Природные ресурсы земной коры. §10

Цели урока:Цели урока:
Сформировать знания о видах
природных ресурсов земной коры.
Раскрыть особенности
происхождения горных пород.
Сформировать представление
о закономерностях размещения полезных
ископаемых

Проверка домашнего задания:

1. Какие типы земной коры вы знаете?
Каково их строение?
2. Что такое платформа и как она
образовалась?
3. Какие движения происходят на
подвижных участках земной коры?
4. Покажите на карте крупнейшие
платформы и горные системы.
5. Расскажите о закономерностях
размещения основных форм рельефа.

Изучение нового материала:

Используя текст § 10 и рисунок 26 учебника,
ответьте на вопросы:
1. На какие группы делятся породы, слагающие
земную кору, по способу образования?
2. Как образуются магматические породы?
3. Какие магматические породы вы знаете?
Назовите их основные свойства.
4. На какие группы делятся осадочные породы?
5. Как образуются метаморфические горные
породы?
6. Назовите горные породы, которые
образовались в результате метаморфизации.

Земная кора обладает огромными
природными ресурсами,
включающими в себя земельные и
минеральные ресурсы.
Земельные ресурсы относятся
к категории восполнимых ресурсов.
К земельным ресурсам относятся
территории, пригодные для
расселения людей и размещения их
хозяйственной деятельности.
Минеральные ресурсы, или
полезные ископаемые, относятся
к категории невосполнимых
ресурсов (рудные, топливные).

В размещении полезных ископаемых по
территории земного шара
прослеживаются определенные
закономерности

Выводы:

1) в горах складчатых областей обычно находятся
месторождения рудных ископаемых;
2) на платформах рудные месторождения
приурочены к нижнему ярусу - складчатому
фундаменту, поэтому они сосредоточены на щитах
либо в тех частях плит, где мощность осадочного
чехла невелика и фундамент подходит близко
к поверхности;
3) наиболее характерные для платформ
ископаемые осадочного происхождения
сосредоточены в осадочном чехле. Ведущую роль
среди них играют топливные ресурсы: уголь, нефть,
газ.

Домашнее задание:

Домашнее задание:
1) изучить § 10;
2) ответить на вопросы и выполнить
задания после параграфа.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природные ресурсы земной коры

Цели урока: Сформировать знания о видах природных ресурсов земной коры. Раскрыть особенности происхождения горных пород. Сформировать представление о закономерностях размещения полезных ископаемых

Проверка домашнего задания: 1 . Какие типы земной коры вы знаете? Каково их строение? 2. Что такое платформа и как она образовалась? 3. Какие движения происходят на подвижных участках земной коры? 4. Покажите на карте крупнейшие платформы и горные системы. 5. Расскажите о закономерностях размещения основных форм рельефа.

Изучение нового материала: Используя текст § 10 и рисунок 26 учебника, ответьте на вопросы: 1. На какие группы делятся породы, слагающие земную кору, по способу образования? 2. Как образуются магматические породы? 3. Какие магматические породы вы знаете? Назовите их основные свойства. 4. На какие группы делятся осадочные породы? 5. Как образуются метаморфические горные породы? 6. Назовите горные породы, которые образовались в результате метаморфизации.

Земная кора обладает огромными природными ресурсами, включающими в себя земельные и минеральные ресурсы. Земельные ресурсы относятся к категории восполнимых ресурсов. К земельным ресурсам относятся территории, пригодные для расселения людей и размещения их хозяйственной деятельности. Минеральные ресурсы, или полезные ископаемые, относятся к категории невосполнимых ресурсов (рудные, топливные).

В размещении полезных ископаемых по территории земного шара прослеживаются определенные закономерности

Выводы: 1) в горах складчатых областей обычно находятся месторождения рудных ископаемых; 2) на платформах рудные месторождения приурочены к нижнему ярусу - складчатому фундаменту, поэтому они сосредоточены на щитах либо в тех частях плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности; 3) наиболее характерные для платформ ископаемые осадочного происхождения сосредоточены в осадочном чехле. Ведущую роль среди них играют топливные ресурсы: уголь, нефть, газ.

География природных ресурсов мира

Тихонова Л.Я. МБОУ «Лицей №3» г.Прохладный, КБР


Цель занятия:

  • Сформировать понятие «ресурсообеспеченность» территорий.
  • Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов.
  • Научиться давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов

Мы узнаем:

  • Классификацию природных ресурсов и понятие ресурсообеспеченности;
  • Земельные ресурсы: два противоположных процесса;
  • Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды;
  • Ресурсы Мирового океана: океан «болен».

Что есть что

  • Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уровне технического и технологического развития могут быть использованы для производства материальных благ.
  • Главное свойство природных ресурсов – расходуемость (т.е. запасы имеют определенную величину) и возможность изъятия из природной среды.


По происхождению:

  • Полезные ископаемые (минеральные ресурсы);
  • Климатические ресурсы ;
  • Водные ;
  • Земельные (почвенные);
  • Биологические ;

По исчерпаемости:

  • Исчерпаемые:
  • Невозобновимые ( минералы, руды цветных металлов, сера и т.п.);
  • возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);
  • Неисчерпаемые: энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов и отливов, течений.

По применению:

  • Для промышленности:
  • Топливно-энергетические;
  • Металлургические;
  • Химическое и прочее сырьё.
  • Для сельского хозяйства:
  • Земельные;
  • Почвенные;
  • Агроклиматические.
  • Для отдыха и туризма:
  • Рекреационные ресурсы.

Ресурсообеспеченность

  • Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она измеряется либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.
  • На показатель ресурсообеспеченности влияют:
  • Богатство или бедность территории природными ресурсами;
  • Масштабы их извлечения (потребления).

Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – эти государства обеспечены практически всеми природными ресурсами.


Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?

Сегодня к ногам человечества

Сложена вся таблица Менделеева

Акад. А.Е.Ферсман

Особенности всех видов минеральных ресурсов – их невозобновимость, хотя их образование происходит непрерывно.



Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям:

  • Топливные ПИ – имеют осадочное происхождение и сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам;
  • Рудные ПИ сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям (Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский, оловяно-свинцовый пояс – в Китае, Вьетнаме).

Топливно - энергетические ресурсы

  • Лучше всего человечество обеспечено угольными запасами . Известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, основная часть которых находится в северном полушарии.
  • Из 600 разведанных нефтегазовых бассейнов разрабатываются 450 в 95 странах мира.
  • Россия – ведущая газовая держава .


Добыча, млн. тонн

Запасы, млрд. тонн


Добыча природного газа, куб. м

Сжиженный природный газ


Природный газ

Запасы, трлн. куб. м

Добыча, млрд. куб. м


Каменный уголь

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн


Уран. Добыча и запасы, т

Мировая карта ДПР, добыча которых стоит менее US$130/кг урана (WUP 2005).


  • Железные руды, добыча млн. тонн; запасы, млрд. т


  • Фосфориты, калийная и поваренная соль, сера
  • Фосфориты и апатиты являются исходным сырьем, из которого вырабатываются фосфорные удобрения.
  • Калийные соли служат исходным сырьем для производства калийных удобрений.
  • Для получения серной кислоты используются сера и серный колчедан.


  • Месторождения драгоценных камней часто являются вторичными. Благодаря процессам выветривания первичных месторождений драгоценные камни, более устойчивые, накапливаются в рыхлых отложениях рек и прибрежной полосы океанов и морей – откуда их легко можно добыть промывкой.

Намывание золота

Золотые самородки

платина


Территориальные ресурсы мира

Крупнейшие страны мира

по площади эффективной

территории (млн. км 2 )

  • Бразилия – 8,1
  • США – 7,9
  • Австралия – 7,7
  • Китай – 6,0
  • Россия – 5,5

Крупнейшие страны мира по площади территории (млн. км 2 )

  • Россия – 17,1
  • Канада – 10,0
  • Китай – 9,6
  • США – 9,4
  • Бразилия – 8,5

Эффективная территория – это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения



Земельные ресурсы: два противоположных процесса

  • Земельные ресурсы это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности . Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом.
  • Земля – источник жизни;
  • Мировой земельный фонд степень обеспеченности земельными ресурсами. Составляет 13,1 млрд.га.

З е м е л ь н ы е р е с у р с ы

Сельскохозяйст-венные угодья

Населённые

пункты, дороги

Малопригодные

и непригодные

луга и пастбища

Используя рис. 7 учебника (стр. 32), выпишите в тетрадь 5 стран, в структуре земельного фонда которых преобладает пашня, 5 стран – пастбища и 5 – непродуктивные земли.


Крупнейшие страны мира

по размерам площади пашни

Используя рис. 7 учебника (стр. 32), выпишите 5 стран – лидеров по обеспеченности пашней на душу населения.



Изменение земельного фонда

Два противоположных процесса

Расширение

сельскохозяйственных угодий

Истощение

сельскохозяйственных угодий

  • освоение залежных земель
  • мелиорация
  • осушение
  • орошение
  • освоение прибрежных участков морей
  • эрозия почвы
  • заболачивание
  • засоление
  • опустынивание

Внимание опасность : земельные ресурсы мира сокращаются!



  • Все страны мира различаются размерами пашни, степенью распаханности территории и показателями обеспеченности пахотными угодьями на душу населения . В целом по миру обеспеченность уменьшилась в 2 раза. На неё воздействуют 2 процесса:
  • Расширение земель;
  • Ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов : эрозия почв, заболачивание, опустынивание.
  • Пустыня – географическое, равнинное или гористое пространство, лишённое растительности.

Самые значительные пустыни: в Азии-Гоби, в Африке – Сахара, Ливийская, Калахари, Аравийская Среднеазиатская.



  • Ресурсы пресной воды , составляющие только 25% от общего объёма гидросферы отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности суши.
  • В ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках находится «неприкосновенный запас».
  • Речные (русловые) воды составляют 40 тыс.км 3 .
  • Потребление пресной воды растёт и превышает 4 тыс. км 3 в год. В экономически развитых странах городской житель использует 300-400 л. в сутки.

Водные ресурсы мира

Распределение воды в гидросфере

На пресные воды приходится около 2,5 % общего объёма гидросферы


Главные потребители пресной воды

  • Сельское хозяйство;
  • Промышленность;
  • Электроэнергетика;
  • Коммунально-бытовые службы.

Водные ресурсы мира

Распределение водных

ресурсов по регионам мира (тыс. км 3)

Крупнейшие страны мира по запасам

пресной воды (тыс. км 3)

Используя рис. 8 учебника (стр. 31), выпишите 5 стран с максимальными и 5 стран с минимальными показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения.


  • Питьевая вода уже стала стратегическим ресурсом. Объясняется это нехваткой пресной воды ввиду неравномерности распределения её запасов и возрастающих объёмов потребления, резким ухудшением качества поверхностных вод в результате хищнического отношения.
  • 1,5 миллиона человек лишены возможности пить чистую воду.
  • Ежегодно 3 млн. человек умирают от инфекций (тиф, холера, дизентерия), приносимых грязной водой.

Водные ресурсы мира

Крупнейшие водохранилища мира

п / п

Название водохранилища

Виктория

Страна

Братское

Кения, Танзания, Уганда

Объём воды

(км 3 )

Замбия, Зимбабве


Водные ресурсы мира

Проблемы использования:

Загрязнение

Рост потребления

Нерациональное использование

Дефицит пресной воды

Решение проблемы:

  • уменьшение водоёмкости производственных процессов;
  • сооружение водохранилищ;
  • опреснение морской воды.

Гидроэнергоресурсы – это ресурсы воды,

пригодные для получения электроэнергии .

Гидроэнергопотенциал регионов мира (%)

ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МИРА

Используя текст учебника (стр. 33), выпишите в тетрадь 6 стран, обладающих наибольшим гидроэнергопотенциалом.


Геотермальные ресурсы мира

Геотермальные ресурсы – это внутренняя энергия

Земли.

Тихоокеанское огненное кольцо

Назовите 5 – 7 стран, обладающих геотермальными ресурсами.



  • Главный вид растительных ресурсов – лесные – самые большие, самые сложноорганизованные и самосохраняющиеся экосистемы. Они покрывают около 30% земной поверхности (3866 млн.га).
  • Главными характеристиками лесных ресурсов служат размеры лесной площади и запасы древесины на корню. Важен показатель площади сохранившихся лесов. Более 80% таких лесов приходится всего на 15 государств : РФ, Канаду, Бразилию, США и т.д.

Лесные ресурсы мира

Лесные пояса мира

Северный лесной пояс

Южный лесной пояс

Влажные экваториальные

и переменно-влажные леса

Леса умеренного пояса

Используя рис. 9 учебника (стр. 31), выпишите по 5 стран Северного и Южного лесных поясов.


Лесные ресурсы мира

Крупнейшие страны мира

по площади лесов

Лесистость территории по регионам мира

Используя рис. 9 учебника (стр. 31), выпишите

5 крупнейших стран по обеспеченности лесными ресурсами на душу населения.


Лесные ресурсы мира

Проблемы использования:

Огромные масштабы

вырубки лесов

Отсутствие лесовосстановительных

работ в России

и в развивающихся странах.

Нерациональное использование

лесных ресурсов

50 % вырубленного леса

в развивающихся странах

идёт на дрова

Сокращение площади лесов

Проблема обезлесения планеты!


Агроклиматические ресурсы мира

Главный показатель – сумма активных температур.

Сумма активных температур – сумма среднесуточных температур выше + 10 о С в течение года.

Холодный пояс

Закон географической зональности :

чем ближе к экватору –

чем ближе к полюсам – тем …

Умеренный пояс

Жаркий пояс

Умеренный пояс

Холодный пояс

Вывод: наилучшими агроклиматическими ресурсами обладают страны жаркого теплового пояса.


Рекреационные

Энергетические

Биологические

Морская вода

Минеральные

Энергия приливов

Энергия волн

растворённые

вещества

морские животные

Энергия течений

растительные

температурного

градиента

фосфориты



Главный ресурс – морская вода

  • Запасы 1370 млн. км 3 или 96,5%;
  • На каждого жителя планеты приходится – 270 млн. м 3 океанской воды;
  • «живая вода» - это 75 химических элемента таблицы Менделеева;
  • 1 км 3 воды содержит – 37 млн. тонн растворённых веществ: соли – 20 млн.т., серы – 6 млн.т., много соды, брома, алюминия, кальция, натрия, меди, тория, золота и серебра.

Минеральные ресурсы дна океана

  • На континентальном шельфе нефть и газ: 1/3 от общей мировой добычи. Мексиканский залив – 57 действующих скважин; Северное море – 37; Персидский залив – 21; Гвинейский залив – 15.
  • Глубоководное ложе океана железомарганцевые конкреции;
  • Сокровища затонувших кораблей.

Энергетические ресурсы дна океана

  • Приливные электростанции – суммарная мощность приливов – 1-6 млрд.кВт*ч, что превышает энергию всех рек земного шара. Возможности имеются в 25-30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Самыми большими ресурсами приливной энергетики обладают : Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США .
  • Волновые электростанции , использующие энергию морских течений.

Биологические ресурсы дна океана

  • Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах.
  • Основную часть биомассы составляет фитопланктон и зообентос.
  • Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки (свыше 1 млрд.т).

Хозяйственное использование вод Мирового океана

  • Самые продуктивные акватории – это северные широты: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США (моря: Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов).
  • Мировая добыча рыбы и морепродуктов = 110 млн.тонн в год.

Океан «БОЛЕН»

  • В него ежегодно попадает 1 млн.тонн нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов).
  • Отходы промышленности : тяжёлые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др.
  • Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки .

Рекреационные ресурсы мира

Что такое

рекреационные ресурсы?

Рекреационные ресурсы -

это ресурсы для отдыха человека.

Рекреационные ресурсы

Природные

Историко-культурные

ландшафтные

Приведите примеры рекреационных районов и центров различных типов.


Рекреационные ресурсы

  • Основа отдыха туризма . Это как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые могут использоваться для отдыха, туризма и восстановления здоровья.
  • Рекреационные ресурсы делятся на 4 главных типа:
  • Рекреационно-лечебные (например, лечение минеральными водами);
  • Рекреационно-оздоровительные (купально-пляжные местности);
  • Рекреационно-спортивные (горнолыжные базы);
  • Рекреационно-познавательные (исторические памятники).

  • К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озёр, горы, лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы: зелёные зоны городов, заповедники и заказники, национальные парки.
  • К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности : Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия) и др.
  • Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии, Египте и других странах мира.

Вспомните

Какие полезные ископаемые вам известны?

Существуют топливные полезные ископаемые – торф, уголь, нефть (осадочное происхождение).

Рудные полезные ископаемые – руды цветных и черных металлов (магматическое и метаморфическое происхождение).

Нерудные полезные ископаемые – горно-химическое сырье, строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи.

Это я знаю

1. Что такое земельные ресурсы? Минеральные ресурсы?

Земельные ресурсы – территория, пригодная для расселения людей и размещения объектов их хозяйственной деятельности.

Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.

2. Каково значение минеральных ресурсов в жизни человека?

Минеральные ресурсы – основа современного хозяйства. Из них получают топливо, химическое сырье, металлы. От количества и качества минеральных ресурсов во чаще всего зависит благосостояние страны.

3. Чем обусловлено размещение полезных ископаемых?

Размещение полезных ископаемых обусловлено их происхождением.

4. Какие закономерности можно установить в размещении полезных ископаемых?

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ. Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

5. Где сосредоточены основные нефтегазоносные месторождения?

Основные нефтегазоносные районы сосредоточены в шельфовых зонах – Северное море, Каспийское море, Мексиканский залив, Карибское море; осадочных чехлах платформ – Западная Сибирь; предгорных прогибах – Анды и Уральские горы.

7. Выберите верный ответ. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены в основном: а) к щитам платформ; б) к плитам платформ; в) к складчатым областям древнего возраста.

Б) к плитам платформ

Это я могу

8. Используя схему «Образование горных пород» (см. рис. 24), объясните, какие превращения происходят с горными породами в результате круговорота веществ.

В результате круговорота веществ, происходит превращение одних полезных ископаемых в другие. Первичными можно считать магматические горные породы. Они образовались из излившейся на поверхность магмы. Под действием различных факторов магматические породы разрушаются. Обломочные частицы переносятся и осаждаются в других местах. Так формируются осадочные горные породы. В складчатых областях происходит смятие горных пород в складки. При этом часть из них погружаются на глубину. Под действием высоких температур и давления они переплавляются и превращаются в метаморфические горные породы. После разрушения метаморфических горных пород вновь образуются осадочные породы.

Это мне интересно

9. Считается, что в каменном веке почти единственным полезным ископаемым был кремень, из которого изготавливали наконечники стрел, топоры, копья, рубила. Как, по вашему мнению, изменились с течением времени представления людей о многообразии полезных ископаемых?

Представления людей о многообразии полезных ископаемых с каменного века очень быстро менялись. После кремня люди очень быстро нашли медь. Наступил медный век. Однако медные изделия для использования были непрочными и мягкими. Прошло еще немного времени, и люди познакомились с новым металлом - оловом. Олово - очень хрупкий металл. Мы можем предположить, что произошло так, что кусочки меди и кусочки олова попали в огонь или костер, где они расплавились и смешались. В результате появился сплав, объединяющий в себе лучшие качества как олова, так и меди. Так и была найдена бронза. Период бронзового века - это время, начиная с конца четвертого- до начала первого тысячелетия до нашей эры.

Как мы все знаем, железо в чистом виде не встречается на Земле - его нужно добыть из руды. Для этого руду нужно нагреть до очень высокой температуры, и только после этого из нее можно выплавить железо.

То, что века были названы в честь полезных ископаемых, говорит о их огромном значении. Использование все новых полезных ископаемых открывает для человека новые возможности и может коренным образом изменить все хозяйство.

С тех прошло очень много времени и сейчас люди используют огромное количество минеральных ресурсов для разных целей. Разведка и добыча минеральных ресурсов актуальная задача для хозяйства во все времена.

10. Известный отечественный геолог Е.А. Ферсман писал: «Мне хочется извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли… и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию». Раскройте смысл этих слов.

Минеральные ресурсы, при извлечении из их из земной коры чаще всего имеют вид далекие от внешнего вида продукта, который из него получают. Они действительно представляют собой неприглядный материал. Но при правильном подходе, переработке из этого материала можно извлечь много ценного для человека. Ферсман говорил о ценности недр Земли, о необходимости их изучения и разумного подхода к этому.

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Формирование земной коры на территории России

Земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая). (см. рис. 1)

Рис. 1. Строение земной коры ()

Слои земной коры отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник - от греч. «относящийся к строительству») .

Для того чтобы узнать какие тектонические структуры располагаются в пределах нашей страны можно воспользоваться картой строения земной коры , или тектонической. (см. рис 2)

Рис. 2. Карта "Строение земной коры" (тектоническая) ()

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа, на , необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры - литосферным плитам .

Большая часть территории нашей страны располагаются в пределах Евроазиатской литосферной плиты - одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты. (см. рис. 3)

Рис. 3. Евроазиатская (Евразийская) литосферная плита

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Ближе к восточной окраине этой плиты располагается Среднесибирское плоскогорье. (см. рис.4)

Рис. 4. Равнины, находящиеся в пределах Евроазиатской литосферной плиты

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита, вернее её часть - Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа. (см. рис. 5)

Рис. 5. Кавказские горы ()

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют. (см. рис.6)

Рис. 6. Границы между литосферными плитами на востоке и юго-востоке

Это часть территории попадает в планетарную зону сжатия и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов (см. рис.7) , в мелководных морях происходило накопление осадков.

Рис. 7. Поднятие мантийного вещества ()

И если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ. (см. рис.8)

Рис. 8. Столкновение литосферных плит и образование горных хребтов ()

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь: в земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории. В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала. (см. рис. 9)

Рис. 9. Разрез складчато-глыбовых гор ()

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем, накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например Западно-Сибирская равнина.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые называются платформами , другие - складчатыми поясами (или областями складчатости). (см. рис. 10)

Рис. 10. Основные тектонические структуры

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформа имеет строение: основание - это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус - чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются - Щиты и плиты. Щиты - это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита - участок платформы с двухъярусным строением. Как правило, в рельефе платформы соответствуют равнинам.

Рис. 11. Строение платформы ()

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области. Расширение платформенных областей и складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков, которые называются эпохами складчатости . Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет.(см. рис.12)

Рис. 12. Эпохи складчатости

Подобно складчатым поясам, платформы также имеют различный возраст. Он определяется по возрасту их фундамента. Выделяются молодые и древние платформы.(см. рис.13)

Рис. 13. Виды платформ

Расположение платформ и складчатых областей мы можем узнать по тектонической карте России. Цветовым фоном показаны те или иные тектонические структуры, соответствующие тем или иным нашей стране. Например, северо-восток нашей страны показан зелёным цветом, что соответствует мезозойской эпохе складчатости. (см. рис. 14)

Рис. 14. Тектоническая карта России

От строения земной коры зависит рельеф территории, а также наличие полезных ископаемых.

Основными тектоническими структурами являются относительно подвижные (складчатые пояса) и относительно устойчивые участки земной коры (платформы).

Складчатые области постепенно превращаются в платформы.

В геологической истории Земли выделяется несколько эпох складчатости, или горообразования.

Размещение тектонических структур показывается на тектонических картах.

Домашнее задание

  1. Какие формы рельефа соответствуют древним платформам?
  2. Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
  3. Приведите примеры древних платформ и молодых гор на территории России.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. География России. Природа. Население. Учебник 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  4. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  5. УМК (учебно-методический комплект) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Строение земной коры и рельеф России ().

Узнай больше по теме

  1. Тектоника плит ().
  2. Литосфера и литосферные плиты ().
  3. ).
  4. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры ().