Биография никколо. Никколо макиавелли биография кратко

Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых – как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – Государь (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – Искусство войны (Dell"arte della guerra , 1521, написано в 1519–1520), История Флоренции (Istorie fiorentine , писалась в 1520–1525), две театральные пьесы – Мандрагора (Mandrag ol a , вероятно, 1518; первоначальное название – Commedia di Gallimaco e di Lucrezia) и Клиция (вероятно, в 1524–1525), а также новелла Бельфагор (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, и прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.

Лучшие дня

Кроме того, Государь считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в Государе предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.

Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале Государя он пишет, что самым ценным даром, который мог бы сделать, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии.

Государь – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных решений, если и кажутся продиктованными политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми и в наше время. В остальном его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также практическое влияние его сочинений на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства и методов, которые должен использовать правитель в завоевании (acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя.

Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 20-х годах 19 в. до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства.

В любом случае опасно приписывать Макиавелли идеи других эпох и мыслителей. Исследование его трудов должно начинаться с понимания того, что они возникли в контексте истории Италии, конкретнее – истории Флоренции в эпоху захватнических войн. Государь был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен. Однако при критическом его рассмотрении не следует забывать о конкретном времени написания и личности автора. Чтение трактата в этом свете поможет понять некоторые неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными. Макиавелли признает как свободу человека, так и его «фортуну», судьбу, с которой энергичный и сильный человек все же может как-то бороться. С одной стороны, мыслитель видит в человеке безнадежно испорченное существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека.

Следует также кратко упомянуть о Рассуждениях, в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей альтернативы хаосу, созданному их предшественниками во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление иноземному вторжению.

Главные темы Истории Флоренции (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

История Флоренции, отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления.

Эти качества присутствуют во всех его сочинениях, серьезных и комедийных (например, в Мандрагоре). В оценке сценических достоинств этой пьесы (ее все еще иногда играют, и не без успеха) и содержащейся в ней злой сатиры мнения расходятся. Однако Макиавелли проводит здесь и некоторые свои идеи – об успехе, сопровождающем целеустремленность, и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся и тех, кто принимает желаемое за действительное. Ее персонажи – включая одного из самых известных в литературе простаков, обманутого мессера Нича, – узнаваемы как типические характеры, хотя и создают впечатление результатов оригинального творчества. В основе комедии – живая флорентийская жизнь, ее нравы и обычаи.

Гением Макиавелли было создано и беллетристическое Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки, составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог Об искусстве войны) и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало Жизнеописание, изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя.

К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел самый пик расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике Государя; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль.

Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527.

Никколо Макиавелли краткая биография и интересные факты из жизни итальянского мыслителя, философа, писателя, политического деятеля изложены в этой статьи.

Никколо Макиавелли биография кратко

Никколо Макиавелли появился на свет в деревушке Сан-Кашано, около Флоренции, 3 мая 1469 года в обедневшей дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование. Добротно владел латинским языком, поэтому читал древних авторов в оригинале и разбирался в итальянской классике.

В 1498 году он получает должность секретаря Второй канцелярии, позже, но в этом же году – работу секретаря Совета Десяти. Макиавелли отвечал за дипломатию и военную сферу. Долгое время, целых 14 лет, мыслитель выполнял различные поручения правительства: вместе с членами посольства ездил в итальянские государства, Францию и Германию, составлял доклады и справки по действующим политическим вопросам, отвечал за переписку. Зато подобная работа, опыт дипломатической и государственной службы стали основой для последующего создания политических и социальных концепций.

Когда в 1512 году к власти пришли Медичи, Макиавелли из-за расхождения взглядов и споров уходит в отставку. Его, ярого республиканца, высылают на год из города. Спустя год мыслителя арестовывают как возможного участника заговора и пытают. Наконец Никколо помиловали и отправляют в поместье Сант-Андреа.

В имении у него был самый плодотворный период творчества. Он написал много работ на тему политической истории, философии и теории военного дела. В 1513 году была написана работа, которая увековечила его имя в мировой истории — «Государь». Лозунг этого трактата — цель оправдывает средства. В нем автор затрагивал вопросы объединения раздробленной политически Италии в одно сильное государство.

