Экологическая викторина на тему " день птиц". Экологическая викторина на тему " день птиц" Внеклассное мероприятие

Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах и зимующих в наших краях.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес детей к жизни птиц;
  • воспитывать заботливое отношение к ним;
  • формировать практические природоохранительные умения.

Оборудование: электронное приложение (Презентация )

2 команды по 5-6 чел. (1 команда “Синички ”, 2 команда “Снегири ”) сидят за столом напротив друг друга и выполняют задания, которые зачитывает ведущий. Задания в 2-х папках для 2 команд.

Жюри (3 чел.)

Названия конкурсов на экране (ведущий объясняет задания)

Игра “Приметы зимы ” (слайд 1)

Командиры по очереди называют приметы зимы. Выигрывает та команда, которая назовёт больше признаков зимы. В помощь можно вывесить картинки с изображением зимы.

Разделим птиц на перелётных и зимующих: (слайды 3, 4)

дятел, снегирь, чиж, ласточка, соловей, ворона, щегол, сорока, воробей, аист, жаворонок.

Конкурс “Почемучка ” (слайды 5, 6)

Oбеим командам задают по вопросу, дается время на обдумывание.

Дети отвечают, затем члены жюри подводят итоги конкурса.

  • Почему ласточки улетают в тёплые края, а дятел зимует у нас?
  • Почему журавль улетает в тёплые края, а сова зимует в наших краях?

Конкурс “Третий лишний ” (слайды 7, 8)

Из тройки птиц найти лишнюю и объяснить почему.

Конкурс “Узнай птицу ” (слайды 9, 10, 11, 12)

Дается командам описание птицы. Дети должны узнать её по описанию. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко.

Описание 1:

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.

Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама обычно сидит ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (аисты)

Описание 2:

Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она невьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (кукушка )

Описание 3:

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (синица)

Ребусы. (слайды 13, 14)

Составь слово из букв. Назови птицу. (слайды 15, 16)

Л, Я, Т, Д, Е (дятел)

Хоть не дровосек и не плотник,
А первый в лесу я работник.
Всё время стучу, деревья долблю,
Но их не калечу, а только лечу.

Собери целую картинку из частей (птицу). (слайды 17, 18)

Конкурс “Буква потерялась ” (слайды 19, 20)

Правила подкормки птиц (слайды 21 - 27)

Ведущий:

А какое угощение у птиц может быть в кормушках, которые вы сделали своими руками и развесили на территории нашей школы?

Чем же питаются наши птички, отгадайте.

На доске слова:

сало, крошки хлеба, мякоть ягод, семена, крупа.

(комментарий учителя: сало несоленое, семена подсолнечника, тыквы, арбуза, сирени, бузины, клена; мякоть ягод рябины, бузины, калины, шиповника.)

Рассказ ученика:

Птицам зимующим в городе,(синицам, щеглам, поползням, снегирям и другим), нужны подкормка и забота людей в суровые зимние месяцы. Надо делать кормушки и развешивать их на деревьях и кустарниках. Мы тоже развесили кормушки вокруг школы и насыпаем в них зерно и крошки хлеба. Наша задача - охранять птиц и привлекать их в наши парки и сады, скверы и дворы! Птицы - наши друзья! В настоящее время численность многих видов птиц сильно сократилось. Если не принимать меры по их охране, они могут исчезнуть не только из нашего города, но и с лица Земли.

Игра “Прилетели птицы ”(слайд 28)

Игра - это забава, установленная по правилам - такое пояснение дает в своем словаре В.И.Даль. (Объясняется правило игры).

  1. Прилетели птицы:
    Аисты, синицы,
    Голуби, стрижи,
    Ласточки и комары
  2. Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Галки и вороны
    Стрижи и макароны
  3. Прилетели птицы:
    Аисты, синицы,
    Галки и вороны
    Стрижи и кукушки
    Даже совы - сплюшки,
    Чижи и мухи

Прилетели птицы:
Аисты, синицы,
Голуби, стрижи,
Лебеди и утки
И спасибо - шутке!

