Роль дополнительного образования в развитии вашего региона. Реферат на тему «Система дополнительного образования детей как наиболее благоприятная среда для раскрытия личностного потенциала ребенка

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно- технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально- педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально- педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и не осмысленным наукой законам. Однако при всей справедливости этого вывода чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей деятельность не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям, которые необходимо разрабатывать и принимать на государственном уровне. Исходя конкретизации качественных характеристик дополнительного образования детей и опираясь на существующие государственные документы, можно высказать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности потенциала дополнительного образования детей, имея в виду как необходимость формирование готовности педагогического сообщества к профессиональной деятельности с их учетом.

Центральное место должна занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей. Как явствует из принятых документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются и стимулируются государством. Такой принцип может быть распространен и на учреждения дополнительного образования детей, если они смогут качественно ответить на подобный запрос государства и общества. «Инновационность» заключается в новизне и содержания, и методов образовательной деятельности. Подобная новизна является, как правило, результатом творческого поиска педагога, воплощенного в конечном итоге в создании авторской образовательной программы. Следовательно, стимулирование такого поиска, в том числе через участие педагогов дополнительного образования в соответствующих конкурсах, оказание им методической помощи, экспертиза и сертификация таких программ, распространение лучшего опыта их создания должны стать ведущими направлениями целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей на ближайшие годы.

Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.

Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место.

Дополнительное образование детей направлено на реализацию заказа детей и родителей на основе кооперирования возможностей и ресурсов различных отраслей и сфер вне зависимости от ведомственно- территориальной подчиненности. Такое «полисферное» развитие дополнительного образования становится одной из основ его развития.

Дополнительное образование детей - консолидированное участие управления образования и науки, управления культуры, управления по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, общественных организаций области в решении задач развития системы дополнительного образования.

Ребёнок в дополнительном образовании постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется пространство детского благополучия. Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». В этой связи возрастает роль дополнительного образования детей.

Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности

Дополнительное образование - это новое дополнение к основному образовательному процессу, так как дополнительное образование способно решить целый комплекс задач:

Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина Казахстана.

Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Роль педагога дополнительного образования, видится в выполнении следующих задач:

В образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты;

Формировать систему одаренности;

Сохранение и укрепление здоровья;

Научить ребёнка учиться и творить;

Научить ребёнка сотрудничать;

Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.

Отсюда можно сделать вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно – нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.

Список литературы

1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Березина - М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512 с.

2. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006.- 339 с.

3. Доклад Государственного Совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (24.03. 2006 г.)

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.

5. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1971. С. 414-419.

Данная работа представляет собой исследование, проведенное в процессе написания выпускной квалификационной работы. Разработанный в ходе исследования анкетный опрос и его результаты представляют собой проект мониторинга удовлетворенности выпускниками Центра детского творчества образовательным процессом. Это позволяет поддерживать обратную связь с выпускниками, а в перспективе полученная информация может представлять собой базу статистических и иных данных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация города Дубны Московской области

Управление народного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

(Ц Д Т)

_______________________________________________________________

Тема исследования:

Роль дополнительного образования в формировании личности и ее социализации на примере деятельности МБОУ ДОД «Центр детского творчества г.Дубны Московской области»

Подготовила:

Педагог-организатор

Мачалкина К.С.

Дубна, 2015

Введение

Изменения характера образования России выражаются в определенных особенностях, которые предлагает общество. На данный момент ведущее место занимает развитие общественной активности, инициативы, а также создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения детей, подростков и молодежи. Дополнительное образование детей здесь приобретает ценность, как открытая площадка создания данных условий на этапах детства и юношества. Через дополнительное образование детей система образования имеет возможность расширять свои социальные функции, а также развиваться как сфера эффективных инвестиций и инноваций.

Дополнительное образование детей выступает механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, а именно расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора действий, так что каждый ребенок, посредством помощи педагогов, определяет необходимые для себя цели, стратегии индивидуального развития как средства социализации личности.

По своему содержанию дополнительное образование детей отличается освоением навыков и умений не только в теоретической форме, но и в практической, что создает возможности в профессионализации учащегося. Настоящим профессионалом можно считать человека, когда его природные задатки совпадают с его профессиональной деятельностью. Именно поэтому на дополнительное образование возлагаются большие надежды в реализации данной функции.

Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве. Подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, ребенку предоставляется возможность формировать будущие качества. Помимо воспитания и творческого развития ребенка, дополнительное образование детей решает ряд других проблем, а именно: обеспечение занятости, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений.

Другими словами, дополнительное образование детей призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.

Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного, и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным). Дополнительное образование детей обречено на второстепенную роль. Эта периферийность не принижает значения дополнительного образования, а наоборот, она делает его мощным средством социализации системы образования в целом - все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем, можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.

Только в процессе интеграции общего и дополнительного образования будет достигнута наивысшая цель - социализация личности ребенка как предпосылка полноценного его развития. Понять взаимодействие общего и дополнительного образования детей вне системного подхода практически невозможно. Исходя из классического принципа целостности и системности образовательного процесса, целостная образовательная система вправе реализовывать две главные взаимосвязанные цели: социализацию и индивидуализацию каждого ребенка. Именно поэтому общее и дополнительное образование следует рассматривать как равноправные автономные сферы и только тогда можно говорить о реальном взаимодействии (интеграции) этих двух сфер в единое социокультурное пространство с целью воспитания, развития и становления сущностных сил ребенка.

Учреждение дополнительного образования как институт социализации

Если рассматривать процесс социализации личности, то непременно выстроится взаимосвязь «социализация - воспитание - самовоспитание».

Основываясь на уже данное расширенное определение понятия, социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как реально осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность - индивидуализацию: становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте - в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Учреждение дополнительного образования детей - открытая площадка, реализуемая перечисленные компоненты. Именно поэтому статус учреждений дополнительного образования стоит рассматривать на достойном уровне, так как качество образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями довольно высоко. Сегодня это образовательные программы, основанные на базисном плане учреждения дополнительного образования. Программы, авторами которых становятся сами педагоги дополнительного образования в контексте с типовыми программами , являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе социально-педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста .

Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и творческого объединения, методики активного и интенсивного обучения.

Модель формирования личностных особенностей ребенка для дальнейшей адаптации в социуме на примере деятельности МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

Структура МБОУ ДОД ЦДТ

В 1962 году в Дубне открылся Дом пионеров, в 1985 году ему было передано здание бывшей школы №6 на ул. Мира. Первым директором Дома пионеров была Л.И. Доценко. В Доме пионеров работали: городской пионерский штаб, школа пионерского и комсомольского актива. В 1994 году Дом пионеров преобразован в учреждение дополнительного образования детей - Центр детского творчества.

С 1989 года его руководителем была Лидия Ивановна Быкова. За большой вклад в дело воспитания и творческого развития подрастающего поколения Л.И. Быкова награждена знаком «Отличник просвещения Российской Федерации», грамотами и дипломами.

В настоящее время Центром руководит Степанова Наталья Александровна. Администрация Центра детского творчества находится по адресу: г.Дубна, ул. Школьная, д.3 (правое крыло СОШ №2).

Профиль деятельности - осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных образовательных программ.

Структура организации:

Структура Центра детского творчества четкая и вместе с тем многогранная, нацеленная на то, чтобы лучшим образом обеспечить взаимодействие всех членов коллектива. Во главе руководства и организации учебно-воспитательного процесса стоит директор. Текущие и организационные вопросы решаются через заместителя директора по учебно-воспитательной работе в тесной связке с педагогами-организаторами в административном здании и педагогами-организаторами детских клубов по месту жительства «Буревестник» и «Факел», которые входят в состав Центра. Сами занятия проходят на базах общеобразовательных школ города.

Работа по направлению безопасности учебно-воспитательного процесса и охраны труда руководит заместитель директора по безопасности учебного процесса.

Вопросы материального и хозяйственного сопровождения решаются заведующим хозяйством, в ведении которого находится младший обслуживающий персонал.

Основные направления, цель и задачи работы организации

Основная цель образовательного процесса: создание социально-педагогических условий для гармоничного и разностороннего творческого развития личности воспитанников, реализации их творческих способностей в системе взаимодействия общего и дополнительного образования.

Задачи:

  • развитие у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству;
  • реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;
  • изучения социального заказа родителей и удовлетворение потребности детей в реализации творческих способностей средствами дополнительного образования;
  • расширение межведомственных связей, сотрудничество Центра с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, другими организациями города.

В Центре детского творчества реализуются дополнительные образовательные программы следующих направлений:

  • художественное;
  • научно-техническое;
  • социально-педагогическое;
  • физкультурно-спортивное.

Деятельность МБОУ ДОД ЦДТ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г.Дубны Московской области» - это образовательное учреждение, в котором каждый ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности. В Центре детского творчества предоставляются стартовые возможности каждому ребенку, оказывается особое внимание и поддержка одаренным и талантливым детям, поднимается их индивидуальное развитие на качественно новый уровень.

Работая над созданием и совершенствованием образовательных программ, особое внимание уделяется разработке долгосрочных программ, рассчитанных на 3 и более лет обучения, с целью увеличения курса обучения, занятости и сохранности контингента обучающихся. Периодически проводится внутренняя экспертиза программ в целях повышения их эффективности и результативности.

Основные направления деятельности:

  • обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по образовательным программам различных направлений творческой деятельности;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • организация и проведение фестивалей, праздников, концертов, творческих встреч, выставок, познавательного досуга.

Предметом деятельности Учреждения являются:

Занятия в коллективах Центра обеспечивают творческую и социальную самореализацию личности ребенка, способствует профессиональной ориентации и адаптации подростков. С детьми работают инициативные, творческие, квалифицированные педагоги дополнительного образования, увлеченные своим делом педагоги-организаторы, концертмейстеры.

Деятельность в отношении дополнительного образования детей на муниципальном уровне на примере города Дубна осуществляется на основании ежегодно реализуемого перспективного плана, который предусматривает основные направления деятельности в области образования. Это перспективный план работы Городского управления народного образования администрации города Дубны и муниципального бюджетного учреждения «Центр развития образования г.Дубны Московской области». Данный план включает в себя:

  • изучение деятельности и обобщение опыта работы;
  • регулирование деятельности (справки, приказы, согласования);
  • городские программы, семинары, совещания (совет), методическая работа;
  • городские и областные мероприятия;
  • отчетная информация.

Помимо этого плана реализуется инициативная деятельность учреждений в городе, в сотрудничестве с другими учреждениями (социальные службы, городские библиотеки, городской центр занятости населения, СМИ, образовательные учреждения, негосударственные образовательные учреждения, ГОВД, ГИБДД и другие), частными предпринимателями и другими заинтересованными лицами.

Центр детского творчества реализует программы и проекты дополнительного образования в отношении детей группы риска (см. Приложение 1) (на основании электронного запроса Министерства образования и науки Московской области и соответствующего письма Центра развития образования города Дубны Московской области).

Педагоги дополнительного образования Центра максимально обеспечивают возможность занятий по образовательным программам с детьми группы риска. Это могут быть специально разработанные образовательные программы или адаптированные базовые программы, осуществляемые в Центре с разработкой индивидуального учебного плана.

Организуя работу с детьми группы риска, происходит эффективное включение их в процесс социализации по следующим критериям, которые для детей группы риска имеют важнейшее значение:

  • социальная адаптированность, предполагающая активное приспособление детей групп риска к условиям социальной среды, а также минимизацию рисков, возникающих в процессе интеграции ребенка в общество, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия процесса адаптации, а также достижение успехов в реализации поставленных целей;
  • социальная автономизация, предполагающая реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, а также сохранение данных установок;
  • социальная активность, рассматриваемая как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений и их развитие, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность, творчество , самостоятельность, результативность действий.

Анализ мониторинга социального потенциала развития личности в МБОУ ДОД ЦДТ

Целевая аудитория:

50 выпускников разных лет выпуска творческих объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества г.Дубны Московской области» в возрасте 18-25 лет.

Цель исследования была определена исходя из гипотезы, а именно: реализация дополнительного образования способствует целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала и в дальнейшем оказывает влияние на выбор профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

  • определить уровень влияния дополнительного образования на формирование личности как целостного единства и взаимосвязи компонентов процесса социализации (со стороны педагога, социальной группы, образовательного процесса и т.д.)
  • определить уровень удовлетворенности выпускниками услугами дополнительного образования как потенциальной площадки для самореализации;
  • определить степень влияния дополнительного образования на возможность роста и развития личности, на выбор дальнейшей профессиональной деятельности.

Для решения поставленных задач в исследовании был использован следующих комплекс методов исследования:

  • метод сбора информации;
  • метод приема и обработки информации;
  • метод обобщения полученной информации;
  • метод анализа полученной информации.

Характеристика понятийно-категориального аппарата:

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей .

Социализация. Социально-педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей мере, пятью подходами:

Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности .

Развитие в широком смысле - процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

  • всестороннее развитие человека как индивида;
  • физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
  • развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

Организация исследования:

  • проведение массового сбора данных (анкетный опрос);
  • обработка полученных данных;
  • составление выводов по проведенному исследованию.

На 2014-2015 учебный год кол-во учащихся Центра составляет 1253 человека (данные приведены на конец учебного года) . Контингент обучающихся женского пола составляет 943 человека, соответственно, мужского пола - 310 человек.

Выделим процентное соотношение обучающихся по половому признаку:

Как уже было мною упомянуто, респонденты - выпускники творческих объединений следующих направлений: художественное, социально-педагогическое и научно-техническое (физкультурно-спортивное не было рассмотрено по причине новизны творческих объединений данного направления, а также включенности в занятия младших школьников).

Выборка респондентов происходила по следующим критериям:

  • долгосрочная программа (3 и более лет), но с возможным совмещением с краткосрочными программами (1-2 года);
  • фактическое распределение обучающихся Центра по направлениям: художественное направление - 77,4%, социально-педагогическое - 14,6%, научно-техническое - 4,4%, физкультурно-спортивное - 3,6% (данные приведены с повторами детей, так как существует возможность заниматься в нескольких творческих объединениях Центра).

Анкета содержит в себе 3 блока: общая информация о респонденте, дополнительное образование как система и влияние дополнительного образования на развитие личности в процессе социализации и дальнейший выбор профессиональной деятельности на примере деятельности творческих объединений МБОУ ДОД «Центр детского творчества г.Дубны Московской области» (см. Приложение 2).

Блок №1 анкеты включает общие вопросы на определение личности с целью выявления соотношения данных респондента и его результатов.

№1. Укажите пол

Контингент респондентов женского пола составляет 34 человека, соответственно, мужского пола - 16 человек. Результаты анкеты по половому признаку в процентном соотношении выглядят следующим образом:

Данная тенденция в Центре существовала всегда, в силу преобладания художественного направления. Заинтересованность учащихся мужского пола в творческих объединениях художественного направления в основном присутствует до среднего школьного возраста (11-15 лет). В этом возрасте наблюдается переключение на другой вид деятельности, как правило, научно-технической направленности. Данную особенность предусматривают педагоги, отражая эту специфику в продолжительности образовательных программ.

№2. Ваш возраст

Выборка по возрасту не производилась.

№3. Укажите место учебы и специальность, а также место работы и Ваши основные обязанности.

Вопрос №4. Контактная информация

Данная информация являлась дополнением к анкете.

Вопрос №5. Творческое объединение ЦДТ, которое Вы посещали (возможно несколько вариантов ответов).

При анализе результатов присутствовали взаимосвязи выбора двух творческих объединений одного направления, а также были отмечены совмещения занятий в творческих объединениях разных направленностей.

При включенности учащегося в занятость разных направленностей стоит особое внимание уделить графику таких занятий, который исключит перегрузку организма ребенка.

Вопрос №6. Кто оказал влияние на Вас, когда Вы начали посещать ТО (творческое объединение) ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Равные результаты были получены по вариантам школьные педагоги и родители - 32%. И данный выбор логично объясним: семья и школа два главных института социализации личности ребенка в возрасте до 18 лет, которые оказывают наибольшее влияние на процесс взросления.

Друзья и знакомые - 24%, в данной ситуации выступают «мотиваторами», которые подсказывают и направляют в определении занятости. Но это имеет место быть, конечно же, в подкреплении данного выбора родителями или педагогами. Респонденты частично выделяли такие взаимосвязи как «школьные педагоги - друзья, знакомые», «родителя - друзья, знакомые», допуская двойные ответы.

Группа респондентов, выделив «другой» вариант ответа, указали на собственный выбор досуговой деятельности, некоторые из них также выделили взаимосвязь «собственный выбор - родители поддержали».

Вопрос №6. Почему Вы выбрали именно то или иное творческое объединение (ТО) в учреждении ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

Наиболее популярные ответы в выборе занятия в творческом объединении Центра:

  • развивает способности - 36%;
  • полезно для расширения кругозора - 40%;
  • 60% респондентов отметили, что получали удовольствие от занятий в творческом объединении и совместно упоминали «другой» вариант ответа - 32% респондентов отметили ключевую роль педагога. Респонденты выразили это следующими словами: «хороший преподаватель», «оказало влияние личность педагога» и др.

Блок №2 содержит ряд вопросов, посвященных дополнительному образованию детей как системе. Данные вопросы позволят выявить отношение целевой аудитории к учреждениям дополнительного образования детей.

Вопрос №1. В вашем представлении качественное дополнительное образование - это образование, которое? (возможно несколько вариантов ответов).

56% респондентов отметили, что основными критериями качественного дополнительного образования детей является возможность проявить свои творческие способности и таланты, а также дает новые знания, умения и навыки.

32% респондентов утверждают, что дополнительные образовательные программы готовят к выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Данное утверждение можно подтвердить тем, что у ребенка есть возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной деятельности, меняя и совмещая их. Данный вариант ответа не предполагает полноценное определение профессиональной деятельности, а лишь дает возможность выбора через пробы занятий в различных творческих объединениях разных направлений.

24% опрошенных утверждают, что немаловажным критерием качественного ДОД является укрепление сил и здоровья, учитывая, что анкетирование не распространялось на выпускников физкультурно-спортивного направления. Следовательно, можно сделать вывод, что респонденты ориентировались на личный опыт и практику занятий в ТО. Этот момент очень важен, учитывая нагрузку, которую получает ребенок в школе, а после на дополнительном занятии.

В том числе 20% респондентов отметили возможность завести новых друзей и знакомых, что в свою очередь позволяет практиковать межличностные отношения.

Вопрос №2. Какие черты личности, на Ваш взгляд, развиваются у занимающегося по программам дополнительного образования (в творческих объединениях/кружках/секциях и т.д.) (возможно несколько вариантов ответов).

60% человек отметили: развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.), расширение кругозора, повышение эрудированности, саморазвитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.п.).

52% респондентов упомянули о развитии навыков общения и самопрезентации, а также о стремлении самостоятельно развивать и применять полученные знания.

Вопрос №3. На Ваш взгляд, является ли посещение учреждений дополнительного образования условием полноценного развития ребенка?

Большая часть респондентов, а именно 66% отметили, что посещение учреждений дополнительного образования является полноценным условием развития личности ребенка в пору его детства и юношества.

24% человек допустили вариант ответа «другое», а именно отметили, что занятия по дополнительным образовательным программам лишь частично влияют на полноценное развитие личности ребенка.

2 человека отрицают возможность полноценного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей.

Вопрос №4. Выскажите Ваше мнение, как человек, прошедший данный этап, о возможности подготовки к выбору будущей профессиональной деятельности (возможно несколько вариантов ответов).

Респонденты отмечают значение и роль дополнительного образования в выборе профессиональной деятельности.

Дополнительное образование детей дает возможность допрофессиональной подготовки детей. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в пору детства и юношества, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Блок №3 посвящен деятельности МБОУ ДОД ЦДТ. Данный блок содержит ряд вопросов следующего характера:

  • удовлетворенность выпускника различными сторонами работы того или иного творческого объединения (возможность адаптации в малой социальной группе, самореализация и т.д.);
  • оценка деятельности творческого(их) объединения(ий) по определенным параметрам;
  • степень интереса к социально значимой деятельности на данный момент;
  • применение полученных навыков и умений, социальных ролей и отношений при взаимодействии в социуме.

Вопрос №1. Ваша удовлетворенность различными сторонами работы творческого объединения, которое Вы посещали в ЦДТ.

Во всех предложенных вариантах выпускники отмечают, что образовательная деятельность, осуществляемая в Центре, «в полной мере» их удовлетворяет.

На основе полученных результатов можно определить эффективность деятельности учреждения. Результаты предполагают социальную приспособляемость на занятии в творческом объединении, социальную активность и гибкость в виде результатов деятельности обучающегося, которая также рассматривается как социальная готовность к социальным действиям, творчеству.

Вопрос №2. Напишите наиболее запомнившиеся события и Ваши главные достижения за время занятий в творческом(их) объединении(ях) ЦДТ.

Каждое направление деятельности, как правило, определяет цели, на которые ориентируется деятельность творческих объединений. В силу этого представители художественного, а также социально-педагогического направлений упоминали выставки, фестивали, концерты, где принимали участие как артисты, как организаторы. Отмечали, что показательные выступления помогали преодолевать страхи, способствовали раскрытию личности. Также являлись участниками мероприятий всероссийских и международных уровней, которые предполагали длительные поездки.

Выпускники научно-технического направления поделились своим опытом участия в научно-исследовательских конференциях, успехами в различных экспериментальных работах и показательных мероприятиях.

Вопрос №3. Какие личностные характеристики, которые выработались у Вас за время занятий в ТО ЦДТ оказали существенное влияние на процесс адаптации в социуме? (возможно несколько вариантов ответов).

Показатели, которые набрали наибольшие результаты: 60% - самостоятельность; 56% - ответственность, дисциплинированность; 52% - аккуратность, коммуникативные качества; 40% - терпимость.

Показатели, которые набрали наименьшие результаты: 12% - воля; 14% - справедливость; 14% - высокие жизненные запросы/требовательность.

Стоит отметить выбор приоритетных показателей на основе направленности творческого объединения. Художественное и научно-техническое направления: оппоненты данных направлений наравне наиболее часто упоминали такие качества как самостоятельность, дисциплинированность, терпимость, аккуратность. Основное отличие это преобладание общения, а именно приобретение коммуникативных навыков на занятиях в творческих объединениях художественного направления.

Только представители социально-педагогического направления отметили такие варианты как доброта, честность, справедливость.

Вопрос №4. Что из перечисленного Вы оцениваете как преимущество творческого объединения ЦДТ, где Вы занимались?

Показатели утверждают, что то или иное творческое объединение обеспечивает возможности реализации творческого потенциала учащихся как, на мой взгляд, одного из важнейших компонентов полноценного становления личности ребенка. Также в полной мере учащимися усваиваются коммуникативные навыки.

Вопрос№5. Повлияло ли посещение ТО на Ваши взгляды в выборе дальнейшей профессиональной деятельности?

16% респондентов (8 человек) отметили, что на них оказало влияние занятия в творческом объединении и определило их дальнейшую деятельность. Результаты показали, что в основном данный вариант выбрали выпускники научно-технического направления и в данный момент либо их учебная деятельность, либо профессиональная связаны с профилем творческого объединения. Так, например, сейчас выпускники научно-технического направления обучаются в таких учреждениях высшего образования как МГУ им. Ломоносова (физический факультет), НИУ ВШЭ (факультет прикладной математики и кибернетики), МУПОЧ «Дубна» (ядерная физика и технологии (радиационная биология), МФТИ (факультет прикладной математики и физики) и т.д.

Из 32% респондентов, в основном художественного направления отметили, что в основном занятия в творческом объединении определили их хобби. Выпускники социально-педагогической направленности отмечали заинтересованность в самостоятельной практической деятельности.

Вопрос №6. Вызывает ли на данный момент у Вас интерес та деятельность, которой Вы занимались на занятиях в ТО ЦДТ?

Присутствует положительная тенденция самостоятельной организации времяпрепровождения, ориентируясь на имеющийся опыт.

Допуская вариант ответа «другое», респонденты отмечали такие варианты ответов, как «использую навыки по мере необходимости», а также «возможность проявить свою эрудированность» и т.д.

Вопрос № 7. Хотите ли Вы, чтобы Выши дети/будущие дети посещали занятия в учреждениях дополнительного образования?

Выводы исследования

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Присутствует позитивная тенденция озабоченности родителей и школьных педагогов в социально значимой занятости детей во второй половине дня.
  2. Учреждение дополнительного образования детей - площадка, которая совмещает деятельность, приносящую удовольствие и пользу.
  3. Наличие положительной динамики развития личностных качеств, приобретения необходимых компонентов социализации в рамках обучения - данные показатели утверждают, что учреждение дополнительного образования детей выполняет свои функции как модель социализации личности.
  4. Творческая составляющая образовательного процесса имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творчество рассматривают как инструмент прогрессивной педагогики для развития потенциала социализации детей, формирования здоровой творческой личности. В процессе созидательной творческой деятельности ребенок растет, развивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности. Творчество способствует формированию установки на труд, уверенности в себе и в своих силах, а также развитию внимания и мелкой моторики.
  5. Отмечается перспективность творческих объединений Центра различных направленностей, но, тем не менее, требуется уделить данному направлению работы должное внимание для дальнейшего развития и совершенствования.
  6. Существование возможности продолжения профессиональной деятельности по изначально заданному направлению в учреждении дополнительного образования. Небольшой процент респондентов отметили данную тенденцию и уже это прогресс для данного учреждения. Для увеличения числа необходимо в комплексе учитывать общие, специфические и частные условия со стороны образовательного процесса Центра, а также со стороны родителей.

Данный анкетный опрос и его результаты представляет собой проект мониторинга удовлетворенности выпускниками Центра детского творчества образовательным процессом. Это позволяет поддерживать обратную связь с выпускниками, а в перспективе полученная информация может представлять собой базу статистических и иных данных.

Приложение 1

К письму МУ ЦРО

от 25.09.2014 г. № 117/7.1-15

Наименование организации дополнительного образования:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества г.Дубны Московской области» (ЦДТ)

№ п/п

Название программы

Количество часов

в неделю

Количество охваченных детей группы риска

Примечание

Проекты (сборы, лагеря отдыха)

Программа летней оздоровительной площадки «Счастливые дети – счастливая Дубна!» (детский клуб по месту жительства «Факел») (три смены)

Первая смена

Вторая смена

Третья смена

1)Многодетные семьи

2) Неполные семьи

3) Беженцы (2 и 3 смена)

Клубный досуг

Творческие объединения

«Танцевальная ритмика»

1-й год-4 часа

2-й год-6часов

3-й год-6 часов

Программа для детей с ограниченными возможностями по здоровью (инвалиды)

СОП

«Фольклорный ансамбль»

1-й год -4часа

2-й год-4часа

3-й год-6часов

4-й год-6часов

5-й год-6 часов

Инвалид

СОП

«Художественное слово»

4 часа в неделю

«Эстетика быта»

1-й год-4 часа

2-й год-6 часов

«Школа физического эксперимента»

1-й год-2 часа

2-й год-2 часа

«Школа конфликтологов»

4 часа в неделю

«Конструирование и моделирование одежды»

1-й год-4 часа

2-й год-6часов

3-й год-6 часов

4-й год-6 часов

«Подвижные игры со спортивными элементами»

1-й год-4 часа

2-й год-4 часа

Вокально-хоровой ансамбль «Подснежник»

1-й год-4 часа

2-й год-6часов

3-й год-6 часов

«Театр мод»

1-й год-4 часа

2-й год-6 часов

3-й год-6 часов

«Лепка из соленого теста»

1-й год-4 часа

2-й год – 4 часа

«Основы дизайна»

1-й год-4 часа

2-й год-6 часов

3-й год-6часов

4-й год-6часов

«Хореография» (творческое объединение «Веселая академия»)

1-й год-2 часа

2-й год-4 часа

3-й год-6 часов

4-й год-6 часов

5-й год-6 часов

6-й год-6 часов

7-й год-6 часов

«Художественная роспись ткани»

1-й год-4 часа

2-й год-6часов

3-й год-6часов

«Красочное путешествие»

1-й год-4 часа

2-й год-4 часа

3-й год-4 часа

«Мир бисера»

1-й год-4 часа

2-й год-6 часов

3-й год-6 часов

4-й год-6 часов

5-й год-6 часов

«Веселая ритмика»

1-й год-4 часа

2-й год-4 часа

3-й год-6 часов

4-й год-6 часов

Вокально-инструментальный ансамбль

1-й год– 6 часов

2-й год- 6 часов

3-й год– 6 часов

4-й год-6 часов

5-й год-6 часов

«Художественная вышивка и лоскутная пластика»

1-й год-4часа

2-й год-6 часов

3-й год-6часов

Приложение 2

Анкета

Если анкета попала к Вам, значит Вы когда-то занимались в творческом(их) объединении(ях) Центра детского творчества г.Дубны

Данная анкета будет проанализирована и ее результаты будут использованы в исследовании.

Прошу Вас ответить на представленные вопросы.

Ответы необходимо вписать в форму или выделить тот или иной ответ.

Анкета анонимна, ее можно не подписывать.

Буду благодарна, если Вы перешлете заполненную анкету по адресу эл. почты: [email protected] или найдете меня в ВК: https://vk.com/machalkinaks

*Творческое объединение (ТО), Центр детского творчества (ЦДТ)

I.Общая информация:

  • мужской
  • женский
  1. Возраст _______________
  2. Укажите место учебы и специальность, а также место работы и Ваши основные обязанности

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Контактная информация ______________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Творческое объединение ЦДТ, которое Вы посещали и количество лет обучения (возможно несколько ответов по порядку)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Кто оказал влияние на Вас, когда Вы начали посещать ТО (творческое объединение) ЦДТ? (возможно несколько ответов).
  1. друзья, знакомые
  2. родители
  3. школьные педагоги
  4. иной вариант ______________________________________________________________________

7. Почему Вы выбрали именно то или иное творческое объединение (ТО) в учреждении ЦДТ? (возможно несколько вариантов ответов).

  1. развивает способности
  2. получаю удовольствие от занятий ТО
  3. интересна данная направленность деятельности ТО
  4. формирование, развитие характера
  5. полезно для расширения кругозора

II. Дополнительное образование как система

1. В вашем представлении качественное дополнительное образование - это образование, которое (возможно несколько вариантов ответов):

  1. укрепляет здоровье и силы
  2. готовит к выбору будущей профессиональной деятельности
  3. дает возможность проявить свои творческие способности и таланты
  4. помогает найти друзей по интересам
  5. дает новые знания, умения и навыки
  6. позволяет занять свободное время

2. Какие черты личности, на Ваш взгляд, развиваются у занимающегося по программам дополнительного образования (в творческих объединениях/кружках/секциях и т.д.) (возможно несколько вариантов ответов):

  1. развитие личностных качеств (дисциплина, внимательность, аккуратность и т.п.)
  2. стремление развить полезные навыки и умения
  3. расширение кругозора, повышение эрудированности
  4. стремление развить физические качества (сила, ловкость, координация и т.п.)
  5. саморазвитие интеллектуальных способностей (четкость мышления, способность делать выводы и т.п.)
  6. развитие навыков общения и самопрезентации
  7. стремление к повышению общего культурного уровня (развитие речи, культура общения)
  8. повышение интереса к учебной деятельности
  9. ничего из перечисленного
  10. иное (напишите) ____________________________________________________________________

3. На Ваш взгляд, является ли посещение учреждений дополнительного образования условием полноценного развития ребенка?

  1. да, является
  2. нет, не является
  3. другое _____________________________________________________________________

4. Выскажите Ваше мнение, как человек, прошедший данный этап, о возможности подготовки к выбору будущей профессиональной деятельности

В УДО (учреждении дополнительного образования) я имею возможность:

  1. расширить свои знания о мире профессий
  2. попробовать свои силы в профессиональной деятельности
  3. узнать о своих способностях в профессиональной деятельности
  4. приобрести свой практический опыт в профессиональной деятельности

Подготовка к выбору будущей профессиональной деятельности в УДО не нужна, так как:

  1. содержание программ в УДО не связано с подготовкой к выбору будущей профессиональной деятельности
  2. преследую другие цели (напишите)

____________________________________________________________________

III. Влияние дополнительного образования на развитие личности в процессе социализации и на дальнейший выбор профессиональной деятельности на примере деятельности творческих объединений (ТО) МБОУ ДОД «Центра детского творчества г.Дубны Московской области» (ЦДТ):

  1. Ваша удовлетворенность различными сторонами работы творческого объединения, которое Вы посещали в ЦДТ: (отметить/выделить ячейку по каждому пункту)

Практически нет

На достаточном уровне

В полной мере

1.Престиж ТО

2.Положительная атмосфера на занятиях

3.Взаимоотношения со сверстниками

4.Взаимоотношения с педагогом

5.Возможность самовыражения

6.Учебный процесс

7.Результаты (успехи в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выступлениях)

  1. Напишите наиболее запомнившиеся события и Ваши главные достижения за время занятий в творческом(их) объединении(ях) ЦДТ:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие личностные характеристики, которые выработались у Вас за время занятий в ТО ЦДТ и оказали существенное влияние на процесс адаптации в социуме? (возможно несколько ответов)
  1. терпимость
  2. справедливость
  3. чуткость
  4. доброта
  5. честность
  6. самостоятельность
  7. высокие жизненные запросы/требовательность
  8. образованность
  9. жизнерадостность
  10. хорошие манеры поведения
  11. воля
  12. ответственность
  13. дисциплинированность
  14. аккуратность
  15. коммуникативные качества
  1. Что из перечисленного Вы оцениваете как преимущество творческого объединения ЦДТ, где Вы занимались? (возможно несколько вариантов ответов)
  1. контакты с людьми
  2. возможность творческой деятельности
  3. возможность создавать что-либо своими руками
  4. перспективность
  1. Повлияло ли посещение ТО на Ваши взгляды в выборе дальнейшей профессиональной деятельности?
  1. это определило мою дальнейшую деятельность
  2. это был полезный опыт, но без особого влияния
  3. никак не повлияло
  4. другое ___________________________________________________________________
  1. Вызывает ли на данный момент у Вас интерес та деятельность, которой Вы занимались на занятиях в ТО ЦДТ?
  1. да, с радостью занимаюсь чем-нибудь подобным в свободное время
  2. да, интересуюсь новостями, изучаю литературу, смотрю программы, передачи по соответствующей тематике и т.д.
  3. нет, мой интерес давно пропал
  4. другое _________________________________________________________________
  1. Хотите ли Вы, чтобы Выши дети/будущие дети посещали занятия в учреждениях дополнительного образования?

Спасибо за участие!

Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 256 с.

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества г.Дубны Московской области» от 12 мая 2011 года.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

Анализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества г.Дубны Московской области» за 2014-2015 учебный год.


Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности , способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования . Ведь самой целью дополнительного образования : является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству , содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни . А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей , которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития . Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность , реализуют невостребованные основным образованием качества , могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчеством в различных направленностях : художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностей каждого обучающегося : комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их , более приспособлен к жизни в обществе . Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников» «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Л. Д. Маршунова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: образование, обучение, дополнительное образование, образовательная парадигма, направленность образования, социология образования, контекстное обучение, мотивации образования, духовность, общее и профессиональное дополнительное образование.

Требования к содержанию дополнительного образования в современном обществе детерминированы личностно-ориентированной образовательной парадигмой. Этим определяется недопустимость противопоставления естественно-научной, технической и гуманитарной направленности дополнительного образования. Оптимальное решение данной проблемы предлагает концепция контекстного обучения. Эффективность перехода к контекстному обучению обусловлена динамикой формирования позитивной мотивации получения дополнительного образования на основе развития духовности граждан.

Keywords: education, teaching, extended education, educational paradigm, the aim of the education, social science, context training, motivation of education, spirituality, basic and professional extended education.

Specification to subject matter of extended education in modern society is determined by personal model of education. This counters with scientific, technical and humane dimension of extended education. Optimal decision of the problem can be solved via context teaching. Efficiency of context teaching provides positive motivation of getting extended education on the base of spirituality of the people.

Исследование дополнительного образования предполагает, прежде всего, определения основных понятий.

«Обучение» - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками. Это - всегда двусторонний процесс .

«Образование» определяется Законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения .

«Дополнительное образование» - «образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам: оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ. Согласно Закону РФ «Об образовании», основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального образования» .

Для выявления взаимосвязи этих понятий, отражающей соотношение самих явлений и процессов, и определения места и роли дополнительного образования исключительно важную роль играет парадигма современного образования как целенаправленного процесса интеграции обучения, воспитания и развития индивида в интересах общества и самого человека.

Современная парадигма образования ставит перед образованием следующие основные

1) выявление проблемности и смыслов в окружающем человека мире;

2) формирование условий для свободного выбора человеком сфер жизнедеятельности в соответствии с развивающимися интересами личности и общества;

3) обеспечение партнерства субъектов образования;

4) развитие их творческой активности.

Для достижения этих целей предполагается решение таких задач как

Развитие способностей разрешать жизненные проблемы;

Формирование чувства ответственности как за собственную деятельность, так и за развитие ее социального контекста;

Овладение средствами, обеспечивающими возможность свободного развития личности, ее самоопределения в социуме.

Основным средством осуществления этих целей и задач является развитие творческой потенции человека.

Поэтому новая образовательная парадигма получила название личностно-ориентированной . Она требует выхода за пределы прагматического подхода к образованию, рассчитанного на формирование функционера определенной социальной системы. Новая парадигма носит личностно-развивающий характер: формирование специалиста-функционера предполагает в качестве необходимого условия развитие личности.

Однако было бы неверно сводить сущность новой парадигмы исключительно к ориентации на личность обучаемого. Такой подход противоречит сущности образования как целенаправленного процесса интеграции обучения и воспитания, направленного на развитие личности, учитывающее интересы не только индивида, но и общества. Современная парадигма предполагает новое видение функций образования, которое органически включает в его структуру институты дополнительного образования.

Для понимания этой связи важно отметить, что образование органично связано с обеими сторонами предмета социологии - с социальным поведением и с социальными структурами .

Действительно, объективно заданная местом и ролью образования в развитии общества цель - обеспечение усвоения человеком знаний, умений и навыков, необходимых ему в жизни. Эта цель ориентирована на социальное поведение, его принципы, нормы, смысл. При этом образование как целенаправленный процесс непосредственно направлено на «поведение, сформировавшееся как социальное». Но субъект образования включен в самые разнообразные общественные связи и отношения. Поэтому на результаты образования не может не влиять и спонтанный социальный обмен. Тем самым образование оказывается неразрывно связанным и с «социально направленным поведением».

В то же время, образование, с одной стороны, опирается на известные «социальные признаки субъектов», а, с другой стороны, направлено на формирование и развитие соответствующих «социальных признаков». А как один из основных социальных лифтов оно не только не существует вне «социальных образований», но и ставит воспроизводство и развитие «социальных образований» в качестве своей задачи. Таким образом, оно оказывается связанным как с обоими типами социального поведения, так и с обоими типами социальных структур, в своем взаимодействии и представляющих предмет социологии.

Из этого следует, что функции образования как бы пронизывают все сферы жизни общества и по самой сущности исследуемого феномена не могут быть сведены к узко прагматическому пониманию.

Конечно, основой жизни любого общества был, есть и остается труд . Но он является именно основой, - основой для всех остальных сфер жизнедеятельности человека и общества.

В этом плане правы авторы совместного российско-американского исследования «Современная социология образования», которые рассматривают функции образования «как наиболее устойчивые направления воздействия образования на основные сферы общественного развития» . Они выделяют следующие основные сферы развития общества и реализуемые в них функции образования.

Очевидно, что реализация этих функций и ведет к формированию не просто технически и технологически грамотного профессионала, но и личности, обладающей гражданской ответственностью. Иначе говоря, сами функции образования, направленные на обеспечение человека необходимыми для жизни в современном мире знаниями, умениями и навыками, предполагают все более широкое понимание предмета образования, включения в

него расширяющегося объема обобщенного продукта предшествующей общественной деятельности.

Таблица 1 - Функции образования

Экономическая Социальные Культура Социально-

сфера отношения политическая сфера

1. Формирование 1. Гомогенизация 1. Воспроизводство 1. Политико-

профессионально- общества через социальных типов правовая

квалификационного организованную культуры. социализация.

состава населения. социализацию 2. Формирование и 2. Формирование и

2. Формирование индивидов. воспроизводство поощрение

потребительских 2. Активизация общественного правового

стандартов. социальных интеллекта поведения.

3. Привлечение перемещений. (менталитета, 3. Воспроизводство

экономических 3. Социальная отраслей и идеологии.

ресурсов для целей селекция. социальных 4. Формирование и

образования. 4. Воспроизводство технологий). развитие

4. Внутреннее социальных групп и патриотизма.

распределение слоев.

экономических 5. Замещение

ресурсов. родителей, социальная поддержка субъектов образования.

Причина в том, что общественное разделение труда в современном обществе требует от компетентного профессионала не только умения разбираться в проблемах отраслевой техники и технологии, но и умения определить свой статус и роль в социуме. Иначе он просто не сможет выстроить оптимальную систему отношений с партнерами.

Несомненно, нельзя противопоставлять естественно-техническую и гуманитарную направленности образования: даже профессиональный гуманитарий сегодня, в эпоху компьютеризации, должен быть технически грамотным. Но и современный биолог или инженер не смогут добиться успеха, не владея хотя бы в той же мере, в какой гуманитарии овладевают современными информационными технологиями, современными социальными технологиями.

Понятно, что с изменениями общества, развитием самих социальных субъектов, содержание и взаимосвязи функций не остаются неизменными.

В таких условиях никакая образовательная программа не способна раз и навсегда решить все стоящие перед образованием задачи. Соответственно дополнительное образование становится неотъемлемым элементом современного образования в целом.

Другой фактор, детерминирующий изменение роли дополнительного образования в современном обществе, - особенности последнего.

Исследуя современные реалии, Э. Гидденс выделяет три основные черты, определяющие характер современности. Это - крайний динамизм, неимоверно возросшая скорость изменения всех процессов в обществе (имеются в виду темпы изменений в социальных практиках, образцах поведения людей). Второе - глобальность пространства, на котором происходят изменения, что несопоставимо со сферой изменения во всех досовременных обществах, так как практически все регионы мира социально и информационно втянуты во взаимодействие друг с другом. И, третье, это - качественно иная внутренняя природа современных институтов . Английский исследователь отмечает, что

современность существенным образом трансформирует характер взаимодействия людей, разделяя их во времени и пространстве. Для модерна характерно освобождение межличностных связей от зависимости внешних факторов - традиций, родства, материального обеспечения; традиционные родственные связи, персональное доверие разрушаются под давлением глобализации, в результате конфликта между локальными и глобальными явлениями.

Одной из причин возникновения такой социальной системы является изменение системы ценностей человека, их переориентация с внешних на внутренние, с материальных на нематериальные. Традиционные жизненные ориентиры мало работают при разрешении и преодолении субъективных кризисов, однако это не означает абстрагирование индивида из контекста социальной жизни, напротив, индивид, чтобы не стать заложником ситуации, должен в большей степени, чем ранее, овладевать социальными отношениями и обстоятельствами.

Модерн и сопутствующая ему культура высоких рисков порождают у современного человека целый ряд противоречивых психологических состояний, обусловленных утратой внешних опор, детерминировавщих его поведение (авторитет, традиции, вера); разрывом преемственности в организации институциональной системы модерна, а также кризисом социальных и культурных традиций. В результате дезориентация в социальном пространстве, дезадаптация к социуму, неуверенность, тревоги становятся спутниками жизни современного человека, а субъективные кризисы превращаются в норму.

По мнению социолога опасности и риски, существующие в рассмотренном обществе, можно просчитывать и минимизировать путём совершенствования процесса модернизации. Отправным моментом для подобных рассуждений является «идея рефлексирующей организации и реорганизации социальных отношений» , где под рефлексивностью понимается постоянный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания.

При таком подходе дополнительное образование становится уже необходимостью для нормального социального самочувствия современного человека.

Возникает вопрос о границах дополнительного образования, и, прежде всего, о его соотношении с основным образованием и профессиональной деятельностью (будущей или уже осуществляемой) обучаемого.

Этот вопрос находит своеобразное теоретико-методологической решение в рамках концепции контекстного обучения.

Эта концепция сформировалась к началу нового тысячелетия на основе осмысления связей в процессе обучения теоретических знаний и практических умений и навыков.

Под контекстным обучением понимается «профессионально ориентированное обучение, в процессе которого знания, умения и навыки усваиваются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью» .

Изначально авторы концепции задавались вопросом: как слить в общий поток общее образование и профессиональную подготовку. Они полагали, что общее образование не является самоцелью, обретая социальный смысл только тогда, когда функционирует и, соответственно, рассматривается как часть более общей системы обучения. Общее образование должно обеспечивать развитие способностей, интеллекта, эрудиции обучаемых, расширять их кругозор. С одной стороны, оно служит базой для профессиональной подготовки, но с другой, - обеспечивает в процессе обучения формирование и развитие не только функционера, то есть специалиста, являющегося функцией определенного технологического процесса, а и личности. Уже в средней общеобразовательной школе существуют элементы политехнического обучения. Там они подчинены

общеобразовательным стандартам. В системе профессионального образования общее образование сохраняется уже как компонент профессиональной подготовки. Однако его связь с последней часто оказывается формальной. В результате общество нередко получает или эрудитов, не способных решить ни одной практической задачи, или профессионалов, считающих все, не имеющее прямого отношения к их профессиональной деятельности, не заслуживающим внимания. По мере углубления разделения общественного труда, человек, не сформировавшись как специалист, терял статус достойного члена общества, а, напротив, сформировавшись как специалист, становился, по меткому выражению Козьмы Пруткова, подобен флюсу. Такому специалисту было присуще ощущение не только самодостаточности, но и превосходства: считая свои профессиональные знания, умения и навыки самыми важными для всего общества, он полагал, что все остальное, - раз оно менее существенно, -является более простым, понятным и доступным по сравнению с теми задачами, которые приходится решать ему. Поэтому любые мнения, не совпадающие с его пониманием ситуаций, даже тогда, когда речь шла о проблемах очень далеких от его профессиональных интересов, воспринимались и оценивались как некомпетентные и непрофессиональные. Разумеется, такая позиция противоречила объективным тенденциям развития производительных сил и общественных отношений, требовавшим формирования и укрепления партнерских отношений. Взаимодействие общего и профессионального образования становилось серьезнейшей социальной проблемой.

Исторически сложилось два подхода к ее решению.

Первый: сначала изучается общее, теоретическое, и на его основе строится обучение профессии.

Второй: общее и профессиональное образование происходят параллельно и одновременно.

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

В первом случае глубокое знание обобщенного результата предшествующей деятельности человечества не всегда когерентно цели обучения - подготовке человека к будущей активной жизнедеятельности в обществе. Общее и профессиональное образование отрываются друг от друга. Утрачивается связь между ними: обучение теряет системный характер.

Во втором - профессиональное образование происходит не на основе общего, а параллельно ему: отсутствие основы препятствует целостному восприятию специальных знаний и умений, - их смысл обусловливается конкретными обстоятельствами места и времени. Обучаемый становится незаменимым специалистом на данном рабочем месте, не способным исполнять свои профессиональные функции в изменившихся условиях.

Выход сторонники концепции контекстного обучения видят в развитии межпредметных и междисциплинарных связей в профессинальном контексте.

Здесь тоже возможны и используются два пути.

Первый путь: программа любого учебного предмета ориентирует свое теоретическое содержание на практические запросы конкретной профессии на основе профессиограмм и квалификационных характеристик..

Второй: программы теоретических предметов формируются, исходя из практических потребностей производства на основе экспертных оценок практических работников.

В обоих случаях теоретический материал, представляющий обобщенный результат предшествующей деятельности не отдельного специалиста, и даже не коллектива, а всего человечества, достаточно однозначно подчиняется практическим запросам конкретной социальной общности, группы или отдельно взятого работодателя. Обучение принимает прагматическую направленность и возникает необходимость переучивания или доучивания каждый раз, когда происходят более или менее существенные изменения условий деятельности. Таким подходом к обучению обосновывается создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК, ФПК, ЦПиПК и т.д.).

Несомненно, оба отмеченных пути решения задачи укрепления связи теории с практикой актуальны. Однако их абсолютизация приводит к хроническому отставанию обучения от запросов практики. В современном мире требования к профессиональной подготовке быстро меняются. Это происходит в условиях неопределенностей и рисков, затрудняющих прогнозирование динамики содержания профессиограмм. Эксперты-практики тоже ориентируются на запросы профессиональной деятельности, проявляющиеся здесь и сейчас. В результате обобщенный результат предшествующей деятельности подчиняется имеющему тенденцию устаревать в ходе его исполнения образование социально-профессиональному заказу. Пока учили, все было хорошо; оказалось, выучили не тому. То, что сегодня воспринимается, - и действительно является, - не имеющим отношения к той или иной конкретной социальной деятельности, включая и профессиональную деятельность, завтра может стать ее необходимым компонентом. Кроме того, рост стрессов в современном обществе постоянно требует умения переключаться: отдых становится исключительно важным фактором трудового процесса. И в этом плане актуальна проблема - как сделать так, чтобы отдых, переключение с одного вида или типа деятельности на другой, не уводили человека в мир грез и иллюзий, а участвовали в формировании и развитии его активной жизненной позиции, не сводимой к активизации потребления материальных благ.

Все эти обстоятельства требуют расширения границ образования, тогда как углубление разделения общественного труда предполагает развитие специализации профессиональной подготовки.

Дело не только в том, чтобы создать систему дополнительного образования, включающую в себя не только разнообразные формы профессиональной подготовки и переподготовки. Сегодня система дополнительного образования в России включает и многочисленные учреждения общего образования - музыкальные и спортивные школы, центры творчества и пр.

Но необходимо формировать позитивную мотивацию для занятия дополнительным образованием.

Конечно, сама жизнь вынуждает все большую часть населения стремиться к получению дополнительного образования. Однако эта «вынужденная» мотивация ориентирует именно на учреждения дополнительного профессионального образования. Подчиняя все запросам практики эти учреждения часто минимизируют затраты труда и времени на изучение предметов и дисциплин, не имеющих непосредственного отношения к формированию профессиональных качеств или, в лучшем случае, проводят селекцию содержания этих учебных курсов под узко прагматическим углом зрения. Раз образовательный стандарт требует отвести столько-то часов на предметы социально-гуманитарных циклов, придется их выделить; но, поскольку толку от них все равно мало, не будем обременять себя заботами о качестве и направленности преподавания и даже о какой-либо системности преподавания.

Позитивная мотивация дополнительного образования как внутренняя потребность в получении дополнительных знаний, т. е. упорядоченной, систематизированной информации, не относящейся непосредственно к профессиональной деятельности субъекта, может сформироваться только в результате развития духовности личности.

Действительно, духовность - это тот феномен, который соединяет объективное и субъективное, личное и общественное.

«Духовность - выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других» .

Человек не может жить, не познавая мир. Результаты познания он применяет в практической деятельности. И познавательная, и предметная деятельности носят социальный характер. То есть духовность заложена в природе человека.

Вопрос только в том, что, когда потребность познания ограничена, например, рамками профессиональных интересов, то, вследствие ограниченности понимания других людей,

происходит деформация социальной потребности жить и действовать для других, соотнося свои замыслы и поступки с интересами других людей. Человек не понимает интересов других, приписывая им свое понимание жизни: дворнику кажется, что все люди руководствуются только одной целью - мусорить. Таким образом, он соотносит свои чувства, мысли и поступки не с интересами других людей, а с самим собой, своим ограниченным внутренним миром. Утрачивается источник развития - личность становится самодостаточной в данном состоянии. Тем самым утрачивается интерес к познанию. Так деформация социального компонента духовности приводит к стагнации и отмиранию ее идеального компонента: происходит деградация духовности, выражающаяся в прекращении развития личности. Но результатом оказывается не только деградация конкретной личности. Снижается эффективность ее взаимодействия с другими людьми, что не может не сказываться отрицательно на процессе и результатах профессиональной деятельности человека. Он деградирует как член социума.

Все это коренным образом противоречит цели образования. Более того, узко профессиональный подход к образованию противоречит цели и собственно профессионального образования. В то же время, подчеркнем еще раз то, что динамика современного общества обусловливает углубление специализации образования. Итак, возникают две взаимосвязанные задачи:

Развитие системы образования, включающей в себя общедоступные и разнообразные образовательные учреждения;

Формирование мотиваций/установок на непрерывное дополнительное образование, в принципе не сводимое только к повышению квалификации, совершенствованию и развитию профессиональных качеств в том их виде, в котором они осмыслены здесь и сейчас.

При этом создание и развитие системы дополнительного образования, не подкрепляемое формированием соответствующих устойчивых мотиваций/установок, не обеспечивает реализации целей обучения - образования.

Если концепция контекстного обучения в педагогической интерпретации сводится к подчинению теории запросам практики, т.е. обучению теории в профессиональном контексте, то в социологическом видении она предполагает обучение профессиям в широком социальном контексте, когда максимально широкий круг знаний, умений и навыков не непосредственно соотносится с запросами конкретной практики, а только с тенденциями развития профессиональных деятельностей, на основе интересов социально компетентной личности. Очевидно, что такой подход не только не исключает дополнительного профессионального образования, но предполагает его в качестве необходимого элемента общей системы образования.

Литература

1. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск: ИООО «Современное слово», 2005. - 720с.

2. Асп Э.К. Введение в социологию / Пер. с финского М.Аалто и П.Саари; Ред. русс. пер. А. Рябова; Под ред. А.О. Бороноева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 250 с.

3. Чангли И. И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования / И. И. Чангли. -М. : Центр социального прогнозирования, 2002. - 451с.

4. Социология образования: учебное пособие для вузов по спец. 020300 "Социология" / Д. Баллантайн, Е. Г. Луковицкая, В. В. Матвеев и др.; отв. ред. А. М. Осипов, В. В. Тумалев; Рос. социол. ассоц. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 319 с. - (Alma Mater).

5. Гидденс Э. Последствия современности. // Социология. Реферативный журнал. Серия Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. №2. - М., 1994.- с.4.

6. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. -528с.

© Л. Д. Маршунова- спец. по профессиональной переподготовке кадров Альметьевского госуд. нефтяного института, [email protected].

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Созвездие»

муниципального образования Усть-Лабинский район.

Доклад на тему:

«Роль дополнительного образования на формирование личности ребёнка».

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Булан Юлия Владимировна

2016 г.

В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности ребёнка? Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным.

1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.

2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.

3.Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.

4. Глубокая реализация индивидуального подхода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.

6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.

7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.

9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Анализ исследований учёных Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, О. Е. Лебедева позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей:

    принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры;

    принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса;

    принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития;

    принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества;

    принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

    принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами;

    принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний;

    принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, естественнонаучное, эколого-биологическое, социально-педагогическое, культурологическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности,

В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности».

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована».

Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.