мужество».Ответ 7.2Приносили жертвы и молились богам.Ответ 7.3Молодые римляне, начиная свою политическую карьеру, выступали в судах с обвинительными речами.Ответ 7.4Надо было стать полководцем, одержать

автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Проституция в древности автора Дюпуи Эдмонд

Проституция в Древнем Риме

Из книги История Польши автора Кеневич Ян

РАСЦВЕТ И УПАДОК (XVI–XVIII вв.)

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Варварство X века. - Невежество римского духовенства. - Инвектива галльских епископов. - Замечательное возражение. - Упадок Монастырей и школ в Риме. - Грамматика. - Театральные представления. - Народный язык. - Полное отсутствие в Риме литературных

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

1. РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ Так проходил век за веком. Кочевники упивались блеском и славою своих захватывающих дух сражений и побед. Наслаждались всеми благами своей утонченной цивилизации жители приморских городов. И только по-прежнему никому не известные, ничем

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

Расцвет и упадок «эры Аденауэра» Добившись отмены Оккупационного статута, вхождения в НАТО и перевооружения, Аденауэр продемонстрировал не только эффективность «канцлерской демократии», но и добился упрочения своего положения в качестве канцлера. Поэтому в ходе

автора

Глава 11. Государство в Древнем Риме

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Расцвет и упадок кочевой империи С образованием Гуннской империи и после окончания долгой гунно-юэчжийской войны в степях наступил мир. Большая часть II в. до н. э. была временем подъема гуннского кочевого хозяйства. В ходе нескольких гунно-китайских войн кочевники

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ А Август (лат. Augustus - «возвеличенный богом», 23.09.63 г. до н. э. в Риме - 19.08.14 г. до н. э. в Ноле) - сын дочери сестры Цезаря, Юлии; внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании, с 27 г. до н. э. - император. Сопровождал Цезаря во время

Из книги История японского народа автора Горо Хани

Глава четвертая Феодализм. Борьба за освобождение от крепостничества, зарождение республиканской системы правления в вольных городах и ее упадок Самураи (буси) проповедовали теорию, согласно которой абсолютная монархия и аристократия, существовавшие в древней Японии,

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Расцвет Ганзы и ее упадок В 1362 г. начались войны Ганзы против Вальдемара III, который создал величие и могущество Дании. В том же году был занят остров Готланд. Висби, и германское подворье в нем были разграблены, при чем было пролито много крови. Тогда Ганза заключила союз со

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский аграрный университет

Основные формы правления в Древнем Риме

Выполнил: студент

Проверил:

Красноярск 98



Введение.

История Древнего Рима восходит к восьмому веку до н.э. (754-753гг.). Римский народ поделен на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени - рамнов, тициев и люцеров. Главой города являлся рекс (царь). Всего царей было семь - начиная с Ромула и кончая Тарквинием Гордым.

В 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был свергнут, главой города был избран консул Юний Брут. Завершается царский период и начинается период республики, занявший около 500 лет (509-27гг. до н.э.).

С 27г. и до 476г. нашей эры Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27г. до н.э. - 193г. н.э.) и домината (193-476гг.).


1. Период правления рексов.

Римская община периода военной демократии неоднородна по своей социальной структуре. Выделились знатные фамилии, аристократы-патриции. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свое происхождение они выводили от богов, царей, героев. Мало-помалу аристократия обзаводится зависимой от себя клиентеллой, а ещё раньше рабами.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции; о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах о смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий - трибу (племя). Такая организация была и остается предметом научной дискуссии, ибо её искусственное происхождение бросается в глаза. Это - по сути дела - армия, рационально устроенная, на раннем этапе, при Ромуле, завоевавшая и отстаивающая захваченную землю, а затем приступившая к планомерному захвату Италии.

Род был естественно сложившейся единицей и был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родовое имя производилось от имени реального или мифического предка. Сородичи не должны вступать в брак внутри рода.