В 1520 году Папа Климент VII вызывает Никколо Макиавелли и назначает его историографом. Папа заказал ему написание истории Флоренции. Также ему принадлежит написание песен, новелл, поэм и сонетов.

В последние свои годы жизни пытался вернуться в политику, но безутешно. На весне 1527 года его кандидатура как канцлера Флорентийской республики была отклонена. А 21 июня 1527 года, пребывая в родной деревне, мыслитель и философ потерял сознание.

Знаменитые труды Макиавелли – «Государь», «Трактат о военном искусстве», «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия», комедия «Мандрагора», «История Флоренции».

Никколо Макиавелли (родился 3 мая 1469 — умер 21 июня 1527) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).

Никколо Макиавелли родился в деревне Сан Кашано рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наёмников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в течение этого беспорядочного переворота было падение Рима в 1527 году. Богатые города, типа Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.

Цель оправдывает средство.

Макиавелли Никколо

В 1494 году Флоренция восстановила Республику и удалила семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол в 1498 году.

Маккиавелли был помещён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. C 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503—1506 гг, Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале, в 1513 он был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant`Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Князь», опубликован в 1532 году). Автор военно-теоретических трудов. Типичный представитель гуманизма — светского мировоззрения эпохи Возрождения.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.

Макиавелли Никколо

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Впрочем, такие представления скорее следует отнести к исторически сформировавшемуся имиджу Макиавелли, чем к объективной реальности. Возможно, на упомянутый имидж повлиял прямой, честный подход, способность Макиавелли называть вещи своими именами, а также восприятие современников, рассматривавших его труды через призму собственных религиозных, идеалистических представлений, и приближающиеся эпохи сентиментализма и романтизма. В 21 веке труды Макиавелли едва ли покажутся циничнее любой газетной статьи. Кроме того, здесь следует учитывать человеческую психологию: люди умные внушают страх из-за своей непонятности, поэтому современные политики, работая над своим имиджем, стараются предстать понятными массам.

(1469-1527) итальянский политический деятель

Никколо Макиавелли вошел в историю прежде всего как автор двух известных политических трактатов. Но на самом деле его перу принадлежат несколько десятков сочинений, охватывающих самые разные области знания, а также художественные сочинения - комедии «Мандрагора» (1518), «Клиция» (1525) и стихотворения. Сам Макиавелли считал себя историком, а современники называли его душой Флоренции.

Никколо происходил из древнего тосканского рода, первые упоминания о котором относятся к раннему Средневековью. В IX веке Макиавелли являлись одними из самых богатых землевладельцев. Предки Никколо по отцу владели обширными поместьями и замками, расположенными в долине реки Арно.

Однако к моменту рождения сына род Макиавелли обеднел, от обширных поместий осталось только небольшое имение, так что его отец мог похвастаться лишь громким титулом. Мать Никколо принадлежала к известному купеческому роду. Во Флоренции подобный брак отпрыска древнего рода и дочери состоятельного торговца считался обычным. Никколо был младшим ребенком в многодетной семье, состоявшей из двух сыновей и двух дочерей.

Когда ему исполнилось семь лет, с ним начал заниматься домашний педагог, научивший мальчика бегло читать и писать по-латыни. Через четыре года Никколо отдали в известную флорентийскую школу П. Рончильони. Все годы учебы Макиавелли считался лучшим учеником, и учителя прочили ему блестящую карьеру в одном из университетов.

Юность Никколо пришлась на время правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Отец служил при дворе герцога, и в доме Макиавелли почти ежедневно собиралась флорентийская знать. Но денег у семьи было мало, и об учебе Никколо в университете не могло быть и речи. Чтобы дать сыну профессию, отец начал заниматься с ним юриспруденцией. Никколо оказался на редкость способным учеником и уже через несколько месяцев становится помощником отца. После внезапной смерти старшего Макиавелли, Никколо становится единственным кормильцем семьи. С помощью друзей он поступает на государственную службу.

