Карта водных путей западной европы. Формирование внутриевропейских водных транспортных путей

Реки на территории Европы считались границами, торговыми и транспортными магистралями и источниками средств к существованию. Многие отмечены в известных песнях, а также в народном творчестве и сыграли очень важную роль не только в коммерции и экономике, но еще и в мировой истории. Крупнейшие реки рассредоточены по всей Европе, но самая большая — в европейской части России.

Крупнейшие

Дунай

Глубоководный Дунай протекает через территории Германии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Австрии, Словакии, Румынии и Болгарии. Данная река, наверное, больше чем остальные повлияла на стремительное развитие многих европейских государств. В длину, Дунай составляет 1780 миль и считается наиболее длинной рекой на территории Западной Европы. Многие туристические компании сейчас активно предлагают речные туры по Дунаю — это самый удобный способ, для того, чтобы побывать в нескольких странах вдоль побережья этого важного водного европейского пути.

Эльба

Знаменитая река Европы – Эльба, находится на границе и разделяет Восточную и Западную Германию. Сейчас, Эльба протекает еще и через Чешскую Республику и Германию. Эльба издавна считается важнейшим направлением для международной торговли, связывая самые крупные Европейские города, включая Берлин, Прагу и Дрезден. Баржи по-прежнему несут груз по Эльбе, а множество плотин вдоль реки помогают в борьбе с наводнениями.

Река Днепр

Днепр — это полноводная река, которая протекает по территории современной Украины, Беларуси и Российской Федерации. С самых древних времен, река Днепр служил главным торговым путем, который назывался «в греки изваряг», соединяя юг и север континента в данном регионе. Река в длину составляет 1333 мили и считается объединяющим звеном для многочисленных славянских государств на протяжении нескольких веков.

Сегодня, река Днепр предлагает невероятно интересное путешествие по самым историческим местам Украины и Белоруссии. В Украине, река Днепр является самой большой. Важно помнить, что Днепр берет свое начало с небольшого озера. Кстати классификация озер по происхождению осуществляется отдельными органами и подтверждается мировыми специалистами.

Рейн

Глубоководный Рейн – одна из крупнейших рек Европы , берет свое начало в швейцарских Альпах, и вытекает 776 миль в Северное море в Голландии. По пути, Рейн проходит через Лихтенштейн, Швейцарию, Австрию, Нидерланды, Францию и Германию. Рейн считается одним из главных водных путей не только для торговли, но еще и для увлекательного туризма, с достаточно большим количеством организаций, которые предлагают речные круизы по реке Рейн.

После достаточно сильного загрязнения, которое произошло в прошлом веке, река Рейн была полностью восстановлена. Сейчас считается главным источником кристально чистой и питьевой воды. Самое главное — здесь открываются самые прекрасные виды. Вообще, Рейн, как и Днепр, свое начало берет из озера, а официальная классификация озер по происхождению была осуществлена еще в 1956 году.

Волга

Река Волга полностью находится на территории Российской Федерации — ее общая длина составляет 3692 миль. Сегодня это самая крупная река на территории Европы. Сорок процентов всей России живет именно на Волге, а также ее притоках. Данная река орошает множество хозяйств, поставляет рыбу, а также считается главной торговой артерией Российской Федерации. Круиз по реке Волга доставит туристов из Москвы и прямо на северо-запад РФ.

Это был лишь краткий обзор крупнейших рек Европы. Эти реки служат домом для множества уникальных растений и животных, которые отличаются большим видовым разнообразием. Более подробно я расскажу об этом в своих новых статьях.

Пути по рекам и озерам существенно облегчали исследование и освоение почти всех континентов; и по сей день они продолжают служить как для путешествий, так и в коммерческих целях. Хотя в разных странах требования к судоходству различные, для пропуска судов необходима глубина не менее 1,2 м.

