Строение общества: элементы и подсистемы общества. Тест "Системное строение общества

Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Функции образования: экономическая формирование социально-профессиональной структуры общества; социальная осуществление социализации личности социальная функция; культурная использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида. Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные ясли детские сады...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9495. Классификация, характеристика ассортимента пушно-мехового сырья и пушно-мехового полуфабриката, строение пушно-меховой шкуры, строение волоса и разновидность его форм, технология изготовления пушнины 1.05 MB
Меховые пластины полосы определенной формы сшитые из подобранных выделанных шкурок и предназначенные для раскроя на детали меховых изделий. К зимним видам пушного сырья относятся шкурки и шкуры пушных зверей добыча которых производится преимущественно в зимнее время когда качество шкурок особенно высоко. СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШКУРОК ПУШНОМЕХОВОГО и овчинношубного СЫРЬЯ ПОНЯТИЕ О ТОПОГРАФИИ ШКУРКИ Шкуркой называют наружный покров животного отделенный от его тушки и состоящий из кожной ткани и волосяного покрова. У...
7631. Обеспечивающие подсистемы ЭИС 20.34 KB
Обеспечивающие подсистемы ЭИС Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных функциональных подсистем в которых применяются те или иные виды обеспечения. Подсистема Организационное обеспечение ОО является одной из важнейших подсистем ЭИС от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. Первая группа включает важнейшие методические материалы регламентирующие процесс создания и функционирования системы: ∙ общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС ∙ типовые...
7532. Функциональные подсистемы ЭИС 23.23 KB
Функциональные подсистемы ЭИС Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов связей между задачами. Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам: ∙ предметному; ∙ функциональному; ∙ проблемному; ∙ смешанному предметнофункциональному. Так с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы соответствующие управлению отдельными ресурсами: ∙ управление сбытом готовой...
11599. Реализация подсистемы управления процессами 186.71 KB
Признаками отделяющими один структурный элемент от другого могут служить определенные кодовые последовательности или просто известные программе значения смещений этих структурных элементов относительно начала файла. В данной курсовой работе необходимо реализовать подсистему управления файлами использующую в качестве способа физической организации файла связанный список блоков. Постановка задачи Реализовать средствами языка программирования C модуль операционной системы для управления файлами произвести эмуляцию работы файловой системы....
6612. Обеспечивающие подсистемы, стадии и принципы разработки САПР ТП 11.71 KB
Основное свойство САПР как системы проектирования состоит в том что она обеспечивает получение законченных проектных решений и соответствующих этим решениям проектных документов. САПР состоит из компонентов выполняющих определенную функцию в системе их называют обеспечением. Для полноценной работы с использованием САПР пользователь должен освоить лингвистическое и методическое обеспечение конкретной системы.
13036. Строение скелета 11.8 MB
В строении кости выделяют надкостницу periosteum компактное вещество substnti compct и губчатое вещество substnti spongios. Внутренний слой обеспечивает рост кости в толщину и восстановление костной ткани при переломах. Сосуды и нервы надкостницы проникают в толщу кости питая и иннервируя последнюю. Компактное вещество покрывает периферию кости и состоит из плотно упакованных костных пластинок состоящих в свою очередь из структурных единиц кости остеонов.
3662. Строение клетки 43.57 KB
Молекула белка представляет собой цепь из нескольких десятков или сотен аминокислот, поэтому она имеет огромные размеры и называется макромолекулой (гетерополимером).
2729. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕНННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76 KB
Инновационный путь развития является безальтернативной стратегией. Сегодня инновационные проекты отечественных промышленных предприятий все еще редко ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести.
21572. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ 227.74 KB
Содержание белков в организме человека выше чем содержание липидов углеводов. Преобладание в тканях белков по сравнению с другими веществами выявляется при расчёте содержания белков на сухую массу тканей. Содержание белков в различных тканях колеблется в определённом интервале.
17723. Мозжечек, строение и функции 22.22 KB
3 Общее строение головного мозга. В нервной системе выделяют также центральную часть ЦНС которая представлена головным и спинным мозгом и периферическую часть в которую входят нервы нервные клетки нервные узлы ганглии и сплетения топографически лежащие вне спинного и головного мозга. Объектом исследования является анатомия головного мозга. Данная цель предмет и объект подразумевают постановку и решение следующих задач: описать общий план строения головного мозга изучить анатомическое строение мозжечка выделить...

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

– исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

– человечество в целом.

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.



Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.



3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Урок 25-26

Обществознание, профильный уровень

(Общество как развивающая система)

Д.З: § 10, ?? (с.106), задания (с.106-108)

© А.И. Колмаков


  • рассмотреть понятие «общество», как развивающую систему, как системное строение;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • Уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.

  • общество как система;
  • общественный институт;
  • сфера жизни общества;
  • система;
  • саморазвивающаяся система;
  • социальная революция

Изучение нового материала

  • Системный подход к общест ву.
  • Системное строение общества.
  • Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
  • Изменчивость и стабильность.

Вспомните. Ч ем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чём выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?


1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ

Слово « система » греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».

1. Имеют части механизма.

2. Эти части имеют значение только в рамках целого.

3. Все компоненты связаны друг с другом.

4.Целое больше, чем сумма его частей.


ОБЩЕСТВО –СЛОЖНАЯ ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА

  • Естественное условие существования – природная среда.
  • В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими орудия труда.
  • Общество включает в себя множество компонентов.

2. СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения . Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке).


  • Система – это целое, составленное из частей, совокупность.
  • Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.
  • Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
  • Динамические системы позволяют изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей.

1. Сложный характер. Имеет 4 подсистемы: материально-производственную, социальную, политическую, духовную. Общество предстаёт как совокупность систем, суперсистема.

2. Наличие разнокачественных элементов , как материальных, так и идеальных.

3. Основной элемент общества – это человек , поэтому социальные системы изменчивы, подвижны.

Человек – это универсальный элемент всех социальных систем.

Функции:

  • Адаптации;
  • Целедостижения;
  • Поддержания образца;
  • Интеграции.

ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВА – СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  • Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определённых норм, правил, стандартов поведения.

- институт семьи и брака;

- политические институты, особенно государство;

- экономические институты, в 1-ую очередь производство;

- институты образования, науки и культуры;

- институты религии.


2. Социальные институты

Важнейшие жизненные потребности

Основные виды деятельности

Потребность в воспроизводстве рода

Главные социальные институты

Семейно-бытовая деятельность

Потребность в безопасном и социальном порядке

Институт семьи и брака

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Потребность в средствах существования

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Политические институты, особенно государство

Экономическая деятельность

Экономические институты, в 1-ую очередь производство

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

институты образования, науки и культуры

Религиозная деятельность

институты религии




4 . ИЗМЕНЧИВОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Идея эволюционного развития общества:

  • Постепенность изменений.
  • Преемственность в развитии различных сторон общества.
  • Традиции общества.
  • Необратимость развития.

(основоположник теории Чарльз Дарвин)

Идея революционного развития общества:

  • Социальные революции – «локомотивы истории».
  • Непримиримый классовый конфликт - имущих и неимущих
  • Свержение реакционного класса передовыми классами и взятие власти в свои руки.
  • Осуществление назревших перемен во всех сферах жизни общества.

(Основоположник теории Карл Маркс)


ОБЩЕСТВО – САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕФОРМА

ВИДЫ

ВИДЫ

Прогресс

Кратковременные

(Февральская революция 1917 года в России)

Долговременные (неолитическая революция – 3 тыс. лет; промышленная революция – XVIII – XIX вв.

Регресс


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

  • Общество, как динамическую систему, характеризует
  • Наличие элементов и подсистем
  • Связь социальной системы с природой
  • Коммуникации внутри элементов и подсистем
  • Возникновение новых элементов взамен исчезнувших

2. К политической сфере жизни общества непосредственно относится

  • Победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
  • Снижение темпов промышленного роста
  • Демографический бум в отдельных регионах страны
  • Проведение предновогодних концертов классической музыки

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.

Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

4. Молодые учёные провели конференцию, посвящённую перспективам развития отечественной науки , высказав опасность того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют «утечке мозгов», массовому отъезду молодых специалистов за рубеж.

Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязи между такими сферами общества как

  • Экономическая, политическая
  • Социальная, экономическая, духовная
  • Духовная, политическая, экономическая
  • Экономическая социальная

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

5. Постепенные преобразования в обществе, предполагающие органическое сочетание старого с новым, характерны для

  • Эволюции
  • Революции
  • Скачка
  • Регресса

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является сложной динамической системой, в которой существуют элементы и подсистемы, взаимодействующие друг с другом

Б. На развитие общества оказывает влияние природная среда, природные условия способны содействовать или препятствовать общественному развитию

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

7. Три из данных ниже утверждений представляют собой объективные ФАКТЫ, а одно – субъективное МНЕНИЕ. Какое из утверждений является МНЕНИЕМ?

  • Ведущей тенденцией современного мира стала глобализация.
  • Страны и народы тесно интегрированы между собою.
  • Следует заметить, однако, что глобализация имеет как позитивные, так и негативные последствия.
  • Сложился единый мировой рынок, единые финансовые институты, в числе которых Всемирный Банк и Международный валютный фонд.

