Требования к уроку изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Виды изобразительной деятельности в специальных образовательных учреждениях VIII вида

Специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. При этом эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всœестороннему развитию умственно отсталых детей всœецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его нужно хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета͵ величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в данном процессе. Зрительные, осязательные, кинœестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.

Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целœенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На базе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета͵ цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целœенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, крайне важно отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, в случае если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всœех возможностей, заключенных в данном учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Специальной (коррекционной) школе VIII вида - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специальной (коррекционной) школе VIII вида" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • - VIII. Александр Иванов и Суриков. Цветовые проблемы пленэра и картина.

    Александр Иванов 10 июня 1855 года писал: «Одним словом, я, как бы оставляя старый быт искусства, никакого еще не положил твердого камня к новому, и в этом положении делаюсь невольно переходным художником...» 1. Хотя эти слова сказаны в связи с поисками нового толкования... .


  • - VIII. ЛЮДИ

    Снова я коснулся истины и, не поняв, прошел мимо. Я уже думал - вот и гибель, предел отчаяния, и тогда-то, оставив всякую надежду, обрел душевный покой. Кажется, в такие часы и узнаешь самого себя, находишь в себе друга. Ничто не сравнится с этим ощущением душевной... .

  • - Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI-XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии.... .


  • - С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о - полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой... .


  • Конорева Лариса Алексеевна,
    учитель изобразительного искусства
    ГБСКОУ школа №13
    Приморского района Санкт-Петербурга

    В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

    помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

    Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

    В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

    В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

    Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

    Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

    Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.

    Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

    по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

    Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

    Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

    Г. Саратова»


    Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
    Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
    Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
    Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
    Корригировать мыслительные процессы.
    Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
    трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
    Тип урока : комбинированный.
    Ход урока.
    1. Организационный момент . (1мин.)
    Проверка готовности учащихся к уроку.
    2.
    Беседа. (4 мин.)
    (Объявляется тема урока).
    Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
    Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
    Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
    1) Быстро кружится пчела,
    Ведь она нектар несла.
    Делает она за кругом круг
    И зовет своих подруг!
    (Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
    2) Муравей домой спешил
    И соломинку тащил.
    Братцы строят новый дом,
    Будут жить зимою в нем!
    (покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
    У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

    3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
    Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
    1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
    2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
    3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
    4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
    4.
    Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
    А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
    (Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
    В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
    Учитель задает вопрос учащимся.
    5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

    5. Физ. минутка .(2 мин.)
    Под весенние напевы
    Повернемся вправо, влево.
    Руки вверх, руки вниз.
    Вправо, влево головою,
    Руки вверх, перед собою.
    Топнем правою ногою,
    Топнем левою ногою
    И покрутим головою.
    Голову поднимем выше
    И легко подышим.

    6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
    На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


    7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
    Учитель задает вопросы учащимся.
    ― Какая была тема сегодняшнего урока?
    ― Что мы рисовали?
    ― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
    ― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
    ― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
    ― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
    Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
    Дежурные убирают рабочие места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

    Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

    Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

    Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

    Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

    Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

    Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

    Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида

    БОУ КМР ВО « Талицкая средняя общеобразовательная школа»

    Рабочая программа

    по изобразительному искусству

    для 3, 5, 7 -9 специальных (коррекционных) классов VIII вида.

    на учебный год

    Составитель рабочей программы:

    учебный год

    Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ .

    Структура рабочей программы по ИЗО

    предусматривает следующие разделы:

    I. Пояснительная записка

    II. Основное содержание предмета, практические работы

    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

    IV. Нормы оценок

    V. Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

    · Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

    · Учебный план БОУ КМР ВО « Талицкая СОШ» на учебный год.


    Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

    Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

    Личностными результатами изучения курса являются:

    1. Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

    2. Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

    3. Развитие аналитико - синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

    4. Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

    5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

    Метапредметными результатами изучения курса являются:

    В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий - исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

    Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

    Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

    При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

    Характерными особенностями учебного предмета являются:

    Практико-ориентированная направленность содержания обучения;

    Применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

    Применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.


    Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

    · коррекционно – обучающую;

    · коррекционно – развивающую;

    · коррекционно – воспитательную;

    · воспитание положительных качеств личности;

    · развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

    Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

    Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.

    В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

    Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

    Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

    Межпредметные связи:

    · ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

    · ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

    · ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

    · ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

    Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией (раздел «Изобразительное искусство»

    Учебно-тематический план по изобразительному искусству

    предусматривает следующее распределение по часам:

    ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в3, 5 и 7 кл.;

    ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 3, 5 и 7 кл.; в 8-9кл. 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет факультатива. ;

    ü Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Беседы об изобразительном искусстве

    8-9 классы

    № п/п

    Название раздела

    Количество часов

    Рисование с натуры

    Декоративное рисование

    Рисование на темы

    Школьная газета

    Аппликация

    Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства

    Предмет

    название учебников, издательство

    Входит в Федеральный перечень учебников

    Изобразительное искусство 5 – 7 классы

    Специальных учебников нет.

    Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

    Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

    Практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

    Составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

    Составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

    Демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

    - Развитие воображения и творческого мышления

    - Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

    Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

    Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

    Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

    Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

    II . Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО

    Краткое содержание рабочей программы по ИЗО

    (по крупным разделам программы)

    I четверть (8 ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование

    Рисование на темы.

    Беседы об

    изобразительном

    искусстве.

    II четверть (8ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Рисование на темы. Беседы об

    изобразительном

    искусстве

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    III четверть (10ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Рисование на темы Беседы об

    изобразительном

    искусстве.

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    IV четверть (8ч)

    Декоративное раскрашивание

    Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках.

    Рисование

    Беседы об

    изобразитель-ном

    искусстве

    Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы

    Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.

    Рисование на темы

    Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

    5 класс

    Темы

    Краткое содержание тем

    Рисование с натуры

    Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

    Декоративное рисование

    Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

    Рисование на темы

    Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

    Беседы об изобразительном искусстве

    Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

    7 класс

    Требования к уроку изобразительного искусства

    в специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет немалое значение. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на учащихся коррекционной школы, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

      Общедидактические требования.

      Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

      Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

      На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

      На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

      Урок должен быть оснащен:

      • техническими средствами обучения;

        дидактическим материалом.

      Весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

      На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

      На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим.

      Специальные требования:

      Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

      Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

      Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

      Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

      Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

      Опора на более развитые способности ребенка;

      Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка.

      Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

      оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с ОВЗ;

      способствовать социальной адаптации ребенка с ОВЗ.

      Виды уроков изобразительного искусства в СКОШ.

      Декоративное рисование;

      Рисование с натуры;

      Рисование на темы;

      Беседы по изобразительному искусству.

    Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь ших размеров раздаются им на рабочие места.

    Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ.

    Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

    Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определен ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум ственно отсталых школьников.

    Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо ложенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится со ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

    Беседы об изобразительном искусстве . В 1-4 классах на беседы выделяются 10-15 минут в начале или в конце урока. В 5-7 классах для бе сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов де коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления обучающихся средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

    Виды занятий должны быть тесно связаны и дополнять друг друга. Занятия должны проводится с учетом времени года, состояния погодных условий, событий в жизни общества, а также с учетом интересов учащихся.

      Этапы урока.

    С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

      организационно- подготовительный;

      основной;

      заключительный .

    Организационно-подготовительный этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосыл ки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабо чей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на уста новку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двига тельными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима ния, восприятия мышления.

    Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умствен но отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовить рабочее место и т.д. Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как расположить на парте альбом, как работать с кистью и красками и т.д. Сначала осуществляет ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под готовки учащихся к учебной деятельности.

    На основном этапе решаются главные задачи урока. Учитель подробно рас сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Педагогу следует помнить, что в силу слабости аналитико-синтетической деятельности учащиеся коррекционной школы не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок изображения. В связи с этим рисунок выполняется, как правило, без учета выдвинутых учителем требований. И хотя внешне деятельность развертывается вполне благоприятно и учащиеся активно работают над рисунком, их действия нельзя назвать целесообразными и заранее спланированными. Не вникая в сущность инструкции, более того, забывая о ней, нисколько не заботясь о конечном результате своей деятельности, учащиеся нередко подменяют и в значительной степени упрощают поставленную задачу. Они выполняют её постольку, поскольку вынуждены делать это, чтобы в какой-то мере удовлетворить требования учителя. Обычная краткая инструкция, понятная и доступная нормальным детям, оказывается малопонятной и недоступной умственно отсталым. Педагогический опыт свидетельствует о том, что наиболее правильное изображение учащиеся делают тогда, когда учитель использует показ всех этапов построения рисунка, сопровождая его подробным объяснениями и указаниями. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо иметь о нем четкие представления. Такие представления можно сформировать путем специальной организации восприятия предмета. Необходимо использовать различного рода инструкции: а) устные объяснения, указания, рекомендации; б) демонстрация готовых рисунков, схем; в) выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала.

    Заключительный этап состоит в орга низационном завершении урока. На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги рабо ты, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на от дых.

    В периоды спада работоспособнос ти (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки.

      Образовательные задачи:

      формировать представления …;

      знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

      расширить…;

      систематизировать…;

      учить применять на практике…;

      учить пользоваться…;

      формировать (закреплять, совершенствовать) графические навыки, навыки рисования …

      Коррекционно-развивающие задачи:

      коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания)…;

      коррекция и развитие связной устной речи…;

      коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

      коррекция и развитие зрительных восприятий…;

      коррекция и развитие тактильного восприятия…;

      коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

      коррекция и развитие мыслительной деятельности;

      коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;)

      Воспитательные задачи:

      воспитывать интерес к учебе, предмету;

      воспитывать самостоятельность;

      воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

    Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и вида урока.

      Методы обучения:

    Уроки изобразительного искусства предполагают использование следующих общедидактических методов:

      объяснительно-иллюстративный;

      репродуктивный;

      исследовательский.

    Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода , который включает в себя различные формы: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель наглядно и доходчиво преподносит информацию, которую дети осмысливают для дальнейшего применения.

    Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод (многократное воспроизведение действия). Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем.

    Для того чтобы достичь определенного уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся, необходим исследовательский метод обучения , направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление творчества. При этом нужно обеспечить доступность творческих заданий исходя из уровня психофизических возможностей учащихся с ОВЗ.

      Для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий :

      развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

      сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;

      воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

      последовательное усложнение изобразительной деятельности;

      отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

      использование ТСО

      активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей: введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач;

      применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

      смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года;

      сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учениками;

      введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования.