Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его виды и формы

Раньше уже упоминалось о том, что Я-концепция является соци-альной установкой человека в отношении себя самого. Это означает, по сути, что самосознание, как и всякая другая установка, влияет на наше поведение. Благодаря Я-концепции, мы стремимся вести себя так, чтобы наше поведение соответствовало нашему самосознанию. Проис-ходит это даже в тех случаях, когда такое поведение может негативно отразиться на нас самих. Так, скажем, человек, осознающий себя смелым, скорее всего, будет проявлять бесстрашие, хотя это может угрожать его благополучию. Человек, осознающий себя правдивым, будет говорить правду, несмотря на то, что говорить правду всегда опасно и невыгодно.

Или возьмем другой пример: с кем мы дружим? С кем нам приятно находиться и поддерживать отношения? Вероятно, с теми людьми, которые подтверждают наши Я-концепцию и самооценку, проще говоря, с теми, кто нам симпатизирует, ценит нас, уважает или, по крайней мере, делает вид, что восхищается нашими достижениями, т. е. льстит нам. И, наоборот, нам неприятны те, кто угрожает нашей Я-концепции и самооценке.

Внесем уточнение: хотя наше самосознание всегда с нами, степень сосредоточенности внимания на себе, на своем поведении в разное время у нас различна. Нам, например, не требуется самосознание в полностью заученном, автоматическом поведении. Здесь мы ведем себя "бездумно", не смотрим на себя со стороны, не оцениваем своих действий.

Деиндивидуализация и поведение

Можно предположить, что последнее утверждение не совсем бес-спорно и справедливо лишь в отношении тех людей, чья Я-концепция либо еще не сложилась, либо она слабо выражена, либо вообще неопределенная. Но нужно иметь в виду, что достаточно много людей вообще не склонны осмысливать себя и свое поведение и, таким образом, их личностные признаки находятся в зачаточном состоянии. Об индивидуальных различиях в самосознании у нас еще будет случай поговорить попозже. Сейчас же обратимся к двум исследованиям Артура Бимена, Боннела Клентца и Эдварда Дайнера, которые показывают, как фактор анонимности может влиять на поведение детей, то есть тех людей, чья Я-концепция находится еще в стадии формирования (Beaman A., Klentz В. & DienerA., 1979).

Исследования проводились в виде игры, все дети были одеты в маскарадные костюмы и маски, т. е. сохраняли анонимность. В ходе игры исследователи предлагали детям угощаться сладостями. Причем в одних случаях перед стеклянным шаром, наполненным лакомствами, ставилось большое зеркало так, чтобы дети видели себя в то время, когда брали сладости из шара. В других случаях зеркало отсутствовало. (Зеркало, в котором испытуемые видят себя, - классический прием, используемый в лабораторных условиях для активизации само-внимания и самоосмысления.)

Женщина-исследователь, игравшая с детьми, иногда предлагала им самим угощаться и без стеснения, а иногда разрешала брать только одну конфету. Но сама она, когда дети брали сладости, отворачивалась и подчеркнуто смотрела в другую сторону. У одних детей она спрашивала имя, у других - нет, так что они оставались анонимными.

Результаты исследования отчетливо показали влияние самовнима-ния на детское поведение. Если перед детьми находилось зеркало, в котором они себя видели, и при этом им разрешалось взять лишь одну конфету, то ослушание случалось редко. Если же зеркало отсутст-вовало, то дети ослушивались гораздо чаще. Но даже и без зеркала дети стеснялись брать больше разрешенного, когда вынуждены были называть свои имена. Более того, когда детям позволяли брать сладостей сколько душе угодно, но при этом они видели себя в зеркале, то они редко брали больше, чем одну. Если же зеркало отсутствовало, дети вели себя иначе. Вероятно, зеркало, когда дети видели себя в нем, заставляло их соотносить свое поведение с принятыми нормами, препятствующими проявлению жадности.

Понятно, что взрослому человеку со сложившейся и устойчивой Я-концепцией, не нужно смотреться в зеркало или называть себя по имени, чтобы вести себя достойно и не совершать предосудительных поступков - не быть жадным, лживым, подлым, изворотливым.

Личная ответственность

Но и в случае с неоформившейся, или детской, Я-концепцией дело обстоит не так однозначно, как может показаться после знакомства с исследованиями А. Бимена и его коллег. Р. Чалдини описывает серию исследований Джонатана Фридмена, который также работал с детьми (Чалдини Р., 1999).

Фридмен хотел выяснить, сможет ли он запретить мальчишкам в возрасте от семи до девяти лет играть с интересной игрушкой, сказав шестью неделями ранее, что делать это дурно. Основная задача, по мнению исследователя, состояла в том, чтобы сами мальчишки убедили себя, что играть с запрещенной игрушкой нехорошо. Но как заставить их в таком возрасте отказаться играть с дорогим, работающим на батарейках, роботом?

Во-первых, этого можно добиться угрозой наказания, т. е. с помощью внешнего давления. Другое дело, насколько эффективно и долго будет действовать угроза? Она действовала лишь до тех пор, пока мальчишки считали, что их могут поймать и наказать. Именно это Фридмен и предвидел. Уже через шесть недель, когда с детьми вместо самого Фридмена работала его ассистентка, которая не угро-жала наказанием, 77% мальчишек захотели играть именно с роботом, который раньше был для них "запретным плодом".

