Понятие этноса и его виды. Исследование формирования этносов Эссе причины образования одного из этносов


Введение

1. Происхождение и сущность этносов

2. Жизненный цикл этноса

3. Этнические контакты и типы этнических процессов

Заключение

Список литературы


Введение


Историческая этнография - раздел этнографической науки, изучающий происхождение и формирование отдельных этносов (этногенез), этническую историю традиционных форм народного быта и культуры отдельных этносов (в доклассовом обществе - всей культуры в широком смысле этого понятия), этнографию исчезнувших этносов (палеэтнография), формирование и эволюцию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей.

Важную роль в исторической этнографии играет культурно-генетическое направление, исследующее главным образом генезис и эволюцию отдельных компонентов народной культуры, в том числе материальной, духовной, соционормативной и др. в ее этническом своеобразии.

Исследования в исторической этнографии основываются как на собственно этнографических материалах (среди них особую ценность представляют пережиточные явления, изучаемые главным образом сравнительно-историческим методом, и этнографические факты, исчезнувшие ныне, но зафиксированные в прошлом), так и на собственно исторических, археологических, лингвистических, антропологических, ономастических и других источниках, привлекаемых комплексно.

Историческая этнография как раздел этнографической науки сформировалась лишь в последние десятилетия. Однако широкое развитие историко-этнографических исследований восходит к периоду возникновения эволюционизма в 60-70-х годах прошлого века. Вместе с критикой наиболее слабых сторон эволюционизма нередко с реакционных позиций многие западные этнографы в конце XIX - начале ХХ в. отошли от исторического подхода к этнографическим явлениям и народной культуре в целом. В последнее время интерес к проблемам исторической этнографии в западной науке, в частности - к культурно-генетическим исследованиям, значительно возрос. Этнографы уделяют серьезное внимание историческому изучению этнографических явлений, что обусловлено стремлением истолковать развитие народной культуры и процессы формирования этноса.

Учение Л.Н.Гумилева, содержанием которого является теоретическое и экспериментальное (если принять историю народов в качестве широкомасштабного эксперимента) рассмотрение процессов возникновения этносов, развития их до суперэтносов и последующее неизбежное вырождение до этнических реликтов, достаточно полно изложено им самим в монографии.

Цель данной работы – рассмотреть формирование этносов.

    рассмотреть происхождение и сущность этносов;

    изучить жизненный цикл этноса;

    выявить этнические контакты и типы этнических процессов.

1. Происхождение и сущность этносов


Этническое в человеке - это нечто иное, чем его социальная сущность. Более того, можно говорить об этническом и социальном как о двух сосуществующих типах человеческой эволюции. В понимании двойственности природы человека как существа этнического и существа социального - ключ к пониманию многих коллизий нашего, да и не только нашего времени. Пожалуй, впервые констатировал некоторые различия этнического и социального развития человека Л. Гумилев, признав их действительно двумя типами эволюции. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в работах Н.Седовой. В латентной форме данный аспект присутствовал во многих работах по этногенезу. Этот факт обнаружен диссертантом в связи с критическим анализом двух основных концепций этногенеза.

Отечественные ученые считают, что этносы относятся к сообществам, возникающим в результате естественноисторического процесса, а не человеческой воли. В западной этнографии распространены теории, которые отстаивают тезис целенаправленного формирования этнического сознания, а, следовательно, и этносов, поскольку этнос - это участник взаимодействия, организующим принципом которого является этническое сознание.

Одним из основных понятий "этнической истории", "этнологии", "этногенеза", представляется понятие самого этноса и заслуга Л.Н.Гумилева перед наукой, прежде всего в том, что именно его подход позволил полно определить это понятие. Оно не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны - частью социума, конкретного общественного организма.

Этносы - явление несоциальное: общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившись через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с ареалами этноса. Государства могут включать в свои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союза входили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийского суперэтноса (молдаване), Западноевропейского (Прибалтика, Закарпатье). Интересно, что теория Л.Н.Гумилева, с трудом приживаясь на родине, уже начинает прорастать в Европе. "Можно быть гражданином Федеративной республики и, одновременно, итальянцем или турком. Гражданство - понятие правовое. Национальность - термин этнический, характеризующий обычаи и традиции, которые вызывают ощущение "мы".

Этносы - не самоназвания. Так, имя монгольского народа "татар" с берегов Керулена перекочевало на берега Волги и стало самоназванием поволжских кипчаков - тюрок, которые в свое время приняли его в знак лояльности Золотой Орде.

Этносы не являются понятием биологическим: этнология принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от рассового подхода. Например, Русский этнос только в Европейской России органически включает 5 европейских рас II-го порядка, а в Азиатской России добавляются еще и монголоиды. Можно заключить, что: этнос - развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных "форм человеческого общежития" и является "посредствующим звеном между обществом и природной средой".

Механизмы, обеспечивающие стабильность генетического разнообразия в современном мире, известны как признаки этноса, отличающие его от социальных групп, причем все признаки этноса, какой бы из них ни признавался в данное время ведущим, - это признаки размежевания. Их перечень хорошо известен: различия в физическом облике, территория, особенности культуры, самосознание, этноним. Любой из этих признаков может считаться доминирующим в той или иной конкретно-исторической ситуации.

Кроме того, нельзя считать этнические признаки однозначными, ведь существование этносов строится не по линейному принципу горизонтальных связей. Они образуют сложную иерархическую систему, которая динамично изменяется, следовательно, делать какие бы то ни было выводы о сущности этнического времени и возможностях его измерения только по этническим признакам нельзя.