Стоимость создания и эксплуатации водных путей долгое время была предметом дискуссии инженеров, экономистов и политиков. Транспортировка по воде медленнее, но дешевле, чем по железной дороге или на автомобилях, если не включать стоимость поддержания водного маршрута в себестоимость транспортировки. Именно необходимость периодических дноуглубительных и других гидротехнических работ дает преимущество наземным средствам транспорта. Но и с учетом этого по воде предпочитают перевозить крупные партии сырьевых грузов, таких, как уголь или нефть, руда или зерно.

Распространенность водных путей.

Важную роль в качестве водных путей играют европейские реки, что обусловлено удобством сообщения и высокой плотностью населения в Европе. Рейн, Дунай и Волга используются уже многие столетия. В низменной полосе центральной Европы по рекам и каналам перевозят больше грузов, чем по автомобильным или железным дорогам. Разветвленная сеть каналов объединяет здесь реки в единую водную транспортную систему. Построены каналы, которые позволяют океанским судам заходить в такие порты, как Антверпен и Роттердам. В Европе водным путем перевозят главным образом крупные партии тяжелого и объемистого сырья. К важным водным путям в других частях света относятся реки Амазонка в Южной Америке, Нил в Африке, Янцзы в Азии.

Соединенные Штаты располагают обширной речной сетью, которая, при регулярно выполняемых гидротехнических работах, обеспечивает много судоходных маршрутов. США и Канада имеют на Великих озерах самое крупное в мире судоходство. От Новой Англии до Флориды реки Коннектикут, Гудзон, Делавэр, Потомак, Джемс, Саванна и другие, а также заливы Делавэр, Чесапик и др. обеспечивают речное и прибрежное судоходство. На тихоокеанском побережье отличные порты оборудованы в заливе Сан-Франциско, а также на реках Сакраменто, Колумбия и Уилламетт, в заливе Пьюджет-Саунд и его речных бухтах. Тем не менее более половины грузооборота по внутренним водным маршрутам США приходится на бассейн Миссисипи и Великие озера. Гидротехнические сооружения (каналы, шлюзы, плотины и пр.) сделали судоходным почти весь бассейн Миссисипи и Огайо. Система Миссисипи по рекам и каналам Иллинойской системы связана с озером Мичиган. Значение Великих озер для транспорта возросло после завершения строительства в 1959 морского судоходного пути по р.Св.Лаврентия, позволившего судам с большой осадкой выходить из озер в Атлантический океан.

Сеть каналов в штатах Нью-Йорк и Иллинойс, а также Береговой канал, идущий параллельно почти всему побережью Атлантического океана и Мексиканского залива, существенно увеличивают протяженность американских водных путей.

Океанские маршруты.

Современные маршруты океанских лайнеров стремятся пролагать по дугам большого круга земного шара, которые проходят через точки отправления и прибытия. Так, хотя Иокогама находится почти на одной параллели с Сан-Франциско, кратчайший маршрут по дуге большого круга проходит севернее, вблизи Алеутских островов. Кратчайшее расстояние от Нью-Йорка до Ливерпуля (Англия) проходит близ Большой Ньюфаундлендской банки. В наши дни существует семь главных океанских маршрутов:

1. Наиболее оживленный североатлантический маршрут связывает порты атлантического побережья Америки от Канады до Флориды с портами Западной Европы.

2. Второй по загруженности маршрут проходит через Суэцкий канал. Здесь сходятся пути из Европы, с атлантического побережья Северной и Центральной Америки в восточную Африку, Индию и другие страны южной и юго-восточной Азии. Самый короткий путь из Европы в Австралию, Китай и Японию проходит тоже через Суэцкий канал; однако маршруты в эту часть земного шара с восточного побережья Соединенных Штатов и из стран Карибского бассейна короче через Панамский канал. До сих пор многие грузовые маршруты между Западной Европой и Австралией проходят вокруг мыса Доброй Надежды. Путь через Суэцкий канал на 1600 км короче, но из-за высокой платы прохода по каналу более длинный путь обходится дешевле. Кроме того, крупнейшие суда не могут пройти по Суэцкому каналу.