Набрав другую группу мальчишек, Фридмен изменил тактику внушения. На этот раз он не запугивал их, а просто говорил им, что с роботом играть нехорошо. Этого было достаточно, чтобы мальчишки непосредственно после разговора не подходили к роботу. Но этого оказалось достаточно и спустя шесть недель. Произошло поразительное: несмотря на разрешение играть с любой игрушкой, большинство мальчишек избегало робота, хотя это была самая привлекательная игрушка. Только 33% из них выбрали для игры робота. Запрет в данном случае начинал действовать как социальная норма, предопределявшая поведение детей.

Этот феномен эффективного запрета без угроз Фридмен объясняет тем, что вместо внешнего давления (угроз) у мальчиков возникало своего рода "внутреннее давление", препятствующее нарушению запрета. Оно оказалось надежнее и действеннее угроз, поскольку "работало" даже в отсутствие того, кто запрещал играть с роботом. Иначе говоря, дети приняли личную ответственность за свое решение не трогать привлекательную игрушку. Они решили, что сами этого не хотят, а не кто-то извне их заставляет поступать таким образом. Следовательно, на их поведение оказывало влияние самосознание, а не внешнее принуждение.

Внесем существенное уточнение. Дело в том, что в самосознание, наряду со стандартами поведения, входит также оценка своих способностей выстроить поведение в соответствии с этими стандартами. Исследования показали, что для американских студентов стандартом, образцом является независимое, нонконформистское поведение. Многие из них, в соответствии со своей Я-концепцией, могут противостоять давлению группы. Некоторые же, не уверенные в своей способности сопротивляться групповому давлению, проявляют конформизм, хотя в идеале хотят быть независимыми. А если человек не уверен в том, что он в состоянии достичь соответствия идеальному Я или долженствующему Я, то, как мы уже знаем, он испытывает беспокойство, тревогу, даже депрессию. Поэтому люди, осознающие свою неспособность следовать стандарту или идеалу, как правило, предпочитают вообще уклоняться от осознания себя и своего поведения. Более того, они стремятся даже избегать таких ситуаций, которые могут активизировать их самосознание.

Стигматизация

Вместе с тем, известны и другие примеры того, как Я-концепция может влиять на поведение людей. Дженифер Крокер и Бренда Майор, произведя обзор многих исследований, показали, что люди обезображенные, имеющие заметные уродства, шрамы, кожные патологии (стигмы), т. е. те, к кому другие люди обычно относятся с брезгливой жалостью и страхом, могут специально выставлять свои уродства и язвы напоказ, подчеркивать их, как бы бравируя своей увечностью. Исследователи полагают, что делается это для самоподтверждения, поскольку у стигматизированных людей центральным аспектом Я-концепции может выступать как раз осознание своей стигмы (Crocker

J. & Major В., 1989).

Заметим, что стигматизированное самосознание может сформиро-ваться не только у внешне обезображенных людей, но и у тех, кто вообще чем-то отличается от окружающих. Так, по мнению Альберта Меграбяна, в США, где белые составляют большинство населения, чернокожие и

латиноамериканцы также обладают стигматизированным самосознанием, поскольку белое большинство передает им свои предубеждения через невербальные каналы коммуникации. Таким образом, у национальных и расовых меньшинств с самого детства формируется стигматизированное самосознание. Люди, принадлежа-щие к группам тендерных и возрастных меньшинств в каких-либо социальных сообществах, тоже могут испытывать дискриминацию и предубеждения со стороны большинства окружающих. Вследствие этого и у них складывается стигматизированное самосознание (Пайнс Э., Маслач К., 2000). Кроме того, индивиды с ярко выражен-ными личностными изъянами, также могут обладать своего рода стигматизированным самосознанием и бравировать своими душевными уродствами. Можно сказать, что в этом случае человек, не видя у себя никаких достоинств, вынужден гордиться собственными недостатками.

Поведение людей детерминируется не только содержанием их Я-концепции, но и

степенью представленности и развития тех или иных функций самосознания. Раньше уже говорилось, что люди в неодинаковой степени обладают потребностью и, соответственно, способностью осознания себя. Одни делают это постоянно, другие - время от времени, третьи - в исключительных случаях, четвертые, может быть, вообще никогда. И если это так, то понятно, что поведение не всегда и не у всех людей определяется их самосознанием. Как мы помним из первого раздела, с точки зрения психологии масс, человеческое поведение вообще мало зависит от сознания, поскольку почти целиком детерминируется бессознательным. И хотя сегодня этот взгляд оспаривается, необходимо все же признать, что в отношении, по крайней мере, определенной категории людей он справедлив.

Я и другие

Самосознание обычно действует как бы на два фронта. С одной стороны, человек осознает "себя для себя": эта функция обеспечивает индивиду то осознание, которое необходимо ему, так сказать, для "внутреннего пользования". С другой стороны, человек осознает "себя для других": эта функция дает ему знание о том, как он выглядит в глазах окружающих, как они его воспринимают. Более того, благодаря этой функции он в состоянии определить, каким бы его хотели видеть другие люди, какого социального образа от него ждут.

На эту возможную разнонаправленность самосознания обратил внимание в своей теории личности Дж. Г. Мид, выделив такие компоненты личности, как I (я) и Me (меня). Первая, т.е. I, означает: "как я сам себя осознаю", Me - "я осознаю, как меня воспринимают другие".

У разных людей степень развития этих функций неодинакова. Одни больше способны осознавать "себя для себя", другие - "себя для других". Для определения развитости названных функций в американской социальной психологии разработаны специальные таблицы, которые состоят из ряда утвердительных высказываний. В качестве примера рассмотрим одну из них, разработанную Алланом Фенигстейном и его коллегами (Fenigstein A., 1975).

Уровень самосознания "себя для себя" определяется в таблице по следующим утверждениям:

1. Я всегда стремлюсь понять, что собой представляю.

