Технологии в образовании. Веб технологии в образовании Web технологии в образовательном процессе

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы - формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайнового» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение - одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

  • · возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;
  • · возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);
  • · сокращение расходов на обучение - нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций - направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

  • · корпоративный;
  • · ДО в системе высшего и среднего образования;
  • · ДО в органах государственного и местного управления.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. Причем, по данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2005 г. В то время как объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) IT-обучения во всем мире будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г.

По данным Gartner Group, в 2001 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005 г.

Согласно исследованию IDC, европейский рынок обучения навыкам ведения бизнеса будет расти в течение пяти лет ежегодно на 14,9% и достигнет 13 млрд. долл. в 2006 г. IDC оценивает также, что к 2005 г. 27% образовательной информации будет доставляться через системы онлайнового обучения. IDC считает, что наиболее подготовленными странами в Европе к использованию систем онлайнового обучения являются Нидерланды, Великобритания и Скандинавские страны.

Согласно отчету eMarketer, в 2001 г. 24% организаций США используют онлайновые системы для организации обучения своих сотрудников. В 2000 г. эта цифра составляла 16%.

WEB-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

А.П. Ефремов, Б.Г. Строганов

Кафедра компьютерных технологий Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье изложены основные принципы построения современного учебного интернет-портала (web-портала), представлены его основные возможности в области повышения эффективности учебного процесса, обсуждаются вопросы и проблемы его внедрения и эксплуатации.

Ключевые слова: учебный процесс, компьютерные технологии, » нтернет, внедрение и эксплуатация.

Современное обучение на уровне средней и, тем более, высшей школы невозможно без использования информационных технологий. Наиболее мощными информационно-образовательными ресурсами обладают Интернет и Интранет, которые существуют и развиваются на базе web-технологий.

Среди множества разнообразных программных оболочек, предназначенных для активизации процесса обучения, наиболее универсальными и вместе с тем простыми в освоении являются информационные web-ресурсы .

Другим важным преимуществом использования в образовательном процессе информационных web-ресурсов является тот факт, что для их внедрения не требуется закупка и установка на компьютеры пользователей (в компьютерных классах) специального программного обеспечения, а достаточно лишь предустановленной операционной системы, например, MS Windows, и наличия стандартного пакета офисных программ. Кроме того, сама разработка учебных и обучающих web-ресурсов обычно проводится на базе бесплатного (свободно распространяемого) программного обеспечения.

Главное место среди образовательных web-ресурсов безусловно занимают учебные web-порталы . Таким учебным порталом обычно называют совокупность web-сайтов, объединенных общей системой администрирования, позволяющей основным пользователям (в нашем случае преподавателям и студентам) самостоятельно обмениваться учебной и организационной информацией, представленной в самых разнообразных видах: текст, рисунки (в том числе активная анимация), звук, видео.

Иногда учебным порталом, порталом образования и т.п. называют набор web-ресурсов, отсортированных в каталогах по рубрикам. Такое понимание, по-нашему мнению, более соответствует определению сайта, а не портала.

Главное назначение учебного портала состоит в переносе части учебного процесса из аудиторий на его страницы, расширяя возможности преподавателей и слушателей. В этом случае значительно сокращаются непроизводительные затраты

времени на лекциях и семинарах. Процесс обучения становится наглядней, разнообразней и интересней. Повышается его эффективность с точки зрения восприятия материала слушателями.

Первые учебные порталы появились в западных университетах в середине 90-х гг. и стали бурно развиваться в ведущих университетах с начала XXI в. (например, учебный портал Гарвардского университета - http://www.harvard.edu).

По своей структуре учебные порталы западных университетов строятся, в основном, по закрытой схеме, когда доступ к учебным материалам и вся организация учебного процесса строго привязаны к индивидуальному слушателю. Такая система может успешно использоваться только при наличии:

а) высокого уровня владения компьютером у преподавателей и слушателей (и, безусловно, наличия самих компьютеров в индивидуальном пользовании);

б) разветвленной компьютерной сети университета (включая WI-FI с охватом практически всех помещений университета), обеспечивающей свободный доступ в любое время преподавателей и слушателей к учебному порталу и другим web-ресурсам;

в) всесторонне разработанной программы обучения, обеспеченной электронными учебными материалами и другими web-ресурсами (например, системой компьютерного тестирования знаний);

г) отработанной организации электронного учебного процесса.

В наших передовых университетах в указанный период времени перечисленные условия практически отсутствовали, что привело к созданию учебных порталов открытого типа, в которых учебные web-ресурсы включались в существующий учебный процесс.

Один из первых таких порталов - Учебный портал РУДН (УПР) - был разработан нами в 2002 г., запатентован и установлен сначала в Интранет РУДН, а затем в Интернет (см. рис. 1) по адресу http://web-local.rudn.ru.

Из скриншота главной страницы на рис. 1 видно, что УПР представляет собой мощный web-ресурс, содержащий в своей оболочке более 2000 сайтов преподавателей, более 3000 сайтов преподаваемых дисциплин, более 300 сайтов кафедр, факультетов (подразделений) и специальностей. Ежедневное количество посещений страниц УПР превышает 1000, а за месяц более 30 000.

Однако эти показатели характерны лишь для последних лет, когда значительно повысился уровень компьютерной подготовки преподавателей и возросли требования руководства университета к использованию современных информационных технологий в учебном процессе.

Особенности структуры и основные возможности УПР. Одной из главных задач реального подключения в учебный процесс современных информационных технологий передачи знаний является решение проблемы освоения преподавательским составом особенностей работы с web-интерфейсом учебных порталов и других web-ресурсов, т.е. ежедневное «онлайновое» использование их в учебном процессе.

Рис. 1. Главная страница УПР

Обеспечить решение поставленной задачи возможно лишь при следующих условиях:

а) начальной компьютерной подготовки пользователей (преподавателей и студентов);

б) наличии простого и доступного web-интерфейса УПР, позволяющего начальному пользователю персонального компьютера (ПК) проводить размещение на своем web-сайте УПР учебной и организационной информации, подключать на свои страницы учебные электронные материалы (УЭМ) и запускать учебные компьютерные программы (УКП), проводить тестирование знаний студентов, по-

в) осуществлении свободного доступа в любое время к учебным ресурсам через компьютерную сеть университета и Интернет.

В связи с указанным выше структура УПР изначально была выбрана открытой, и для просмотра web-сайтов факультетов, кафедр, преподавателей, читаемых дисциплин и специальностей требуется введение одного общего для всех логина и пароля - ш и ш4002 (см. рис. 2-6). Каждому принятому на работу преподавателю автоматически создается сайт на УПР (в соответствии с приказом о зачислении).

Рис. 2. Главная страница сайта факультета

Рис. 3. Главная страница сайта кафедры

Рис. 4. Главная страница сайта преподавателя

Рис. 5. Главная страница сайта дисциплины

Рис. 6. Главная страница сайта специальности

Рис. 7. Страница поиска сайтов преподавателей, кафедр, дисциплин и специальностей

Необходимость ввода логина и пароля была введена только для редактирования и обновления авторами информации web-сайтов УПР. Каждый из перечисленных типов сайтов мог заполняться авторами независимо друг от друга. В то же время в УПР имеется механизм, использующий доступ пользователей к базовым таблицам общей базы данных, благодаря которому:

Факультеты сами могут подключать к себе сайты относящихся к ним кафедр, дисциплин, специальностей;

Кафедры сами могут подключать к себе сайты преподавателей, читаемых дисциплин, специальностей;

Преподаватели могут подключать к своему сайту сайты читаемых ими дисциплин, УЭМ из общей базы университета и другие информационные ресурсы УПР и Интернета.

Указанные типы сайтов имеют целый ряд служебных сервисов и фиксированный набор разделов меню. Такой подход упрощает слабо подготовленным пользователям процедуру редактирования и обновления информации. Кроме того, однотипность разделов меню упрощала поиск информации на различных кафедрах и факультетах. Однако внутреннее содержание разделов может оформляться весьма разнообразно, в том числе с использованием HTML-разметки (см. рис. 3).

Мощная система поиска позволяет одним щелчком по первым буквам названия найти сайт преподавателя (см. рис. 7), кафедры, дисциплины или специальности.

Факультеты и кафедры имеют возможность размещать на своих сайтах новости, информацию о структуре обучения, особенностях дисциплин и специальностей, о своих преподавателях, об успеваемости студентов и пр.

Наиболее интересными являются сервисы общения преподавателей со своими студентами и тестирование знаний через Интернет. В настоящее время УПР снабжен общим форумом, на котором есть в качестве разделов форумы факультетов и кафедр. Такой форум можно использовать как для объявлений факультетского и кафедрального характера, так и для общения студентов и преподавателей. В дальнейшем предполагается организовать личные (закрытые) форумы преподавателей и, возможно, чаты. Использование ресурсов общения такого рода сильно сдерживается недостатком точек подключения пользователей к компьютерной сети и Интернету.

Преподаватели на своих сайтах УПР имеют возможность использовать две системы компьютерного тестирования. Первая из них - интернет-тестирование - встроена в систему портала и позволяет преподавателям создавать тесты, открывать их в Интернете для проведения удаленного тестирования слушателей, получать и обрабатывать результаты тестирования (см. рис. 8).

Вторая, более мощная система компьютерного тестирования - Ментор-РУДН - существует автономно со своим сервером в локальной сети РУДН (см. рис. 9).

Через УПР осуществляется связь преподавателей с этой системой, загрузка тестов, получение результатов тестирования и т.п.

ТСИ-£Г Тестирование на странице преподавателя Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский университет дружбы народов"

Для студентов

Для преподавателей

Редактировать тесты

Краткая инструкция

Рис. 8. Главная страница интернет-тестирования сайта преподавателя

Рис. 9. Окно системы компьютерного тестирования «Ментор-РУДН»

Она позволяет создавать интеллектуальные и обучающие тесты, проводить тестирование с использованием всех существующих в настоящее время мультимедийных приложений и проводить статистическую обработку и анализ результатов тестирования. Студенты один раз в учебный год регистрируются в этой системе, в своей группе. Каждый преподаватель, имеющий свой сайт на УПР, может подготовить тесты по своей дисциплине, самостоятельно через УПР загрузить их на сервер, протестировать студентов, получить и обработать результаты тестирования, после чего опубликовать их для студентов на своем сайте в УПР.

Рассмотренные системы компьютерного тестирования дают преподавателю мощный и универсальный инструмент обучения и контроля знаний.

Организация поддержки пользователей УПР. Помимо проведения специальных курсов практического обучения преподавателей работе с УПР на самом портале была разработана и установлена система обучения и помощи пользователям.

Система обучения включает несколько обучающих программ, которые по шагам разбирают различные аспекты работы с порталом и системами компьютерного тестирования (см. рис. 10).

Рис. 10. Окно программы, обучающей работе с УПР

Помощь пользователям организована также через справочные, иллюстрированные рисунками электронные материалы, размещенные в разделе «Возможности».

В организационном плане для всех пользователей УПР функционирует «горячая» телефонная линия и страница отправки писем с вопросами по различным аспектам работы УПР.

Администрирование УПР. Одним из главных преимуществ рассматриваемого учебного портала является самостоятельное существование и оформление пользователями всех сайтов (факультетов, кафедр, преподавателей, дисциплин и специальностей). Причем пользователи сами устанавливают связи между этими сайтами путем выбора ссылок - адресов из соответствующих таблиц общей базы данных портала. Например, факультеты в соответствующие разделы своего сайта выбирают из общей базы ссылки на сайты своих кафедр, дисциплин, специальностей, а кафедры выбирают ссылки на сайты своих преподавателей, дисциплин и специальностей. Такая система позволяет перевести все сайты на самообслуживание своими пользователями. Иначе для поддержки такого портала (содержащего более 5000 сайтов) потребовался бы целый отдел сотрудников.

Администрирование УПР в нашем случае состоит:

а) в поддержании и обновлении общей базы данных факультетов, кафедр, преподавателей, дисциплин и специальностей;

б) в сборе и публикации статистики использования УПР;

в) в поддержке пользователей (консультации, обучение);

г) в постоянной модернизации сервисов, предлагаемых пользователю;

д) в технической поддержке программ и оборудования УПР.

Помимо решения основных задач, связанных с повышением эффективности учебного процесса, УПР является своего рода полигоном, на котором преподаватели приобретают и совершенствуют свои знания и умения работы с компьютером и информационными ресурсами. Студенты в процессе обучения через УПР осваивают современные электронные web-ресурсы для получения знаний и навыков по своим специальностям.

ЛИТЕРАТУРА

Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. - С. 197-288.

Солоницын Ю., Холмогоров В. Интернет: Энциклопедия. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. - СПб.: Питер, 2008.

Вандшнайдер М. Основы разработки веб-приложений с помощью PHP и MySQL. - ЭКОМ Паблишерз, 2008.

Строганов Б.Г., Исайкин О.В., Теплов А.В., Бурканова Т.И. Учебный Web-портал. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

WEB-TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

A.P. Efremov, B.G. Stroganov

Chair of Computer Technologies Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

This article is devoted to main principles of construction modern the educational Internet a portal, are presented its basic possibilities in the field of increase of efficiency of educational process, are discussed questions and problems of its introduction and operation.

Key words: educational process, computer technologies, the Internet, introduction and operation.

1

1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В статье рассматриваются аспекты использования Web-технологий как педагогических форм приобщения школьников к творчеству в процессе обучения математике. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к определению понятия Web-технология. Выявлены игровые, исследовательские и образовательные Web-квесты по математике. Описывается форма обучения математике, способствующая приобщению школьников к творческой деятельности и активной математической деятельности, что является необходимым условием всякого продуктивного обучения. Устанавливаются также компоненты информационного контента образовательного Web-квеста, в которых могут быть использованы задания, с целью приобщения к математическому творчеству в практике обучения учащихся средних школ.

