Стрессоустойчивость в деловом общении. Стресс в деловом общении

1. Психологические факторы нормализации стресса

2. Повышение стрессоустойчивости человека. Преодоление стрессов руководителями и подчиненными

3. Причины стресса в общении.

4. Стрессовая реакция и поисковая активность

1. психологические факторы нормализации стресса

Психологический стресс – это реакция человека на любое предъявляемое ему требование, связанное с напряжением его психики, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменяющимся условиям.

Стресс (от англ. STRESS – давление, напряжение, нажим) – не специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование, которое помогает ему приспособиться к возникшей трудности и справиться с ней. в настоящее время различают: Эустресс – положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм. При нем происходит активизация познавательных процессов, осмысление действительности, памяти. Дистресс – отрицательный стресс, с нежелательным вредным эффектом

Стадии стресса:

Ø Стадия мобилизации повышает внимание, активность;

Ø Стадия стенических отрицательных эмоций: ярость, гнев, агрессия. Очень сильные нагрузки приводящие к истощению организма.

Ø Стадия астенических отрицательных эмоции: бессилие, депрессия, тоска, отчаяние.

Ø Невроз, срыв.

Углубление стресса приводит к формированию физиологических сдвигов:

Клинокопсихологические – повышенная тревожность, снижение эмоциональной стабильности.

Психологические – снижение самооценки, фрустрация.

Физиологические – нарушение кровообращения, повышение артериального давления, эндокринных и обменных процессов, повышения активности надпочечников и т.д.

Действия, препятствующие возникновению стрессовых ситуаций:

1. понимание относительности любых оценок событий. Повышенная ответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу.

2. снижение ответственности принимаемых решений. Информационные перегрузки могут быть причиной стресса, вероятных внутриличностных и межличностных конфликтов.

3. снижение уровня притязаний делает менее вероятным появление стресса. Чем больше уровень притязаний, тем чаще возможно возникновение стресса, который является реакцией, мобилизующей индивида на борьбу с трудностями.

4. если индивид не в силах изменить конкретную ситуацию, то он должен изменить свое отношение к ней . Конфликтное поведение человека является его реакцией на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую его интересам.

5. действовать в соответствии с нормами морали и нравственности, и оценку теми, кто не соблюдает эти нормы, можно просто не принимать во внимание . Рекомендуется стараться уменьшать свою зависимость от внешних оценок, освобождаться от потребности во внешнем одобрении.



6. следует всегда учитывать тот факт, что ситуация, в которой в данный момент находиться индивид и воспринимает её как стрессовую, еще не самая худшая из возможных вариантов . Степень удовлетворенности своей жизнью оказывает сильное влияние на благоприятное состояние психики человека. Чем больше степень удовлетворенности жизнью и окружающей обстановкой, тем меньше человек подвержен стрессу.

2.Повышение стрессоустойчивости человека.

преодоление стрессов руководителями

и подчиненными

Способы восстановления и поддержания здоровья.

1. здоровый сон:

Полноценный крепкий сон не менее 8 часов в сутки;

За 2 часа до сна желательно не выполнять высокоинтеллектуальную работу.

2. употребление свежих и экологически чистых продуктов питания, а так же отфильтрованные воды. Рациональное питание – это умеренное, насыщенное растительной пищи, богатой витаминами и микроэлементами, подвергающейся минимальной тепловой и химической обработки.

3. очищение воздуха с использованием ионизаторов.

4. регулярной занятие спортом. Физические тренировки оказывают благоприятное воздействие на здоровье человека в целом и на его психическое состояние, они являются средством профилактики стресса.

5. прогулки на свежем воздухе.

6. создание благоприятной и уютной обстановки дома и в офисе:

Дома и в рабочем кабинете необходимо иметь комнатные растения;

Дизайн интерьера должен быть выполнен в спокойных, неярких тонах;

Освещение помещения не должно быть раздражающим.

7. воздействие звуковой информации. Звуковая информация, получаемая человеком, оказывает сильное влияние на психическое здоровье. Рекомендуется избегать воздействия громких, неестественных звуков (громкая музыка, шум двигателя, работа инструментов и пр.).

Примеры методов нейтрализации стресса:

Наименование метода Краткая характеристика метода
Планирование Со многими проблемами в личной или профессиональной жизни можно справиться с помощью планирования. Уделите некоторое время для уяснения ваших личных или служебных задач. На работе установите определенные часы для планирования деятельности на следующий день. Определите, как эта деятельность соотноситься с вашими личными целями и целями всей компании
Физические упражнения Регулярные упражнения очень полезны для здоровья человека, они являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на общее физическое состояние.
Диета Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма, создает условия для слишком сильной восприимчивости к болезням. Кроме того, во время стресса нормальный режим питания нарушается, поэтому важным является соблюдение правильной диеты, употребление в пищу больше овощей и фруктов зеленого цвета.
Психотерапия и психоанализ Широкое разнообразие техник, обычно используемых при интенсивной работе со специалистами – профессионалами. Форма психотерапии, при которой исследуются подсознательные основания не нормального поведения человека.

Соблюдение всех вышеперечисленных моментов значительно укрепляет жизненный тонус человеческого организма, улучшает настроение, повышает стрессоустойчивость в повседневном и деловой жизни.

Преодоление стрессов руководителями и подчиненными.

  1. Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной деловой ситуации.
  2. При ошибках сотрудников необходимо в первую очередь оценивать обстоятельства, в которых они работали, а не их личные качества.
  3. При общении с сотрудниками не следует использовать иронию и сарказм, лучше пойти на компромисс и уступки.
  4. Если сотрудник отказываться от выполнения задания, не следует ругать и наказывать его. Необходимо выяснить, какие причины вызывали такое решение.
  5. Рекомендуется чаще демонстрировать доверие к подчиненным.

1. при возникновении проблемы необходимо обсудить ее с коллегами и руководством.

2. важно постоянное наличие обратное связи. Работник должен сказать руководителю, как он понял задание, и отчитаться о выполнении.

3. если объем работы сильно превышает возможности сотрудника, надо объяснить причины отказа. Выполнение новых заданий возможно, если руководство разрешит освободиться от части старых.

4. когда возникает «конфликт ролей», необходимо обозначить проблему несовместимости порученных дел.

5. следует требовать от руководителя и коллег полной ясности и четкости в сути поручаемых заданий. Двоякое их толкование может вызвать конфликтную ситуацию, т.к. руководитель может ожидать другого итога выполнения задания, чем сотрудник.

6. необходимо периодическое снятие отрицательных эмоций, но не за счет коллег и руководителя. Оптимальным вариантом является физическая нагрузка (теннис, футбол, волейбол).

3. причины стресса в общении

Причинами стресса в общение можно отобразить в рис. 5.

Факторы, способствующие возникновению стрессовых ситуаций.

  1. организационные:

перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка;

неблагоприятные физические условия (шум, недостаточный температурный режим);

неопределенность ролей (собеседник не уверен в том, каких действий от него ожидают);

конфликт ролей (существует, если к собеседнику предъявляют противоречивые требования);

неинтересная работа;

неверное соотношение между полномочиями и ответственностью.

  1. организационно-личностные:

страх совершить ошибку;

страх потерять место работы;

страх не справиться с работой;

страх потерять свою значимость.

  1. организационно-производственные:

неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

неразрешенные конфликты;

отсутствие социальной поддержки.

Рис. 5. Причинами стресса в общение и его последствия.

  1. стрессовая активность

Основные элементы в структуре стрессовой реакции:

  1. оценка стрессогенного события. Факторы, оказывающие влияние на его оценку: личный опыт (положительный или отрицательный), общие социальные установки, эмоциональное состояние в момент события.
  2. физиологические и биохимические сдвиги в организме. Ошибочные страхи, неверное истолкование каких-либо явлений как угрожающих благополучию вызывают физиологические и биохимические изменения в организме и поведении человека.

Стрессовая реакция – это всегда социальный феномен. Человек не может игнорировать общепринятые социальные установки, нормы, запреты. Важны здесь и личные убеждения индивида, его мировоззрение, привычки, умение управлять эмоциями. Противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на его социальные составляющие, которые должны быть более управляемы, чем физиология индивида. Связь стрессового состояния человека со множественном соматических (телесных) заболеваний – общепризнанный факт.

Поисковая активность – процесс, направленный на изменение неблагоприятной ситуации или на сохранение благоприятной вопреки влиянию угрожающих факторов или обстоятельств. В поисковой активности определенность конечных результатов практически всегда отсутствует. Она является общим неспецифическим фактором, определяющим устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиями при разных формах поведения, обладает явным стимулирующим воздействием на организм и повышает его стрессоустойчивость. Дефицит поисковой активности создает предрасположенность к дистрессу и всем его негативным последствиям.

Потребность в поисковой активности (в самом процессе постоянного изменения, получения новой информации, неизведанных ощущений) свойственна человеку от природы. Она имеет биологическую основу и эволюционный приспособительный смысл.

Основа стрессоустойчивости жизненной стратегии – поисковая активность, проявляемая в социально приемлемых формах. Именно это способствует противостоянию жизненным стрессам. Поисковая активность в большинстве случаев приносит полезные результаты независимо от того, достигнута ли конечная цель. В любых ситуациях она должна стать основой стрессоустойчивой жизненной стратегии. Это – ключевой способ адаптация к современному меняющемуся миру и главное средство совершенствования самих себя и социального окружения.

Факторы, способствующие возникновению стрессовых ситуаций.

1. Организационные:

- перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка;

- неблагоприятные физические условия (шум, недостаточный температурный режим);

- неопределенность ролей (собеседник не уверен в том, каких действий от него ожидают);

- конфликт ролей (существует, если к собеседнику предъявляют противоречивые требования);

- неинтересная работа;

- неверное соотношение между полномочиями и ответственностью.

2. Организационно-личностные:

- страх совершить ошибку;

- страх потерять место работы;

- страх не справиться с работой;

- страх потерять свою значимость.

3. Организационно-производственные:

- неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

- неразрешенные конфликты;

- отсутствие социальной поддержки.

4. ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССОВ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПОДЧИНЕННЫМИ.

Использовать стиль руководства, соответствующий конкретной деловой ситуации.

При ошибках сотрудников необходимо в первую очередь оценивать обстоятельства, в которых они работали, а не их личные качества.

При общении с сотрудниками не следует использовать иронию и сарказм, лучше пойти на компромисс и уступки.

Если сотрудник отказывается от выполнения задания, не следует ругать и наказывать его. Необходимо выяснить, какие причины вызвали такое решение.

При возникновении проблемы необходимо обсудить ее с коллегами и руководством.

Важно постоянное наличие обратной связи. Работник должен сказать руководителю, как он понял задание, и отчитаться о выполнении.

Если объем работы сильно превышает возможности сотрудника, надо объяснить причины отказа. Выполнение новых заданий возможно, если руководство разрешит освободиться от части старых.

4. Когда возникает «конфликт ролей», необходимо обозначить проблему несовместимости порученных дел,

Следует требовать от руководителя и коллег полной ясности и четкости в сути поручаемых заданий. Двоякое их толкование может вызвать конфликтную ситуацию, так как руководитель может ожидать другого итога выполнения задания, чем сотрудник.

Необходимо периодическое снятие отрицательных эмоций, но не за счет коллег и руководителя. Оптимальным вариантом является физическая нагрузка (теннис, футбол, волейбол).

ПРАКТИКА: «Основные правила переговорного процесса» (ситуации 1-6).

1. Такие непроизвольные действия, как поигрывание ручкой во время разговора, дерганье галстука или салфетки, постукивание и т.п., не приняты, так как они отвлекают собеседника от мысли, а могут и раздражать. Подобные действия выявляют человека, не обученного этике.

2. Некоторые используют следующий прием «проявить расположение»: дружески похлопывают партнера по плечу. Оцените эффективность этого приема.

2. Дружеское похлопывание по плечу мало кому нравится (исключение составляют американцы, да и то не все). Поэтому подобных фамильярно-снисходительных жестов следует избегать.

3. Кто имеет право, подходя к двери, предложить другому пройти первым?

3. Поскольку находящийся справа имеет право пройти первым, то только он (но не левый!) может это право передать другому («Прошу Вас…»). Если это говорит левый, то он показывает незнание соответствующих правил этикета. Эта ситуация очень часто подводит наших деловых людей. Только находящийся справа может предложить другому пройти первым.

4. Вам предлагают пройти в дверь первым. Какие у Вас есть варианты ответа?

4. Получив предложение пройти первым, нужно поблагодарить и сделать это. Торговля типа - «нет, я не спешу», «нет, только после Вас» и т.п. - это признак плохого тона и незнания деловой этики.

Дело в том, что деловым людям приходится часто сталкиваться (в переносном смысле) в дверях, и если не иметь четких и прагматичных правил, как разминуться, то это чревато потерей времени.

5. Кто имеет преимущество в дверях – выходящий или входящий?

5. Разное общественное положение диктует разное действие: мужчина пропускает женщину, подчиненный – начальника; младший – старшего; хозяин – гостя, учащийся – преподавателя.

Некоторое преимущество (при прочих равных условиях) в силу ограниченности размеров помещения имеют выходящие из него. Чтобы осознать это правило, представим, что в универмаге будут иметь преимущество входящие. Через короткое время в нем набьется огромное количество народа, если все будут входить и входить, не давая выйти.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии и социологии

Контрольная работа

По деловому общению

На тему: "Стрессоустойчивость в деловом общении"

Проверил:

Абаджи Ольга Викторовна

Выполнил:

Ст-ка Савенкова Анна Васильевна

Учетно-статистический фк-т


Введение

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость

Заключение

Литература


Введение

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.


1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

Стресс – это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и в хронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к той ситуации, в которой он живет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодоления затруднений. Проще стресс можно определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

За последние 20 лет в ходе реализуемой программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях. Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить. Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются:

Общий энергетический потенциал личности,

Уровень развития интуиции,

Уровень развития логических способностей,

Эмоциональная зрелость личности (эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля),

Пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям),

Тип темперамента,

Уровень развития рефлексии и др.

Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь "Новая жизнь", различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая систему ценностей и привычную картину мира человека, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, и, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

Таким образом, можно сделать вывод: уровень стрессоустойчивости зависит от психического здоровья, психического равновесия человека. Следовательно для формирования стрессоустойчивости необходимо развивать и укреплять "внутренние силы" индивида. Для этого существуют различные программы, центры, где психологи, психотерапевты проводят консультации, тренинги и т.д. Для самостоятельной работы над собой существует специальная литература, а самым ценным лекарством "от нервов", по мнению психологов, является отдых и положительные эмоции.

2. Влияние самооценки на стрессойстойчивость

Стрессоустойчивость – это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.

Человек на протяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровней тяжести. Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба для психического здоровья значительную роль играют личные убеждения, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.

Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это - иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов oт "завышенных ожиданий" или "рухнувшей надежды". Да и знаменитый "кризис среднего возраста" имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.

Существует знаменитая "формула самоуважения" У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого "деления" невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Управление конфликтами и стрессами этика делового общения Цель: изучить природу конфликтов и методы их разрешения План Природа конфликта в организации Типы конфликтов Причины конфликтов Методы разрешения конфликтов Причины и природа стресса Этика фирмы Когда люди думают о конфликте это отсутствие согласия между двумя и более сторонами которые могут быть конкретными лицами или группами лицони чаще всего ассоциируют его с агрессией угрозами спорами враждебностью войной и т. Роль конфликта в основном зависит от того...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 11. Управление конфликтами и стрессами, этика делового общения

Цель: изучить природу конфликтов и методы их разрешения

План

  1. Природа конфликта в организации
  2. Типы конфликтов
  3. Причины конфликтов
  4. Методы разрешения конфликтов
  5. Причины и природа стресса
  6. Этика фирмы

Когда люди думают о конфликте (это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц,)они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны.

Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Однако во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, показывает большее число альтернатив или проблем, и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Модель конфликта показана на рис. 13.

  1. Типы конфликтов

Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но и типы конфликтов.(рисунок 1). Ниже приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.

Рисунок 1. - Типы конфликта в организации

Внутриличностныйконфликт. Этот тип конфликта может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и в организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта — конфликт между профсоюзом и администрацией.

Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый.

Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным негативным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб. Интриги, как правило, тщательно продумываются и планируются, имеют свою сюжетную линию.

3.Причины конфликтов

Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение — люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определенные типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и ее разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты-эффективность, выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.

Различия в представлениях о ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и укрепить ее положение среди конкурентов, подчиненные могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

4.Методы разрешения конфликтов

К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику. (рисунок 2.)

Рисунок 2. - Методы управления конфликтами.

Существующие эффективные способы управления конфликтной ситуацией можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Структурные методы разрешения конфликтов:

— через разъяснение требований к работе;

— с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов;

— установление общей цели для всех подразделений и организаций;

— через систему вознаграждений.

Межличностные стили разрешения конфликтов:

— уклонение от конфликта;

— сглаживание причин конфликта;

— принуждение одной из сторон;

— компромисс;

— решение проблемы.

Последний стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:

После того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон;

— сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;

— создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;

— во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутренние конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны. Разумнее всего находиться как бы «над схваткой», однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы. Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, «сохранить лицо». Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит психологический авторитет руководителя, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.

5 Стресс — это измененное от нормы состояние чувственно-эмоциональной сферы человека, при котором восприятие окружающей среды и его поведенческие реакции становятся неадекватными ситуации.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Но если незначительные стрессы неизбежны и безвредны, то чрезмерный стресс создает проблемы. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. К физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, астма, боли в сердце и др. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям, и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Причины стресса:

— организационный фактор (недогрузка, перегрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы);

— личностный фактор (семейное положение и т.п.);

— неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

Если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией.

Телаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Для его освоения не требуется специального образования или природного дара, но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Для повышения производительности труда и снижения стресса необходимо:

— выделять приоритеты в работе;

— научиться говорить «нет»;

— наладить отношения с руководителем;

— не соглашаться с руководителем, когда возникает конфликт или неопределенность ролей;

— постоянно обсуждать с кем-нибудь свои проблемы, не держать их в себе;

— каждый день уметь «отключаться»;

— быть в нормальной физической форме и знать, что физическая нагрузка способствует снижению уровня стресса.

— оценивайте способности, потребности и склонности подчиненных и пытайтесь выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

— разрешайте подчиненным отказываться от выполняемых заданий, если у них есть для этого основания;

— используйте стиль руководства, соответствующий конкретной ситуации;

— обеспечивайте справедливое вознаграждение за эффективно выполненную работу (проблема формализации нормирования труда);

— выступайте в роли наставника, слушая, понимая и развивая способности подчиненных, обсуждайте с ними сложные проблемы.

  1. Этика фирмы

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этика предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться для обеспечения стабильности предприятия и с целью максимизации прибыли.

Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:

— учет их индивидуальных особенностей;

— предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;

— защиту от необоснованного вмешательства;

— гарантию нрав;

— справедливую оплату;

— социальные гарантии;

— учет сфер персональной ответственности;

— участие в управлении и т.д.

Этические ценности по отношению к рыночному партнеру могут включать:

— доверительность в совместной работе;

— откач от обмана;

— гарантированное оптимальное снабжение;

— внимание к потребителям;

— честность в конкуренции и т.д.

Этические ценности но отношению к акционерам могут включать:

— соразмерное участие в прибыли;

— честное информирование;

— совместные действия;

— защита интересов собственников и т.д.

Тесты по теме

1. Конфликтология как наука возникла:

  1. в XIX в;
  2. вместе с возникновением человечества;
  3. в XX в..

2. Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между:

  1. сознательной и бессознательной структурами;
  2. двумя бессознательными установками;
  3. двумясознательными тенденциями;
  4. между любыми внутриличностными структурами.

3. Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:

  1. роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта;
  2. позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий;
  3. стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта.

4. Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей
участников конфликта:

  1. судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы;
  2. субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы;
  3. свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы.

5. Ресурсы сторон конфликта это:

  1. общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован;
  2. знания, умения и навыки конфликтантов;
  3. материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое конфликт? Какова его природа?

2. Какие типы конфликтов знаете?

4. Перечислите основные причины конфликтов?

5. Какие методы разрешения конфликтов?


Связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей

Связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений

Связанные с созданием определённого “задела” в работе взаимосвязанных подразделений

Связанные с “разведением” частей организации – участников конфликта или снижением их взаимозависимости

Связанные с использованием руководителем своего положения в организации

Методы управления конфликтом

Внутри конфликт

Внутригрупповой конфликт

Межгрупповой конфликт

Межличностный конфликт

Внутриличностный конфликт

Уровни конфликта в организации

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8003. Этика делового общения 70.57 KB
Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости ученость выглядит педантизмом остроумие шутовством простота неотесанностью добродушие льстивостью2. Следует подчеркнуть что самые высокие нравственные качества выхолащиваются лишаются практического...
2534. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ 33.05 KB
Организация управления конфликтами и стрессами Методы управления конфликтами Управление нейтрализацией стрессов. Организация управления конфликтами и стрессами Управление процесс влияния на деятельность отдельного работника группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. В настоящее время службы управления персоналом наряду с другими выполняют следующие функции: социально-психологическую диагностику; анализ и регулирование групповых и личных...
15777. Этикет делового общения 13.53 KB
Основные понятия делового этикета Деловой этикет важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека предпринимателя. Наиболее общее определение этикета таково: это установленный порядок поведения где-либо. Этикет принимаемый как культура поведения правила хорошего тона социально одобряемые манеры предписывает нормы поведения на работе в гостях на деловых встречах и т. Почти 70 выгодных для людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того что бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой...
11769. Управление конфликтами в организации 17.01 KB
Проблема управления конфликтами организации актуальна тем, что она каcаетcя каждого из наc, поcкольку большую чаcть cвоей жизни мы проводим на работе, в коллективе cоcлуживцев, где обязательно взаимо-дейcтвуем друг c другом. И это взаимодейcтвие не вcегда бывает уcпешным, т.к. в процеccе работы вcегда возникает много cпорных вопроcов, требующих решения.
17317. Управление конфликтами и его специфика проявления в правоохранительной деятельности 21.14 KB
Целью и задачами данной работы является изучение управления конфликтами в аспекте прогнозирования предупреждения стимулирования и разрешения. Однако только наличия противоречий для возникновения конфликта еще недостаточно. А во-вторых для возникновения конфликта кто-то должен сделать первый шаг проявить инициативу.
19536. Управление конфликтами. Теоретические аспекты возникновения конфликтов 35.48 KB
Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме.
10872. Профессиональные ситуации общения, их речевое оформление (цели, условия общения, участники общения) 8.94 KB
Цели условия и участники общения. Проблема этики речевого общения – широко изучаемая область знания в сфере коммуникации объект исследования различных наук. Конкретная ситуация общения связана с понятиями замысла и речевой воли говорящего определяющими объем и границы высказывания.
14350. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССАМИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 134.82 KB
В данной работе мы рассматриваем проблему борьбы со стрессом в организациях социального обслуживания населения на примере ГУ КЦСО «Берег». Важность эмпирической разработки этой проблемы определяется тем, что по своему содержанию деятельность социальных работников относится к категории «повышенного риска» с точки зрения развития профессионального стресса. Типичными следствиями длительного переживания профессионального стресса у социальных работников являются различные нарушения физического и психического здоровья
1904. Виды структурных методов управления организационными конфликтами и их характеристика 17.95 KB
Сущность структурных методов управления организационными конфликтами Виды структурных методов управления организационными конфликтами и их характеристика. Цель работы – изучить структурные методы управления организационными конфликтами. Изучить функции конфликта и способы его разрешения.
21048. Исследование и совершенствование системы управления конфликтами на примере МБУЗ г. Магадана «МСЧ «Авиамедицина» 356.06 KB
Эти проблемы актуальны прежде всего потому что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества а конфликт пущенный на самотек может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов так и для общества. Чтобы найти оптимальное решение нужно обладать знанием того как развиваются такого рода конфликты. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях очень полезно знать что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Многие руководители предпочитают решать возникающие...

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии и социологии

Контрольная работа

По деловому общению

На тему: "Стрессоустойчивость в деловом общении"

Проверил:

Абаджи Ольга Викторовна

Выполнил:

Ст-ка Савенкова Анна Васильевна

Учетно-статистический фк-т


Введение

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость

Заключение

Литература


Введение

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.