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

1. Укажите черты, отличающие ОБЩЕСТВО от ПРИРОДЫ.

  • Действуют только объективные законы, не зависящие от воли людей
  • Представляет собой совокупность взаимосвязей людей
  • Является естественной средой обитания человека
  • Формируется в результате деятельности людей
  • Представляет собой всё человечество в целом

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ О.В. КИШЕНКОВОЙ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 2011 Г.. МОСКВА, ЭКСМО

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений

(1) Общество тесно связано с природой, подвергаясь её воздействию. (2) Общество и человек переделывают природу, приспосабливая её под свои нужды. (3) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (4) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катаклизмов.

ААБА


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

3. Какое слово пропущено в схеме?

Подсистемы общества

социальная

политическая

духовная

Ответ: экономическая


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

4. Установите соответствие между общественными сферами с одной стороны и институтами - с другой. К каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные буквы в таблицу.


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ

А) РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО, ТЕАТР

2) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Б) ТОРГОВЛЯ, БАНКИ, БИРЖИ

3) СОЦИАЛЬНАЯ

В) ВЛАСТЬ, СУДЫ, ПАРЛАМЕНТ

4) ДУХОВНАЯ

Г) КЛАССЫ, НАЦИИ, СОСЛОВИЯ


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

5. Найдите в приведённом ниже списке позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества и запишите ответ в виде ряда цифр в порядке возрастания.

  • Развлекательная телепередача
  • Научное исследование
  • Повышение по службе
  • Судебное разбирательство
  • Образовательный процесс
  • Сословные различия

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ (ПО МАТЕРИАЛАМ Л.Н. БОГОЛЮБОВА «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ». 2011 Г. МОСКВА, ДРОФА

5. Найдите в приведённом ниже списке позиции, относящиеся к социальной сфере жизни общества и запишите ответ в виде ряда цифр в порядке возрастания.

  • Теория общественного развития
  • Пособие по безработице
  • Идея социальной справедливости
  • Социальное расслоение общества
  • Социальный статус личности
  • Религиозное учение

Проверь себя

1) Что позволяет утверждать, что общество является системой?

2) Каковы важнейшие компоненты общества как системы?

3) Что такое общественный институт? Назовите основные институты общества.

4) Назовите и охарактеризуйте основные сферы жизни общества.

5) Как связаны общественные отношения, институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.

6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни общества.

7) Какие черты развития общества выделяют сторонники эволюционного подхода?

8) В какой форме выражается скачкообразность общественного развития?

9) Как и почему менялись оценки роли революций в развитии общества?

10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время темпов общественного развития?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шеечснко; под ред. П.А. Баранов а. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Лекция:


Понятие общества в узком и широком смыслах

На всех предыдущих уроках мы изучили одно из центральных терминов обществознания – человек. Далее перейдём к изучению понятия общества. Что такое общество? На этот вопрос люди отвечают по–разному. Одни говорят, что это группа людей, которых объединили общие интересы к чему-либо: к искусству, футболу, чтению книг и т.д. Другие утверждают, что общество – это исторический этап развития: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д. Третьи считают обществом всё человечество, включающее не только настоящие поколения людей, но и прошлые, и будущие. Четвёртые приводят в пример российское общество, французское общество, тем самым подчёркивая, что общество – это население страны. Все эти определения верны. Значит, общество – это понятие многогранное, многозначное. Выучить все существующие определения, конечно, невозможно. Поэтому предлагаю вам запомнить два определения общества в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле под обществом следует понимать группу людей, объединённую общими интересами, целями и признаками.
  • В широком смысле общество – это часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения)

Общество, какое оно? Давайте дадим краткую характеристику основных черт общества.

    Во-первых, общество целостное, потому что состоит из элементов и подсистем.

    Во-вторых, динамичное, оно не стоит на месте, изменяется со временем.

    В-третьих, самоуправляемое и саморазвивающееся, если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится.

Названные черты иллюстрируют качественную определенность общества, то есть его отличие от других систем, которое заключается в особой организации мира людей. Человек для реализации своих планов и желаний взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, соседями. У каждого из которых есть свои интересы, планы и желания. Об этом нужно помнить всегда! Потому что, если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного.


Система общества, её элементы и подсистемы

Общество – это система. Это понятие может показаться сложным для вас. Но разобраться в нём стоит. Что же такое система? В переводе с греческого это слово означает "целое, состоящее из частей". Человеческий организм – это система? Конечно, да. Это даже больше, чем просто система. Это система систем! Потому что организм человека состоит из известных вам элементов: сердечно– сосудистой, пищеварительной, скелетно–мышечной, нервной и других систем. Если человеческий организм в целом, это система, то перечисленные элементы являются для него подсистемами. В свою очередь, каждая из этих подсистем является системой других элементов, например, сердечно–сосудистая система включает в себя сердце, вены, артерии, капилляры.