Ю.В.Бромлей к числу отличительных свойств этнических общностей относит устойчивость и наглядность, проявляющиеся наиболее отчетливо в следующих сферах: эндогамия, этническое самосознание и психические стереотипы. "Этнос - в узком смысле - осознанная культурная общность. Этносы в более широком смысле - этносоциальные организмы, обладают не только культурной, но и социально-экономической, политической общностью. В отличие от этно-социального организма этнос может существовать и при нескольких формациях". Таково объяснение несовпадения основных этапов этнических и социально-экономических процессов. Решающую роль в преемственности специфических стереотипов поведения Бромлей отводит не биологической наследственности, а "внебиологическому механизму прижизненного усвоения ими культурных традиций данной общности".

Ю.В.Бромлей определяет этнос как продукт внешних условий, прежде всего общественно-исторических. Социальные процессы доминируют над природными в этносе. В ходе общественного развития социальная детерминированность этнических процессов возрастает.


2. Жизненный цикл этноса


Исходным моментом любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящую к появлению новых этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным толчком. Толчок может быть идентифицирован по ряду объективных признаков, универсальных для всех известных в истории феноменов этногенеза.

Через 1200-1500 лет от начального момента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либо растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует неограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта.

Поскольку в теории принято, что пассионарность - признак генетический и есть ген - носитель этого признака, то проявляться он должен в результате мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию. Генетическая природа пассионарности подтверждается не только фактом передачи признака пассионарности по наследству с постепенным его угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с использованием закономерностей популяционной генетики. Тип внешнего воздействия, вызывающего мутацию, до настоящего времени не установлен. Сам Л.Н.Гумилев с учениками склонялся к космической причине - воздействию космических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или вспышками сверхновых.

Однако возможен вариант воздействия на организмы электрических или магнитных полей, возникающих в результате каких-то процессов, протекающих в мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически представляться в форме геодезических линий).

Согласно Л.Н. Гумилеву, существует два основных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).

Персистентные этносы - это этносы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в изменении окружения. Человеческая популяция вписана в природу. Люди образуют завершающий этап природных или ранее перестроенных трофических цепей. К персистентному состоянию этнос приходит в результате длительного (1200-1500 лет) исторического развития.

Из общей массы пассионариев выделяют специфические поведенческие черты, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть до самопожертвования. Поскольку последнее противоречит природе живых организмов, инстинкту самосохранения, то Л.Н.Гумилев считает пассионарность проявлением мутации, вызванной воздействием космического излучения.

Исторический этнос проходит несколько фаз развития. В фазе подъема (около 300 лет) осуществляется огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения поставленных целей. Количество пассионариев в новом этносе резко увеличивается как за счет их притока извне, так и за счет пассионарной индукции, то есть распространения пассионарности на людей, не обладающих пассионарными генетическими признаками. В этой фазе производится основная работа по формированию системных связей, формируется структура этноса.

В акматической фазе (следующие 300 лет) происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связи с чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Территория, занимаемая этносом, расширяется до границ ареала, пригодного для его существования, преимущественно в пределах природных зон.

Надлом (100-200 лет) связан с ломкой структуры этноса, созданной в начальный период для небольшого образования и не соответствующей новым масштабам государства. Это - эпоха гражданских войн и иных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства. Пассионарность в этнической системе резко падает. Носители пассионарного гена ищут самовыражение не в стремлении к власти, а в достижении успеха в творческой области. В инерционной фазе (300 лет) этнос существует как бы по инерции. Исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохранен поведенческий стереотип и этническая традиция, объединяющие людей. Укрепление государственных органов власти, приоритет законов над отдельными волеизъявлениями, означают возможность мирно существовать без ярких личностей пассионарного типа. Наступает эпоха "золотой посредственности", отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей, которые и производят основные материальные и духовные ценности. Государство и население богатеют.

Фаза обскурации (300 лет) характеризуется дальнейшим спадом пассионарности до уровня даже ниже нулевого. Люди переключаются на свои собственные проблемы и мало интересуются делами правительства. В результате, к власти приходят индивидуумы с пониженной энергетикой, так называемые субпассионарии, не способные к созидательной работе и живущие за счет общества. Накопленные в предыдущий период богатства растрачиваются, а этнос распадается или переходит в мемориальную фазу, где только сохраняется память о прошлом величии. В мемориальной фазе остатки этноса существуют в виде реликтов, постепенно переходя в персистентное состояние.

Проблема дифференциации этнического и социального времени в рамках одного этноса и, тем более, суперэтноса, может быть решена только теоретически. В реальности эти процессы выступают в виде единого, точно так же, как в жизни человека невозможно отделить жизнь организма и жизнь личности. Только достаточно высокий уровень обобщения, соответствующий философскому анализу, способен дать адекватное решение по поводу взаимосвязи этих проблем. Нельзя сделать никаких выводов в этом направлении без учета достижений представителей исторической науки, которые, особенно при изучении истории России, старались учитывать максимально полно все факторы ее развития: и этнические, и социальные. И в этом смысле отчетливо видны два направления в отечественной исторической науке: история народа и история государства. А выделение преимущественно этнической или преимущественно государственной истории отражает соответствующую шкалу темпоральности. Это, в свою очередь, означает, что сравнение соответствующих исторических концептов может дать адекватное представление о соотношении двух форм темпоральности России.


3. Этнические контакты и типы этнических процессов


В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их к взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Поэтому, суперэтнические системы именуют также "культурами", "мирами", "цивилизациями". Разные народы, входящие в суперэтнос, обладают единой ментальностью, но сохраняют разное мироощущение. Разное мироощущение непосредственно связано с различиями в природопользовании, закреплением разных рефлексов в генетической памяти людей.

Симбиоз - форма положительных контактов между разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к их взаимообогащению. Этносы сохраняют свое своеобразие и набор приспособительных навыков к среде. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, но существуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера - форма контактов несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие, происходит аннигиляция и разрушение.

