Принципы логопедии. Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи Основные принципы логопедической работы кратко

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи.

1. Комплексность воздействия на ребёнка со сложными нарушениями речи.
В каждом конкретном случае необходимо выяснить, не пострадали ли у ребёнка и другие психические функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая сфера и пр.), поскольку их нарушение затрудняет работу над речью или даже делает её невозможной.

Так можно ли в этих условиях обойтись без тесного контакта с другими специалистами (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.)?

2. Воздействие на все стороны речи . Соблюдение этого принципа особенно важно потому, что в последние годы, к сожалению, логопедам всё реже и реже приходится иметь дело с изолированным нарушением звукопроизношения у детей, значительно чаще дефекты в произношении звуков проявляются на фоне общего речевого недоразвития.

3. Опора на сохранные звенья. В случаях повреждения речевого аппарата ребёнка наиболее пострадавшим чаще всего оказывается какое-то одно звено (артикуляторные движения, зрительное или слуховое восприятие и пр.). В процессе работы над преодолением любого (в том числе и речевого) расстройства специалисты сначала всегда опираются на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают к активной деятельности нарушенную функцию.

4. Учёт закономерностей онтогенеза , то есть нормального хода речевого развития. Весь ход речевого развития ребёнка подчинён вполне определённым общим закономерностям, которые отчётливо прослеживаются в каждом конкретном случае. Так, в процессе овладения звукопроизношением любой ребёнок сначала усваивает более простые для произношения звуки, тогда как сложные до определённого возраста он или полностью опускает, или заменяет менее сложными. При накоплении словарного запаса в первую очередь усваиваются имена существительные и глаголы как наиболее «наглядные» части речи, обладающие достаточно конкретным значением. Значительно позднее усваиваются имена прилагательные, наречия, числительные, не говоря уже о причастиях и деепричастиях. Свои закономерности имеются и в отношении овладения грамматическими языковыми нормами.

5. Учёт ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время, является игра. Наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень важное обстоятельство, всю работу по преодолению нарушений речи у дошкольников проводят в процессе игр.

Что касается школьников, то для них ведущим видом деятельности является учёба. По этой причине на её основе и строится вся коррекционная работа с детьми школьного возраста, хотя и здесь не исключается возможность использования различных речевых игр (это делается даже в процессе преодоления нарушений речи у взрослых).

6. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый ребёнок глубоко индивидуален, ребёнок же с любыми (в том числе и речевыми) отклонениями в развитии индивидуален вдвойне.

Только при соблюдении правильного индивидуального подхода к ребёнку и достигаются наилучшие и наиболее быстрые результаты логопедической работы.

7. Воздействие на микросоциальное окружение. Неправильный подход к ребёнку со стороны родителей или других находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет изменён, то это не может не сказаться отрицательно на её результатах. По этой причине логопед обычно устанавливает тесный контакт с родителями и педагогами школьных и дошкольных учреждений и ведёт с ними необходимую разъяснительную работу. При правильном с их стороны подходе к ребёнку и помощи ему в деле усвоения еще недостаточно прочных навыков полноценной речи значительно сокращаются сроки логопедической работы и повышается её общая эффективность.

Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» - слово, «Пайдео» - воспитываю.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Логопедическая помощь - вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.

Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.

В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети

В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» - это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.

Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:

  1. Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
  2. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
  3. Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему - от более простого к более сложному.
  4. Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
  5. Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.

Воздействие — активное влияние субъекта на объект , не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.

1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

  • Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
  • Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
  • Моделирование, как метод логопедического воздействия - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

  • Рассказ - это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
  • Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
  • Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

Наверняка Вам полезно будет узнать об основных принципах работы логопеда.

1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип).

Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка(уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

2. Комплексность

Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Так, причиной алалии является избирательное поражение коры головного мозга, проявляется алалия в трудностях усвоения языка, в отклонении формирования личности, высших психических функций. Без медикаментозного воздействия и психокоррекции логопедическая работа малоэффективна. При Заикании наблюдаются и неврологические отклонения и речевой дефект и психические. Только комплексный подход, включающий медикаментозное, психологическое, логопедическое воздействие, психотерапию может избавить от этого недуга.

3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).

Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

4. Опора на сохранное звено .

Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.

6. Учет ведущей деятельности.

Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые.В работе со взрослыми тоже используем речевые игры.Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

7.Поэтапность .
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
диагностика(обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка Органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков.
оценка и контрольоцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецедивов.

8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

9. Тесное сотрудничество с родителями.

Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру! Особенно это важно в работе с безречевыми детьми (алаликами, детьми с задержкой речевого развития), когда именно родителям необходимо постоянно, регулярно многократно и единообразно течении дня в проговаривать одно слово. И вот чудо – ребенок заговорил!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...

Основные принципы работы с родителями

Основные принципы работы воспитателя ДОУ с родителями воспитанниковВ основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат принципы, кот...

2 Основные задачи логопедии

4 Логопедические занятия в начальной школе

5 Основные направления деятельности студента-практиканта

6 Календарный план прохождения учебной педагогической практики

7 Посещение занятий педагога-логопеда

7.1 Логопедическое занятие по теме: "Звук л"

7.2 Логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков [Р], [Р"] в слогах, словах, предложениях и связной речи"

7.3 Логопедическое занятие по развитию речи для учащихся 1-го класса начальной школы по теме "Профилактика простудных заболеваний»

7.4 Логопедическое занятие для 2-го класса по теме "Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов"

7.5 Фронтальное логопедическое занятие по теме "Звуки и буквы [с, с", з, з"].

7.6 Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш"

8 Конспекты проведенных уроков

9 Обследование школьников

Заключение

Список использованной литературы


1 Содержание логопедической практики

Моя логопедическая практика проходила в школе № с «---» по «----».

Первая неделя - знакомство с учреждением, с коллективом педагогов и детей, наблюдение коррекционной работы логопеда и совместный аналитический разбор всех видов занятий, консультативный разбор наиболее интересных случаев речевой патологии, знакомство с анамнезом детей и другой медицинской документацией. Обследование детей: совместно с логопедом и самостоятельно, заполнение речевых карт, знакомство с разновидностью речевых карт в зависимости от структуры речевого дефекта. Подготовка студентов к самостоятельной двухнедельной практике: отбор речевого и наглядно-иллюстративного материала, консультация логопеда-руководителя практики по планированию, распределению детей на подгруппки с учетом речевого дефекта и их компенсаторных возможностей. Совместное обсуждение плана с руководителем практики, утверждение его администрацией школьного учреждения. План заверяется подписью руководителя практики.

Задачи первого периода

В них входят:

· адаптация студентов к образовательному учреждению, установление контактов с детьми, родителями, педагогами;

· актуализация знаний, полученных в колледже, университете, путем самообразования по коррекционной педагогике, патопсихологии, анатомии, физиологии и патологии органов речи, неврологическим основам логопедии, логопедии, основам дефектологии;

· овладение навыками пролонгированного наблюдения, методами сбора и анализа материала, умениями выделять и анализировать, правильно оценивать педагогические явления, развитие умения самоанализа и самооценки, преодоление психологического барьера - страха от вступления в контакт с детьми и взрослыми.

Вторая и третья недели характеризуются пробой сил в обследовании ребенка, в самостоятельном проведении фрагментов и полных занятий как индивидуальных, так и под-групповых, фронтальных; проведение индивидуальной коррекционной работы в повседневной жизни, используя режимные моменты; сбор и накопление практического и методического материала по коррекции речи и личности ребенка-логопата, учет компенсаторных возможностей каждого индивидуально; пропаганда дефектологических знаний среди коллег, родителей: оформление стендов, стенгазет, логопедических уголков, проведение родительских собраний и т. д.

Задачи второго периода

Задачи второго периода включают:

· овладение навыками отбора речевого материала, выбор оптимальных форм его реализации, овладение навыками планирования, ведения документации логопеда, составления отчета о работе;

· овладение умениями коррекционно-образовательного процесса;

· формирование умений подготовки, проведения и анализа занятий; совершенствование навыков самоанализа и самооценки.

Документацию студента-практиканта составляют: дневник наблюдений и анализа, конспекты наблюдаемых занятий и занятий, проводимых студентом самостоятельно на оценку.


2 Основные задачи логопедии

Основные задачи логопедии состоят в следующем:

· определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;

· исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;

· разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;

· изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

· разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;

· организация системы логопедической помощи.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Прикладные задачи логопедии решаются при разработке специализированных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения; при создании методических систем логопедических занятий и упражнений, дидактических пособий, рекомендаций для родителей. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь специальной отраслью, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.


3 Основные принципы логопедической работы

Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.

Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые); нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами, в частности принципами дидактики.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.


Одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход...

Вне стен вуза. Игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной деятельности. Глава 2 Учебная деловая игра «Этапы логопедического воздействия на ребенка» Цели игры Игра преследует различные цели: 1. Дидактические 1.1.1. Закрепить знания студентов о поэтапном логопедическом воздействии на ребенка 2. Игровые: 2.1.1. Возможность...

Ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л. 4. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и...

Детей отмечается дыхание поверхностное, учащенное у трех детей нет дифференциации ротового и носового дыхания. Выдох короткий, слабый, быстрое истощение выдоха в процессе речи. 2.2. Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей детей четырех летнего возраста. Таким образом, в коррекционной работе по устранению нарушения голоса были задействованы 4 детей, которых целесообразно было...

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи. Назовём лишь те из них, которые важно знать и учитывать педагогам и родителям.

1. Комплексность воздействия на ребёнка со сложными нарушениями речи. Нередко родители, обратившиеся за логопедической помощью по поводу имеющегося у ребёнка речевого расстройства, категорически отказываются посетить рекомендуемых им логопедом других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога и пр.). Мотивируется этот отказ примерно так: «Зачем мне идти к невропатологу (психиатру, психологу), если у ребёнка нарушена только речь»? Чтобы у родителей не возникало подобных вопросов и сомнений, мы постараемся рассказать в этой главе о принятом в логопедии общем подходе к преодолению речевых расстройств.

Все более или менее серьёзные нарушения речи в подавляющем большинстве случаев было бы неправильно рассматривать только как чисто речевые расстройства. Это объясняется тем, что большинство из них связано с органическим или функциональным повреждением речевого аппарата. Но ведь если в основе речевого расстройства лежит, например, повреждение «речевых» отделов коры головного мозга, то может ли дело ограничиваться одной только речью? Наш мозг работает как единое целое и поэтому, согласно образному выражению И. П. Павлова, даже при повреждении сравнительно небольших его участков имеется как бы «дымка на все полушария». А это означает, что и в рассматриваемой нами связи приходится смотреть на вещи более широко и не замыкаться на одних только речевых расстройствах.

В каждом конкретном случае необходимо выяснить, не пострадали ли у ребёнка и другие психические функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая сфера и пр.), поскольку их нарушение затрудняет работу над речью или даже делает её невозможной. К тому же эти функции могут страдать и вторично, вследствие уже имеющегося нарушения речи, которое нередко накладывает негативный отпечаток на всё поведение ребёнка и задерживает его умственное развитие. Поэтому было бы неправильно проявлять заботу только о речи ребёнка, оставив без внимания все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать и восстановлению речи. Так можно ли в этих условиях обойтись без тесного контакта с другими специалистами?

  • 2. Воздействие на все стороны речи . В логопедической практике нередки случаи, когда родители обращаются к логопеду по поводу неправильного произношения их ребёнком одного или нескольких звуков речи, считая во всех остальных отношениях речь ребёнка «нормальной». Однако в процессе его обследования часто обнаруживается и общее недоразвитие речи, выражающееся не только в замеченных родителями дефектах звукопроизношения, но и в нарушении звуко-слоговой структуры слов (пропуски и перестановки звуков и слогов в словах), в бедности словарного запаса и недостаточной сформированности грамматических систем. Последнее проявляется в том, что ребёнок неправильно согласует слова между собой, искажая их окончания. В подобных случаях в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения, а необходимо воздействовать на все стороны речи. Соблюдение этого принципа особенно важно потому, что в последние годы, к сожалению, логопедам всё реже и реже приходится иметь дело с изолированным нарушением звукопроизношения у детей, значительно чаще дефекты в произношении звуков проявляются на фоне общего речевого недоразвития.
  • 3. Опора на сохранные звенья. В случаях повреждения речевого аппарата ребёнка наиболее пострадавшим чаще всего оказывается какое-то одно звено (артикуляторные движения, зрительное или слуховое восприятие и пр.). В процессе работы над преодолением любого (в том числе и речевого) расстройства специалисты сначала всегда опираются на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают к активной деятельности нарушенную функцию. Этим же самым принципом чисто интуитивно обычно руководствуется и сам человек: плохо слышащие люди внимательно присматриваются к артикуляции говорящего, слепые прислушиваются к окружающим звукам, ощупывают предметы и пр., то есть всемерно стараются за счёт более полноценных функций скомпенсировать недостающую. Конкретные примеры опоры на сохранные звенья будут даны при рассмотрении отдельных речевых расстройств.
  • 4. Учёт закономерностей онтогенеза , то есть нормального хода речевого развития. Весь ход речевого развития ребёнка подчинён вполне определённым общим закономерностям, которые отчётливо прослеживаются в каждом конкретном случае. Так, в процессе овладения звукопроизношением любой ребёнок сначала усваивает более простые для произношения звуки, тогда как сложные до определённого возраста он или полностью опускает, или заменяет менее сложными. При накоплении словарного запаса в первую очередь усваиваются имена существительные и глаголы как наиболее «наглядные» части речи, обладающие достаточно конкретным значением. Значительно позднее усваиваются имена прилагательные, наречия, числительные, не говоря уже о причастиях и деепричастиях. Свои закономерности имеются и в отношении овладения грамматическими языковыми нормами.