3. Третье место по загруженности занимает маршрут через Панамский канал. Этот маршрут заметно укорачивает путь из портов восточного побережья США и стран Западной Европы на западное побережье Северной и Южной Америк. Из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Магелланов пролив расстояние 21 134 км, а через Панамский канал 8467 км. Из Нью-Йорка до Вальпараисо в Чили через Магелланов пролив 13 483 км, а через Панамский канал 7020 км. Расстояние от Ливерпуля до Вальпараисо через канал короче на 2478 км. Линия равных расстояний от Нью-Йорка через Суэцкий и Панамский каналы проходит вблизи Гонконга и Манилы, а от Англии – восточнее Австралии и Японии. Таким образом, маршруты через Суэцкий канал из Европы до всех азиатских стран и Австралии короче.

4. Западноафриканские маршруты связывают атлантические порты Европы и обеих Америк с западным и юго-восточным побережьем Африки. Это короткий путь с атлантических берегов Северной и Южной Америк, а также севера и запада Европы в Австралию и Новую Зеландию. По этому же маршруту следуют и супертанкеры с нефтью из стран Среднего Востока в Европу.

5. Южноамериканские маршруты связывают Европу и атлантическое побережье США с Бразилией, Уругваем и Аргентиной. Значимость этого маршрута растет из-за увеличения грузооборота с этими южноамериканскими странами.

6. Маршруты по северной части Тихого океана связывают тихоокеанское побережье США и Канады с Японией и Китаем. Большинство этих маршрутов проложено по дуге большого круга и проходит вблизи Алеутских островов, но некоторые пассажирские и грузовые суда заходят в Гонолулу, что увеличивает путь, например, от Сан-Франциско до Иокогамы на 1600 км.

7. В южной части Тихого океана для США представляют интерес два маршрута: один – через Гонолулу, Самоа и острова Фиджи, а другой – через Таити и острова Общества. Оба маршрута связывают тихоокеанское побережье США с Новой Зеландией и Австралией, а также – через Панамский канал –североатлантические страны с Австралией и островами южной части Тихого океана.

Типы судов.

Большинство судов проектируется в соответствии с требованиями навигации (режимом плавания) и под определенный тип груза. Некоторые речные суда предназначены только для пассажиров, больше судов используется для перевозки пассажиров и грузов (грузопассажирские), но основная масса судов специализируется на перевозке грузов. Существует четыре основных типа морских судов: 1) грузовые суда (сухогрузные, наливные, комбинированные и пр.), которые выполняют отдельные заказы или работают на регулярных маршрутах; 2) грузопассажирские суда; 3) быстроходные пассажирские лайнеры, имеющие два или три класса для пассажиров, а также почтовое и багажное отделения; 4) небольшое количество комфортабельных скоростных судов, рассчитанных только на пассажиров и почту.


Франция приступает к строительству нового речного судоходного канала, который свяжет Сену с системой каналов Северной Европы. Несмотря на великолепно развитую дорожную структуру, страны Евросоюза продолжают расширять и без того самую разветвлённую в мире сеть внутренних водных путей. Даже при огромных стартовых вложениях эти долгосрочные проекты окупаются. Новые каналы проектируют и другие страны, но далеко не везде во главу угла ставятся экономические расчёты.

Уникум в истории каналостроения

Судоходный канал Сена - Северная Европа свяжет Уазу, правый приток Сены, с каналом Дюнкерк - Эско (Шельда) протяжённостью 620 км, который построен ещё в XVII–XVIII веках. Эта рукотворная система остаётся самой полноводной судоходной артерией страны, связывающей внутренние регионы Франции и Бельгии с проливом Ла-Манш, Северным и Балтийскими морями через устьевые порты Франции, Бельгии, Нидерландов и Германии.

Теперь Сена будет соединена с самым северным регионом Франции Нор - Па-де-Кале, где в океан впадают несколько рек, соединённых сетью судоходных каналов.