2. Я много думаю о себе.

3. Я всегда внимательно отношусь к своему внутреннему состоянию. Самосознание "себя для других" определяется через высказывания:

1. Я озабочен тем, что обо мне думают другие.

2. Я беспокоюсь о том, как выгляжу со стороны, в глазах других

3. Я озабочен тем, как воспринимается мое поведение с точки зрения других людей. Люди, мало обеспокоенные тем, как они воспринимаются другими, не очень интересуются

внешними оценками своей личности. Люди же, очень озабоченные по поводу того, как они воспринимаются другими, весьма неравнодушны к чужим оценкам, они более чувствительны к социальному отражению.

О том, как самосознание "себя для других" способно влиять на поведение, можно судить по результатам исследования К. фон Байера, Д. Шерка и М. Занны (Ваеуег К., Sherk D. & Zaiina M., 1981). Суть его состояла в том, что претендующим на рабочие места женщинам, которым предстояло пройти собеседование перед приемом на работу, сооб-щали, что беседовать с ними будет мужчина. Причем одним претенденткам его заранее представляли как человека, придерживающегося традиционалистского, патриархального взгляда на роль женщины в обществе. Другим же женщинам его описывали, как сторонника тендерного равноправия, симпатизирующего независимым, инициатив-ным, ориентированным на карьеру женщинам. Исследователей интересовало не только то,

что и как женщины будут говорить собеседнику в ходе интервью, но и то, какой внешний образ они создадут - как будут одеты, как будут вести себя, какие особенности постараются подчеркнуть, продемонстрировать мужчине-кадровику.

Выяснилось, что женщины создавали тот или иной образ в зависимости от того, каких, как они полагали, взглядов придерживается собеседник. Те претендентки, что ожидали встретить кадровика-традиционалиста, старались выглядеть более женственно. Это проявлялось и в их разговоре, и в макияже, и в украшениях, и в манере поведения. Эти женщины давали также традиционные "женские" ответы, касающиеся замужества, детей, домашних дел.

Совсем иной имидж демонстрировали претендентки, рассчитываю-щие на встречу с собеседником, симпатизирующим деловым женщинам. И в поведении, и во внешнем облике, и в разговоре они всячески подчеркивали свою деловитость и целеустремленность, т. е. отход от традиционно женского стереотипа.

Разумеется, такое поведение присуще не только женщинам. Сходные исследования установили, что мужчины так же, и ничуть не в меньшей степени, чем женщины, обладают способностью создавать такой образ, который соответствовал бы предполагаемым ожиданиям других людей.

Самомониторинг

Эту способность человека демонстрировать такой образ, который был бы приятен окружающим, Марк Снайдер назвал самомониторингом (1987). Функция самомониторинга, или способность быть социальным хамелеоном, не у всех людей развита в одинаковой степени (Майерс Д., 1997). Для одних такое лицедейство - это образ существования и в то же время способ преуспевания в жизни. Для других - проявляемая время от времени способность, активизирующаяся в исключительных ситуациях. Но есть и такие люди, у которых эта функция вовсе отсутствует.

Для определения уровня самомониторинга также разработана шкала, состоящая из утвердительных суждений. Люди с высоким уровнем самомониторинга соглашаются со следующими утверждениями:

1. Я веду себя как разные люди в различных ситуациях и с различными людьми.

2. Я не всегда тот человек, каким выгляжу.

3. Я могу ввести в заблуждение другого человека, могу притвориться дружелюбным с тем, кого на самом деле не люблю.

Люди с низким уровнем самомониторинга согласны с другими утверждениями:

1. Я с трудом изменяю поведение так, чтобы оно подходило для различных ситуаций и людей.

2. Я могу согласиться только с теми идеями, которые соответствуют моим убеждениям.

3. Я не изменяю своего образа мыслей для того, чтобы сделать людям приятное или завоевать их расположение.

Индивиды с высоким уровнем самомониторинга хорошо приспо-сабливаются к любым ситуациям и людям, умеют контролировать свои эмоции и поведение с тем, чтобы, используя это умение, эффективно создавать нужное впечатление, демонстрируя окружающим подхо-дящий к случаю образ. Как они этого добиваются? Исследователи полагают, что эта способность достигается путем заимствования образцов чужого поведения. При этом прилагаются немалые усилия, чтобы "прочитать" и скопировать поведение других людей. Эту деятельность можно сравнить с тем, как профессиональные артисты "вхо-дят в роль". Только если артисты, вживаясь в образ, делают это специально и сознательно, то люди с высоким самомониторингом осуществляют это непроизвольно, в основном бессознательно. Как уже говорилось, для них социальная мимикрия - это образ существования.

И, напротив, люди с низким самомониторингом не стремятся учитывать, контролировать или как-то специально организовывать впечатление, которое они производят на окружающих. Они могут видеть, осознавать, как их воспринимают, какое они производят впе-чатление и при этом не стараться отрегулировать его, приспособиться. И хотя они в состоянии контролировать производимое впечатление, но не делают этого по тем или иным причинам.

Легко можно обнаружить некоторые общие моменты между самомониторингом и осознанием "себя для других". Правда, сходство здесь частичное: человек с развитой функцией осознания "себя для других" может осознавать производимое им впечатление, но никак не использовать это знание. Человек же с высоким самомониторингом, нао-борот, будет максимально использовать это знание с тем, чтобы соз-дать нужное ему впечатление. Как видим, осознание "себя для других" выступает

необходимой предпосылкой для высокого самомонито-ринга. Но одной этой функции недостаточно, чтобы прибегать к социальной мимикрии и специально организовывать нужное впечатле-ние.