Этнические контакты неизбежны. Однако при их осуществлении в сфере природопользования совершается огромное количество ошибок, порождающих этнополитические проблемы. Например, повсеместная распашка целинных земель без учета свойств и качества почв привела не только к их уничтожению (бедленды в Северной Америке, выдувание и песчаные бури в Казахстане), но и к вытеснению коренных жителей. Практику перевода с кочевого образа жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать как геноцид, так как персистентные народы (как этносы, а не конкретные люди) могут сохраниться только ведя традиционный образ жизни.

Попадая в новый регион, представители прогрессирующего этноса продолжают вести хозяйство в соответствии со стереотипом поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируя его к новой среде. Основой принятия неэффективных решений, как и всегда, является недостаток информации о свойствах природной среды и социально-экономического окружения. Такой вывод сделан представителями так называемого "бихевиористкого" (поведенческого) направления в англо-американской географии.

Выделяются два типа этнических процессов:

Эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:

    языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);

    культуры;

    социальных структур;

Трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса.

Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса - его самосознания. Они находят свое выражение как в этническом разделении (например, формирование на базе древнерусского этноса великороссов, украинцев, белорусов), так и этническом объединении на базе метизации, консолидации, интеграции различных этнических групп, проживающих на одной и той же территории (например, англичане как этнос возникли из англов, саксов, кельтов, датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату).

Существуют три основных исторических типа этногенеза:

Палеоэтногенез - формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.

Мезоэтногенез - возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Появление народностей связывается с ассимиляцией, метизацией нескольких неродственных этносов или частей этносов в новое этническое образование. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

Неогенез - этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.

Исследование процессов рождения этносов и их превращения в суперэтносы, развития, рост могущества этих суперэтносов и их вырождение (или гибель) - предмет этнической истории, которая в свою очередь является функцией природного процесса этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные коллективы людей - различные народы, этносы.

Этническая история отличается от истории социальных структур дискретностью процессов, поскольку этногенез конечен и связан с энергией живого вещества биосферы. Этногенез лежит на грани, где историческая наука из гуманитарной переходит в естественную, т.е. на стыке классической истории, географии (ландшафтоведения), биологии (генетики) и экологии. Действительно, если этнические явления лежат в сфере природы и представляют собой часть явлений биоценоза, управляемого изменениями ландшафтов, то, при возникновении, этнос вместе с породившим его ландшафтом составляют биохор (биоценоз + ландшафт). С другой стороны, события политической истории прямо или косвенно вмешивается в процессы этногенеза, нарушая непрерывный характер этногенетической функции, если за аналитический вид таковой принять кривую этногенеза, предложенную школой Л.Н.Гумилева.

Этногенез - самостоятельное ландшафтогенное явление. Анализ взаимодействия этноса с ландшафтом показал, что оба они связаны обратной зависимостью, но ни этнос не является постоянно действующим ландшафтообразующим факторам, ни ландшафт без постороннего воздействия не может быть причиной этногенеза. Без учета явления этногенеза проблема взаимоотношения человечества с природой не может быть решена.

Отношения этнос - ландшафт не являются плодом праздного теоретизирования. Нежелание учитывать это условие существования человека при любой общественно-экономической формации приводит к трагедии. Примером может служить Горный Бадахшан советского периода. В 50-х годах из лучших побуждений руководители страны распорядились переселить население высокогорных кишлаков в плодородные долины. Однако жители с высокогорных "полок" Бартанга и других районов Памира не смогли существовать в казалось бы благоприятных условиях: необратимая дезадаптация, и физиологическая, и ландшафтная, привели к практически полному вымиранию популяции горных таджиков.

Случай сознательного использования этого закона дает история Соединенных Штатов Америки. При колонизации Северной Америки по официальному распоряжению европейские колонисты уничтожали биохор североамериканских индейцев: истребляли бизонов, выжигали прерии, вырубали леса. Лишившись кормящего ландшафта индейцы потеряли способность к активному сопротивлению и были достаточно быстро физически уничтожены, а остатки крупных племен переселены в резервации.


Заключение


Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований самосознанием и исторической памятью.

В действии антитезы "мы – они" проявляется влияние естественного психологического механизма, посредством которого человек осознавал свою первоначально родовую, клановую, племенную, затем национально-этническую принадлежность, идентифицируя себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, эталонным, свойственным этой группе.

В основе образования этноса лежит принцип комплементарности (сходности жизненных установок) и стереотипа поведения, который возникает в процессе исторического развития. Поэтому главным, определяющим фактором выделения этноса является общность исторической судьбы, формирующей особый поведенческий тип этноса, систему субъективных ценностных отношений, отличных от других, где язык, религия являются важными, но дополнительными элементами этого процесса.

Этнос включает в себя всю совокупность биосоциальных особенностей физического и психического склада (темперамент), социально-экономических условий (территория возникновения, "место развития"), хозяйственных и бытовых навыков и социально-культурных факторов (язык, религиозные и духовные традиции).

Связанная одинаковым происхождением, материальной и духовной культурой общность людей, образующая этнос, отличается особым типичным восприятием жизни, общностью (одинаковостью) духовного склада, отношения к внешнему миру, которое формирует изначальные стереотипы (иррациональные чувства, как на эмоционально-чувственном, так и рациональном уровнях), необходимые для самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни.

Этнос в своем развитии проходит три последовательные фазы: рождение, расцвет и угасание (Гумилев). Во всех трех случаях первая фаза (этап, стадия) связана с преимущественным усвоением информации. Сюда входит освоение своей экологической ниши, расширение (или сужение) своей этнической территории, становление языка (как разговорного, так и литературного), выработка традиций, создание артефактов, которые не просто являются манифестацией уникальности данного этноса, но выступают как потенциальные объекты социальной памяти будущих поколений (это, прежде всего, предметы искусства).

Вторую стадию в жизни этноса можно назвать репродуктивной. Активно осваивается территория, происходит самоутверждение себя перед другими этносами (а иногда и за счет других этносов). Этнос обретает демографическую определенность, закрепляется территориально. При этом на второй стадии социальные факторы выделяются достаточно явно и выступают как бы внешне необходимыми условиями для самореализации этнической программы. Социальные институты вытесняют этнические механизмы на второй план и становятся самоцелью развития общества. Это очень важно для третьего этапа "социализации этноса", поскольку он связан с торможением этнических процессов, темпы которых уже не соответствуют социальным потребностям общества.


Список литературы

    Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза // ЭИЖ, 1999. - №5 С.33-34

    Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

    Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы, два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992. - №1. С.50-57

    Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос // Космическая антропоэкология: техника и методы исследования. М., 2005. С.211-220

    Иванов К.П. Проблемы этнической географии. - СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2003. - 216с.

    Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 496с.

    Этнология и ее применение // География и современность – Л., 2001. Вып.5. С.54-63

    Этнос как явление // Л., 1967. Вып.3: Этнография. С.90-107

    Социальные концепции сущности нации и этноса. Биологическая теория этноса. Системно-функциональный аспект исследования нации и этноса. Этнос как исторически сложившаяся лингво-ментальная общность. Национальное и этническое самосознание.

    Характеристика методов этнографии, таких как полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный. Стационарное и маршрутное наблюдение.

    Этногенез (этническая история) – наука, изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. Существование двух исторических типов этногенеза.

    Изучение объекта с помощью соответствующих методов, позволяющих получить более полное знание об объекте. Изучение археологических материалов, письменных источников. Лингвистическая классификация народов мира. Методическая база современной этнологии.

    Этнические последствия переселений. Возникновение нового этноса: синтез субстрата и суперстрата. Аспекты этногенеза: изменение языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания. Методы исследования этногенеза, концепция Л.Н. Гумилева.

    Стремление людей к объединению в общность. Глобальная (этническая) общность как продукт взаимодействия социальных отношений людей в определенных исторических условиях. Этнос как глобальная общность. Формирование групповых социальных интересов людей.

    Анализ влияния романтизма на развитие этнологии. История и специфические особенности становления науки в Германии, Великобритании, Франции, США в период конца XVIII - I-й половины XIX вв. Основные принципы формирования этнографической науки в России.

    Сложность явлений национальной психологии. Психический облик наций. Основная сфера проявления национального характера. Механизмы этнический символизации. Диффузность самосознания личности. Сублимации этнических конфликтов. Основные причины эмиграции.

    Характеристика этнической и национальной культуры, ее значение. Особенности понятий этноса, субкультуры и нации. Образование более высокого порядка, чем этнос. Развитие и функционирование национальных и этнических культур в современном мире, их значение.

    Изучение истории этнонима - наименования этнической общности (племени, народности, народа), дающего богатый материал для изучения истории этноса. Особенности происхождения названия "татары". Анализ влияния татар на ход общественного развития в Евразии.

    Описание процесса становления, предмета и методов этнологии - науки, изучающей процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичности, форм их культурной самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения и взаимодействия.

    Специфика этнических конфликтов и их причины, степень этнической напряженности. Проблема территориальных претензий и создания независимых территориально-государственных образований. Динамика, типология, формы, способы регулирования этнических конфликтов.

    Проблема этноса в современной науке. Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея. Системно-статистическая, или компонентная теория. Предел делимости основных этнических общностей. Эволюционно-историческое направление. Создатели инструменталистского подхода.

    Теоретические модели этногенеза: эволюционизм, примордиализм, функционализм, конструктивизм, инструментализм, социологизм, диффузионизм. Функции этничности и модели межэтнических отношений. Состояние этничности в полиэтнических государствах мира.

    Этнография как самостоятельная отрасль знаний и ее связь с научными дисциплинами. Объект, предмет этнографии, функции и методы изучения. Основные составные этнографического исследования. Разнообразные стороны и проявления жизнедеятельности народов.

    Рост численности народонаселения. Резкое ускорение роста населения планеты во второй половине XVIII столетия. Этническая история человечества. Этнодемографические процессы XX столетия. Принципы научной классификации этносов. Формирование основных рас.

    Общая характеристика и основные отличия понятий этнического самосознания и этничности или этнической идентичности. Взаимодействие признаков различных этносов. Анализ сходств и различий культурных ценностей на примере российского и болгарского народа.

    Этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном, исследование данного феномена Л.Н. Гумилевым. Пассионарная популяция и ее значение в формировании этноса, ее мутационная природа.

    Анализ подходов к изучению этничности. Этничность как ресурс государственного строительства. Этнополитическая мобилизация и этнократизация власти как способ нациестроительства. Процессы мобилизации этнических меньшинств на территории государства.

    Понятие "нация" в зарубежной и отечественной этнопсихологии. Выявление особенностей и состояния на современном этапе исследования понятий "нация" и "этнос". Соотношение понятий "национального" и "этнического" как конструкт модели построения типологии...

этническая группа стратификация конфликт

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, то есть определение его как «своего» или «чужого».