Как член рода и племени римский гражданин:

1. являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;

2. получал право на наследование надела и родового имущества вообще;

3. мог требовать себе от рода помощи, и должной защиты;

4. участвовал в общих религиозных празднествах

В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей. Права и обязанности граждан находились до известного времени в своеобразной гармонии.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, с течением времени приобретший значение главной правительственной власти. Как родовладыки, они назывались отцами. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.

Сенат существовал и при царях, как ровно и народное собрание, бывшее первоначально собранием римских курий. По куриям же производилось и голосование. Наконец главой римской общины, её гражданским управителем и верховным военачальником был рекс - царь. То была выборная должность, подотчетная народу. Рексу принадлежали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верховного судьи.

Также, общее собрание римского народа было помимо сказанного войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

Члены родов, а через них и триб составляли римский народ. Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья. Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на исключительное право вступать в сенат, становиться военными вождями и т.д. Эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходным с патриархальным рабством.

Родовая организация римлян разрушалась. Этот процесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям, территории Рима оказалось новое поселение из покоренных и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло получили название плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимаясь ремеслом и торговлей. В имущественном отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправными. Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отношения зависимости - «клиентелы». Патрон - покровитель-патриций принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял ему часть земли, защищал его в суде. «Клиент» (т.е. верный послушный) во всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимущественно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные римляне.

В конце царской эпохи (6 век до н.э.) римское общество уже хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались в государственные.

Реформа Сервия Туллия.

Важным этапом на пути римской государственности была реформа, которую римская традиция связывает с именем шестого рекса Сервия Туллия. При нем плебеи были введены в состав римской общины, а территориальные трибы несколько потеснили родоплеменные.

Произведено это было так, Сервий Туллий поделил всё мужское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Критерием имущественного состояния был земельный надел, скот инвентарь и прочее. К 1-му классу были отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в 100000 медных ассов. Минимальным размером для 2-го класса было имущество в 75000 ассов; для 3-го - 50000, для 4-го - 25000, для 5-го - 11500 ассов. Все бедняки составляли 6-ой класс - пролетариев, богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых единиц - центурий (сотен): 1 класс - 80 центурий тяжеловооруженных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; 2 класс - 22; 3 - 20; 4 -22; 5 - 30 центурий легковооруженных и 6 класс - 1 центурию, в общем 193 центурии. Поскольку каждая центурия имела один голос, соединенное мнение самых богатых центурий давало 98 голосов из 193, то есть большинство. Поэтому при согласованном голосовании первых двух разрядов остальных не спрашивали.

Таким нехитрым образом было положено начало господству богатых и знатных, независимо от того были они патрициями или плебеями.

Наряду со всем этим устройством было введено еще одно важное новшество к несомненной выгоде плебеев: территория города была разбита на 4 территориальных округа - трибы, что служит свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Значение реформ Сервия Туллия огромно. Решение всех важнейших вопросов в жизни римской общины перешло к центуриатным комициям, в которых участвовало все военнообязанное население, куриатные же комиции потеряли значение. Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением территориальных округов, выдвижением на передний план людей богатых, а не просто родовитых, реформа Сервия Туллия разрушила общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создало государственное устройство, основанное, как писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.

2. Политическая организация рабовладельческой аристократической римской республики.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она далеко еще не уравняла их с патрициями. Особенно в том, что касалось в наделении землей, которой становилось все больше по мере завоевания Италии. Другая проблема касалась отмены долгового рабства, неизбежного при несвоевременной уплате долга.

Но чтобы добиться и того, и другого плебеи нуждались в политических правах. Дело доходило до острых столкновений, но в конце концов, плебеи добились удовлетворения всех своих требований:

1. Учреждения особой плебейской магистратуры т.н. народного трибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев;

2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями;

3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных как Законы 12 таблиц);

4. Разрешения браков между патрициями и плебеями;

5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

В 287 г. до н.э. было постановлено, что решения плебейских сходок имеют ту же силу, что и решения центуриатных комиций, т.е. обязательны для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же, эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.

Магистратура.

Во главе Рима стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторы и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и были ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил, что что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (4 в. до н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с 3-2 вв. до н.э. преторы стали толкователями права и его творцами.

Задача народных (плебейских) трибунов первоначально заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. В осуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом - налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно, на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.

Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из пяти человек и избиралась на пять лет.

Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства. Другая функция цензоров заключалась в наблюдении за нравами. Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкие центурии.

Диктатор.

Все указанные выше магистратуры, были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно. Диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.

Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора.

По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в 220г. до н.э.

Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры», возникшие с грубым нарушением республиканской конституции - бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др.

«Коллективные» органы.

Что касается «коллективных» органов власти, то их было несколько.

На первое место следует поставить центуриатные собрания. Они были полномочны - с древнейших времен - принимать или отвергать законопроект, представленный кем-либо из магистратов - консулом, претором, народным трибуном. Голосовали по центуриям.

Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали или отвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали вопросы войны и мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т.д.

Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центуриатные, но по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т.д.).

Однако, эти собрания не были регулярными и собирались по воле одного из магистратов - консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистратами.

Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа. Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.

Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с 4 в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиции (и раньше всего первые 98).

Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.

К особенной компетенции сената относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика вообще и пр.

Вершина власти сената, когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в ообласти внешней и внутренней политики, приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху гражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.

Особенности римской аристократической республики.

В чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии?

На этот вопрос может быть сказано: система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Система сдержек и противовесов проходит чрез всю систему римской формы правления:

Два собрания, одно из которых было по началу чисто плебейским.

Коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги.

Невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей).

Строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления.

Отделение судебной власти от власти исполнительной. Исключительные полномочия народных трибунов.

Наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти.

В течении всех лет республики (до эпохи диктатур) армия была народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической формы правления.

Когда с широкой завоевательной политикой Рима, Римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед затем и переходу к монархическому правлению.

Кризис римской республики и переход к монархии.

Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников, трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей.

В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на предоставление римского гражданства всему населению Италии.

Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории и раньше всего конец республики.

Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскую конституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.

Особенность диктатуры Цезаря в том, что она соединяла в одних руках не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую и высшую жреческую власти. По своему положению командующего армией Цезарь получил титул императора. Поставленные в зависимость от него комиции, хотя и продолжают существовать, имитируя сохранение республики, следуют указаниям императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности.

Помимо этого, Цезарь получил полномочия, распоряжаться войском и казной государства, право распределять провинции между проконсулами и рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате, что было немаловажным, и т.д.

... ; 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность. Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.). Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В...

В рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п. Таким образом, можно выделить следующие основные признаки классической монархической формы правления: - существование единоличного носителя верховной государственной власти; - династическое наследование верховной власти; - пожизненная принадлежность власти монарху: законы...

История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важных этапов всемирной истории. Римское государство занимает в истории правового развития человечества и современной юриспруденции особенное место, как и, собственно, римское право, поскольку именно эта система, ставшая некогда единой для античного мира, легла в основу права многих современных государств.

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце. Таким образом, история Древнего Рима делится на следующие этапы:

Царский период (754-753 - 510-509 до н. э.).

Республика (509 - 27 год до н. э.)

3. Империя (30-27 г до н. э. - 491 г. н. э.)

Ранняя Империя Принципат (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.)

Поздняя Империя. Доминат (193 - 476 гг.)

Древнейший период римской истории обычно принято называть «царским», который, согласно легендарной традиции, длился около двух с половиной столетий. Этот период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины.

Общество, подобное древнеримскому, называют военной демократией. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественновойны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

Первоначально римская городская община (народ) состояла из трех триб (племен), делившихся на тридцать курий (союзов мужчин-воинов), а те - на сто родов. Таким образом, свободное население Рима насчитывало первоначально 300 родов. Земля находилась в собственности рода - лесами и пастбищами родичи пользовались сообща, а пашня делилась между семьями. Род состоял из больших отцовских семей.2 Хозяин (патер) такой семьи занимал главную роль. Семьи, во главе которых стоял патер, получили название патрицианских, а их члены назывались патрициями. Патриции были не только хозяевами земли, но имели право избирать и могли быть избранными во все органы власти. Часть населения Рима, которая происходила из покоренных племен завоеванных территорий или переселилась в город из других мест, называлась плебсом. Плебеи не были членами родовой организации Рима, поэтому они не имели права на надел земли из общинного поля и занимались ремеслом, торговлей. Некоторые плебеи владели небольшими участками собственной земли, добытой разными способами. Плебеи были лично свободными, но не имели политических прав и права вступать в брак с представителями патрицианских родов, а также они несли военную службу, платили налоги.

