Научно организованное статистическое наблюдение целью которого является. Формы, виды и способы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования

Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение — проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение — основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос — заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.

    Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокуп­ность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате стати­стического исследования (наблюдения и научной обработки)).

    Государственное статистическое наблюдение осуществляет­ся путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам го­сударственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной инфор­мации) в целях форсирования сводной официальной статистиче­ской информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

    Официальная статистическая информация - часть государ­ственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны.

    Обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработ­ка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа (стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).

    Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют закончен­ный вид всякого статистического исследования.

    Статистическое наблюдение - первая стадия статистическо­го исследования любого правового или юридически значимого явле­ния, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.

    Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения ис­ходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных ре­шений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения уста­новленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по ка­ким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).



    Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правиль­ной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявля­ется ряд требований, главное из которых достоверность и массовость исходной информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персо­нала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например, преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объ­ективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюде­ние обязательно должно носить систематический характер, так как только непре­рывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерно­сти правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.

    Важнейшее требование статистического наблюдения сопоставимость еди­ниц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, из­меренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измеренную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступле­ние может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистра­ции (учета) данных, программы наблюдения, сроков и времени наблюдения (на­пример, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела, а лица, совершившие преступления, по моменту утверждения прокурором обви­нительного заключения) .

    Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых дан­ных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизи­рованной обработке.

    Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, ко­торый должен содержать решение программно-методологических и организацион­ных вопросов.

    К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (за­дачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

    К организационным выбор вида и способа наблюдения, определение кру­га лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обуче­ние и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного уче­та и форм статистической отчетности, установление сроков представления мате­риалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

    Непосредственный сбор массовых данных-это заполнение статистических формуляров - документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), про­водящие наблюдение.

    Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контро­ля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

    2. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения


    Статистическое наблюдение - начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредственно зависят от его правильной научной организации.

    К программно-методологическим вопросам организации статистического на­блюдения относятся:

    Определение цели и задач наблюдения:

    Установление объекта и единицы наблюдения;

    Составление программы наблюдения;

    Выбор вида и способа наблюдения.

    Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самы­ми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, на­пример при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явле­ний, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.

    Главной целью любого статистического наблюдения является по­лучение достоверной информации об изучаемых явлениях и про­цессах с целью выявления закономерностей и тенденций их раз­вития.

    Основной практической целью статистического наблюдения в сфере право­охранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного пре­ступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюде­ния должна быть сформулирована ясно и четко.

    В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть ре­шены в ходе статистического наблюдения.

    Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического ис­следования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей пра­воохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учиты­вать практические возможности тех организаций, на которые возлагается стати­стическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений .

    В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблю­дения.

    Объектом статистического наблюдения в правовой статистике яв­ляется совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению.

    Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пре­делы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административ­ные или иные правонарушения).

    Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступ­ление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

    Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.

    Объектами административно-правовой статистики являются: администра­тивные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные пра­вонарушения, меры административной ответственности (административные взыс­кания).

    Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице на­блюдения.

    Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статисти­ческого наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носи­телем юридически значимых признаков, регистрируемых при на­блюдении.

    В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д. Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

    Отчетная единица - это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация. Применительно к уголовно­-правовой статистике такими источниками выступают отделе­ния милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний.

    Единица измерения показывает , в каких величинах учитываются изучаемые правами статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство>), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, об­виняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учи­тывать. что субъекты преступлений могут быть несопостави­мы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подо­зреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый ста­новится подсудимым .

    Важное требование статистического наблюдения в правовой ста­тистике сопоставимость единиц измерения.

    Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступ­лениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превыша­ет число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и опе­ративной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.

    Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержа­ния объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистическо­го наблюдения составляется при организации любого статистико-правового иссле­дования.

    Программа статистического наблюдения - это перечень четко сфор­мулированных вопросов, на которые должны быть получены до­стоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования.