Блестящее знание латыни и флорентийского законодательства помогло ему выдержать конкурс на должность секретаря Большого Совета. Его дальнейшая карьера была стремительной. Всего через несколько месяцев он получает должность канцлера-секретаря Совета Десяти - так назывался основной государственный орган управления всеми делами Флорентийской республики. Таким образом, в руках Макиавелли оказываются все нити как внутренней, так и внешней политики республики.

Он был канцлером более четырнадцати лет, ведал военными и дипломатическими делами республики, много раз выезжал в ответственнейшие поездки - в Ватикан к папскому престолу, в различные города Италии.

Никколо Макиавелли проявил себя и как искусный дипломат, умевший найти выход из самых неразрешимых ситуаций. По поручению французского короля, германского императора, Папы Римского он решал вопросы войны и мира, улаживал спорные территориальные проблемы, финансовые конфликты.

Казалось, что Макиавелли вошел в число известнейших политических и дипломатических деятелей начала XVI века и ничто не может помешать его дальнейшей карьере.

Но активная политическая борьба во Флоренции привела к тому, что симпатизировавший ему П. Содерини был свергнут, к власти в городе пришли представители семьи Медичи, изгнавшие со службы всех сторонников Флорентийской республики. Никколо Макиавелли схватили и бросили в тюрьму, где подвергли пыткам, но через год освободили и отправили в ссылку в родовое поместье Сант-Андреа, расположенное близ Сан-Кашано. Лишь в 1525 году он снова смог вернуться во Флоренцию.

Оказавшись в тиши и уединении, Макиавелли берется за перо и начинает работать над двумя книгами: «Рассуждением о первой декаде Тита Ливия» (1513-1521) и трактатом «Государь» (1513).

В первой из них Никколо Макиавелли формально анализирует историю Рима, но на самом деле не столько разбирает сочинение известного историка, сколько излагает собственные взгляды на проблемы государственного устройства современного ему общества. Книга стала итогом многолетних наблюдений и раздумий. Макиавелли объявляет Флоренцию наследницей Римской республики. Он считает республиканский Рим идеальным образцом государства, в котором должны быть противники и сторонники существующей системы.

Весьма своеобразны его взгляды на место религии в обществе. Он считает, что древнеримская религия лучше соответствует республиканской системе правления, чем громоздкая бюрократическая машина, существовавшая в Ватикане. Правда, он не сомневается в самих основах католицизма, его критике подвергаются лишь люди, которые служат церкви. Макиавелли впервые открыто пишет о том, что именно политика папского престола способствует усилению раздробленности Италии. Конечно, такую книгу он не мог напечатать на родине, поэтому посылает рукопись друзьям во Флоренцию и продолжает работать над трактатом «Государь».

Исследователь анализирует роль и место главы государства в системе управления, рассматривает различные формы правления, от авторитарных до демократических, и приходит к выводу, что в любом случае ключевую роль играют личность и поведение правителя.

Впервые в европейской истории Никколо Макиавелли показывает, что самой жизнеспособной формой является так называемая «стата», большое независимое централизованное государство. Он рассматривает поведение правителя и приходит к выводу, что любая власть неизбежно связана с теми или иными проявлениями жестокости. Макиавелли считает подобные проявления закономерными, но одновременно предостерегает правителей от чрезмерно больших жертв. Он убежден в том, что любой правитель обязан уважать сограждан и заботиться об их процветании. Интересно, что Макиавелли впервые проанализировал личные качества, которыми должен обладать правитель. В частности, он считал,

что правитель должен быть двуличен, чтобы скрывать ненависть к врагам под маской радушного хозяина своей страны.

Правитель должен всегда проявлять решительность. Чтобы народ сплотился вокруг него, необходимо поставить простую и реалистическую цель. При этом отнюдь не важно, чтобы она была реально достижима. Во имя ее достижения не следует останавливаться ни перед какими средствами. Если цель «исторически прогрессивна, национально оправданна, решает основную проблему эпохи, устанавливая порядок, то народ забывает средства ее достижения».

Никколо Макиавелли придавал большое значение связи политического состояния общества с методами осуществления государственной власти. Он показал, что для устойчивости системы важно соблюдать складывающиеся в народном сознании представления, традиции, стереотипы. Другими словами, сила любого государства - в опоре на массы.

Интересны рассуждения Макиавелли о так называемой политической элите. Он выделяет два типа - «элиту львов» и «элиту лис». Для первой характерно жесткое авторитарное движение к цели. Для второго - компромиссное лавирование. Основные конфликты, пишет Макиавелли, разворачиваются между элитой имеющей власть и элитой рвущейся к власти.

Одновременно как историк Никколо Макиавелли дает аналитическую картину существования тоталитарных режимов, указывая на возможность их появления в той или иной ситуации. По сути, в книге Макиавелли были заложены основы политологии - науки, появившейся лишь много веков спустя. Трактат «Государь» был настольной книгой многих политических деятелей. Известно, что его читали и Наполеон, и Черчилль, и Сталин.

Как и предыдущая книга, трактат стал расходиться в многочисленных рукописях. Вскоре с ним знакомятся при дворе Медичи. Официальная реакция оказалась неожиданной: Макиавелли пригласили во Флоренцию и предложили государственный пост. Он становится советником при дворе герцога.

Почти еженедельно Никколо Макиавелли выступает в знаменитой «Академии Медичи», где делает доклады на темы возможного политического и общественного устройства Флоренции. Он старается пропагандировать свои взгляды и пишет «Записку о государственном строе во Флоренции», где пытается убедить политического и духовного правителей предоставить больше власти торгово-промышленным группам. Работа попадает сначала к герцогу, а затем к Папе Льву X. Папа благосклонно отнесся к труду Макиавелли и даже пригласил его в Ватикан, чтобы прояснить, что же тот конкретно собирается делать.

Ученый становится советником Папы. Он проводит в Ватикане чуть более года, а затем возвращается на родину, поскольку флорентийские власти поручают ему написать историю Флоренции.

Одновременно он занимается дипломатической работой. Его назначают представителем Флоренции на выборах генерала ордена миноритов. Макиавелли блестяще справляется с поручением, но отказывается от последовавшего вскоре предложения. Он больше не хочет занимать должность секретаря правительства, считая, что только независимость позволит ему сохранить беспристрастную позицию историка.

Работа над «Историей Флоренции» потребовала от Макиавелли трех лет напряженного труда. Только в середине 1525 года он посылает первые восемь книг Папе Римскому Клименту VII. Получив его одобрение, Никколо Макиавелли продолжает работу, но в это время флорентийское правительство начинает войну с миланским герцогством, мечтавшим подчинить Флоренцию своей власти.

Макиавелли принимает активное участие в организации обороны города: занимается набором ополченцев, разрабатывает план обороны городских стен. По его рекомендации в городе учреждается специальная милиция, охраняющая порядок.

Однако вскоре междоусобная война между Миланом и Флоренцией затихает - на территорию Италии вторгаются союзные испано-немецкие войска.

В ноябре 1526 года в качестве военного советника Дж. Медичи, Никколо Макиавелли присутствует на битве при Говерноло. Разгром римских войск и гибель Дж. Медичи вызывают подъем республиканских настроений во Флоренции.

Тем временем Макиавелли продолжает выполнять обязанности военного советника и переезжает в городок Чиви-та-Веккиа, где поступает в распоряжение адмирала Дориа, командовавшего итальянским флотом. Когда Макиавелли узнает, что во Флоренции началось восстание, он бросает все дела и спешит назад.

Он полагал, что только своим присутствием он может принести максимальную пользу республике. Однако после приезда Макиавелли неожиданно заболевает и через несколько дней умирает от желудочного кровотечения.

Его похороны собрали практически всех жителей города. По их требованию прах Никколо Макиавелли был погребен во флорентийском соборе Санта-Кроче рядом с другими выдающимися земляками - Боккаччо, Петраркой.

Сочинения Макиавелли не были забыты, в 1531 году в Италии выходят из печати оба трактата ученого и сборник его литературных произведений. Так постепенно они становятся достоянием научной и широкой общественности.