В случаях полного отсутствия речи у детей или выраженных задержек и отклонений в её развитии мы имеем дело с нарушением закономерностей нормального онтогенеза, поскольку те или иные элементы речи не появляются у ребёнка в положенный срок или появляются в искажённом виде. Основная задача логопедической работы с такими детьми заключается в том, чтобы в максимально возможной степени приблизить ход речевого развития ребёнка, страдающего нарушением речи, к ходу её становления в нормальном онтогенезе.

5. Учёт ведущей деятельности. Наибольшую потребность в речевом общении с окружающими человек испытывает тогда, когда ему необходимо посоветоваться с ними по поводу какого-то конкретного дела, чаще всего связанного с его основными занятиями, профессиональной или какой-то иной деятельностью. Для ребёнка дошкольного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время, является игра. Именно в процессе игры у него возникает множество неотложных вопросов, без выяснения которых дальнейшее её продолжение нередко оказывается невозможным. А это значит, что наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень важное обстоятельство, всю работу по преодолению нарушений речи у дошкольников проводят в процессе игр. Логопед (а в дальнейшем и родители) включается в игру и незаметно для ребёнка постепенно помогает ему преодолеть имеющиеся у него речевые нарушения. В детских учреждениях такие игры организуются и с целыми группами детей, страдающих однотипными нарушениями речи.

Что касается школьников, то для них ведущим видом деятельности является учёба. По этой причине на её основе и строится вся коррекционная работа с детьми школьного возраста, хотя и здесь не исключается возможность использования различных речевых игр (это делается даже в процессе преодоления нарушений речи у взрослых).

6. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Каждый ребёнок глубоко индивидуален, ребёнок же с любыми (в том числе и речевыми) отклонениями в развитии индивидуален вдвойне. В нашей повседневной жизни мы привыкли в силу необходимости «приспосабливать» ребёнка к своему собственному распорядку, не особенно считаясь с его нуждами и запросами. За это даже в отношении нормально развивающихся детей в дальнейшем часто приходится платить достаточно дорогую цену, а применительно к детям с отклонениями в развитии платить предстоит вдвойне. Поэтому родителям с самого начала важно понять, что ребёнку с серьёзными нарушениями речи необходимо уделить очень большое индивидуальное внимание. Придётся сделать всё возможное (а иногда и почти невозможное) для того, чтобы на определённый отрезок времени обеспечить ребёнку благоприятные для коррекционной работы домашние условия. В противном случае трудно будет рассчитывать на успех.

Логопеды умеют, уловив индивидуальные особенности ребёнка, почти с первой встречи установить с ним доверительные отношения, вовлечь его в интересные игры, подбодрить, успокоить, внушить уверенность в обретении нормальной речи и пр. Подобными умениями под руководством логопеда должны будут овладеть и родители, которым надлежит дома продолжать ту же самую линию поведения по отношению к ребёнку, а не идти с нею вразрез.

Родители должны будут ещё раз внимательно присмотреться к своему малышу, обратить внимание на его самые любимые игры, занятия, игрушки, постараться почувствовать его настроение в тот или иной конкретный отрезок времени и с учётом всего этого ненавязчиво упражнять его в правильной речи, используя для этого рекомендованные логопедом приёмы. Только при соблюдении правильного индивидуального подхода к ребёнку и достигаются наилучшие и наиболее быстрые результаты логопедической работы.

7. Воздействие на микросоциальное окружение. Исключительную важность соблюдения этого принципа для успешного преодоления речевых расстройств трудно переоценить. Мы уже говорили о том, что неправильный подход к ребёнку со стороны родителей или других находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет изменён, то это не может не сказаться отрицательно на её результатах. По этой причине логопед обычно устанавливает тесный контакт с родителями и педагогами школьных и дошкольных учреждений и ведёт с ними необходимую разъяснительную работу. При правильном с их стороны подходе к ребёнку и помощи ему в деле усвоения еще недостаточно прочных навыков полноценной речи значительно сокращаются сроки логопедической работы и повышается её общая эффективность.

В ходе дальнейшего изложения нам неоднократно придётся возвращаться к этим основополагающим принципам логопедической работы и конкретизировать особенности их применения для каждого речевого расстройства.