методика обучения математике

формы приобщения

web-технологии

математическое творчество

образовательный Web-квест

познавательная самостоятельность школьников

1. Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОС по математике посредством использования тематических образовательных Web-квестов // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 80-85.

2. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза // Дис. канд. пед. наук. – М., 2011 – 238 с.

3. Волкова О.В. Подготовка будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии Веб-квестов: дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2010. – 217 с.

4. Воробьёв Г.А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. Монография.  Пятигорск: ПГЛУ, 2007 – 168 с.

5. Гусева Н.В. Теоретические и методические основы раскрытия эстетического потенциала школьной математики при обучении в 5-6 классах // Дис. ... канд. пед. наук. – Арзамас, 1999 – 212 с.

6. Катержина С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий: дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2010 – 174 с.

7. Напалков С.В. О практическом использовании тематических образовательных Web-квестов в школьном обучении математике // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 8. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – С. 131-135.

8. Напалков С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 469-474.

9. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе // Дис. канд. пед. наук / Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2013. – 166 с.

10. Напалков С.В., Первушкина Е.А. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С. 51-53.

11. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под ред. И.В. Роберт. / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. – М., 2012. – 374 с.

12. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 39-42.

Сегодня наблюдаются стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет школьная дисциплина ‑ математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы.

Такой вид деятельности направлен на подготовку учащихся, умеющих самостоятельно мыслить, аргументировано доказывать свою позицию или подход к решению той или иной проблемы, владеющих приемами умственной деятельности .

Учитывая тот факт, что содержание школьного курса математики в основном связано с изучением числовой линии, целесообразно было бы предлагать учащимся задания, взятые из других разделов математики: теории множеств, логики, комбинаторики и так далее. Поэтому необходимо использовать дополнительные возможности разных видов внеклассной работы для приобщения школьников к математическому творчеству. Среди различных форм внеклассной работы особый интерес представляют интерактивные формы обучения, в частности Web-технологии.

В настоящее время происходит расширение возможностей информационного взаимодействия в условиях Интернета, которое определяется развитием Web-технологий. Основой Web-технологии является гипертекстовая информационная система типа «клиент-сервер». Web-технологии расширяют возможности для повышения эффективности образовательного процесса по всем школьным предметам, в частности и по математике, поскольку используют различные формы предоставления математической информации с применением электронных средств учебного назначения .

В работах С.Ф. Катержиной рассматриваются вопросы, связанные с развитием познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Web-технологий, под которыми понимается технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, могут являться основой для организации различных форм дистанционного образования . И.В. Роберт под Web-технологией понимает такую технологию, которая «интегрирует и унифицирует решение задач в области сетевых баз данных, задач на уровне клиента, сервера и мультимедийных задач» .

Развитие современных информационных технологий позволяет значительно продвинуть гипертекстовые и гипермедиа технологии, открывая широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. Линия на информатизацию в сфере образования позволила разработать различные высокотехнологичные обучающие методики, в том числе и Web-квесты.

Технология Web-квест была разработали в 1995 году профессорами государственного университета Сан Диего Берни Доджем и Томом Марчем. В скором времени она стала известна и была усовершенствована в Швейцарии. В последнее время внимание исследователей приковано к педагогическим возможностям образовательных Web-квестов. Выполнен ряд диссертационных исследований по их использованию в обучении, в том числе математике (О.В. Волкова , Г.А. Воробьёв , Е.И. Багузина , С.Ф. Катержина и др.)

Как известно, использование Web-квестов в обучении изначально предполагало такой способ организации поисковой деятельности учащихся, при котором вся информация, предоставляемая обучающимся, или ее часть, поступает из Интернет-источников, дополняясь видеоконференцией (Б. Додж).

В настоящее время в связи с расширением сферы применения Web-квест технологий уточняется сущность данной категории, появляются различные типологии Web-квестов, рассматриваются их структуры и функциональные возможности. Само название Web-квест происходит от двух составляющих: веб - (от англ. Web - паутина) - это Всемирная Система, которая предоставляет доступ к связанным между собой документам, находящимся на разных компьютерах, подключенных к Интернету. Всемирная паутина состоит из миллионов Web-серверов, которые расположены по всему миру. Web-сервер - это программа, которую используют для передачи данных на подключенных к сети компьютерах; и квест (от англ. Quest - поиск, приключение) в современной педагогической литературе трактуется как поиск, исследование; обозначает выполнение заданий с элементами ролевой игры при использовании информационных ресурсов: «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой ученики осуществляют поиск информации в Сети по указанным адресам».

Существует ряд определений Web-квестов:

  • созданный преподавателем или учащимися сценарии проектной деятельности по различным актуальным (интересным для обсуждения, острым, проблемным) темам при использовании многочисленных информационных ресурсов;
  • организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности с использованием возможностей Интернета;
  • организованная специальным образом Web-страница;
  • инновационный способ организации самостоятельной работы учащихся;
  • разработанный самостоятельно на основе дидактической структуры и предложенный для выполнения ресурс Интернета;
  • дидактическая модель осмысления, толкования рациональной работы с персональным компьютером и информационными ресурсами Интернет, служащая в качестве способа активизации учебной деятельности .

Е.И. Багузина, рассматривая Web-квест как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности, определяет его как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета .

Г.А. Воробьёв, описывая процесс формирования социокультурной компетенции посредством Web-технологий, характеризует Web-квест как виртуальный проект, при этом часть или вся информация, с которой работает учащийся, по мнению автора, может находиться на различных Web-сайтах .

Заметим, что Web-квесты в работах различных исследователей анализируются с точки зрения решения общепедагогических задач вне связи с образовательным процессом. Исследователями мало освещены возможности использования Web-квест технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках. Описываются лишь некоторые из них, чаще всего в связи с обучением гуманитарным предметам.

Однако в школьной практике Web-квесты находят применение и в сфере математического образования [см., напр., 1, 7, 8, 9, 10]. При достаточно простом способе включения в учебный процесс, не требующем особых технических знаний, они могут способствовать развитию критического и абстрактного мышления, умений сравнивать, анализировать, классифицировать, навыков самостоятельного планирования, целеполагания, активного познания изучаемого математического материала (учебного курса, учебной темы, учебного вопроса) по самостоятельно построенной образовательной траектории. Они способствуют также выбору образовательной стратегии в зависимости от сферы интересов и имеющихся способностей, в частности, возможности планирования результатов в теоретической, прикладной, исследовательской, исторической или коррекционно-аналитической деятельности, а также повышению творческой составляющей при обучении математике учащихся.

Анализ научной и учебно-методической литературы, содержащей описание различных образовательных Web-квестов, позволяет выделить среди них прежде всего игровые и исследовательские [см. подр. 9].