    Например, при изучении личности преступника программа наблюдения долж­на содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности дан­ных - залог успешно проведенного статистического исследования.

    В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмыс­ленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при аноним­ном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.

    Основной инструмент наблюдения - это статистический форму­ляр (анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.

    Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.

    Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить ста­тистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме №1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после воз­буждения уголовного дела.

    В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюде­ния, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каж­дой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.

    Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шиф­ровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим форму­лярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.

    Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения.

    Если речь идёт о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охва­тывает территорию всей страны.

    Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике опре­деляется единицей наблюдения.

    Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывает­ся на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения.

    Для исследования социально-экономических явлений и процессов общественной жизни следует прежде всего собрать о них необходимые сведения - статистические данные. Под статистическими данными (информацией) понимают совокупность количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, полученных в результате статистического наблюдения, их обработки или соответствующих расчетов.

    Статистическая информация необходима и государственным органам управления, и частным предпринимателям. Так, данные об экономическом положении в стране, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государственным службам для совершенствования системы налогообложения предприятий и частных лиц, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Эти же сведения требуются и частным предпринимателям для планирования и организации производства.

    Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая - говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать. Поэтому и выводы о состоянии и развитии явления, сделанные на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже неверными.

    Важной частью любого статистического исследования является статистическое наблюдение.

    Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно-организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

    Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которые особенно популярны стали в России в последние годы. Такое наблюдение предпринимается с целью выявления отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Изучение общественного мнения входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью. Такое наблюдение требует опроса ряда лиц по заранее определенной программе.

    Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

    Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

    подготовка наблюдения;

    проведение массового сбора данных;

    подготовка данных к автоматизированной обработке;

    разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

    Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

    Подготовка статистического наблюдения - процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и обьекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

    статистическое наблюдение служба занятость

    Кроме методологических вопросов необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

    Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

    Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

    Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немало затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

    Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями экономической и социальной жизни. Это наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм и т.д..

    Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:

    · подготовка наблюдения;

    · проведение массового сбора данных;

    · подготовка данных к автоматизированной обработке;

    · разработка по совершенствованию статистического наблюдения.

    Собираемые данные должны удовлетворять двум основным требованиям: достоверность и сопоставимость. Достоверность - это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения (СН) должны быть направлены на обеспечение достоверных данных.

    Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы с друг другом, т.е. собираться по единой методике и в одно и то же время. Кроме того, должна быть сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление.

    Сравнимость выполняется, если использовалось одно и тоже определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации первичных признаков и методика расчета вторичных признаков, таких как рентабельность, производительность труда, ликвидность и т.п.

    Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения наблюдения и периода времени, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на 1 октября учебного года, стипендиальный фонд - на полгода и т.д. Обычно рекомендуется, чтобы данные соответствовали хотя бы одному полному циклу изучаемого процесса, например, учебному, хозяйственному или финансовому году и т.д. Если сильно влияет сезонность, данные должны собираться по кварталам. Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы объект находился в наиболее стабильном состоянии.

    Статистическое наблюдение подразделяется на виды. Представим эти виды в следующей таблице:

    Формы, виды и способы статистического наблюдения.

    По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее), периодическое и единовременное . Непрерывное наблюдение ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений. Например, регистрируются в загсе рождения и смерти, браки и разводы, на предприятиях учитываются выпуск продукции, явки и неявки работников, расчеты с дебиторами и кредиторами, денежные выплаты. При периодическом наблюдении регистрация проводится через определенные, обычно одинаковые промежутки времени. Например, учет успеваемости студентов по данным экзаменационной сессии. Единовременное наблюдение проводится один раз для решения какой-либо задачи или повторяется через неопределенные промежутки времени по мере надобности, например, перепись жилищного фонда, и т.д. Применение того или иного вида наблюдения зависит от специфики исследуемого объекта. Бывает, что для изучения одного и того же процесса используется как текущее, так и единовременное наблюдение. Например, потребление населения изучается государственной статистикой по данным текущего наблюдения (бюджетное обследование). В то же время многими исследовательскими коллективами потребление изучается по данным единовременных наблюдений.