Главы родов составляли совет старейшин или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти, состоявший первоначально из 100, позднее из 300 членов. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение

Народного собрания (первоначально был собранием римских курий). 4 На куриатных собраниях принимались или отвергались новые законопроекты, избирались все высшие должностные лица, в том числе и царь; это собрание объявляло войну и, как высшая судебная инстанция, выносило окончательное решение, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину.

Главой римской общины, ее гражданским управителем был рекс - царь, который избирался на общем собрании, участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Царь являлся верховным военачальником, жрецом и судьей, при необходимости ему помогали квесторы - должностные лица, осуществляющие суд по делам об убийствах.

С течением времени начинает увеличиваться численность плебеев. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие и превращаются в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связана с реформами рекса Сервия Туллия, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на имущественные разряды. В основе такого

деления был положен размер земельного надела, которым владел тот или иной человек: обладавшие полным наделом входили в - первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

В VI–IV вв. до н. э. в римском обществе продолжалась социальная дифференциация среди ϲʙᴏбодного населения. В 494 г. до н. э. плебеи добились от патрициев права ежегодно избирать ϲʙᴏих представителей – народных трибунов (защищали плебеев от притеснений со стороны патрицианских магистратов) В IV в. до н. э. завоевание новых территорий привело к резкому увеличению количества рабов и заметному возрастанию их роли в сельском хозяйстве и ремесле. В I в. до н. э. римское гражданство получили италики (ϲʙᴏбодные жители итальянских полисов, подчиненных Риму)

Центральные органы государственной власти.

1. Народные собрания были полномочны выносить решения имевшие юридическую силу. Главный вид народных собраний – центуриатные комиции: принимали законопроекты, организовывали выборы высших магистратов (консулов, преторов, цензоров), обладали судебными полномочиями.

2. Сенат: его члены в начале республики назначались консулами, а с IV в. до н. э. – цензорами (специальными магистратами) Формально сенат считался совещательным органом при магистратах: утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. В случаях вторжения врагов или внутренних беспорядков сенат выносил решение об утверждении диктатуры и предоставлении чрезвычайных полномочий специальному должностному лицу (экстраординарному магистрату) – диктатору. С сер. V в. до н. э. в состав сената были допущены плебеи.

3. В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени принимать судебные и управленческие решения. Принципы организации и деятельности магистратур: выборность, коллегиальность, срочность осуществления полномочий, ответственность перед народом безвозмездность исполнения государственной службы. Виды магистратов: обладающие высшей властью (империум) (консулы и преторы) и не обладающие такими полномочиями.

Военную службу должны были отбывать все полноправные граждане, обладавшие при ϶ᴛᴏм достаточным количеством имущества. В V в. до н. э. была произведена реформа Фурия Марка Камилла. Воинам было установлено жалованье; расположение в строю определялось теперь не имущественным положением, а опытом и выучкой. Армией командовали консулы. Консул Гай Марий в 107 г. до н. э. заменил добровольческую армию на наемную: жалованье раздавал полководец. Возникла почва для военной диктатуры, кᴏᴛᴏᴩую и установил Сулла в 82–79 гг. до н. э.

Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось консулами (позже – также преторами) По закону Не стоит забывать, что валерия, смертные приговоры, выносимые консулами в пределах городской черты, могли обжаловаться в центуриатные комиции. В провинциях вершили суд проконсулы и пропреторы (административные чиновники, назначенные из Рима)

I в. до н. э. – период политической нестабильности: сменяли друг друга триумвираты и диктаторы В 27 г. до н. э. республика пала, установился принципат Октавиана, он получил звание императора и пожизненные права народного трибуна, стал Августом (святейшим) и понтификом (верховным жрецом)