1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

Стресс – это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и в хронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к той ситуации, в которой он живет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодоления затруднений. Проще стресс можно определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

За последние 20 лет в ходе реализуемой программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях. Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще. Это данность мира, которую невозможно изменить. Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются:

Общий энергетический потенциал личности,

Уровень развития интуиции,

Уровень развития логических способностей,

Эмоциональная зрелость личности (эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля),

Пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям),

Тип темперамента,

Уровень развития рефлексии и др.

Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться. Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь "Новая жизнь", различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.). Разрушая систему ценностей и привычную картину мира человека, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, и, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

Таким образом, можно сделать вывод: уровень стрессоустойчивости зависит от психического здоровья, психического равновесия человека. Следовательно для формирования стрессоустойчивости необходимо развивать и укреплять "внутренние силы" индивида. Для этого существуют различные программы, центры, где психологи, психотерапевты проводят консультации, тренинги и т.д. Для самостоятельной работы над собой существует специальная литература, а самым ценным лекарством "от нервов", по мнению психологов, является отдых и положительные эмоции.

2. Влияние самооценки на стрессойстойчивость

Стрессоустойчивость – это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.

Человек на протяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровней тяжести. Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба для психического здоровья значительную роль играют личные убеждения, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.

Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это - иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов oт "завышенных ожиданий" или "рухнувшей надежды". Да и знаменитый "кризис среднего возраста" имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.

Существует знаменитая "формула самоуважения" У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого "деления" невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине - из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств-профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:

Телесном - займитесь своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т.д.;

Эмоциональном - ищите эмоционально-комфортные для себя ситуации, обеспечьте себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавайте себе и другим маленькие праздники и пр.;

Рассудочном - примите и полюбите себя такими, каковы вы есть! Речь, разумеется, не о нарциссическом самолюбовании, а об ощущении ценности и неповторимости собственной жизни.

Все это настолько просто и очевидно, что остаётся только удивляться: откуда же у нас столько стрессов, связанных с заниженной самооценкой? Ответ, впрочем, не менее очевиден: виноваты все те же инертность, лень, неверие в то, что достаточно простыми средствами можно достичь серьезных результатов. Если мы не предпринимаем никаких усилий по улучшению наших дел, то сами собой они никак не улучшатся. Но стоит нам начать работать над собой или обстоятельствами, как та же самая сила инерции начнёт поддерживать наши усилия, сохранять их энергию и постоянство. Активность преодоления сложных жизненных проблем, жизнестойкость не даются сами собой. Не жалеть усилий для их формирования в себе – вот, по сути, и весь "секрет" обретения стрессоустойчивости.

Проанализируйте, какие из перечисленных утверждений являются ложными:

а) "стресс - это удел слабых людей";

б) "я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы";

в) "я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс";

г) "все люди реагируют на стресс одинаково";

д) "при стрессе все, что нужно сделать, - это прежде всего расслабиться";

е) "важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом - это психотерапия".

Ответ: а), б), д).

На мой взгляд данные утверждения являются неверными т.к. :

а) стрессам подвержены все люди независимо от отношения к действительности, настроения, темперамента и т.д. различие лишь в том, что стрессы бывают разными и "порог чувствительности" у каждого человека свой. Следовательно, и реакция на один и тот же раздражитель может быть разная;

б) необходимо стараться настроить себя на противостояние стрессу, работать над собой. Это не значит, что стрессов больше не будет, скорее поменяется отношение человека к различного рода неприятностям;

д) расслабление – не единственный способ выхода из сложной эмоциональной ситуации и не всегда эффективный. Необходимо использовать и другие методы.


Заключение

Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". Он широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией.

В деловой среде стресс является обязательным спутником конфликтов, которые периодически назревают в любом коллективе. Признаки стресса проявляются мгновенно: нервозность, вспыльчивость, раздражённость, а в итоге - опустошённость и общее недомогание. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но при соблюдении условий:

Точном определении природы стресса и стадии его развития;

Отчётливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации;

Готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

Интенсивное изучение различных форм стресса, способов защиты от него, его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований на протяжении последних трех десятилетий.


Литература

1. Конфликтология / Под ред. В.В. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2005.

2. Кузнецов И. Деловая этика и деловой этикет. – М.: Феникс, 2007.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.