Инвестиции в канал составят минимум 4,5 млрд евро. Бюджет Евросоюза выделяет 50 % стоимости предпроектных работ и 40 % капитальных затрат на строительство; остальное финансирует казна Франции и региональные бюджеты. По предварительным оценкам, для постройки канала понадобится 13 тысяч работников, а его функционирование обеспечит до 50 тысяч постоянных рабочих мест в логистике и промышленности.

Проект включает строительство 4 внутренних портов, 7 пропускных сооружений, 57 мостов, в том числе 2 железнодорожных. Строительство канала планируется завершить в 2026 году. Его протяжённость составит 107 км, ширина - 54 м, глубина - 4,5 м. Благодаря ему из Гавра в Дюнкерк, страны Бенилюкса или до Рейна смогут ходить суда дедвейтом до 4400 тонн, в то время как нынешний предел - баржи дедвейтом 250 тонн. Это позволит резко нарастить грузопоток по водному коридору с нынешних 5 млн тонн до 13–18 млн тонн в год. За счёт этого с трасс уйдут полмиллиона грузовых машин, - а цена речной транспортировки в два раза ниже, чем автоперевозки.

Вдобавок это самый экологически проработанный проект в истории каналостроения: он не скажется на водных ресурсах региона, так как планируется автономный оборот воды с забором только для компенсации испарения. Канал не затронет водно-болотные угодья; на всём его протяжении планируется создать заводи для нереста и выращивания молоди, обводные каналы для миграции рыб, проходы для дичи и бобров. Берега станут зелёной полосой: подготовительные работы начались с высадки нескольких тысяч деревьев.

Стройка стартует в 2019 году, а первые суда по новой водной магистрали могут пойти уже в 2026-м.

Каналы как козырь в геополитике

Сегодня на стадии изучения и проработки находятся несколько крупных проектов строительства судоходных каналов. Однако здесь кроме чисто экономической мотивации явно прослеживаются геополитические интересы отдельных стран.

Правительство Турции строит канал «Стамбул» из Чёрного в Мраморное море через озеро Кючюкчекмедже - параллельно нынешнему ходу через Босфорский пролив, который ежедневно пропускает до 150 судов. Новый канал шириной 400 м сможет пропускать примерно столько же судов, в том числе дедвейтом 14,5 тыс. тонн. Сам Стамбул фактически превратится в остров-мегаполис.

Этот проект несёт в себе огромные экологические риски, которыми правительство страны готово пренебречь в сравнении с экономическими и геополитическими выгодами. Турция сможет получить путь в обход Босфора, где перемещение военных кораблей регламентировано международной конвенцией Монтре. Это резко повышает геополитический вес Анкары. Кроме того, Турции наверняка удастся перенаправить в новый канал основную часть коммерческого грузопотока и взимать плату за его прохождение.

Саудовская Аравия намерена построить канал длиной 60 км на перешейке, соединяющем её с Катаром. По берегам канала планируется создать курортные зоны, порты, причалы для яхт, а каботажным судам не будет нужды огибать Катар, чтобы попасть из северных регионов страны в южные.

Украинские и российские СМИ регулярно вспоминают о возможности соединения Чёрного и Азовского морей. Очередной всплеск интереса к теме вызвал запуск Крымского моста, который усложняет судоходство через Керченский пролив. Однако геополитические и геоэкономические выгоды от этого канала не снимают экологических, финансовых и репутационных рисков.

Судоходный канал между этими морями когда-то существовал: Перекопский ров - это его остатки. Такой канал может сократить путь между Мариупольским и Бердянскими портами и западной частью Чёрного моря примерно на тысячу километров и сделать украинские порты независимыми от ситуации в Керченском проливе. Впрочем, с учётом малых глубин на Азове придётся углублять фарватер в акватории и при этом необходимо гарантировать загрузку канала. Сегодняшнего грузопотока может оказаться недостаточно для окупаемости проекта в обозримой перспективе.

