Икт компетентность ученика. Подпрограмма "формирование икт-компетентности учащихся согласно фгос"

В современном мире практически все сферы нашей жизни теснейшим образом связаны с информационными технологиями. Как бы банально не звучала эта фраза, своей истинности она от этого не теряет ни в малейшей степени.

Оборонная промышленность и медицина и образование - все это, а также многое другое сегодня уже не может существовать без нормально развитого информационного сопровождения. К сожалению, в нашей стране это начали понимать сравнительно недавно.

Давным-давно предрекаемая возможность существования «закладок» получила свое документальное подтверждение после разоблачений одного небезызвестного бывшего сотрудника ЦРУ. После этого наше правительство со скрипом признало необходимость развития собственного производства процессоров и ПО. Так, буквально пару месяцев назад было объявлено о создании новых вычислительных платформ, которые полностью построены на отечественных комплектующих. Кроме того, интенсивная работа в этом направлении ведется и в оборонной промышленности.

Вся совокупность такого рода факторов обозначается аббревиатурой ИКТ. Это - информационно-коммуникационные технологии, лежащие в основе современной цивилизации. Если говорить научным языком, то под этим термином понимаются методы работы с массивами информации, их передачу при помощи средств связи.

Общие тенденции развития

Вообще эта сфера подвержена едва ли не ежесекундным изменениям и чрезвычайно быстрому развитию. Каждую минуту лидеры отрасли создают новые технологии, предопределяющие развитие всего человечества на годы вперед. Более того, престиж страны на международном уровне во многом определяется именно развитием ИКТ. Это значит, что производимое программное обеспечение, а также контроль над потоками информации позволяют определять вектор развития собственной экономики, опережать на этом поле конкурентов.

Даже самые базовые экономические исследования быстро доказали, что между развитостью ИКТ и благополучием экономики того или иного государства существует самая прямая связь. Развитие коммуникационных технологий обеспечивает все возможности для быстрого роста производства и прочих отраслей. Кроме того, если в стране развита соответствующая отрасль, то она легко привлекает которые благотворно сказываются на общем экономическом состоянии.

Приоритетные направления развития отрасли в стране

В настоящее время множественными постановлениями правительства закреплено стремление выйти в мировые лидеры в сфере ИКТ. Это означает, что наконец-то было признано приоритетным развитие связи LTE-формата и прочего. Все это в перспективе поможет создать устойчивую платформу для следующего:

  • Резкого улучшения телекоммуникационных возможностей, что позволяет быстро развивать различные полезные сервисы внутри страны.
  • Население будет оперативно получать всю интересующую его информацию из первых рук.
  • Удаленные регионы смогут участвовать в социальной жизни страны куда более активно.
  • Эффективность управления отраслями и предприятиями может значительно возрасти.
  • Будет значительно ускорен обмен информацией между всеми участниками процесса хозяйствования, что опять-таки положительно скажется на общих перспективах развития всего государства.
  • Очень важно то обстоятельство, что население и органы власти будут налаживать тесное взаимодействие друг с другом.
  • Образовательные (информатика ИКТ должна использовать повсеместно), медицинские и юридические услуги, которые становятся возможными благодаря повсеместному доступу в сеть, улучшают общий уровень жизни даже в очень отдаленных от цивилизации районах.

Стимулирование развития бизнеса

Все вышеперечисленное в значительной степени стимулирует развитие форм малого и среднего бизнеса. Страны, которые в международных рейтингах повысили свой уровень развития ИКТ (это важно, как мы уже выяснили), могут рассчитывать на серьезные международные инвестиции. Кстати, анализ уровня его развития нередко используется для выявления самых проблемных зон в политике.

Другие показатели развития ИКТ в стране

Общий уровень развития этой отрасли в стране выражается при помощи индекса доступности ИКТ-сервисов (ICT access). На ее формирование влияет качество и доступность сетевых сервисов и услуг, стоимость мобильной связи и общий охват территории государства. Это - наиболее легко определяемые и показательные факторы, на которые исследователи обращают внимание в первую очередь.

К примеру, насколько взаимосвязана школьная информатика и ИКТ? 9 класс среднейобразовательной школы уже должен полностью разбираться в азах применения компьютерной техники на производстве, учебе и дома. Кроме того, ученикам нужно преподавать хотя бы основы программирования не на замшелом Visual Basic, а на чем-то более современном. Это необходимо для того, чтобы они лучше представляли себе структуру используемых повсеместно приложений. Без этого государство рискует получить армию молодых людей, познания которых не будут простираться дальше пальцеориентированного интерфейса планшетов.