Исследования Марка Снайдера и Томаса Монсона экспериментально подтвердили существенные различия в поведении людей с высоким и низким самомониторингом (Snyder & Monson, 1975). Иссле-дование проводилось с двумя группами участников, одну из которых составили люди, отличающиеся независимостью и не склонные к конформизму, другую - наоборот, склонные к конформизму. Люди с высоким самомониторингом демонстрировали и ту, и другую склон-ность. Они были конформистами в группе конформистов, где конформность считалась предпочтительной формой межличностного взаимодействия, и нонконформистами, когда нормой референтной группы являлась независимость, устойчивость перед социальным давлением.

Люди с низким самомониторингом оказались менее чувствительны к различиям в социальных условиях и ситуациях.

В однотипном исследовании индивиды с высоким самомониторингом проявляли готовность к сотрудничеству в том случае, когда ожидали, что в будущем им вновь придется взаимодействовать с этим человеком (он казался им "полезным"). И, наоборот, не проявляли интереса к сотрудничеству, когда взаимодействие в будущем не ожидалось (тогда человек казался им "бесполезным").

Люди с низким самомониторингом не меняли своего поведения с партнером вне зависимости от того, ожидалось или не ожидалось взаимодействие с ним в будущем.

Конфликт интерпретаций. Как относиться к самомониторингу?

По мнению Дэвида Колдуэлла и Чарльза О" Рейли, самомониторинг нельзя оценивать однозначно (Caldwell D. & O"Reilly С, 1982). Проведя соответствующие исследования, они пришли к выводу, что люди с высоким уровнем самомониторинга могут использовать свои способности не только для того, чтобы успешно обманывать других, но и с целью быть полезными обществу. Некоторые виды трудовой деятельности и определенные должности требуют от человека развития способности к самомониторингу. В основном это такая деятельность, где человеку приходится постоянно взаимодействовать со многими людьми и организациями, выполнять одновременно различные функции, оказываться в различных ситуациях. Это может быть работа в учебных заведениях, средствах массовой коммуникации, сфере обслуживания и т. д. Люди с высоким самомониторингом, умеющие все схватывать на лету и мгновенно менять свое поведение в соответствии с ситуацией, умеющие адаптироваться к любым взглядам, мнениям, вкусам и запросам, подходят здесь лучше других.

Такого же мнения придерживается и Эрвин Гоффман, подчеркивая, что люди могут руководствоваться как добрыми, так и дурными намерениями, представляя себя другим людям и создавая при этом тот или другой образ (Гоффман Э., 1984). С другой стороны, исследование Эдварда Джонса, Кеннета Бреннера и Джона Найта (1990) заставляет задуматься о такой проблеме, как связь самомониторинга, нравственности и самооценки. Авторы исследования утверждают, что люди с высоким уровнем самомониторинга испытывают удовлетворение даже в том случае, если успешно сыграли роль, требующую неприглядного поведения. И наоборот, если человека с низким уровнем самомониторинга попросить сыграть роль такого индивида, каким бы он не хотел быть в жизни, то его самооценка в случае удачно сыгранной роли, понизится, а в случае неудачи - возрастет. Иными словами, удачное исполнение роли подлеца его огорчит, а неудачное - обрадует.

В исследовании принимали участие 38 студентов-мужчин. Каждый оценивал себя по шкале самомониторинга и заполнял анкету самооценки. Участники должны были сыграть роль жадного, во что бы то ни стало стремящегося к собственной выгоде, беспринципного человека. Для этого им необходимо было соответствующим образом решать нравственные дилеммы. Например, такие: можно ли воспользоваться в своих целях секретной коммерческой информацией, полученной от друга? Можно ли скрывать поломки, требующие серьезного ремонта при продаже автомашины? И т.

Участникам сообщали, что после того, как они сыграют свою роль, их истинную личность будут оценивать на семинаре по межличностному восприятию другие студенты. Ответы на вопросы - дилеммы - записывались на магнитофон.

Через неделю участникам сообщали, как на семинаре отреагировали студенты на их ответы. Результаты были представлены в виде оценочных листов, якобы заполненных студентами на семинаре, и в виде короткой магнитофонной записи обсуждения. Для изображения успешного исполнения роли участника в "обсуждении" описывали как очень циничного, ни перед чем не останавливающегося человека (например, "я почувствовал, что этот парень - ловкач, он способен на

что угодно, чтобы только продвигаться вперед..."). Для изображения же неуспешно сыгранной роли участника описывали как "благодетеля человечества", витающего в облаках, который вряд ли преуспеет в деловом мире (например, "чувствуется, что этот парень не будет вредить людям, не пойдет по головам"). После ознакомления с результатами участники вновь заполняли анкету самооценки.

Как и предполагали исследователи, успешное исполнение сомнительной, неблаговидной роли приносило радость и удовлетворение людям с высоким уровнем самомониторинга. И напротив, люди с низким уровнем самомониторинга испытывали удовлетворение, если их игра признавалась неудачной. Отсюда и название статьи, в которой авторы сообщают о результатах своего исследования, - "Когда неудача приводит к повышению самооценки" (Пайнс Э., Маслач К., 2000).

Таким образом, основное внимание мы уделили тому, как Я-концепция, будучи установкой человека, в отношении себя самого, во многом предопределяет его поведение, влияет на его самочувствие, отношение к другим людям, окружающему миру. Но необходимо иметь в виду, что существует и обратная связь, а именно: поведение влияет на содержание и структуру самосознания человека. О том, как протекают эти процессы, говорится в теории когнитивного диссонанса Л. Фес-тингера и теории самопонимания Д. Бема (более подробный разговор об этих концепциях пойдет в разделе "Социальная установка").

Сейчас же, кратко суммируя сказанное, отметим, что Я-концепция является одновременно и результатом наших социальных взаимодействий, и фактором, влияющим на эти взаимодействия, а в более широ-ком плане, на поведение человека в целом. Достаточно отчетливо это проявляется и в случае с ощущением личностного контроля.

Каков источник и какова природа осознания собственной позиции, ее неповторимости? Откуда берется внутреннее сознание "Я"?

Если человек – вопрос вопросов философии, то центральным моментом в проблеме человека оказывается вопрос о природе уникального личностного бытия. Философы объясняют сознание, духовное начало в человеке по-разному. Согласно Платону сознание есть воспоминание о вечном мире идей, в котором пребывала душа до рождения на свет. Нетрудно заметить, что такое понимание фактически восходит к мифологическим взглядам о переселении душ. Согласно британскому философу Д. Локку сознание – суть развитые и усложненные системы чувственных восприятий. Согласно философам-рационалистам (отдающим разуму первенство перед чувствами) таким как Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц, идеи изначальны и существуют параллельно материальному миру и независимо от него. Согласно таким философам, как немец М. Бубер, француз Э. Левинас, отечественный мыслитель М. Бахтин, изначально присущий человеку Дух, соприкасаясь с другими духовными сущностями, как бы воплощается ими в конкретную Душу.

Причина таких разночтений связана с тем, что человеческое сознание, "Я", хотя оно вроде бы и совершенно очевидно дано каждому, не постижимо, так как постигаются другие предметы: стол, стул, химические вещества, планеты, произведения искусства, политические события и т.д. познаваемы объективно, т.е. как некие объекты, существующие вне познающего их субъекта. Сознание же собственного "Я" постижимо не путем объективации, а каким-то иным, более глубоким образом. "Я" – нс факт, не акт, не идея, оно одновременно и идеально, и реально. Более того, "Я" всегда как бы стоит вне пространства и времени: оно всегда, в любой момент времени сознается как "Я-неизменное", как "Я, которое именно Я", причем во всей своей полноте.

Смысл проблемы самосознания заключается в том, что субъект самосознания является носителем свободы. И проблема самосознания, таким образом, оказывается в центре любого осмысления человеком действительности и себя самого, возможности познания динамики культуры вообще. Главной проблемой оказывается внепространственное, вневременное начало самосознания, лежащее вне познаваемого мира, возможно, даже ему предшествующее. И речь идет тогда именно о свободе, носителем которой является субъект самосознания.

Поскольку самосознание трудно подвести под рациональные категории, в философии сложилась традиция рациональной неопределимости самосознания и связанных с ним философских идей свободы или существования. Данное вне времени и пространства, наше "Я" предстает как нечто не принадлежащее к привычному нам внешнему миру, поэтому проблема самопознания обнаруживает себя в конечном счете как проблема внебытийного начала бытия, как проблема религиозная. "Я" дано само по себе, но оно не может быть основанием самому себе и нуждается в каком-то основании, лежащем вне чувственно воспринимаемого мира. Поэтому подлинное самопознание достигается лишь через соотнесение с неким "абсолютным" началом всех проявлений реальности, чем-то свободным от этой реальности.

Проблема свободы личности

Что есть свобода? И есть ли свобода? Ведь существуют множество авторитетных мировоззренческих концепций – материалистических и религиозных – отрицающих свободу. Согласно материализму все в мире есть результат причинно-следственных взаимодействий. Согласно религии протестантизма в мире царит полное Божественное предопределение. Отрицали свободу и выдающийся немецкий философ Ф. Ницше, и сторонники бихевиоризма (от англ. behavior – поведение), согласно которому человеческое поведение полностью определяется внешними воздействиями.

Но свобода – понятие не столько физическое, сколько "сверхфизическое". Свобода – всегда что-то еще нереализованное, она еще не бытие, но некая возможность бытия. Она предшествует бытию, есть то, что "хочет" воплотиться в бытии. В этом смысле свобода выступает своеобразной "безосновной основой бытия". Поэтому всегда так трудно говорить о свободе – она не обладает конкретными характеристиками, представляя собой нечто неописуемое и невыразимое. Согласно российскому религиозному философу Н. А. Бердяеву даже всесильный над бытием Бог-Творец не всесилен над несотворенной свободой.

Свобода появляется только тогда, когда появляется человеческое сознание. Духовное, таким образом, непосредственно связано со свободой. Поэтому свобода предстает единственным условием адекватного восприятия и постижения реальности. Человеческая сущность и есть свобода, вечно ждущая за порогом человеческой определенности мира. Самосознание субъекта и есть самосознание свободы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ №________

«Человек в системе общественных отношений»

ТЕМА: « Самосознание индивида и социальное поведение»

Вид занятия (тип урока): комбинированный урок Норма времени: 90 мин

Цели занятиия

Учебная

Сформировать понятия: самопознание, самосознание, самоидентификация, самооценка, рефлексия.

Дать представление о различных формах самопознания, их достоинствах и недостатках.

Познакомить учащихся с различными техниками самопознания.

Воспитательная

Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека; способствовать выбору верных ориентиров в жизни; убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

Развивающая

Формировать умения и навыки:

высказывать мнение о собственном понимании по данной теме; уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку; использовать информацию, полученную в сети Интернет.

Обеспечение занятия

Наглядные пособия: слайды, доска

Раздаточный материал: учебники (Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.), схемы «Формирование самосознания.», материал для самостоятельной работы (заполнение таблицы «Фазы самопознания и самооценки», составление схемы – конспекта)

Технические средства обучения: диапроектор, компьютер

Литература основная: Важенин А.Г. Обществознание. СПО. – М.Просвещение, 2017.