В списке гипотетических проектов можно найти и такие, которые способны кардинально изменить логистические маршруты в Европе и Азии. Например, продвигаемый Казахстаном проект канала «Евразия» между Каспийским и Чёрным морями по Манычской впадине. А водные магистрали Каспий - Персидский залив или Каспий - Оманский залив на территории Ирана или Индии могут соединить прикаспийские и центральноазиатские регионы с Индийским океаном.

Можно сказать, что сравнение евроазиатских мегапроектов строительства судоходных каналов с французским говорит не в пользу первых, в которых политика превалирует над экономикой. Приблизительная стоимость подобного строительства колоссальна; экономическая выгода нивелируется рисками. А политические противоречия между потенциальными участниками этих проектов сводят к минимуму шансы на их реализацию.

Европа – часть света, насыщенная всевозможными путями сообщения. По дальности перевозок она во многом уступает таким гигантам как Россия и США, однако является лидером по интенсивности движения, качеству транспорта и роли в транзитных и международных перевозках. Каковы характерные черты транспортной системы Зарубежной Европы узнайте из представленной ниже статьи.

Железнодорожный транспорт Зарубежной Европы

Транспортная система в странах Европы очень развита и относится к западно-европейскому типу. Территория окутана невероятно густой и сложной сетью железных дорог, протяженность которых составляет более 11 тыс. км.

Благодаря новейшим технологиям скорость передвижения на поездах возросла в несколько раз. Так, Франция стала первой страной в мире, где успешно ввели в эксплуатацию поезд со скоростью 400 км/ч на популярной линии следования Париж-Лион.

Рис. 1. Высокоскоростные поезда в Европе.

Значимость железнодорожного транспорта западно-европейских странах заметно снижается, в то время как в Восточной Европе он по-прежнему остается лидирующим видом транспорта, на счету которого значительный объем всех перевозок.

Особенности автомобильного транспорта в Европе

Расстояния между основными транспортными узлами в Европе относительно небольшие. Именно этот факт и оказал влияние на развитие автомобильного транспорта, который в настоящее время занимает ведущее положение не только в пассажирских, но и грузовых перевозках.

Благодаря простоте и удобству передвижения автомобили с каждым годом все больше вытесняют железнодорожную транспортную сеть. В большом приоритете находится также и автобусное сообщение между городами.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 2. Европейские автотрассы – лучшие в мире.

Автомобильный парк Европы впечатляет своими размерами, и занимает второе место после Соединенных Штатов Америки. Благодаря большой востребованности этого вида транспорта на территории всех европейских стран особое значение уделяется качеству автомобильных дорог, которые по комфорту передвижения, освещенности и многим другим показателям по праву считаются лучшими в мире.

Речной вид транспорта

На территории Европы очень хорошо развит речной транспорт, который имеет колоссальное значение для грузовых перевозок. Речные пути имеют два направления:

  • широтное (реки Дунай, Темза);
  • меридианное (реки Рона, Рейн).

Самой главной водной артерией, пронизывающей большую часть Европы, является Рейн, по которому ежегодно перевозят до 300 млн. тонн всевозможных грузов. Переоценить транспортное значение этой реки трудно, ведь именно благодаря ей стало возможным осуществлять грузоперевозки, которые невозможно провести по сухопутной транспортной сети.

Самым крупным европейским речным портом является Дуйсбург, расположенный на территории Рурской области. Через него перевозят большое количество различных товаров.

Рис. 3. Речной порт Дуйсбург – самый крупный в Европе.

Совсем недавно в Европе был построен новый водный путь, благодаря которому были объединены в единое целое две крупнейшие реки: Дунай – Майн – Рейн.

Морской вид транспорта

Большое значение для развития международной торговли имеет морской транспорт. Крупнейшими торговыми флотами обладают Нидерланды, Великобритания и Франция. Основная цель большинства морских портов – осуществлять грузовые перевозки в больших объемах.

Крупнейшим европейским морским портом является Роттердам, который выделяется в мире своими внушающими грузооборотами. Его еще часто называют «воротами Европы», поскольку с его помощью происходит сообщение между основными экономическими и промышленными центрами.

Рис. 4. Морской порт Роттердам.

Немаловажное значение в морской транспортной системе играет и Кильский канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Благодаря своим размерам и годовому грузообороту он занимает третье место в мире после Суэцкого и Панамского каналов.

Что мы узнали?

Транспортная система на территории Европы отличается высокой степенью развития. Несмотря на то, что дальность перевозок не слишком велика, сухопутная транспортная сеть имеет очень сложное строение и значение мирового уровня. В настоящее время в приоритете – автомобильный транспорт, с помощью которого происходят пассажирские и грузоперевозки. В Европе расположен один из самых крупных морских портов в мире – Роттердам.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 142.

Реки Зарубежной Европы не являются самыми крупными в мире; их протяженность едва достигает 3000 км, но они создали обширную судоходную сеть. Даже там, где нет природного устья, люди прорыли каналы, осушили море, чтобы обеспечить доставку груза далеко вглубь континента. На сегодняшний день водные артерии Европы играют ключевую роль в развитии региона.

Крупнейшие водные артерии

Перечислим самые крупные реки Западной Европы:

  • Дунай – 2850 км.
  • Рейн – 2200 км.
  • Эльба (Лаба) – 1140 км.
  • Луара – 1010 км.
  • Тахо – 1010 км.

Рис. 1. Карта рек Зарубежной Европы

Все реки из вышеперечисленного списка выполняют транспортную функцию. По ним ежедневно перевозят тысячи тонн грузов и сотни пассажиров. Кроме этого, судоходные реки это:

  • Висла;
  • Одра;
  • Эбро;
  • Маас;
  • Шельда.

Дунай

Дунай — это легендарная река, самая длинная в Западной Европе. Огромная протяженность помогла соединить многие государства, у которых нет доступа к морю. Истоки находятся в горах в Германии, а устье – на границе Румынии и Украины. Впадает река в Черное море.

Рис. 2 Дунай

Вдоль Дуная образовалось 10 государств. На реке стоит четыре красивейших столицы Европы: Вена, Братислава, Будапешт и Белград. А румынская часть дельты реки даже внесена в список Всемирного наследия Юнеско.

Рейн

Рейн считается важной соединительной водной системой между Германией, Францией и Голландией. Движение начинается с небольшого города в Швейцарии – Базеля. С остальными главными реками Европы, Рейн соедениен каналами. Устье начинается в Нидерландах и заканчивается в Северном море.Впадает в Северное море.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Река Рейн на карте

Эльба

Еще одна крупная река Германии – Эльба. Однако она протекает также в Чехии, немного в Польше и Австрии. Как и Рейн, берет начало в Альпах, а заканчивается в водах Северного моря. Устье довольно широкое, поэтому там был основан порт – город Гамбург.

Луара

Является водной артерией Франции. Берет начало в Севенских высотах и представляет собой широкую горную реку, пересекающую глубокие ущелья и образовывающую невиданной красоты водопады. На равнинной территории имеет очень широкий разлив, особенно в весенний период, от чего страдают населённые пункты, стоящие близко к реке.

Тахо

Тахо питает Пиренейский полуостров. Это основная судоходная река Испании и Португалии. Верхнее течение представляет собой горную реку.В устье реки находится крупнейший порт в Атлантическом океане – Лиссабон. Именно с этого места начинали свой путь мореплаватели в эпоху Великих открытий.

Наиболее популярные путешествия по реке — это туристические круизы. Вдоль реки раскинулось немало старинных испанский и португальских городов, которые сохранили средневековый колорит.

Города в устьях рек

  • Рейн – Харингвлит, Роттердам;
  • Эльба – Гамбург;
  • Лаура – Сен-Назер;
  • Тахо – Лиссабон.

Что мы узнали?

Все крупнейшие реки Западной Европы играют ключевую судоходную роль. Они соединяют города и страны с Мировым океаном, позволяя дешево провозить грузы вглубь континента. Среди них наиболее значимыми являются: Дунай, Рейн, Лаура, Эльба, Тахо.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 7.