Кроме того, чрезвычайно важен индекс использования этих сервисов (ICT use). Так определяется количество пользователей, которые реально изъявляют желание использовать описанные выше возможности в своей повседневной деятельности. Учитывается количество компьютеров, которые постоянно подключены к интернету, наличие сайтов у государственных учреждений, частота их посещаемости, а также общее положение дел в сфере высоких технологий и коммуникаций.

Важнейшим показателем является среда, стимулирующая развитие ИКТ (Environment). В этом ключе анализируется состояние деловой и правовой сферы, наличие конкуренции, задела в инновациях, а также общее состояние всей деловой инфраструктуры, которая бы позволяла широко внедрять современные технологии в повседневную жизнь общества.

Человеческий фактор

Весьма важен также показатель, характеризующий Этот коэффициент учитывает общую грамотность населения, уровень образованности и грамотности, который высчитывается, учитывая также общую продолжительность жизни. Таким образом, ИРЧП отлично подходит для присвоения стране индекса «развивающейся», или «развитой».

Тесно связан с этим показателем также индекс общей технической компетентности людей (ICT Skills), который показывает уровень технической грамотности общества. Нужно сразу заметить, что информационно-коммуникационные технологии просто невозможно и бессмысленно развивать в случае, если в стране попросту нет достаточного количества хотя бы мало-мальски технически подкованных пользователей.

Состояние отрасли в нашей стране. Приоритеты развития

Наша страна в настоящее время повторяет те же тренды, что и весь остальной мир: огромными темпами растет уровень внедрения высокоскоростного интернета; значительно увеличивается спрос на предоставление цифрового контента, причем речь идет не только о книгах, фильмах и музыке, но и об образовательных программах и сервисах. Это свидетельствует о том, что информационно-коммуникационные технологии в нашем государстве постепенно выходят на принципиально иной уровень.

По мнению Министерства коммуникаций и связи, все эти направления должны стать приоритетными в развитии всей российской отрасли связи. За многие годы в нашей стране наконец-то появилось специализированное IT-ведомство, занимающееся проблемами высоких технологий. Его специалисты говорят, что отрасль высоких технологий в нашей стране составляет менее 4% от общего ВВП, что в мировых масштабах является недопустимо малым показателем.

В этом случае применение ИКТ следует максимально стимулировать и поощрять, так как нам жизненно важно наверстать отставание в данной отрасли.

Общие тенденции

Только в 2012 году расходы на коммуникативные услуги дали мировому рынку 1,72 трлн долл. Наше направление показывает устойчивый рост, по многим показателям значительно опережая зарубежные государства. В прошлом году мировой рост отрасли превысил 7%.

Объемы рынка и доходность

В нашей стране в 2011 году объем услуг достиг отметки в 891 млрд руб. Выручка провайдеров интернета составила 199,6 млрд руб. (только по официальным данным). Кроме того, государственный сектор тратит на получение такого рода услуг более 45 млрд руб. в год. Потребительский сегмент обеспечивает примерно 78% прибыли от предоставляемых услуг подключения к интернету.

Рынок же мобильной связи и вовсе растет просто титаническими темпами, намного опережая показатели даже многих промышленных предприятий. Только в 2011 году, и только (!) за голосовую связь они получили от абонентов 767,9 млрд руб., в то время как выручка Ростелекома на том же поприще составила только 291,7 млрд руб.

Уровень доступа к скоростному интернету

Как ни странно, но на сегодняшний день распространение широкополосного интернета в Москве и Питере фактически аналогично этому показателю в крупнейших городах мира: так, в 2010 году Москва уже опережала Берлин на 14%. Только в Московской области уже в то время не менее 80% всего населения регулярно пользовались интернетом.

В целом по стране этот показатель во много раз хуже. Так, только 39% из всех домов в регионах подключены к сети, причем 38% (8,3 млн домохозяйств) приходится исключительно на крупные города с населением более миллиона человек. Кроме того, использование ИКТ на уроках в сельских школах в некоторых случаях до сих пор под большим вопросом, так как из-за изношенности линий туда просто не проводят интернет.

Сложности процесса

Несмотря на это, скорость внедрения интернета в повседневную жизнь растет, а прибыль провайдеров увеличивается приблизительно на 12% в год. В период Олимпиады этот показатель приблизился к 23%.

Увы, но подключение к интернету каждого последующего населенного пункта дается все сложнее. Вскоре планируется создать реестр населенных пунктов, в которых полностью отсутствует нормальное соединение с Всемирной сетью. Очень радует, что планируют также наладить общественную приемную, в которой могли бы оперативно рассматривать все подобные вопросы.

Всемирные организации, которые анализируют состояние ИТК, говорят о значительном отставании нашего государства в этом вопросе. Так, приблизительно 70% всех домохозяйств в Европе подключены к сети, а в США этот показатель и вовсе превышает 80%. Лидером среди всех стран является Китай, где на сегодняшний день в интернет могут выходить более 200 миллионов домохозяйств.

Перспективы

Так каковы же перспективы развития ИКТ в нашем государстве? О, они просто огромны! Дело в том, что сегодня в заложены принципы повсеместного внедрения в производство и повседневную жизнь компьютерных технологий.

Требуется огромное количество молодых и образованных специалистов, которые бы могли всем этим управлять. Подготовка кадров начинается еще в школе. Так, сегодня урок с использованием ИКТ можно провести практически в любой сельской школе, хотя еще пять-шесть лет назад об этом можно было только мечтать.

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Минусинский педагогический колледж имени А.С.Пушкина

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальной школы

Выполнила: Гравер Евгения Сергеевна,

студентка 2 курса

специальности 050202 «Информатика»

Проверила: Леканцева Анна Алексеевна,

преподаватель информатики

Минусинск, 2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.1 Основные положения компетентностного подхода…………………….......5

1.2 Различные подходы к определению и классификации «компетентности» и «компетенции»…………………………………………………………………….9

2.1 Основные характеристики ИКТ-компетентности………………...……….16

2.2 Условия эффективного формирования ИКТ-компетентности учащихся начальных классов………………………………………………………….........18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………....22

Введение

В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Темпы их преобразований несколько высоки, что человеку в своей жизни приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования в первую очередь самообразования, человек должен владеть различными видами компетентностей, самой главной среди которых можно считать ИКТ-компетентность

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы "Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы".

Чтобы в достаточной мере развить ИКТ-компетентность требуется длительное время, и процесс овладения эффективнее начинать с начального звена общеобразовательной школы.

В связи с введением в образовательные учреждения нового федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образование начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе, а именно, формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы. Одним из направлений совершенствования общего образования, начиная с начальной школы, является информатизация. Сейчас в современном обществе самые социально-востребованные люди это те, которые владеют ИКТ и умеющие работать на компьютерах. И, наверное, не зря с 2003года в школе первой ступени было рекомендовано ввести предмет «Информатика». Но это не значит, что нужно ограничиться только рамками урока «Информатика». Решение поставленных задач по информатизации общества должно осуществляться и на других предметах, которые изучаются в начальных классах.

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы

Задачи:

1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. На основе анализа литературы рассмотрим понятия компетентностный подход, компетентность, компетенция, ИКТ-компетентность

3.Выявить условия эффективного формирования ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов.

Глава 1 Компетентность и компетенция: определения и классификации

1.1 Основные положения компетентностного подхода

Современное общество остро нуждается в инициаторах и творцах – специалистах, которые способны:

    самостоятельно овладевать новыми комплексными стратегиями;

    повышать квалификацию во время своей профессиональной деятельности;

    быстро воспринимать новые идеи;

    отличаться компетентностью и ответственностью;

    быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Компетентностный подход можно рассматривать как совокупность общих дидактических требований к:

Определению целей образования;

Отбору содержания образования;

Организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов.

Выделяют следующие принципы компетентностного подхода:

смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетентностныйподход является способом достижения нового качества образования.

В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей, и содержания образования не позволяет провести его модернизацию. Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда - в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Десять лет назад был подготовлен и опубликован доклад специалистов Мирового банка о развитии российского образования. В этом докладе отмечались многие достоинства советской системы образования, но отмечалось, в частности, и то, что в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. Дальнейшие исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста - к хорошему сотруднику.

Изменение в обществе, которое существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов - создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.

Связи и отношения между учебными предметами определяются, прежде всего, содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.

Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае - образовательной. Различие подходов к определению целей школьного образования заключается в понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников. Цели обычно формулируются в терминах, которые описывают эти новообразования: ученики должны освоить такие-то понятия, сведения, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то взгляды, качества и т.д. Такой подход к постановке образовательных целей достаточно продуктивен, особенно по сравнению с распространённой практикой отождествления педагогических целей и педагогических задач, когда цели формулируются в терминах, описывающих действия учителя (раскрыть, объяснить, рассказать и т.п.).

Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.

И в первом, и во втором случаях в качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей. Могут существовать различные взгляды на то, какие качества личности и какие ценностные ориентации нужно формировать у современных школьников, но эти различия не имеют тесной связи с подходом к определению целей образования. Различия в этих подходах связаны с различиями представлений о путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся. При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во втором случае в качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний, во втором - как смысл образовательной деятельности.

Компетентностный подход в образовании реализовывался несколько этапов:

первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность;

второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении;

третий этап - исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой, где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения;

четвертый этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования.

1.2 Различные подходы к определению и классификации «компетентности» и «компетенции»

В Концепции модернизации Российского образования под компетентностью понимается: «способность к осуществлению практической деятельности, требующей:

    наличия понятийной системы и, следовательно, понимания;

    соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи».

В приведенном определении подчеркивается охват компетентностью нескольких видов деятельностей, подчеркивается сложный личностный характер этого понятия.

На современном этапе развития в педагогике не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Исследователи определяют проблематику данного вопроса по-разному:

Т.В.Иванова отмечает, что «недостаточная разработанность понятийного аппарата создает значительные трудности при определении перечня компетенций. … понятия «компетенция» и «компетентность» обычно рядополагаются, поэтому возникает вопрос: это одно и то же или это разные понятия?»

Частичное совпадение внешней формы, похожее звучание порождают ошибочную подмену понятий и искажение слов. С этимологической точки зрения оба слова уходят своими корнями к латыни. Компетенция от competentia - надлежащий, способный; компетентность - competo – добиваюсь, соответствую, подхожу. Были заимствованы из английского языка, в котором слово competence имеет ряд значений, первое - способность, данные, знания, компетентность; второе - компетенция, правомочность.

Рассмотрим определения данных понятий, предлагаемые исследователями разных отраслей науки, для определения их сущности в педагогическом аспекте.

А.В.Хуторской считает, что понятие «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». В соответствии с данным определением компетенция это комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, компетентность - опыт в той или иной области.

И.А.Зимняя определяет «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, «компетенция» рассматривается как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», потенциального». Автор рассматривает компетентность как совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. С чем нельзя не согласиться. Компетенция интерпретируется как пассивный элемент абстрактной сущности, с чем можно поспорить.

А.В.Баранников в работе посвященной проблемам компетентностного подхода рассматривает компетентность как «... самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики».

Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий. Авторы предлагают рассматривать компетентность как способность, способность это умение, а также возможность производить какие–нибудь действия, следовательно, два вышеописанных определения являются более емкими, т.к. предполагают не только приобретенные, целенаправленно сформированные умения, но и возможность их реализации.

Британские исследователи выделяют три уровня компетентности:

    интегративная компетентность - способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющейся внешней среды;

    психологическая компетентность - умение ориентироваться и контролировать внутренние и внешние эмоциональные воздействия, прогнозировать и управлять поведением людей;

    профессиональная компетентность в различных сферах деятельности.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

А.В. Хуторской выделяет семь ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Глава 2 Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы

2.1 Основные характеристики ИКТ-компетентности

Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу, предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране.

Информационное общество, в отличие от индустриального и постиндустриального, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой ИКТ-компетентностью.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между ИКТ-компетентностью человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс начальной школы с целью интенсификации развития ИКТ-компетентности учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую мы уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль ИКТ-компетентности человека в современном обществе.

ИКТ-компетентность представителя современного общества должна не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование ИКТ-компетентности у участников образовательного процесса. Однако на сегодняшний момент обнаруживается противоречие между констатацией адаптивной функции школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательной ситуацией, с другой стороны. Разрешить описанные противоречия, на наш взгляд, можно на основе создания содержательно-деятельностной модели формирования ИКТ-компетентности учащихся общеобразовательной школы в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса. На смену формально-знаниевой должна прийти современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Мы исходим из того, что ИКТ-компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

ИКТ–компетентность - способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

2.2 Условия эффективного формирования ИКТ-компетентности школьников

Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики).

При формировании ИКТ-компетентности успешно должны применяться традиционные подходы:

Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Условия, оказывающие влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы:

1. Статус школы (зависит от того, какое оборудование есть в информационных классах, по какой программе работают учащиеся, компетенции учителя).

2. Зависимость уровня ИКТ-компетентности учащихся от типа населенного пункта, в котором расположена их школа, а также места расположения школы в городе.

Фактически каждая четвертая школа, расположенная на окраине города по ИКТ-компетентности учащихся находится в пределах низкого уровня, среди школ, расположенных в центре. По всей видимости, подобная ситуация обусловлена широким спектром причин, среди которых и более низкий уровень материально-технической обеспеченности, и отсутствие в районе развитой инфраструктуры, и недостаточность кадрового потенциала.

3. Зависимость уровня ИКТ-компетентности учащихся школ от использования компьютера на уроках (за исключением уроков информатики) компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики.

Анализ полученных данных показывает, что где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля учащихся с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Иначе складывается ситуация, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов, помимо информатики. Доля учащихся с высоким уровнем ИКТ-компетентности здесь значительно выше. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.

4. Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от их социальной защищенности. Дети из социально незащищенных слоев населения менее компетентны в области ИКТ. Иными словами, компетентность в сфере ИКТ является на сегодняшний день той частью социального капитала, которая школьникам из социально незащищенных слоев доступна в меньшей степени, чем школьникам из более благополучных. Причем школа как социальный институт, призванный обеспечить «равные возможности» для всех учащихся и в той или иной степени нивелировать социальное неравенство, в данном отношении выполняет эти функции лишь отчасти.

5. Деятельность педагога, является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.

6. Социально-демографические факторы, которые могут оказывать влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся, среди которых можно выделить такие, как пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося. Обращаясь к анализу гендерных (половых) различий, следует отметить, что девочки демонстрируют более высокий уровень компетентности в сфере ИКТ, чем мальчики. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем ИКТ-компетентности ученика и уровнем образования его родителей – чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.

7. Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от различных аспектов их учебной деятельности и досуга.

При сопоставлении данных о компетентности школьников и количестве пропущенных им учебных дней, мы видим, что чем чаще ребенок пропускает школу, тем ниже его уровень компетентности в области ИКТ. Доля школьников с высоким уровнем компетентности значительно выше в группе учащихся, регулярно посещающих школу, и, наоборот. Таким образом, мы можем зафиксировать наличие связи между регулярным посещением школы и уровнем ИКТ-компетентности учащегося, что дает основание говорить о существенной роли школы в процессе приобщения школьников к компьютерным технологиям.

Особый интерес представляет также зависимость ИКТ-компетентности школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ.

Имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.

8. Уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ связан с наличием у учащихся возможности использовать компьютер в домашних условиях. С каждым годом количество компьютеров в семье учащихся растет.

Заключение

Процессу формирования ИКТ - компетентности ученика способствует личностно-ориентированная педагогическая система, суть которой сводится к технологии личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Функционирование содержательно-деятельностной модели формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в процессе реализации личностно-ориентированной модели педагогического процесса может быть обеспечено применением таких педагогических средств, как:

Использование папок-накопителей;

Использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов;

Система специальных упражнений;

Организация проектной деятельности;

Нетрадиционные формы занятий;

Использование тестовых и автоматизированных систем контроля;

Оформление учебного электронного портфолио работ;

ИКТ–компетентность - это общешкольное умение. Главная задача школы - сделать акцент на формирование этого умения в соответствии с требованиями информационного общества.

Список литературы

    Баранников, А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход [Текст]/ А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 51с.

    Болотов, В.А. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе" [Текст]/ В.А. Болотов, В.В. Сериков. //Педагогика, 2003 г. № 10.- с.8-14

    Зверева, М.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся// Педагогика.-2005 №8

    Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. N 5. - С.34-42.

    Иванова, Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст]/ Т.В.Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2004.- №1.- С.16-20.

    Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М. : Рус.яз., 1984. – 797 с.

    Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст]/ Дж. Равен.- М.,2002.

    Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]/ А.В. Хуторский. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.

    Чикурова М.В. Контролировать сформированность информационной компетентности // Школьные технологии.-2004.-№1

    Н.И. Петрова - (http://conf-a.narod.ru/Petrova.htm Ильина, Н.А.Условия эффективности формирования ИКТ-компетентности школьников/ Н.А. Ильина. -(http://www.metod-kopilka.ru/">

Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.

Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки . Отдельно ученые уделили внимание изучению термина "ИКТ-компетенция".

В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.

Таблица 1. Трактовка ИКТ-компетентности в педагогике

Формулировка определения

В.Ф. Бурмакина

ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности..

А.А. Елизаров

ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.

О.Н. Шилова М.Б. Лебедева

ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий

Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов

ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности".

Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции

ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура ИКТ-компетентности

Элемент структуры

Определение

  1. умение точно интерпретировать вопрос;
  2. умение детализировать вопрос;
  3. нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
  4. идентификация терминов, понятий;
  5. обоснование сделанного запроса;

Доступ (поиск)

  1. выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
  2. соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
  3. формирование стратегии поиска;
  4. качество синтаксиса.

Управление

  1. создание схемы классификации для структурирования информации;
  2. использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

Интеграция

  1. умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
  2. умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  3. умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
  1. выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  2. выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  3. умение остановить поиск.

Создание

  1. умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  2. умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  3. умение обосновать свои выводы;
  4. умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  5. структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение (передача)

  1. умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
  2. умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
  3. обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
  4. умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
  5. знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

ИКТ- компетентность педагога

ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.

Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя

Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.

Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога .

Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.

Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности

В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.

Оценка ИКТ-компетентности

Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов.

К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой . Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:

  1. информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
  2. контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
  3. мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.

Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога

В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.

Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя

Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:

  1. 3 балла – высокий уровень,
  2. 2 балла – средний уровень,
  3. 1 балл – низкий уровень,
  4. 0 – отсутствие показателя
ИКТ-компетентность

Знания, умения, навыки.

Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера

Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей

Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет)

Умение набрать текст в Word

Умение создать электронную таблицу в Excel

Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel

Умение создать простую презентацию к уроку

Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр.

Знание ППС по предмету

Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой

Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР

Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине

Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса

Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Использование ИКТ для оформления тематического планирования

Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету

Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету

Использование ИКТ для анализа процесса обучения

Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося

Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося.

Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру.

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…)

Создание банка КИМов, тестовых заданий

Стремление к самообразованию в рамках ИКТ

Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру)

Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ

Литература

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. – URL: http://www.sitos.mesi.ru/
  2. Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // . – URL: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
  3. Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // . – URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
  4. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
  5. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
  6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.

ИКТ - компетентность – это … способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи / распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества




ИКТ - компетентность учителя предметника Базовая Предметно - ориентационная Под базовой ИКТ - компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю - предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ - технологий общего назначения Предметно - ориентированная ИКТ - компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.


ИКТ - компетенция ученика Под ИКТ – компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.




Навыки и умения ИКТ - граммотного человека: определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации – умение собирать и / или извлекать информацию; управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию;


Навыки и умения ИКТ - граммотного человека: оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.




Доступ (поиск) Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); Формирование стратегии поиска; Качество синтаксиса. Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); Формирование стратегии поиска; Качество синтаксиса.








Создание Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой; Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; Умение обосновать свои выводы; Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов


Сообщение (передача) Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав); Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации; Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу; Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения


Элементы ИКТ - компетентности (для информатики) Понимание основных принципов работы устройств ИКТ; Подключение устройств ИКТ к электрической сети; Включение и выключение устройств ИКТ; Базовые действия с экранными объектами; Соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; Информационное подключение к локальной сети и глобальной сети интернет; Вход в информационную среду учреждения;


Элементы ИКТ - компетентности (для информатики) Обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; Вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами; Использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком; Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.








Технические средства формирования ИКТ - компетенции Персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, графический планшет, сканер, микрофон, музыкальная клавиатура, оборудование компьютерной сети, конструктор, позволяющий создавать компьютерно - управляемые движущиеся модели с обратной связью, цифровые датчики с интерфейсом, устройство глобального позиционирования, цифровой микроскоп, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь;


Программные средства формирования ИКТ - компетенции Операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности, графический редактор для обработки растровых изображений, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, ГИС, редактор представления временной информации (линия времени), редактор генеалогических деревьев, цифровой биологический определитель, виртуальные лаборатории по предметам предметных областей, среды для дистанционного он - лайн и оф - лайн сетевого взаимодействия, среда для интернет - публикаций, редактор интернет - сайтов, редактор для совместного удаленного редактирования сообщений