Игровые Web-квесты могут носить образовательный характер, так как способствуют ознакомлению с определённой совокупностью математических знаний или отдельными, разрозненными математическими фактами. Они ориентированы на школьников 5-6 классов, поскольку форма предоставления информации носит игровой характер. Авторы не ставят задачу целостного охвата учебного материала какой-либо темы. Цель игровых образовательных Web-квестов очень проста и состоит в том, чтобы увлечь подростка забавной игрой, а заодно и познакомить его с простейшими математическими сведениями.

Исследовательские Web-квесты, напротив, позволяют осуществлять углубление изученных школьниками знаний по предмету, т.е. ориентированы всего лишь на одну категорию школьников, а именно на тех, кто хорошо мотивирован к занятиям математикой и стремится активно пополнять своё портфолио. Они могут охватывать содержание какой-либо одной учебной проблемы, носящей узкий характер (например, мини-проекты по арифметическим действиям) или, напротив, задействовать знания из различных областей учебного предмета (например, по алгебре, геометрии и математическому анализу). Как видим, для вовлечения всех категорий школьников в активную познавательную деятельность игровых и исследовательских Web-квестов недостаточно, необходимо задействовать принципиально иные виды образовательных Web-квестов.

В нашем исследовании сделана попытка решения общепедагогической задачи - приобщения школьников к творчеству в процессе обучения математике, осуществляемого во взаимосвязи с решением дидактических задач, стоящих перед учителем в образовательном процессе непосредственно при изучении учебной темы. Такого рода Web-квесты мы относим к образовательным.

Важной составляющей любого образовательного Web-квеста является его информационный контент, позволяющий вовлекать школьников в активную познавательную деятельность, обеспечивающую решение дидактических, воспитательных и развивающих целей обучения. Информационный контент любого образовательного Web-квеста сложен и многообразен, имеет, как правило, разветвленную структуру и многочисленные отделы. Основные составляющие информационного контента главным образом ориентированы на решение задач по развитию познавательного интереса к математике, навыков самообразования и совершенствования учащихся, что способствует приобщению школьников к математическому творчеству. Информационный контент тематического образовательного Web-квеста по математике может быть постоянным, заданным изначально, а может и пополняться в процессе выполнения поисково-познавательных заданий.

В процессе поисково-познавательной деятельности с использованием ресурсов Интернета учащиеся могут найти много дополнительного материала прикладного, исследовательского, творческого характера, что, с одной стороны, будет способствовать реализации принципа усиления прикладной направленности обучения математике, а с другой стороны, будет обеспечивать развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемых. Этот процесс может также стать частью проектных заданий, определяющих наполнение одной из наиболее важных составляющих образовательного Web-квеста - проблемы.

В учебном познании математическое творчество, конечно же, не столь велико, но не менее приятное и полезное, имеет достаточную основу для проявления. Установление неизвестной зависимости, обнаружение новой закономерности, формулирование другого определения, составление математической модели реального процесса или явления, придумывание примера, иллюстрирующего то или иное отношение на рассматриваемом множестве объектов, нахождение контрпримеров - все это, пронизанное духом активного созидания, формирует творческое математическое мышление школьника.

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что сегодня в образовательной сфере де-факто имеются реальные предпосылки социально-личностного, дидактико-методического и технологического характера для активного задействования Web-технологий в образовательном процессе по математике с целью приобщения школьников к математическому творчеству в процессе обучения. Таким образом, рассмотренные в работе формы обучения математике способствуют приобщению школьников к творческой деятельности и активной математической деятельности, что является необходимым условием всякого продуктивного обучения.

Статья подготовлена по проекту №2954 «Видовое многообразие задачных конструкций продуктивного обучения математике» в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.

Рецензенты:

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас;

Вострокнутов И.Е., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Напалков С.В., Гусева Н.В. WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15838 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Web-технологии в образовании. Системы дистанционного обучения в Интернете

Введение

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы - формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин "дистанционное" используется в отношении "онлайнового" обучения. Но, фактически, онлайновое обучение - одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

  • возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;
  • возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);
  • сокращение расходов на обучение - нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций - направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

  • корпоративный;
  • ДО в системе высшего и среднего образования;
  • ДО в органах государственного и местного управления.

Согласно некоторым исследованиям, американский рынок онлайнового обучения уже составляет более 10 млрд. долл. Причем, по данным исследовательской компании International Data Corp. (IDC), корпоративный рынок онлайнового обучения в США должен вырасти более чем на 50% и достигнуть 18 млрд. долл. в 2005 г. В то время как объем рынка (как оффлайнового так и онлайнового) IT-обучения во всем мире будет расти на 13% в год с 22 млрд. долл. в 2000 г. до почти 41 млрд. долл. в 2005 г.

По данным Gartner Group, в 2001 г. корпоративный рынок e-learning составил около 2.1 млрд. долл. Gartner прогнозирует ежегодную норму роста (CAGR) этого рынка - 100% в течение более чем пяти лет и выход на уровень 33,4 млрд. долл. к 2005 г.

Функциональность Систем онлайнового обучения

Основные возможности Системы онлайнового обучения :

В качестве набора учебных материалов в некоторых случаях могут высылаться видеокассеты (или CD, DVD) с записью базовых курсов лекций. А дальнейшее взаимодействие в рамках курса обучения проводится через Интернет.

Способы представления информации

Основные способы представления информации в рамках СОО:

  • Текст
  • Графика
  • 3D-графика
  • Анимация, Flash-анимация
  • Аудио
  • Видео

Реализация видеокурсов по Интернету возможна при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и, скорее всего, такой вид обучения в России может быть востребован в редких случаях для корпоративных систем.

Остальные способы представления информации в Интернете стали уже достаточно традиционными. При этом, конечно же, надо учитывать специфику конкретного курса обучения и пропускные способности каналов конкретных пользователей.

Типовая структура Системы онлайнового обучения

В самом общем виде архитектуру систем управления Web-контентом можно представить следующим образом:

Рис. 1. Архитектура систем управления Web-контентом

Как правило, в основе подобной технологии лежит трехзвенная архитектура клиент/сервер. Такая архитектура разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных.

Типовая структура Портала Системы онлайнового обучения

В своем большинстве системы онлайнового обучения строятся исходя из портальной схемы. В общем случае такая структура выглядит так:

Рис. 2. Структура Портала Системы онлайнового обучения

Формы дистанционного обучения посредством Интернета

Онлайновые (синхронные, проходящие по расписанию) лекции, семинары предполагают следующую схему работы: к назначенному времени учащиеся приходят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие. Занятие ведет преподаватель, отвечая на вопросы "слушателей" в онлайновом режиме – либо в чате, либо с помощью звуковых приложений. Возможно применение технологий телеконференций, но это накладывает определенные требования на пропускную способность каналов связи.

Оффлайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу) проходят следующим образом: студенты приходят на сайт в удобное для них время и используют заранее подготовленные материалы – презентации, флэш-презентации, видеоролики, выполняют подготовленные задания, могут задать вопросы преподавателям по электронной почте или в конференции, форуме.