Загадки: (слайды 29 - 36)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

“Чему человек научился у птиц?” (слайд 37)

Изобрел самолет, вертолет, дельтаплан;научился петь песни, помогать другим; стал предсказывать погоду.

Жюри подводит итоги игры - викторины.

Ведущий обращается к детям с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.

Экологическая викторина, посвященная Дню Птиц.

Для детей подготовительной группы.

Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире и птицах

Задачи:

1. Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ.

2. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к познаниям; воспитывать дух соревнования; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; вовлечь родителей в игровое взаимодействие с детьми.

3. Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом; развивать умение слушать ответы друг друга; развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Предшествующая работа с детьми:

Занятия по темам о птицах.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Упражнения пальчиковой гимнастики.

Наблюдения, экскурсии, беседы.

Оборудование:

Боченок с шарами, в которых записаны вопросы

Эмблемы для команд.

Карточки с изображением птиц

Карточки с признаками: место, цвет, размер,рельеф, действия,звук

панно «Кормушка с птицами».

Игра «Перышки», «Тепло-холодно»

Музыкально-динамическая пауза.

Ход викторины:

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

Ведущий:

Сегодня у нас не обычное занятие, а экологическая викторина на тему «Птицы».

Посмотрите ребята к нам пришли гости, которых мы приглашаем в жюри, оценивать наши конкурсы.

Представление жюри:

Вед. В викторине участвуют две команды: «Синицы» и «Воробьи».

Поприветствуйте друг друга.

«Воробьи»

Мы соперникам своим

Шлем большой привет.

От души желаем им

Дать правильный ответ.

«Синички»

Мы пришли на конкурс наш

Будем, не лениться

На вопросы отвечать

Все заданья выполнять.

Представление своей команды:

Капитаны команд расскажите о птице, изображенной на вашей эмблеме по дорожке признаков: место, цвет, размер,действие, звук.

(участники могут помогать)

КОНКУРС «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ»(презентация)

1. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик-чирик!» (воробей).

2. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее……. (ворона).

3. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук, тук, тук, тук!» (дятел).

4. Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош весенний день!» (синица).

5. Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет? (сорока).

6. Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (соловей).

7. Кто летает ночью темной

И схватить мышонка хочет? (сова)

8. Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (скворец)

9. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка).

10.Черный, проворный.

Кричит: «Крак!» -

Червякам враг. (грач).

Динамическая пауза,игра «Тепло,холодно»

Конкурс «Заморочки из бочки»

Вед. Участникам каждой команды предоставляется возможность достать из бочки шарик с вопросом.

первая команда - Заморочка №1 –ее нам хотят задать белка и сова.

Белка. Тетушка Сова, тетушка Сова!

Сова. Ух-ху, ух-ху. Что случилось малыш?

Белка. В нашем лесу такие чудеса! Зима на дворе вьюжная, сердитая, а на нашей елке птичка гнездо свила и птенчиков вывела.

Сова. Никаких чудес нет. Эти птенцы всегда в лютые морозы гнездятся.

Белка. Чем же они кормят своих маленьких птенцов? Ведь насекомые попрятались от холода.

Сова. А птенцов они выкармливают семенами и плодами хвойных деревьев, которые как раз к этому времени созревают.

Белка. Как же называются эти бесстрашные птицы?

Вед. Итак вопрос. Какие птицы нашего леса выводят птенцов зимой? (клесты)

Вторая команда - Заморочка №2 - ее нам приготовили клест и дятел

Клест. Смотрю, дятел на твой нос и сравниваю со своим. Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой, кривой, получше твоего прямого будет.

Дятел. И чего в нем, кривом, хорошего? Из под моего прямого только щепки летят!

Клест. В том-то и беда, что ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю семена достаю. Глядишь, одно – другое семечко уроню, оно растет. Выходит, я лес сажаю, а ты его рубишь. И все из твоего прямого носа. Полюбуйся на свои труды: деревья как испортил.

Дятел. Так это больные деревья. Я их от жуков разных спасаю вот этим самым носом. Не зря меня «лесным доктором» прозвали.

Клест. Ну, не знаю, не знаю (улетает).

Вед. Итак вопрос: Какой инструмент похож на клюв дятла, а какой на клюв клеста?

Заморочка №3 - это заданье для двух команд. Я прошу вас быть внимательными и находчивыми.

Перед вами кормушка.(

Внимание первый вопрос для команды синичек:

Назовите каких птиц вы видите на кормушке?

Второй вопрос для команды воробьев:

На какие две группы можно разделить этих птиц (зимующие, перелетные)

Син.- Посчитайте сколько зимующих птиц? Сколько перелетных? Сравните их каких больше на сколько?

Вороб.- Какие птицы лишние на кормушке? Уберите их.

Конкурс капитанов «Перышки»

Донести перышко на ладошке –кто быстрее.(эстафета под музыку)

Вот мы и подошли к последнему конкурсу, который называется «Гонка за лидером»

Вопросы команде «Синичек»

Назовите:

1. птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

2. певчую птицу, получившую свое название по месту своей родины - Канарских островов (канарейка);

3. птиц, признанных лучшими пернатыми почтальонами (голуби);

4. птиц, которых используют во время охоты (соколы);

5. птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

6. птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка);

вопросы команде «Воробьи»

7. бойцовых птиц, которых люди использовали для участия в птичьих поединках (бойцовые петухи);

8. птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин);

9. нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

10. птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

11. птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси (это сова. Она способна повернуть голову на 180o);

Вот и подошла к концу наша викторина. Просим уважаемое жюри подвести итоги.

(слово жюри)

Мы благодарим всех участников викторины за проявленную находчивость и смекалку и хотим наградить вас медалями. (Награждение команд)

Светлана Морозова

Все вопросы и задания разбиты на сектора разных цветов:

Зеленый – вопросы викторины;

Красный – загадки;

Желтый – «По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?»

Синий – творческие задания;

Белый – «Лесные диалоги» (по В. Бианки)

Коричневый – «Верю – не верю»

Вед. Сегодня на игре мы проверим, хорошо ли вы знаете мир птиц. Бороться за звание «Знатоки птиц» будут две команды (представляет их).

Команды поочередно бросают разноцветный кубик, каждая сторона которого – цвет одного из секторов. Цвет верхней грани кубика после падения определит сектор, из которого даются задания. Капитан берет два листа и, не читая, отдает ведущему, указав, какой из них предназначен для своей команды, а какой для соперников.

Вопросы и задания.

ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР. ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

Ответить на вопросы.

1-я карточка.

1. Какая птица выводит птенцов зимой, в стужу и зной? (клест)

2. Птенцы какой птицы не знают матери? (кукушки)

3. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – до 15 см)

4. Какая птица самая большая в мире? (страус)

5. Кто из птиц лучший танцор? (журавль)

6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)

2-я карточка

1. Какая птица выше всех летает? (орел)

2. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (гоголь)

4. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)

5. Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

6. Какая птица выводит птенцов в морозы? (клест)

КРАСНЫЙ СЕКТОР. ЗАГАДКИ.

Отгадать загадки.

1-я карточка.

1. Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

2. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце. (ласточка)

3. Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (соловей)

4. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (сорока)

2-я карточка

1. Весной за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (грач)

2. В болоте плачет, а с болота не идет.

Кто это? (кулик)

3. Среди деревьев кузнецы куют. (дятлы)

4. Днем слепа, ночью зряча,

Мышей ловит, а не кот. (сова)

ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР. – «По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?»

Назвать птицу по описанию.

1-я карточка.

1. Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум. Если кого-нибудь завидит, дергает хвостом. Видно ее издалека. Летит – машет своими белыми с черным крыльями. Сидит – белое брюхо светится. (сорока)

2. С ранней весны и до конца лета – это самая обычная птица наших лесов: повсюду слышны либо ее энергичная звонкая песня, либо крик. Иногда она громко пинькает: «Пинь-пинь», а к дождю – «рюмит»: «Рю-рю-рю…» (зяблик)

2-я карточка

1. Головка у этой птички – в черной шапочке; спинка, крылья и хвост – темные; грудка – ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего она любит свежее несоленое сало. (синица)

2. Лазит по веткам, как попугай: и лапками и клювом цепляется; вниз и хвостом и головой повиснет – ему все равно. Он занят одним – вылущивает из шишек семена. А для этого нижняя и верхняя половинки его клюва перекрещиваются на концах. (клест)

СИНИЙ СЕКТОР. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Вспомнить пословицы и крылатые выражения.

1-я карточка.

Гусь (Гусь свинье не товарищ)

Синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)

Могучий, как … (орел).

Мудрый, как … (ворон).

Важный, как … (гусь).

Надутый, как … (индюк).

Верность … (лебединая).

Любовь и нежность … (голубиная).

2-я карточка

1. Назвать пословицы по одному слову:

Воробей (Слово - не воробей, вылетит не поймаешь)

Кулик (Всяк кулик свое болото хвалит)

2. О ком говорят в народе, используя названия птиц? Продолжите:

Длинноногий, как … (журавль).

Большеглазый, как … (филин).

Желторотый, как … (цыпленок).

Ярко, вызывающе одет, как … (павлин).

Болтать, трещать, как … (сорока).

Ворковать, как … (голубь).

БЕЛЫЙ СЕКТОР. «ЛЕСНЫЕ ДИАЛОГИ» (по В. Бианки)

После прочтения текстов ответить на вопросы.

1-я карточка.

«Кукушка и Иволга».

Здравствуй, Кукушечка!

Здравствуй, Иволга золотая!

Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте! Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после лета приходит осень, что все листья с дерева осыпаются. А какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывают зима и трескучий мороз.

Пустая болтовня, дорогая соседка. Я десять лет на свете живу, бывала и на севере, и на юге, но ничего подобного не видела. В мае на север прилетаю – лето, в августе на юг – там тоже лето. Врут пичужки: не бывает на земле ни осени, ни зим. Везде одно лето.

Почему Кукушка и Иволга утверждают, что нет на Земле ни осени, ни зимы?

2-я карточка.

«Сорока и Глухарь»

Здорово, Сорока! Где бывала, куда летала?

Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушке.

А теперь куда?

В деревню, милок, в деревню.

Чем же плохо тебе в лесу?

Да как же, милок, да как же? Птичьи гнезда давно пустые, яичка не утащить, птенчика не схватить. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и то некого!

Чем же в деревне-то хорошо?

Да как же милок, милок, да как же! У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая?

Какие птицы остаются зимовать?

КОРИЧНЕВЫЙ СЕКТОР. «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

На вопросы ведущего отвечать «Да» или «Нет».

1-я карточка.

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта, не открывая клюва? (да)

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (нет)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)

2-я карточка.

1. Чемпионом по нырянию является утка? (нет)

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (да)

ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

«Птицы в сказках»

В какой сказке один из главных героев:

Галчонок («Дядя Федор, пес и кот»).

Попугай («Зарядка для хвоста»)

Гусь («Путешествие Нильса с дикими гусями»)

Ворон («Снежная королева»)

Сова («Вини Пух и все, все, все»)

Ласточка («Дюймовочка»)

Воробей («Тараканище»)

Лебедь («Дикие лебеди»)

Утенок («Гадкий утенок»)

Викторина для младших школьников "Международный день птиц"

Челышева Ирина Васильевна, воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска.

Цели:
Коррекционно-образовательные:
-обобщить и закрепить знания детей о птицах;
Коррекционно-развивающие:
- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: запись голосов птиц, презентация, мультимедиапроектор, фишки, грамоты для награждения победителей.
Ход викторины:
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете. (Звучит фонограмма птичьего пения) .
Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря.
Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол).
Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов.
Сегодня мы проведем викторину на тему: «Что мы знаем о птицах». Разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название. Наша викторина будет состоять из четырех конкурсов. За каждый правильный ответ команда получает одну фишку. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников.
- Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся.
Первый конкурс «Разминка»
Воспитатель: - Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает фишку.
***
Меня сизокрылым
Все с детства зовут.
Как символа мира
И любят, и чтут. (Голубь.)


***
Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет -
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай - ка!
Знают все, что это. (Чайка.)


***
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова.)


***
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)


***
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (Попугай.)


***
Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!

Имя птице той - … (Скворец.)


***
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется?…..(Ласточка.)


***
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона.)


***
Хохолочек на головке,
На болоте, как в столовке:
Помышляя о еде,
Ходит-бродит по воде,
Где на мели мальки кишат.
Ловит рыбок, лягушат.
Захват, бросок лягушки, ап-ля.
Жонглёр, по-видимому … (Цапля).


***
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком...(Аист.)


Второй конкурс «Не зевай-на вопросы отвечай!»


Воспитатель: - Каждая команда должна быстро ответить на десять вопросов, если не знаете ответ, говорите «дальше. Вторая команда молчит, не подсказывает. За этот конкурс вы получите столько фишек, сколько дадите правильных ответов.
Вопросы для первой команды:
1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки (Стрижи)
2. Самая маленькая птица (Королек)
3. Какая птица выводит птенцов зимой (Клест)
4. Какая птица лает как собака (Самец белой полярной куропатки)
5. Какая птица носит название писателя (Гоголь)
6. Где гнездятся скворцы кроме скворечников (в Дупле)
7. Где водятся пингвины (в Антарктиде)
8. Какие птицы самые быстрые (Стрижи)
9. Самая крупная птица в России (Дрофа)
10. Какая птица барабанит (Дятел)
Вопросы для второй команды:
1. Какая птица совершает самый дальний перелет (Полярная крачка)
2. Дышит ли птенец в яйце (Да)
3. У каких птиц поют самки и самцы (Снегири)
4. Какая птица носит название насекомого (Мухоловка)
5. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге (Нет)
6. Птица, поющая только высоко в небе (жаворонок)
7. Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? (Славка)
8. Имя какой птицы связано с лошадью? (Конёк)
9. Какая птица бегает под водой? (Оляпка)
10. Какая птица носит название танца? (Чечётка)
Третий конкурс «Живые синонимы»


Воспитатель: - Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми. Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Задание первой команде:
1. Мудрый, как … (сова)
2. Задиристый, как … (петух)
3. Вороватый, как … (сорока)
4. Важный, надутый, как … (индюк)
5. Длинноногий, как … (цапля)
6. Глазастый, как … (филин)
7. Взгляд хищный, как у … (ястреба)
8. Взгляд зоркий, как у … (сокола)
9. Нос с горбинкой, как у … (орла)
10. Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
Задание второй команде:
1. Верность... (лебединая).
2. Любовь и нежность... (голубиная).
3. Большеглазый, как... (филин).
4. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).
5. Болтать или трещать, как... (сорока).
6. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)
7. Ворковать, как... (голубь).
8. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).
9. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).
10. Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава).
Четвертый конкурс «Пословицы о птицах».


Воспитатель: - Я начинаю, а вы заканчиваете.
1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).
2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).
4. Гусь свинье (не товарищ).
5. Старого воробья (на мякине не проведешь).
6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).
7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).
8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).
9. На сорок мучеников (сорок птиц прилетают).
10. Благовещенье -(птиц на волю отпущенье).
Подведение итогов
Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты).
Воспитатель: - Нашу викторину мне бы хотелось закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
А земля без зверей - не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправить крылья раненая птица!