Литература дополнительная: 1. Политические системы современных государств. А.Ю.Мельвиль. – М.:Аспект Пресс,2012

2. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 352 c.

3. Боровик, В. С. Основы социологии и политологии: учеб. пособие для ссузов / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 447 с. - (Учебники для ссузов).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать: основные понятия: самопознание, самосознание, самоидентификация, самооценка, рефлексия; способы формирования самосознания индивида.

Студенты должны уметь: применять полученные знания в жизни, анализировать и сопоставлять явления, аргументированно формулировать ответ на заданный вопрос, работать самостоятельно.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Задания и упражнения для обсуждения.

1 . Что представляет собой духовный мир человека?

2. Что такое культура?

3. Каково значение духовной сферы в жизни общества?

4. Какова духовная жизнь общества и духовный мир личности?

5. Что характерно для духовного мира личности?

6. Что относят к элементам духовной жизни общества?

7. Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой в жизни общества?

8. Сформулируйте вывод.

1.К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

2. Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком. С тех нор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

3. Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека.

Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

4. Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.

Духовный мир личности составляют : знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремления.

5. Для духовного мира личности характерно:

1)Духовно-теоретическая деятельность

2)Духовно-практическая деятельность

представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.

это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление созданных духовных ценностей.

6. Элементами духовной сферы жизни общества – мораль, наука, искусство, религия, право .

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

7. духовная культура тесно связана с материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

8.Вывод.

    Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.

    Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить

III Изучение новой темы

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

1. Этап мотивации. Формулирование темы и целей урока

- Что такое социальная группа?

- Дайте определение понятию «Индивид»

- Что такое социальная мобильность и какие виды(типы) вам известны?

- Сегодня на уроке мы узнаем, как формируется социальное поведение индивида в обществе.

Запись темы и эпиграфа к уроку в тетрадях

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Понятие «индивид» характеризует человека, как единичного (отдельного) представителя всего человеческого рода, конкретного носителя всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей в обществе.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

    Объяснение нового материала.

Беседа.

Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Самосознание - самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных , , , , , , действий.

Личность- это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества).

Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу.

Идентичность (англ. I dentity ) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе – политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

Психологи выявили фазы (этапы, периоды) самопознания и самосознания (слайд)

Сколько фаз?

Как их можно охарактеризовать? Заполните пропуски в таблице.

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы.

Фазы самопознания и самооценки

Активная фаза

Фаза падения

активности

………………

…………………

………………

…………………

ознание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец – считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

Из данных таблицы можно определить, что в детстве человек меньше задумывается о своем Я, направляя активность на познание окружающего мира.

Активная фаза начинается в подростковом возрасте, и длится до преклонного возраста. Эту фазу можно разделить на два этапа, определив границу этапов возрастом в 20-30 лет. Необходимо учитывать, что формирование личности и характера происходит неодинаково, и в связи с этим продолжительность перехода от одного этапа к другому мы определили в10 лет.

К концу жизни ценностные ориентиры изменяются в сторону оценки пройденного пути и активность самопознания несколько падает.

С фазами мы определились, теперь рассмотрим особенности самопознания относительно других видов познания. Давайте сравним, вспомнив изученный ранее материал.

Самопознание в отличие от других видов познания:

Направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;

В отличие от научного познания, в социальном познании присутствует субъективность;

Большое значение в познании собственного "Я" имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.

В отличие от других видов познания присутствует творческое "Я" (стремление субъекта к самосовершенствованию).

Запись определений в тетрадях

Самопознание, Самосознание,

Личность, Самооценка, Идентичность

Самостоятельное заполнение таблицы.

Работа с раздаточным материалом ( краткое конспектирование и составление схемы «Виды самопознания»)

1. Самосознание это:

    осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Самосознание - это динамичное, исторически развивающееся образование, имеющее разные уровни. Первым уровнем, который иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и определение его места в мире окружающих вещей и людей. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень - возникновение сознания своего «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей, но в чём-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

    Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание является исходным моментом и основой существования самосознания. Результат самопознания проявляется в знании индивида о себе. Именно на этой основе формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые достижения в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения проявляются в самооценке.

3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самооценка включает итоги самопознания и отношения к себе, является внутренним механизмом саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяет способы реагирования на поведение других людей.


5. Факторы, влияющие на самооценку :

    сопоставление реального «Я» с идеалом,

    оценка других людей и сравнение себя с ними,

    отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Саморегулирование поведения осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень предполагает управление поведением индивида на всех этапах его развития. Второй уровень - это самоконтроль, то есть своеобразная обратная связь внутри процесса саморегулирования.

8.Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Это своеобразный «отчёт» личности перед собой о соотнесении цели действия, хода его выполнения с усвоенной и принятой системой социальных эталонов. Самоконтроль даёт возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае необходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Самосознание может выступать не только в форме самосознания индивида, но и в форме социального сознания.

9.Социально-групповое сознание - это исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы (класса, страты, социального слоя) своего положения в системе существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. Социально-групповое сознание, так же как и индивидуальное сознание, является продуктом длительного социально- исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данной большой социальной группе, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различие условий бытия больших социальных групп обуславливает их специфические психологические особенности. Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.

краткое конспектирование, составление схемы-конспекта

составление схемы «Виды самопознания»)

виды самопознания

опосредованное рефлексия

самоисповедь

непосредственное

познание себя путем познания

других

Работа со схемами. (раздаточный материал)

«Формирование самосознания»

Беседа по вопросу

Как формируется, на ваш взгляд, самосознание? Приведите примеры.

Вывод.

Самосознание - это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений. Самосознание представляет развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием человека, и является необходимым условием сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий её развития, именно в нём отражается своеобразная история индивидуальности. В то же время, познавая себя в труде и общении с другими людьми, индивид регулирует свои действия и поведение в системе общественных взаимоотношений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек меняет своё поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. А это означает, что самосознание индивида имеет общественный характер и определяет социальное поведение человека.

Запись схемы в тетрадях.

Анализируют, обсуждают

Устные ответы, примеры, обсуждение

IV Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

Задание 1.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».

АТ.Спиркин. Сознание и самосознание

1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.

3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.

Чтение текста

1.

1) познание себя;

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

2.

2) пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).

3. 1) адекватная самооценка поддерживает достоинство человека в его собственных глазах;

2) адекватная самооценка обеспечивает уверенное поведение человека в различных ситуациях;

3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексованности, неудовлетворенности собой, озлобленности на других людей, зависти и т.п.). и др.варианты ответов.

4. Примеры:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возможностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств, чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирование своих отношений с избранником или избранницей).

Работа с тестом.

1.Субъектом познания является

1) мировой разум 2 )человек 3)природа 4) любое живое качество

2.Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»
относится к понятию

1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение

3. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

4.Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. В социальном познании его субъект и объект совпадают.

Б. В социальном познании активно используется эксперимент.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».

Ответ: ________________________

6.Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

A)мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти

B)мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие

А

Б

В

Г

    2 )человек

    3)восприятие

    3)верны оба суждения

    1)верно только А

    ощущение ;

А

Б

В

Г

2

1

3

4

Психологическая разминка (по желанию)

Японский тест “Твой шанс”

Посмотри внимательно на список и выбери средство передвижения, которое для тебя наиболее привлекательно. Итак, на чем ты прокатишься с наибольшим удовольствием?

А Велосипед

Б Автомобиль

В Автобус

Г Поезд

Д Яхта

Е Самолет

Японский тест “Мост”

Два малыша не могут попасть друг к другу с одного берега на другой. Помогите детям. Нарисуйте им мостик. Какой цвет вы выберете для этого?

1. Красный

2. Синий

3. Коричневый

4. Зеленый

5. Серый

6. Черный

Возможно ли человеку познать себя?

Наблюдайте, как постоянно беспокоен ваш ум. Попытки упорядочить хаос мыслей ни к чему не ведут. Только спокойное наблюдение заставит ваш ум течь по нужному руслу, а не срываться вниз водопадом эмоций - Стив Джобс.

Выбранное средство передвижения говорит о твоих шансах в достижении целей и об особенностях характера, способствующих или препятствующих этому.

а. Твой выбор – велосипед. Поставленные цели будут достигнуты путем собственных усилий. Надейся только на себя, действуй самостоятельно. Вряд ли тебе помогут окружающие. У тебя есть достаточно мужества, храбрости и веры, так что – вперед! Сила воли, упорство и труд приведут тебя к победе. Твои шансы очень велики.

б. Твой выбор – автомобиль. Внутренняя сила и энергия толкает тебя вперед. Ты достигнешь своих целей, если не будешь слишком спешить. Иди к своей цели спокойно, мелкими шашками. Шансы у тебя, несомненно, есть. Постарайся их не пропустить в свойственной тебе спешке, суете и суматохе.

в. Твой выбор – автобус. Ты очень ценишь своих родных и друзей. Помогая другим, ты работаешь над собой, что приближает к достижению заветной цели. Но не позволяй близким отвлекать твое внимание и изменять выбранное направление движения. Твои шансы довольно велики, но только в том случае, если ты не позволишь окружающим вмешиваться в твои планы.

г. Твой выбор – поезд. Хотя вокруг и полно людей, ты полностью игнорируешь их мнение и роль в своей жизни. Не стоит замыкаться на себе. Оглянись вокруг и обрати внимание на идеи окружающих. Может, среди их многообразия ты увидишь что-то ценное для себя, и твои шансы на успех подрастут.

д. Твой выбор – яхта. Ты человек независимый и достаточно равнодушный к тому, что происходит вокруг. Рационализм и здравомыслие – вот твои принципы. Тебя не легко отвлечь и сбить с намеченного пусти. Ты составляешь план, стратегию и четко им следуешь, не обращая внимания на постоянно меняющиеся условия и обстоятельства. Может быть это не верно? Постарайся замечать и рассматривать разнообразные варианты решений. Это обязательно повысит твои шансы.

е. Твой выбор – самолет. Ты хочешь достичь своей цели невероятно быстро и постоянно мечтаешь об этом вместо того, чтобы приступить к реальным действиям. Твоя фантазия в данном случае – твой враг. Ты то витаешь в облаках, то боишься осуществления своих желаний. Шансов на успех пока маловато. Спустись на землю, оглядись и приступай к делу без лишних опасений.

Тест кратко раскрывает яркие особенности характера и поведения человека.

1. Твой выбор – Красный. Ты чрезвычайно упрямая личность. Не в твоем стиле останавливаться на половине пути. В отношениях с людьми ты впадаешь в крайности, прямо и четко обозначая свое к ним отношение. С одними ты мил, любезен и дружелюбен, с другими – груб, резок и нетактичен. Однако друзья уважают тебя за прямолинейность и любят таким, какой ты есть.

2. Твой выбор – Синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель. Частенько плывешь по течению, потакая своим желаниям. Экстремальные ситуации тебя пугают. Предел мечтаний – покой, гармония и любовь близких. Свои собственные мысли и переживания волнуют тебя больше, чем происходящее вокруг.

3. Твой выбор – Коричневый. Ты серьезный и трудолюбивый человек. Не любишь нарушать установленные правила, всегда отвечаешь за свои слова и данные обязательства. Про таких говорят: «Он – честный и порядочный человек». Может быть, тебе немного мешает отсутствие гибкости, широты взглядов и определенной доли фантазии.

4. Твой выбор – Зеленый. Ты человек творческий. Необычные вещи, невероятные события привлекают твое внимание. Окружающих людей в тебе привлекает изобретательность, любопытность, широта взглядов и хороший вкус. Тебе не составит труда придумать нестандартный выход из ситуации, дать нетривиальный совет или увлечь друзей оригинальной идеей.

5. Твой выбор – Серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих – вот твои отличительные черты. В этом сквозит некая доля самоуверенности. Иногда ты любишь идти наперекор судьбе и изменять ситуацию в соответствии со своим настроением. Порой можешь сделать все наоборот просто из-за внезапно посетившей тебя вредности. Твоя неразговорчивость частенько воспринимается окружающими как высокомерие.

6. Твой выбор – Черный. Маска равнодушного спокойствия частенько надета на твое лицо. Ты изо всех сил пытаешься скрыть от окружающих свои эмоции, опасаясь, что они воспримут это как слабость. Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент. Закрытость и сдержанность – вот основные принципы, которых ты придерживаешься.

V Домашнее задание

Параграф 4.2., термины

Запись домашнего задания

VI Итоги занятия

Выставление отметок за урок

Рефлексия

На уроке я работал:

Своей работой на уроке я Доволен/не доволен

Урок для меня показался Коротким/длинным

За урок я Не устал/устал

Мое настроение Стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Устные ответы обучающихся

Подпись преподавателя

Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.

Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.

Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.

Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.

Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.

Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.

Самосознание человека – это сложный психический феномен, который складывается из эмоций и инстинктов, мыслей и интересов, типа личности, культурной и социальной среды, в которой пребывает индивид. В своём внутреннем мире человек может чувствовать себя художником, артистом, политическим или общественным лидером, выдающимся спортсменом, предпринимателем или кем-либо ещё. Такие самоощущения личности могут соответствовать или не соответствовать реальным ресурсам, способностям и талантам данного лица. Рассогласование доминант самосознания с достигнутыми результатами, с отношением окружающих, может приводить к психологическим конфликтам, что находит своё отражение в социальном поведении.

Каждый человек с самого раннего возраста вольно или невольно производит оценку своей личности, поведения и способностей, сравнивая себя с другими членами общества. Положительные оценки добавляют индивиду самоуважения, отрицательные ведут к досаде, заниженному уровню притязаний, психологическим срывам, агрессии, отклоняющемуся (девиантному) поведению.

Самосознание человека формируется постепенно, с годами вбирая в себя ценности окружающего мира, формируя образцы для подражания или неприятия каких-либо действий. У разных стран и народов этот период становления самосознания принято оценивать разным временным отрезком – в одних культурах он составляет 16-18 лет, в других 21 год. До наступления этого возраста, который ещё называется совершеннолетием , считается, что индивид не может в полной мере отдавать себе отчёт в совершаемых поступках, то есть он недееспособен полностью или частично . В практическом плане это означает, что человек с неустоявшимся самосознанием не может избирать и быть избранным на государственные и муниципальные должности, не может нести всю полноту ответственности за совершённые правонарушения и преступления, иметь разрешение на ношение оружия, покупать и потреблять спиртное и табак.

Формирование самосознания и мышление – скрытые от поверхностного наблюдения процессы; окружающие не могут с уверенностью сказать, что тот или иной индивид достиг надлежащего уровня самосознания. Конечно, можно провести тесты и квалификационные экзамены, выявляющие уровень знаний, навыков, умений или физической подготовки определённого лица. Но степень развития самосознания непосредственно измерить нельзя, хотя это бывает очень важно, чтобы предотвратить предательство в силовых структурах, коррупцию в госорганах, хищения интеллектуальной собственности в корпоративном секторе.

Представители бихевиоризма и ряда других научных направлений справедливо полагают, что самосознание и бессознательное ненаблюдаемо, мозг и разум – «чёрный ящик», а вот поведение вполне можно исследовать и через него получать сведения о мыслительных процессах и заложенных в генетическую память человека поведенческих константах. В этом деле хорошим подспорьем является наука этология , изучающая поведение животных, и отчасти людей. Изучение социальной иерархии в стаях, взаимопомощи в семейных отношениях, кооперации в совместной охоте, брачные игры и столкновения – всё это даёт полезную информацию для лучшего понимания поведения человека в социуме.

Большой проблемой для человечества остаётся преступность, которая сама по себе представляет некое антисоциальное поведение. Грабежи и убийства, хулиганство и воровство, похищение людей и терроризм – всё это результат антиобщественного (делинквентного) поведения. Аналогичным образом можно рассматривать и противоправные политические акции – различные майданы, волнения, «революции роз». Часть индивидов идёт на нарушение закона из-за эгоистических побуждений и жажды наживы, другая – из-за попранной (как им представляется) справедливости.

Для исполнительной и законодательной власти весьма важным является прогноз социального поведения граждан, которые одобряют или не одобряют определённые политические, экономические и социальные решения. Такие индикаторы, как рост преступности, забастовок, протестных акций, скрытого недовольства, широко используют социологи, которые представляют результаты своих опросов властным структурам и общественности. По графикам протестных настроений и рейтингам популярности политических лидеров можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее общественное поведение.