Одной из проблем, возникающих при онлайновом обучении, является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Как проверить, что на вопросы теста самостоятельно отвечает именно тот человек, которым вошедший представился?

  • Можно решить эту проблему, выдавая сертификат, в котором указано, что слушатель "прошел онлайновый курс обучения". Это несколько снижает уровень такого сертификата, но снимает ответственность с Учебного заведения, центра.
  • В случае корпоративного обучения, компания может назначать проверяющих и сдачу экзамена проводить в компьютерном классе.
  • В случаях, когда курс ориентирован на получение знаний, необходимых самому сотруднику для исполнения служебных обязанностей, вопрос аутентификации не является острым.

Бизнес-модели СДО. Основные участники рынка

Бизнес-модели

Предоставление на коммерческой основе услуг в области дистанционного обучения на базе Интернета может быть реализовано в рамках следующих бизнес-моделей.

1. Разработка и поставка технологий и программно-технических решений для создания онлайновых систем обучения.

2. Предоставление в аренду программно-аппаратных комплексов и сетевых ресурсов для развертывания систем удаленного обучения (ASP).

3. Предоставление коммерческих услуг по доступу к курсам обучения, разработанным и сопровождаемым специализированными компаниями и учреждениями образования, центрами обучения, ВУЗами и т.д.

4. Консалтинговые услуги по "переводу" существующих "оффлайновых" курсов в онлайновую среду, подготовке контента курса, а также по развертыванию системы дистанционного обучения и организации процесса дистанционного обучения.

Возможны также различные комбинации указанных выше моделей и альянсы компаний, работающих в рамках той или иной бизнес-модели.

Основные участники рынка

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПАНИИ РАЗРАБОТЧИКИ И ПРОВАЙДЕРЫ УСЛУГ СДО

SmartForce предоставляет решения для создания учебных курсов.

Flash-демонстрация компании SmartForce:

SmartForce e-Learning Platform Suites

Чтобы упростить интеграцию платформ для СОО и обеспечивать гибкость в функциональных возможностях и производительности в соответствии с бизнес-потребностями предприятия, компанией SmartForce было разработано пять пакетов ПО, которые могут быть сконфигурированы и собраны для формирования e-learning-платформы предприятия .

  • LEARNING MANAGEMENT SUITE. Позволяет управлять ресурсами и отслеживать прохождение учебных программ учащимися.
  • CONTENT MANAGEMENT SUITE. Обеспечивает интерактивное создание, развертывание контента и управление им.
  • COMPETENCY SUITE. Связывает комплекс навыков и бизнес-ролей с корпоративными стратегиями и целями.
  • COLLABORATION SUITE. Формирует учебную платформу с учебными ресурсами.
  • CUSTOMIZATION SUITE. Доставляет корпоративный тренинг-контент "правильным людям в правильное время"

DigitalThink - поставщик e-learning решений для бизнеса, адаптированных к стратегическим бизнес-целям компании, обеспечивающих привлекательную среду обучения и включающих инструменты управления, а также измерения эффективности вложения инвестиций (ROI).

  • E-Learning Catalog включает больше чем 3.000 часов курсов. Темы курсов: IT, менеджмент, продажи, e-навыки, финансовые услуги, HR и др.
  • E-Learning Platform - масштабируемая, открытая DigitalThink E-Learning платформа - основа e-learning решений для бизнеса. E-Learning платформа поддерживает работу пользователей и предоставляет администраторам инструменты управления и анализа. Открытый протокол дает возможность "бесшовной" интеграции с другими приложениями на предприятии.
  • E-Learning Services - DigitalThink объединяет опыт понимания бизнес-целей заказчиков с опытом создания учебных проектов. Диапазон услуг - от проекта учебного плана до его реализации и сопровождения.

Технология E-Learning DigitalThink - полностью сопровождаемая в режиме аутсорсинга Web-cреда, которая поддерживает сотрудничество с преподавателями и обеспечивает отслеживание ROI, а также подготовку отчетов. В основе технологий E-Learning DigitalThink лежит открытая архитектура, e-learning окружающая среда и learning management system (LMS).

Компанией предлагается программный пакет eLearning Studio, в который вошли ранее выпущенные компанией программные продукты:

  • Authorware 6 – программа, предназначенная для разработки приложения в области образования;
  • Flash 5 – программа, предназначенная для разработки флэш-анимационных роликов;
  • Dreamweaver 4 – программа, предназначенная для работы с публикацией материалов в Web.

Пакет eLearning Studio содержит набор инструментов для разработки e-learning приложений. Хотя эти инструменты и адаптированы для создания e-learning приложений, все же продукт представляет собой средство (язык высокого уровня) для создания демонстрационного ролика, принципы построения которого мало чем отличаются от принципов создания флеш-роликов, предназначенных для любых других нужд.

Создание системы дистанционного обучения с элементами управления курсами и обучающимися и т.п. с использованием Macromedia eLearning Studio потребует привлечения программистов и использования дополнительных решений.

В целом продукт компании Macromedia подходит для создания интерактивных презентаций с использованием анимации звука и т.п. на основе флэш-технологий. Данный пакет используют в своих обучающих курсах такие компании, как Cisco (http://www.cisco.com/mm/quickstart/launcher.htm).

Стоимость полного пакета eLearning Studio составляет 2999 долл., стоимость модернизации Authorware 5.x - 899 долл., стоимость Authorware 3.x и 4.x - 1099 долл. Стоимость отдельного продукта Authorware 6 составляет 2699 долл.

Обновленный продукт Authorware 6 имеет функцию публикации на Web и CD-ROM "одной кнопкой", drag-and-drop синхронизацию для различных типов медиа-сред и поддержку потокового MP3 аудио.

Компанией Interwise предлагается решение Enterprise Communications Platform (ECP) . Централизованное управление решением осуществляется приложением Interwise Communications Center - приложение, исполненное в виде интернет-портала, позволяющего получать персонифицированный доступ и вход в пять основных приложений ECP.

В состав Enterprise Communications Platform входят следующие компоненты.

Компания IBM предлагает решение Lotus LearningSpace 5.0, а также ASP-услуги. Решение состоит из следующих наборов приложений и технологий.

  • Mindspan Planning – система, предназначенная для первоначального анализа уровня обучаемого, выработки стратегии его обучения и методов.
  • Mindspan Design – система, предназначенная для создания структуры курсов, системы сертификации и проведения анализа результатов обучения в компании; существует возможность интеграции решения с имеющимися системами управления ресурсами предприятия.
  • Mindspan Content – система, предназначенная для создания и размещения контента; возможно использование приложений Microsoft PowerPoint and Lotus Freelance Graphics.
  • Mindspan Technologies – решение, состоящее из платформы Lotus LearningSpace, Learning Management System, называемой TEDS , и Lotus LearningSpace Forum 3.01 ; решение позволяет использовать имеющиеся на предприятии приложения Domino, а также Authoring Tool Suites обеспечивающего поддержку различного контента, в том числе созданного с помощью Macromedia"s Web Learning Studio. TEDS - обеспечивает интеграцию платформы Lotus LearningSpace с почтовыми системами, системами управления персоналом и финансами, а также системами skills management и тестирования/сертификации.

Основным приложением-клиентом является Live Virtual Classroom.

Компания предлагает решение Blackboard 5, а также ASP-услуги для предприятий и учебных заведений.

Решение Blackboard 5 состоит из трех главных приложений:

  • Blackboard Learning System - система управления курсами предприятия;
  • Blackboard Community Portal System - объединяющий портал, предоставляющий доступ к ресурсам, администрированию курсов, средствам общения, расписанию и т.д. для соответствующих категорий пользователей;
  • Blackboard Transaction System - интернет-система, обеспечивающая идентификацию студентов, предоставление доступа и управление платежами за обучение и др.

Blackboard Learning System состоит из приложений:

  • Course management - непосредственно система управления курсами, обеспечивающая управление контентом (personal information, course elements and documents, academic Web resources, publisher-provided digital material), средства общения (форумы, чаты и т.п.), проведение тестов, опросов, экзаменов; а также предоставляющая различные дополнительные средства управления для преподавателей.
  • Blackboard Building Blocks architecture for interoperability and customization – компонент, обеспечивающий интеграцию различных видов контента и коммерческих приложений с платформой Blackboard, а также содержащий различные утилиты и приложения для студентов и преподавателей.
  • Advanced integration and system management – система, обеспечивающая интеграцию решения Blackboard с различными информационными системами (student information system (SIS)) или бэк-офис (ERP) системами предприятия.

Решение совместимо с Microsoft .Net., позволяет размещать материалы курсов в форматах Microsoft Office, Adobe Acrobat PDF, HTML, различные форматы графики, аудио и видео, а также анимационные ролики (Flash, Shockwave, Authorware).

Компания Docent предлагает решение Docent Enterprise, позволяющее организовать обучение на предприятии. У компании есть опыт внедрения решения на предприятиях различных индустрий (энергетика, финансы, фармацевтика, телекоммуникации).

Решение состоит из следующих приложений: Docent Learning Management Server (LMS), Docent Outliner, Docent Content Delivery Server (CDS) и Docent Mobile.

Решение представляет собой портал и позволяет проводить живые занятия (по расписанию), занятия по требованию, сертификацию, планирование обучения студентов. Имеются система взимания платы за курсы (биллинг, т.е. предоставление возможности организации платного обучения вне предприятия), функции администрирования портала, материалов курсов и учебного процесса, а также управления персоналом предприятия, включая направление на курсы и т.п.

Приложение Docent Outliner предназначено для публикации материалов курса.

Данное решение - одно из наиболее используемых решений для ДО.

Ознакомиться с Демо-версией можно .

Отметим, что в настоящее время решения Docent довольно активно внедряются различными компаниями.

Компания Centra разрабатывает решения e-learning и предлагает готовые решения на основе своих разработок. В основном деятельность компании ориентирована на разработку корпоративного обучения для предприятий.

Компания предлагает решение для корпоративного обучения персонала предприятия.

Решение состоит из следующих компонентов.

  • Virtual classroom обеспечивается продуктом Centra Symposium 5.0, которое предназначено для проведения живых занятий, конференций и тому подобных мероприятий среди персонала, партнеров и клиентов компании, а также для проведения тренингов по продуктам и продажам. Допускается участие до 250 пользователей одновременно и в реальном времени. Имеются различные функции, такие как: поднятие руки, голосовое общение (voice over IP), видеоконференции (например, трансляция выступающего для пользователей), поддержка выступления нескольких ведущих, текстовый чат, запись живых занятий для последующего использования и др. Решение требует наличие у пользователя интернет-браузера, через который загружается непосредственно приложение-клиент.
  • Web conferencing обеспечивается продуктом Centra Conference 5.0, который предназначен для проведения живых Web-конференций для небольшого числа участников. Принцип работы Centra Conference 5.0 похож на принцип функционирования предыдущего приложения с той разницей, что продукт Centra Conference 5.0 более ориентирован на малое количество участников: возможны "одновременные высказывания" сразу нескольких человек; отсутствует ведущий, в связи с чем все участники имеют равные возможности и т.п.
  • Web Meetings обеспечивается продуктом Centra eMeeting 5.0, который предназначен для проведения персональных встреч и презентаций. В целом, этот продукт похож на предыдущий, но в него добавлены возможности органайзера и управления встречами. Для работы с приложением достаточно наличия тонкого клиента.
  • Centra Knowledge Center - организационное и управляющее программой обучения и персональными настройками приложение. Также предназначено для управления контентом и т.д. администратором или автором курса, включает в себя каталог курсов.

Кроме того, среди разработок компании существует система создания контента - Knowledge Composer Pro, и ее разновидность - Knowledge Composer for PowerPoint, в основу которой положена программа Microsoft PowerPoint.

Отметим, что все услуги предлагаемые компанией предоставляются как в виде коробочных решений, так и в виде ASP-услуг.

Также стоит отметить, что в настоящее время решения Centra активно продвигаются, и все большее количество компаний внедряют и используют их в своем бизнесе.

9. HP: e-learning-on-tap

Компания Hewlett-Packard предлагает решение HP virtual classroom, которое представляет из себя хостинг-сервис, позволяющий инструктору проводить в реальном времени онлайновое обучение (http://www.hpe-learning.com/store/about_services.asp).

В рамках этого сервиса в аренду на время сдается "Виртуальная классная комната", в которой "происходят занятия" преподавателя с учащимися. "Виртуальная классная комната" - это комплекс программных средств, позволяющий создавать онлайновые курсы и организовывать интерактивное взаимодействие преподавателя с учащимися (презентация, лекция, чат и т.д.). Для проведения занятий требуется только наличие интернет-подключения и браузер, все необходимое обеспечение загружается с сайта HP автоматически.

Оплата может производиться на почасовой основе из расчета в среднем 23 долл. на одного слушателя в час. Есть и другие формы оплаты, в том числе, за сервисы по предоставлению "горячей" поддержки и консультаций.

Примеры цен из расчета 23 долл. на пользователя в час:

10. Pathlore Learning Management System
(http://www.pathlore.com/products_services/lms_datasheet.html)

Компания предлагает решение Pathlore Learning Management System (LMS).

Решение состоит из следующих блоков:

  • Global Learning - основной портал, имеющий настраиваемый интерфейс; с помощью портала осуществляется планирование обучения, обеспечивается доступ к каталогу курсов и прочее;
  • Administration Center – программа управления курсами и планом обучения;
  • Content Center – программа управление "объектами" контента, размещения информации по курсам и тестам;
  • Design Center – блок по созданию и управлению взаимодействием (интерфейсом) курсов, при этом не требуется дополнительного программирования;
  • System Center – программа управления бэк-офисом, включает такие функции как мониторинг соединений с системой.

Компания предлагает готовый (коробочный) продукт или разработку системы обучения с учетом специфических требований предприятия (без предоставления ASP-услуг). С демо-версией СДО "Прометей" можно ознакомиться по адресу http://www.prometeus.ru/products/sdo/enter.asp

Система "Прометей" имеет модульную архитектуру, что позволяет расширять, модернизировать и масштабировать систему по мере необходимости. Система состоит из следующих модулей.

  • Типовой Web-узел - набор HTML-страниц, предоставляющих информацию об учебном центре, списке курсов и дисциплин, списке тьюторов в Интернете или ЛВС (Интранете) организации.
  • АРМ "Администратор". Модуль обеспечивает выполнение администратором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: управление системой, разграничение прав доступа к ее компонентам, регистрация новых тьюторов и организаторов. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • АРМ "Организатор". Модуль обеспечивает выполнение организатором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: формирование групп учащихся, регистрация слушателей, контроль за оплатой обучения и рассылкой учебных материалов. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • АРМ "Тьютор". Модуль обеспечивает выполнение тьютором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: консультирование слушателей, контроль за их успеваемостью, тестирование, простановка оценок в зачетную книжку, формирование отчетов руководству. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • АРМ "Слушатель". Модуль обеспечивает слушателя всеми необходимыми средствами для успешного изучения курса. Слушатель может общаться с тьютором и однокурсниками, изучать электронные версии курсов, выполнять лабораторные работы, сдавать тесты, работать над ошибками. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • Модуль "Трекинг". Модуль фиксирует в базе данных все обращения к информационным материалам, расположенным на Web-сервере учебного центра, предоставляя отчетность о том кто, когда и что читал или просматривал.
  • Модуль "Курс". Модуль обеспечивает доступ к курсам со стороны слушателей, тьюторов, организаторов и администратора. Для каждого пользователя список курсов формируется динамически на основании его членства в группах.
  • Модуль "Регистрация". Модуль регистрирует в системе новых слушателей и вносит информацию о них в базу данных.
  • Модуль "Тест". Модуль формирует для каждого слушателя уникальное тестовое задание. Сохраняет ответы на вопросы в базе данных, анализирует их и подсчитывает набранный балл. Генерирует подробный отчет о попытке сдачи теста и сохраняет его на сервере для последующего анализа.
  • Модуль "Дизайнер тестов". Модуль позволяет в интерактивном режиме создавать новые тесты, расширять и изменять существующие или импортировать тест из текстового файла. Пользователь может работать с любого клиентского компьютера, подключенного к Сети.
  • Модуль "Учет". Модуль обеспечивает контроль за поступлением платежей и рассылкой учебных материалов.
  • Модуль "Отчеты". Модуль формирует разнообразные отчеты о деятельности учебного заведения.
  • Модуль "Дизайнер курсов". Модуль позволяет в автономном режиме создавать электронные учебные курсы с их последующим размещением на сервере учебного центра. Представляет собой отдельную программу, устанавливаемую на локальный компьютер. Подключение этого компьютера к Сети не обязательно.

2. Компания Cognitive Technologies (www.cognitive.ru).

Компания предлагает готовый (коробочный) продукт – СДО "СТ Курс", а также услуги по ASP - "ASP-Курс".

Компанией "Город-Инфо" разработана СДО "Интразнание". Система "Интразнание" позиционируется как корпоративная система управления знаниями сотрудников и включает три основных модуля:

Система обладает Web-интерфейсом. Данные о результатах тестирования сотрудников хранятся централизованно и всегда доступны для просмотра уполномоченными лицами (сотрудники отдела кадров, руководители подразделений, топ-менеджеры и пр.).

С демо-версией системы можно ознакомиться по адресу http://intraznanie.gorod.ru .

Компанией "Информпроект" разработана система "Батисфера", предлагающая возможности дистанционного образования для учебных заведений.

Система "Батисфера" состоит из двух блоков.

Преподавательский блок "TUTOR" позволяет создавать учебный материал любых типов и форм, а именно: лекции, домашние задания, лабораторные работы, тесты, контрольные работы, интерактивные зачеты, экзамены, электронные учебники.

При создании работ преподаватель может жестко регламентировать время выполнения соответствующей проверочной работы и устанавливать порядок допуска к каждому последующему заданию. TUTOR включает в себя модули:

  • EDITOR - редактор, формирующий учебный материал (с возможностью использования звуковых и видео фрагментов);
  • REPORTS - программа систематизации отчетов учащихся, выполнивших учебное задание;
  • SKINMAKER - программное средство общего назначения, позволяющее легко изменить базовый дизайн программы с учетом задач и эстетических предпочтений пользователя.

Второй блок - READER - предназначен для учащихся, он позволяет:

  • прослушать лекцию;
  • выполнить лабораторную, контрольную работу, домашнее задание;
  • сдать зачёт и экзамен в интерактивном режиме;
  • занести результаты, полученные учащимся в процессе тестирования (контрольной работы, экзамена и т.д.), в текстовый файл, отправить его по электронной почте или распечатать.

С демо-версией СДО "Батисфера" можно ознакомиться по адресу http://www.baty.ru/demo.html .

Как строить дистанционные курсы

Наиболее распространенный "способ" создания системы дистанционного обучения, который можно сейчас обнаружить в Сети, – перевод учебных материалов в HTML-форму и размещение их на Web-сайтах учебных заведений. Безусловно, это важный этап, но оформление учебного материала в Web-форме и открытие доступа к нему через Интернет не привносит никаких новшеств в сам процесс обучения. Перевести учебник физики в HTML-структуру и дать возможность читать его, еще не значит создать курс дистанционного обучения физике.

Обучение предполагает не просто чтение учебного материала, а активное его осмысление и приложение полученных знаний на практике.

"Активность" осмысления достаточно часто выражается в том, что студенты задают вопросы преподавателю, и в СДО должна быть предусмотрена такая возможность. Кроме того, сам материал должен быть построен таким образом, чтобы "провоцировать" вопросы. Но при этом на "другом конце линии" должен находится преподаватель, который может ответить на вопрос в режиме реального времени для синхронного курса, или хотя бы достаточно быстро - для асинхронного .

"Приложение" знаний может быть реализовано в виде ответов на простой тест или выполнение более сложных заданий. В обоих случаях результаты выполнения теста или задания должны быть проверены либо автоматически, либо, опять-таки, преподавателем.

Таким образом, основные отличия онлайнового обучающего курса от презентации или Web-сайта - не просто предоставление возможности доступа к информации, а вовлечение в интерактивное взаимодействие с контролем знаний и накоплением информации о процессе обучения студентов. Накопление информации о процессе обучения и пройденных курсах представляется особенно важным в случае корпоративной системы дистанционного обучения - кадровые службы и руководители получают таким образом очень важную информацию о тренинг-активности сотрудников и ходе их обучения.

Можно предложить следующую упрощенную схему организации онлайнового курса обучения.

  1. Последовательное движение по курсу: пока не пройден первый пункт, невозможно перейти ко второму пункту (движение может быть организовано в рамках отдельных тем). Если тема уже пройдена и сдана, возможен произвольный допуск к отдельным пунктам.
  2. Проверка знаний перед переходом к следующему пункту (в виде простых вопросов с вариантами ответов) с фиксацией факта прохождения и результата.
  3. Выдача заданий студентам с проверкой выполнения и выставлением оценки.
  4. Ведение диалога с обучаемым - функция "вопросы и ответы".

Какие специалисты должны участвовать в создании курса онлайнового обучения и какими навыками они должны обладать?

Некоторые соображения на эту тему изложены в статье Патти Шэнк , консультанта по учебным технологиям Университета Колорадо в Денвере. С сокращенным переводом статьи можно ознакомиться .

Исходя из этих соображений, команда по разработке курса должна состоять из трех групп специалистов:

  1. Дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
  2. Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
  3. Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
  4. Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.
  5. ТВ-технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов.
  6. Сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
  7. Система ДО – образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.
  8. Учреждение системы ДО - образовательное учреждение или объединение образовательных учреждений, обеспечивающее функционирование системы ДО.
  9. Центр дистанционного обучения (центр ДО), Центр дистанционного образования - отдельное подразделение, представительство или филиал учреждения системы ДО, осуществляющее административную, учебно-методическую, информационную и техническую поддержку образовательного процесса.

    Ресурсный центр ДО – образовательная организация или ее подразделение, которое создает собственные, а также распространяет заимствованные учебные материалы для ДО.

  10. Полномасштабное дистанционное образование - дистанционное образование, основанное на прохождении полного цикла обучения соответствующего уровня и профиля с выдачей учащемуся соответствующего документа об образовании (диплома).
  11. Организация полномасштабного дистанционного образования – учебная организация, обладающая преподавательским, методическим, технологическим, техническим и административным потенциалом, позволяющим дистанционно с надлежащим качеством и в полном объеме государственного стандарта обеспечивать полномасштабное дистанционное образование.
  12. Учебный центр (центр коллективного пользования) организации полномасштабного дистанционного образования - структурное подразделение организации полномасштабного дистанционного образования в виде филиала или представительства, расположенное в определенном географическом пункте, имеющее учебные помещения, оборудование и средства коммуникации, административный и учебно-вспомогательный персонал, позволяющие проводить для жителей этого географического пункта образовательный процесс, осуществляемый базовым учебным заведением по дистанционной технологии.

    Индивидуальное дистанционное обучение – дистанционное обучение по месту проживания (нахождения) обучающегося, располагающего необходимыми аппаратно-программными средствами для обеспечения телекоммуникаций и обучения.

  13. База учебных материалов (для ДО) – совокупность учебно-методических материалов (учебников, учебных пособий, методических указаний и пр.), предназначенных для ДО и представленных в форме, обеспечивающей доступ к ним со стороны участников процесса ДО.
  14. Информационно-образовательная среда ДО (ИОС ДО) – совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
  15. Виртуальная аудитория – множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
  16. Лаборатория удаленного доступа - подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
  17. Виртуальная лаборатория ДО - лаборатория удаленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
  18. Инструментальные средства ДО – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
  19. Учебно-методическое обеспечение ДО – база учебных материалов, система управления этой базой, методики ДО, тесты, рекомендации по технологии дистанционного обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  20. Программное обеспечение ДО - системные и прикладные программы и программные комплексы, используемые в том или ином виде дистанционного обучения, включая инструментальные среды для создания обучающих программ и программных комплексов.

    Техническое обеспечение ДО – используемое в информационно-образовательной среде ДО вычислительное, телекоммуникационное, cпутниковое, телевизионное, периферийное, множительное, офисное и другое оборудование, а также каналы передачи данных.

  21. Организационное обеспечение ДО – соответствующие местному и федеральному законодательству формы организации учебного процесса с использованием технологии ДО, а также рекомендации по их использованию.
  22. Нормативно-правовое обеспечение ДО – нормативно-правовые документы Министерства образования РФ (лицензионные, аттестационные и аккредитационные нормы и правила, законодательные акты, стандарты, приказы, распоряжения и др.), а также внутренние нормативные документы организаций, осуществляющих ДО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе дистанционных технологий обучения.
  23. Кадровое обеспечение ДО – штатные расписания, должностные инструкции, профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к проведению ДО и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении дистанционного типа.
  24. Экстерриториальный профессорско-преподавательский состав - профессора и преподаватели учреждения системы ДО, проживающие в различных местах, объединенные организационно и методически средствами телекоммуникации и ведущие учебный процесс в учебных центрах этой организации на основании заключенных с ними договоров.
  25. Тьютор – методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Web-Quests технологии в образовательном процессе

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей в образовании. Однако время и практика показали, что ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, так как они направлены на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.

Как добиться качества образования на практике? Центральное место в методической системе занимают проблемное и проектное обучение, которые органично соединяет в себе все остальные ее компоненты: исследовательскую деятельность; предпрофильную и профильную подготовку; метапредметные связи; работу с одаренными детьми; внеурочную деятельность по предмету; подготовку учащихся к итоговой аттестации.

Ведущим источником получения информации для учащихся в наше время стал Интернет. Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. Иногда она напоминает поиск иголки в стоге сена.

По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь дети и подавно не смогут найти то, что им требуется.

Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам при работе с проектами различной направленности возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется «web-квест».

Web-Quests является одним из новых направлений проектной деятельности, хотя для Запада она уже не нова. Первые упоминания о ней относятся к началу 90-х годов прошлого столетия. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Чаще всего web-квест определяют как проект с использованием интернет-ресурсов. Однако его главная особенность состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.

Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:

Введение

предназначено для привлечения интереса учащихся

Задание

описывает конечный продукт деятельности

Процесс

пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация

Оценка

в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся

Заключение

подведение итогов проектной деятельности

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

B.Dodge описывает следующие виды заданий для веб-квестов:

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

  • Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
  • Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
  • Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.

Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:

  • повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;
  • повысить мотивацию обучения;
  • использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
  • наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
  • воспитывать информационную культуру учащихся.

Для решения каких задач может быть использована данная технология?

1. Усвоить базовые знания по дисциплине, разделу или теме курса.

2. Систематизировать усвоенные знания.

3. Сформировать навыки самоконтроля.

4. Сформировать мотивацию к учению в целом.

5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Преподаватель, разрабатывая и используя квесты в учебном процессе, имеет возможность:

  • легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданный квест может быть использован многократно;
  • реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;
  • уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;
  • проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ПК как тренажер;
  • осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
  • уменьшить количество рутиной работы, тем самым высвободив время для творческой работы и индивидуальной работы со студентами;
  • сделать более эффективной самостоятельную работу студентов, которая становится и контролируемой, и управляемой.

С использованием квестов обучаемый получает возможность:

  • вести работу в оптимальном для него темпе;