    По охвату единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение. При сплошном наблюдении регистрации подлежат все без исключения единицы совокупности. Оно применяется при переписи населения. Развитие многоукладной экономики увеличило число объектов экономической деятельности. Это способствовало расширению практики несплошного наблюдения, которое в свою очередь подразделяется на способ основного массива , выборочное и монографическое .

    При способе основного массива обследованию подвергается основной массив - та часть единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристики совокупности, исключается из наблюдения, т.е. при этом методе отбираются и обследуются наиболее крупные единицы. Логика метода состоит в том, что крупные единицы могут практически определять интересующие нас статистические показатели. Часто применение метода основного массива требует установленного ценза - значения признака, которое ограничивает объект наблюдения. Например, обследуются предприятия с числом работников 500 человек и более.

    При выборочном наблюдении обследованию подвергается отобранная в определенном порядке часть единиц совокупности, а результаты распространяют на всю совокупность. При этом получают информацию о всей совокупности, изучив лишь её часть.

    При монографическом наблюдении подробно описываются отдельные единицы совокупности в целях их углубленного изучения, которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Главное внимание обращается на качественные стороны явления. Примером являются этнографические обследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких семей.

    По источнику сведений, наблюдение делится на непосредственное , документированное и опрос . Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания, показаний приборов.

    При документированном наблюдении в качестве источников статистических сведений используются различные документы первичного учета предприятий, учреждений и организаций. Непосредственное наблюдение и документированное являются наиболее достоверными в статистическом наблюдении. При опросе источниками данных являются сведения, которые дают сами опрашиваемые.

    Подготовка статистического наблюдения. Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. На этой стадии определяется объект и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения. Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения , территории и времени наблюдения . Единица наблюдения - это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения.

    Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; её границы зависят от определения единицы наблюдения.

    Время наблюдения - это время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации для всех единиц устанавливается единое. При изучении объектов, численность и характеристики которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата , по состоянию на которую собираются сведения. При переписи устанавливают обычно время начала и время окончания регистрации данных. При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения. (в среднем в нашей стране рождается 3 человека и умирает 3-4 человека). Поэтому данные регистрируются на определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения. В качестве критического момента в переписи населения 1994 г. было принято 0 часов ночи с 13 на 14 февраля.

    Программа наблюдения включает признаки, подлежащие регистрации по каждой единице наблюдения. Её содержание зависит от целей и задач обследования. Программа должна удовлетворять следующим принципам:

    1) никаких сведений, не относящихся к данному обследованию;

    2) не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов.

    Вопросы должны быть логически связаны, что позволяет контролировать правильность ответов. Формы ответа могут быть цифровыми, альтернативными (да или нет), многовариантными, когда ответ состоит в выборе одного или нескольких вариантов из множества предлагаемых ответов. Инструментами статистического наблюдения являются формуляры (бланки, анкеты, опросные листы) и инструкции по их заполнению.

    Ошибки статистического наблюдения. Как бы тщательно не был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материал наблюдения нуждается в контроле. Прежде всего, проверяется полнота охвата единиц наблюдения. Проводится сверка данных по спискам, пересчитываются заполненные анкеты. Одновременно проверяется полнота заполнения каждого формуляра наблюдения - формы отчетности, анкеты и т.д.

    Все ошибки наблюдения можно назвать ошибками регистрации. Они могут быть случайными и систематическими . Они возникают при опросе. Случайные ошибки не имеют какой-либо направленности. Это описки, оговорки, перестановки цифр при записи. При обобщении массового материала они взаимно погашаются и не могут исказить значения сводных показателей и результаты анализа.

    Систематические ошибки имеют определенную направленность. Эти ошибки являются преднамеренными (например, занижение своего дохода, округление возраста). Все ошибки такого вида необходимо выявить и исправить. Поэтому после проверки полноты данных проводится их контроль - счетный и логический.