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту «выкуп» - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей порождает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придерживаться традиционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубежном обществоведении имеется немало ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологических факторов поведения. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассионарную теорию этногенеза», заметно выделяющуюся на фоне распространенного в нашей этнографии культурологического подхода.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев - это результат генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря жизнедеятельности энергичных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», он был настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относились к области так называемых «социальных проблеем», имеющих сугубо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За последние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокультурных, психологических, демографических и др. вопросы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели такую актуальность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследований. Волна национально-этнических конфликтов, прокатившихся по миру в последние десятилетия, побудила социологов, как впрочем, и представителей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических отношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс образования национальных государств в ведущих странах мира был завершен. Обострение национально-этнических процессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как составное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Российской Федерации.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др.. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный» часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей территории существенным признаком этнической общности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда проживают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этнических групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего этноса - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители одного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных государств - Франции, Германии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различных этносов. Графа «национальность» во многих западных странах вообще не используется, говорят о французском, немецком, американском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и политическая характеристика этнической общности здесь совпадают. Термин «американец», например, означает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

Этносы взаимодействуют с тремя основными категориями сред: природной, внеэтнической социальной и собственно этнической. Таким образом, и факторы возникновения этносов можно разделить на три соответствующие группы.

Как отмечал Л. Н. Гумилёв, на?любой человеческий коллектив влияет определённый ландшафт. Это относится и к этносам, которые тесно связаны с природой через?свою хозяйственную деятельность.?В период своего формирования этнос должен приспособиться к определённому ландшафту. В последующие периоды,?при переселении или расселении, "этнос ищет себе область, похожую на?ту, в которой данный этнос сформировался. Так, угры расселялись преимущественно по лесам; тюрки и монголы - по степям; русские, осваивая?Сибирь, заселяли, прежде всего, лесостепную полосу и берега рек; англичане колонизовали земли с более?умеренным климатом (Канада, Новая Зеландия и т. д.), чем испанцы?(Южная Америка). Исключения из?правила встречаются, но только в?пределах законного допуска". Следует отметить, что для работ Л. Н. Гумилёва характерно некоторое преувеличение влияния природных факторов на генезис этноса.

Основными видами этнических процессов являются процессы этнического разделения и этнического объединения. При этом, как писал Ю. В. Бромлей, "в этническом разделении (этногенетической дивергенции) могут быть, в свою очередь, выделены два основных типа: этническая парциация и этническая сепарация. При этнической парциации единый прежде этнос делится на несколько более или менее равных частей, причём ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым этносом. Под этнической сепарацией подразумеваются случаи, когда от какого-то народа отделяется его часть (обычно сравнительно небольшая), которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Если при этнической парциации исходный этнос фактически прекращает своё существование, то при этнической сепарации он сохраняется. Это последний тип этнического разделения, на наш взгляд, в свою очередь, может быть подразделён на два подтипа, в зависимости от тех факторов, которые лежат в основе этнической сепарации. Если в качестве таковых выступает миграция, то, очевидно, можно говорить об "этномиграционной сепарации". Если же основным фактором этнической сепарации является расчленение единого этнического массива между государствами, то такую её разновидность можно именовать "этнополитической"".

Процессы этнической дивергенции были особенно характерны для доклассовых обществ. Основной их вид - разделение племён в результате увеличения их размеров и истощения естественных ресурсов в пределах племенной территории. Такое разделение протекало обычно в форме этнической сепарации. Именно процессы этнического разделения лежат в основе расселения людей по земному шару из областей формирования "человека разумного". В период существования раннегосударственных образований процессы этнического разделения и связанные с ними массовые миграции послужили основанием для возникновения многих народов. Этногенетическая дивергенция может быть вызвана также обособлением этносоциальной (например, племенной) организации от отдельных частей численно и территориально разросшегося этноса без утраты ими соседства (так, происходило, например, возникновение новых племенных групп у древних германцев).

С возникновением государств функцию разделения этнических образований стали играть политические границы. Так, в ходе этнической парциации на основе древнерусской народности сложились три родственных этноса - русский, украинский и белорусский. То же происходило при формировании немецкоязычных народов (немцев, австрийцев и др.).

Особым видом процессов этногенетической дивергенции (в форме этнической сепарации) в XVI - XIX вв. было переселение европейцев (испанцев, португальцев, англичан, французов, голландцев и др.) за пределы Европы - в Америку, Африку, Австралию, сопровождавшееся возникновением новых этнических общностей.

В XX в. процесс этнического разделения проявлялся в значительных меньших масштабах, нежели ранее. Это, главным образом, случаи, когда при разделении единого этноса государственно-политическими границами возникают новые этносоциальные образования.

Начиная с эпохи разложения первобытного общества преобладающими становятся процессы этнического объединения. Этнографы выделяют три вида объединения - консолидацию, ассимиляцию и межэтническую интеграцию. Ю. В. Бромлей подразделял процессы консолидации на этнотрансформационные (которые завершаются появлением нового этноса) и этноэволюционные (которые не приводят к формированию новой этнической общности). Он же выделил в качестве отдельного вида этнотрансформационных процессов этногенетической миксации (смешения этносов).

Под этнической консолидацией этнотрансформационного характера Ю. В. Бромлей понимал, прежде всего, процессы слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность. Эти процессы он именовал "этногенетической (межэтнической) консолидацией". При этом, подчёркивал Ю. В. Бромлей, следует различать этногенетическую консолидацию народностей из близкородственный племён и этнографических групп и консолидацию наций из близких по языку и культуре народностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т. п. К процессам консолидации этноэволюционного характера, или внутриэтнической консолидации, Ю. В. Бромлей относил преимущественно случаи внутреннего сплочения крупных этносов за счёт сглаживания различий между имеющимися внутри них субэтническими группами (например, внутри украинцев - гуцулы, лемки, бойки) путём нивелирования диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочения общеэтнического самосознания. Развитие такой консолидации у наций сопровождается распространением образования на едином литературном языке и др.

К процессам этнической (национальной) ассимиляции принято относить процессы растворения небольших групп (или отдельных представителей) одного народа в среде другого. Это - полная или почти полная утрата такой группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств (в Великобритании это валлийцы, во Франции - бретонцы), так и иммигрантов (например, итальянцев, переселившихся в США). Различаются естественная и насильственная ассимиляция. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путём подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств, давление на их самосознание и т. д.

Под межэтнической интеграцией (единением) Ю. В. Бромлей понимал появление определённой культурной общности (при сохранении основных этнических черт) у существенно различающихся по своим языково-культурным параметрам основных этнических единиц в результате их взаимодействия. С такого рода процессами, писал он, связано формирование в рамках многонациональных государств межэтнических или метаэтнических общностей.

Первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного принадлежит С. М. Широкогорову. 64 Он счел этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать». 65 При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». 66 Оба эти тезиса знаменуют состояние науки начала XX в. В аспекте географии признается «среда, к которой этнос приспособляется и которой подчиняется, становясь частью этой среды, ее производной». Эта концепция была воскрешена В. Анучиным под названием «единой географии», но признания она не получила. Социальная структура рассматривается как биологическая категория – новая форма приспособления, развитие которой идет за счет этнического окружения: «Этнос получает импульсы изменений от своих соседей, поднимающих, так сказать, удельный вес его и сообщающих ему свойства сопротивляемости». 67 Здесь концепция С. М. Широкогорова перекликается со взглядом А. Тойнби о «вызове и ответе», где творческий акт трактуется как реакция на «вызов» среды. 68

Меньшее сопротивление вызывают «общие выводы» С. М. Широкогорова: «1. Развитие этноса происходит… по пути приспособления всего комплекса… причем наряду с усложнением некоторых явлений возможно упрощение других. 2. Этносы сами приспосабливаются к среде и приспосабливают ее к себе. 3. Движение этносов протекает по линии наименьшего сопротивления». 69 Это теперь не ново. И в том, что взгляды Широкогорова за полвека устарели, нет ничего удивительного. Хуже другое – механическое перенесение зоологических закономерностей на историю, являющуюся для этнологии исходным материалом. Поэтому применение принципов Широкогорова сразу встречает непреодолимые затруднения. Например, тезис «для этноса любая форма существования приемлема, если она обеспечивает ему существование – цель его жизни, как вида», 70 просто неверен. Индейцы Северной Америки и кочевники Джунгарии могли бы выжить под властью США или Китая ценой отказа от самобытности, но и те и другие предпочли неравную борьбу без надежды на успех. Не всякий этнос согласен на подчинение врагу – лишь бы выжить. Это ясно и без дополнительных аргументов. То, что «стремление к захвату территории, развитию культурности и количества населения есть основа движения каждого этноса» 71 – неверно, ибо реликтовые этносы отнюдь не агрессивны. Заявление, что «выживают менее культурные этносы» 72 правильно только отчасти, так как в ряде случаев наблюдается их гибель перед лицом более культурного соседа, и уж совсем неприемлемо положение: «Чем сложнее организация и выше форма специального приспособления, тем короче бытие вида» (т. е. этноса). 73 Наоборот, исчезновение этносов связано с упрощением структуры, о чем пойдет речь ниже. И все-таки книга Широкогорова для своего времени была шагом вперед, ибо расширяла перспективу развития этнографии в этнологию. И то, что пишу я, вероятно, будет через полвека переосмыслено, но это и есть развитие науки.

В отличие от С. М. Широкогорова мы располагаем системным подходом, концепцией экосистем, учением о биосфере и энергии живого вещества (биохимической), а также материалом о возникновении антропогенных ландшафтов в глобальных масштабах. Все это дает возможность предложить более совершенное решение проблемы, нежели это было возможно полвека назад.

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа по курсу

«Социология»

Тема 9: «Этносы и этнические процессы».

Выполнила:

студентка группы Бз-24

Имайкина Эльвира Н.

зачетная книжка № 1655

Проверила:

Преподаватель Люц Е.П

Дата проверки:.

Подпись преподавателя:.

Пермь 2010

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Понятие этноса в социологии……………………………………………..…4

2. Этнические процессы в современном обществе…………………………...6

3. Современные концепции национализма…………………………………....7

4. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества..11

5. Этнические стереотипы и их роль в межличностных отношениях………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….17

Введение

Этногенетические построения российских специалистов ведут историю этнонаций от верхнего палеолита, снабжая нынешние групповые идентичности на основе культурных различий непрерывной исторической родословной. Для российских обществоведов отправной категорией является понятие этноса, одна из многочисленных и схожих дефиниций которого следующая: «Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание… В современной науке этническая общность выступает как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса. Ибо этносы, возникнув еще в первобытном обществе, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами, как племя, народность, нация».

В последние годы термин «этнос» стал чрезвычайно популярен среди политиков и даже на обыденном уровне, в то время как в научном сообществе не только нет единства по поводу смысла данного понятия, но порой даже возникают сомнения в его состоятельности. Фактически отсутствуют общепризнанные конвенции по самым фундаментальным категориям этнологического знания – этносу и этичности.

Как представляется, суть научной проблемы заключается в следующем: существует ли этнос (этническая общность) как самостоятельный социальный феномен, т.е. можно ли раскрыть сущность собственно «этнического», либо данное понятие есть изобретенный учеными артефакт, не имеющий сущностного соответствия (подобно «флогистону» или «эфиру»). Вопрос же о наличии или отсутствии определенной сущности решается через поиск соответствующей субстанции. В данном случае субстанции этнической.

1. Понятие этноса в социологии

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие «этнос» как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному еще в 1923 году С.М.Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (этнос в широком значении слова) как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Л. Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этноса имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этнос крайне затрудненным. Понятие " этнос " отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие " этнос " оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие " этнос " употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

2. Этнические процессы в современном обществе .

Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:

1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности (к концу ХХ в. отдельные народы стали субъектами не только внутригосударственной, но международной политики);

2) межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации (16));

3) ассимиляция – как бы «растворение» одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.

В современном мире набирают силу такие негативные для миропорядка и международной безопасности явления, как сепаратизм – стремление к обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия – выход из состава государства какой-либо его части в силу победы сепаратистского движения этнически однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности данного государства.

Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.

Сегодня возрастание роли этничности стало мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых очагов межэтнической напряженности, чреватых не только локальными, но и региональными и даже мировыми войнами (чеченский конфликт в России, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения в Великобритании и т.д.).

3. Современные концепции национализма.

Национализм - форма выражения национального интереса. Он является мощным источником социальной энергии, обладающей как разрушительной, так и созидательной силой. Одни исследователи считают национализмом все национальное, а другие - различают национализм официальный, государственный, преобладающей нации.

Для исследователей национализма самого последнего времени характерно выделение субъективных аспектов национализма. Так М.Биллиг, Р.Брубекер, С. Кэлбау, Н.Юваль-Дэвис мало внимания уделяют формированию собственно социологических моделей исторического развития национализма. И значительно больше используют методы постмодернисткие и критические теории. Эти авторы меньше стремятся объяснить национализм в терминах силы и вместо этого они анализируют националистический дискурс в качестве едеологем или практики как естественное разделение на национальные квартиры. Но, по мнению Э. Смитта, отсутствие исторической перспективы делает труды некоторых авторов неполными и фрагментарными. Для этих авторов важно, что национализм является важной частью в современном обществе и может быть объектом исследования. А исторический анализ национализма важен в той степени, в которой он анализируется для структуирования национальной памяти и управления ею. Эндрю Томас и Ральф Февр считают целесообразно для анализа феномена национализма в современном мире использовать оба эти подхода.

Если верно, что “нация есть начало духовное ”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственному реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку. Описание национализма в категориях ценностного сознания малопродуктивно. Это - объективное явление, само по себе не относящееся ни к злу, ни к добру. Национализм есть определенное состояние духовной, коллективной экзистенции общности, как коллективного переживания её социального бытия, и оценка ему может быть дана только в конкретной исторической ситуации. Постепенно термин “национализм” начинает использоваться в российской науке не только в привычном, априорно негативном смысле, а и в контексте мировой научной традиции, для обозначения этнополитического феномена, характеристика и направленность которого могут быть различными. В этом контексте В.Тишков выделяет две формы национализма: “ гражданский (или государственный) национализм и культурный (или этнический) национализм. Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально-психическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но может обрести формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма. Второй, выходя за рамки культурной деятельности и становясь политической программой, служит для этнических предпринимателей средством обеспечения доступа к власти и ресурсам и порождает попытки подавления меньшинств. Гражданский национализм, основываясь на понятии “народа” как территориального сообщества и понятии “ нация” многокультурной политической общности, считается как бы нормой человеческого общежития (18, c.79-80). В государственных доктринах присутствие основ гражданского национализма считается морально приемлемым. Даже при неблагоприятном социально-культурном фоне государственный национализм существует как доминирующая и общеразделяемая доктрина в большинстве стран. Наиболее убедительно высказывание Г. Попова о том, что заботу о своей нации называть национализмом, так как в национализме ничего отрицательного нет. “ Бог или природа создали разные народы, и это генетическое разнообразие - генеральная страховка человечества в целом: и от обледенений, и от потеплений, и от роста радиации и т.д. В этом разнообразии - одна из главных баз своеобразия и культуры, и науки, и религий. Поэтому забота о поддержке своего, национального обоснована. Но когда заботу о своем народе дополняют враждой к другим народам, тогда появляется шовинизм и расизм” (19). Шовинизм утверждает собственную культуру путем отрицания чужой культуры и презрения ко всему чужому.

Национализм, формируя нацию, делает это на основании определенной культуры. В этом отношении, т. е. в контексте культуры, национализм является разнообразным, как разнообразны формирующие его культуры. Если же полагать национализм как идеологию, то он един. Не существует универсальной теории нации и национализма. И как полагает У. Альтерматт, дефиниция национализма, вероятно, никогда не будет выработана, хотя он и является реальностью. Хью Селтон -Уотсон также пришел к выводу, что нет и не может быть научной дефиниции национализма. В неопределенности национализма заключена его сила.

Таким образом, “нация”, “национализм” и другие категории этнического дискурса в значительной степени остаются произвольными. Так понятие “ нация” в теории национальных отношений с классических времен и до сегодняшнего дня в мировой науке, оставаясь неоднозначным, используется и в значении этнос, и в значении государство (согражданство). Многие ученые считают, что в такой ситуации понятие ""нация"" не может быть квалифицировано как научная категория. В том, как нужно дефинировать и исторически классифицировать национализм, существуют большие расхождения учёных в области социальных наук. Это не мешает им, однако, понимать, что в новой европейской истории национализм является одной из самых эффективных интеграционных идеологий, с помощью которой мобилизуются народные массы. Национализм представляет самую мощную политическую силу. Если национализм - это теория и практика строительства национального государства, то образовавшаяся при этом социальная общность - нация. В конечном итоге, проблема нации и национализма является частью взаимоотношений этноса и государства, а в более широком смысле - этноса и власти. Приоритет национальной политики должен быть четко согласован с раздельными понятиями “этнос” и “нация”. Только при условии проведения именно национальной политики, но не этнической, возможно достижение результатов в области возрождения национальной гордости, превращения социокультурной общности в нацию. В ходе дискуссий об этносе, этничности, национализме, нации выдвигаются новые варианты постановки вопроса для научного исследования, но при этом по-прежнему отсутствует общий категориальный аппарат. Даже междисциплинарный язык находится в стадии зарождения, хотя литература на эту тематику значительно выросла. В генезисе понятий дискурса этничности отражена смена парадигмы в социальных науках.

4. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества.

Говоря о межнациональных отношениях в нашем государстве, мы не можем не остановиться на теме национального самосознания. Понятие «национальное самосознание» состоит из двух слов. Одно из них, самосознание, означает способность «Я» сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. А иначе говоря, это способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самим собой и общностью. Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Мы же будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Так как речь идёт о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах. Нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо различал другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому самосознанию. Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания. Во-вторых, важным фактором национального самосознания для граждан любой страны является их родной язык.(так для русских граждан это, конечно же, наш русский язык) По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным. Но для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей. Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве, фольклоре, мифологии и даже науке. Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики, свойственные для каждой из названных форм культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в продолжении национальной традиции. Так же надо отметить еще один из последних, но не маловажных компонентов национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими религиозными направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов. Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом. Таким образом мы можем выделить такие особенности русского национального самосознания как толерантность, умение уживаться рядом с другими народами, уважать их культуру и историю. Именно эти качества на протяжении всей нашей истории помогали и продолжают помогать русским людям мирно сосуществовать с другими этносами, не вступая в противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с ним живущих народов.

5. Этнические стереотипы и их роль в межличностных отношениях.

Понять содержание и смысл этнического стереотипа не так сложно, как решить вопрос о взаимовлиянии межэтнических отношений и самих этнических стереотипов. Сила влияния реальных отношений между этносами на стереотипы может быть продемонстрирована на примере феномена “зеркального образа”, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе (автостереотипы), а идентичные пороки - противникам (гетеростереотипы). В настоящее время в западной социальной психологии все большее распространение получает точка зрения, согласно которой “содержание стереотипов скорее результат, чем причина существующих межгрупповых отношений”. В многочисленных эмпирических исследованиях доказано, что контакты ведут к изменению стереотипов, причем не столько в направленности, сколько в степени их благоприятности и неблагоприятности. В исследовании Н.В. Бахаревой (1979) было выявлено, что одним из факторов, приводящих к ослаблению и преодолению негативных этнических стереотипов, является “увеличение знаний об объекте отношения”. Роль межэтнических взаимодействий в формировании и функционировании стереотипов можно выявить лишь с учетом характера этих отношений, их социально обусловленых форм: сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения. Именно от их характера зависит направленность и степень благоприятности стереотипов. Было обнаружено, что автостереотипы, как правило, более благоприятны, чем гетеростереотипы. Однако на фоне общей тенденции встречаются и обратные явления, главной причиной возникновения которых является различие в социальном статусе групп: неравенство в политическом, экономическом и других отношениях. Сообщества с низким статусом, угнетаемые этнические меньшинства склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы.

Но можно взглянуть на проблему с другой стороны: воздействуют ли стереотипы на межэтнические отношения? Действительно, наличие стереотипов, особенно согласованных, отчетливых и эмоционально окрашенных, в какой-то мере способствует стабильности существующих отношений. В спокойной межэтнической ситуации широко распространенные схематичные характеристики этносов могут быть отодвинуты на периферию человеческой памяти или могут восприниматься с юмором и не играть практически никакой заметной роли в отношениях между соседями. Но актуализированные или мобилизованные в момент любой начинающейся напряженности в обществе, стереотипы, особенно негативные, могут существенно усугубить конфликт, резко размежевав людей на этнические или этноконфессиональные группы, вызывая обиды и усиливая противостояние. Хотя более очевидным является воздействие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений, а на межличностные взаимоотношения представителей различных этнических групп и на их совместную деятельность. Так, разрушение негативного стереотипа может “улучшить” отношение к конкретному человеку иной национальности, но такие локальные изменения не определяют характер межэтнических отношений в целом.

Заключение

В современных антропологических исследованиях термин «транснационализм» занял прочные позиции в описаниях мировых тенденций развития. Деньги, труд, образы и стили жизни, информация и идеи не знают сегодня границ. Вместе с тем, тенденции глобализации отнюдь не означают кризиса национальности. Более того, национальные и этнические проблемы являются одними из наиболее острых и болезненных в современном мире. Это явление (получившее в литературе название «этнического парадокса») стало своеобразной реакций на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. В результате, сегодня человечество столкнулось с проблемой актуализации различий – не только национальных, но и культурных, гендерных, расовых, религиозных. Несмотря на мощные интегративные тенденции, универсализм не вытесняет партикуляризма, а лишь дополняет его. Таким образом, для современного человечества особую значимость приобрела проблема сочетания универсальных принципов и ценностей с позитивным (а не просто нейтральным) отношением к различиям (в том числе, этническим).


Список использованной литературы.

2. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002.

3. Нации и национализм. - М.: Геллнер Э. Прогресс, 1991.

4. Нации: психология, самосознание, национализм. (интегральная теория). - М.: Мнацаканян М.О. Анкил,1999.

5. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика // Общественные науки и современность, Малыгина ИВ. 2004.

6. Национализм: идеология и политика. - Казань, 1996.

7. Национальное самосознание и национализм в Р.Ф. начала 90-х годов. - М.: Ксерокоп, 1994.

8. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации Татаринова Л.Н. Саратов, 1998.

9. Социологический словарь. - Казань: Издательство КГУ, 1997.

10. Характер русского народа// Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

11. Человек и этнос: философия, социология, этнология. - Сыктывкар: Сыкт-ий гос. ун-тет,1998.

12. Человек. Нация. Общество, - М.: Абдулатипов Р.Г. Политиздат, 1991.