Традиционно сложилось два восприятия творческого наследия Макиавелли. С одной стороны, в нем видят сторонника тоталитарного режима, искавшего выход из сложившейся ситуации в сильной коллективной воле, которую и мог бы сформировать волевой и сильный государь. Другие видят в Никколо Макиавелли опасного бунтовщика, способного возражать властителям мира сего, не принимать условия их игры и в то же время верно служащего тем, кого он почитал. Не случайно в царской России его книги неоднократно запрещали к изданию, и в СССР он практически не издавался.

С течением времени имя Макиавелли стало восприниматься как символ - настолько масштабными оказались проблемы, поставленные им. В XVI-XVII веках к нему обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке - за разъяснением методов и приемов государственного управления. Для историков XIX века Никколо Макиавелли был авторитетным хронистом, а в XX веке к нему обращались как к классику политической социологии. Но никто не оспаривал значение Макиавелли как первого из плеяды выдающихся мыслителей рубежа Нового времени - Жана Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Вико, которые в разных странах создали науку политологию.

О заслугах Никколо Макиавелли перед родной Италией и историей в целом можно писать и говорить бесконечно. Политик, мыслитель и писатель оставил после себя неповторимый трактат, пьесы, рассуждения, лирические произведения. На надгробии Макиавелли написано:

«Никакая эпитафия не выразит величия этого имени».

Детство и юность

В биографии Макиавелли не так много фактов о родителях и детских годах. Родился Никколо в 1469 году, 3 мая. Жил с семьей в деревне Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза (Флоренция). Мать Бартоломмеи ди Стефано Нели воспитывала четырех детей: Примаверу, Маргариту, Никколо и Тотто. Отец семейства, Бернардо ди Никколо Макиавелли, работал адвокатом.

Фамилия Макиавелли одна из древнейших и знатных в Тоскане, однако титул не влиял на материальное положение. Семья адвоката жила бедно. Образование позволило юноше изучать классику на латинском и итальянском языках (Тит Ливий, Иосиф Флавий, Феодосий Макробий). Древнегреческого языка Никколо не знал, но изучал труды , Фукидида, Полибия в латинском переводе.

В биографии Никколо Макиавелли не много эпизодов из детства. Сам мыслитель писал, что в юношестве заинтересовался политикой и не оставался равнодушным к политической ситуации в стране. Из памятных событий: нашествие на Италию Карла VIII, семья Медичи в изгнании, управленческие взгляды реформатора и монаха Джироламо Савонаролы.


Кстати, в письме, предназначенном Рикардо Бекки (посол из Флоренции в Риме), Макиавелли критично отзывался о действиях Савонаролы.

После изгнания Пьеро ди Лоренцо Медичи, правителя Флоренции (сын государственного деятеля Лоренцо Великолепного), по факту государственной измены во главе Флоренции оказался Савонарола с республиканскими убеждениями. Политика нового правителя Макиавелли не устраивала.

Литература

Жизнь и творчество Никколо Макиавелли пришлись на неспокойную эпоху Возрождения: Папа Римский имел возможность владеть армией, а у власти итальянских городов пребывали иностранные государства (Франция, Испания, Священная Римская империя). Часто сменялись союзы, наемники переходили на сторону врага, а власть менялась раз в несколько недель, пал Рим.


В 1498 году Макиавелли начал служить государству в качестве секретаря и посла и сохранил за собой лидерство после казни Савонаролы. С 1502 года мыслитель наблюдал за эффективными способами градоустройства политического деятеля . Хоть попытка основать собственное государство в центральной Италии и потерпела фиаско, Макиавелли открыто восхищался методами политика.

Жестокий и твердый в решениях Борджиа умело искал выгоду в любой ситуации, хладнокровно исполнял задуманное. Эта политика совпадала со взглядами Макиавелли. В некоторых исторических справках существуют авторитетные мнения, что за год тесного общения с Чезаре Борджиа у Никколо зародилась идея об управлении государством, несмотря на моральные устои. Тогда и берет начало становление учения о государстве, отраженное позже в трактате «Государь».


В эпоху Возрождения, во времена научных открытий набирает обороты развитие натурфилософии. Средневековые взгляды и идеи уходят на второй план, уступая место новым учениям. Велико влияние теорий , и Кузанского. Теперь Бог отождествлен с природой.

Политические перевороты и научные достижения не могли не сказаться на произведениях Макиавелли. В 1513 году политик попал под арест как соучастник заговора против Медичи. Вину так и не доказали, Макиавелли оказался на свободе. В это время он начинает трудиться над трактатами.


«Государь» - не огромная многотомная работа, а небольшая книга, которая сделала имя Никколо Макиавелли бессмертным. В этом трактате выражена главная идея итальянского политического деятеля: сила и холодный расчет превыше моральных ценностей у государственного деятеля. Во имя достойной цели, несущей благо, мораль уходит на второй план.

Книга увидела свет только после смерти автора. У современников и многих историков складывалось впечатление о Макиавелли как о грозном беспринципном тиране. Однако есть и сторонники взглядов мыслителя, которые считают его демократичным. Политическая антропология Макиавелли подразумевает политика как человека с преобладанием животного начала, способного во благо себя и народа забыть об этике и морали.


«Государь», написанный примерно в 1513 году (точных данных об этом нет), представляет собой руководство по управлению государством с подробным описанием, как удержать и применить власть. Впервые государь рассматривался как личность.

Произведения Никколо Макиавелли – неповторимый вклад в социологию и политологию. Итальянский мыслитель первым выдвинул идею о том, что каждый мужчина обязан нести военную службу. Об этом – в работе «О военном искусстве».


Помимо трактатов о государственной власти и политике, у Макиавелли есть и другая литература. В 1518 году написана комедия La Mandragola («Мандрагора»). В 1965 году вышла экранизация «Мандрагоры» о хитром Каллимахе, который возжелал жену юриста Никия. Лукреция недоступна и горда. Но в семье адвоката горе: супруг красавицы бесплоден. Каллимахе обещает вылечить болезнь корнем мандрагоры и хитростью добивается совместной ночи с Лукрецией.

Труды Никколо Макиавелли основаны исключительно на опыте и наблюдении. Проповедовать жизненную философию, считал мыслитель, можно только объективно и логически. Работы итальянского философа давно разобраны на цитаты и афоризмы. Сложно переоценить его вклад в историю.

Личная жизнь

Зимой 1501 года действующий дипломат Макиавелли приехал во Флоренцию с очередной государственной миссией. Там и выбрал в жены Мариетту Ди Луиджи Корсини, девушку из небогатой семьи.


Этот брак был взаимовыгодным, направленным, прежде всего, на улучшение благосостояния двух семей. Однако отношения у супругов складывались теплые. Мариетта родила ему пять детей.

Однако это не мешало политику в заграничных поездках заводить многочисленные романтические связи с другими женщинами.

Смерть

Никколо Макиавелли посвятил жизнь карьере и политике, грезил о процветании Флоренции. Однако ни одно из ожиданий не оправдалось. В 1527 году испанцы разграбили Рим, а сменившаяся власть больше не нуждалась в Макиавелли.

Эти события пошатнули здоровье мыслителя. В июне 1527 года Никколо умер. Смерть наступила в Сан-Кашано (поблизости от Флоренции). Где находится захоронение итальянца, никто точно сказать не может. Однако во Флоренции, в церкви «Святого креста», есть надгробие в память о Макиавелли.


Надгробие Никколо Макиавелли в церкви «Святого креста», Флоренция

В 2012 году был снят памятный документальный фильм в память о Никколо Макиавелли.

Кроме того, личность великого итальянца упоминается в фильмах и сериалах. Среди них: «Жизнь Леонардо да Винчи», «Борджиа», «Никколо Макиавелли – принц политики». Имя Макиавелли остается бессмертным в художественной литературе ( «Тогда и теперь», Хорхе Молист «Хранитель секретов Борджиа»).

Библиография

  • 1499 – Discorso sopra le cose di Pisa
  • 1502 – «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны»
  • 1502 – «Описание того, как избавился герцог Валентино от Виттеллоцо Вителли Оливеретте Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини»
  • 1502 – Discorso sopra la provisione del danaro
  • 1513 – «Государь»
  • 1518 – «Мандрагора»
  • 1520 – Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze
  • 1531 – «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»