Общество тоже не просто система, а система систем. Р ассмотрим из каких элементов состоит система общества. Учёные делят общество на четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов. Поэтому и говорят, что общество - это система систем (суперсистема). Мы подробно разберём каждую из этих сфер на следующих уроках. А на этом уроке кратко охарактеризуем каждую из них. Итак:

    Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

    Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).

    Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.

Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).

Общество, природа, культура


Из определения общества в широком смысле стало ясно, что общество является частью природы и тесно с ним связано. Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно. Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным. Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней. Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа. Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома. Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая "второй природой". До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным. Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с экологической проблемой. Это будет темой отдельного урока

    пример взаимосвязи сфер жизнедеятельности общества;

    пример отрицательного и положительного воздействия общества на природу;

    пример отрицательного и положительного воздействия природы на общество.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Общество – 1) в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом;

2) в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Страна – это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

Государство – политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

Развитие воззрений на общество

1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов.

2. Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо (XVII–XVIII вв.) выдвинули идею общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями.

3. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

4. О. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.

5. М. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

6. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

7. К. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность (всеобъемлющий характер); автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование.

Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда (деятельности); регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество – совокупность общественных отношений. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные (идеальные) отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения.

Сфера жизни общества (подсистема) – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); б) социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); в) сложившиеся отношения между людьми (т. е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Основные сферы общественной жизни

1. Социальная (элементы – народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д., их взаимоотношения и взаимосвязь).

2. Экономическая (элементы – производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения) – обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

3. Политическая (элементы – государство, партии, общественно-политические движения и др.) – комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти.

4. Духовная (элементы – философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.) – охватывает различные формы и уровни общественного сознания.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными (инвариантными), сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2. Общество – это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

А) С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. е. с точки зрения структуры, отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов.

Б) С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее – окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой.

В) Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов.

Г) В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы – новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. д.

Общество – динамическая система, т. е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными . Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния.

Общество – нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений (новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть).

Общество – открытая система , оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень - социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень - институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Твое тело говорит «Люби себя!» автора Бурбо Лиз

ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ СИСТЕМНОЕ Физическая блокировкаПри головокружении у больного возникает субъективное ощущение вращательного, горизонтального или вертикального движения либо собственного тела, либо окружающих его предметов. В отличие от обычного головокружения, при

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или его утверждение в новой редакции осуществляется

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Программы и файлы Windows автора Климов А

Из книги Сантехника: выбираем и подключаем самостоятельно автора Алексеев Виктор Сергеевич

Строение труб Водогазопроводные трубы изготавливают сваркой встык диаметром условного прохода Бу от 6 до 150 мм с толщиной стенки S от 1,8 до 5,5 мм длиной от 4 до 12 м. По заказу потребителя на концах труб нарезают метрическую резьбу. Концы труб обрезают под прямым углом к оси

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Строение сердца Сердце - полый мышечный орган, центральный орган кровообращения. Стенки сердца образованы тремя оболочками: наружной - эпикарда, средней (мышечной) миокарда и внутренней - эндокарда. Снаружи сердце окружено перикардом - околосердечной сумкой. Перикард

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

Из книги Логистика автора Мишина Лариса Александровна

42. Логистические подсистемы предприятий С точки зрения логистики, не существует никаких препятствий к тому, чтобы представлять логистические процессы на предприятии, состоящих из фаз закупки, производства, распределения. И раздельное рассмотрение их не противоречит

Из книги Самоучитель работы на компьютере: быстро, легко, эффективно автора Гладкий Алексей Анатольевич

3.6. Как изменить системное время и дату? Первоначальная настройка системных даты и времени выполняется в процессе установки Windows. Однако иногда возникает необходимость перевести время либо изменить дату. Для перехода в соответствующий режим необходимо выбрать в панели

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Из книги Я познаю мир. Ботаника автора Касаткина Юлия Николаевна

Строение лишайников Внешний вид лишайников довольно разнообразен. Это и длинные развевающиеся по ветру седые бороды уснеи, и хрустящие под ногами в сухом сосновом бору бело–серые кустики «оленьего мха», и ярко–оранжевые круги ксантории на коре осин, и накипные

Из книги 200 интимных вопросов гинекологу автора Почепецкая Ольга

Строение Большое количество проблем в интимной сфере, а также неумение рассказать своим детям «про это» возникает именно от незнания элементарных вещей, одной из которых является строение собственного организма. С этого и начнем.Женская половая система имеет общее